ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Волковская Е.А.
Волковская Екатерина Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, станица Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. (В.А. Сухомлинский). Ключевые слова: дети, родители, речь, экология.
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Ребенок - дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребёнка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и тут помогает игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связного высказывания. Для повышения эффективности экологического воспитания используются экологические игры. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы».
Экологические игры бывают: ролевые, дидактические, имитационные, соревновательные, игры-путешествия.
Ролевые игры. Например, игра «Строительство города». Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, экологические викторины, «Поле чудес» и т. д. Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия.
Дидактические игры: «Кто где, живет?», «Летает, бегает, прыгает», «Живое - не живое», «Птицы-рыбы-звери», «Что потом?», «Выбери правильно дорогу» и т.д.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно -оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Игра «Какого животного не стало?»
Содержание игры: На столик выставляется четыре или пять игрушек (животное или картинка). Дети их запоминают. Логопед предлагает детям закрыть глазки и убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и вспоминают, какое животное исчезло. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество животных на столе.
Игра «Чудесный мешочек»
Содержание игры: В мешочке находятся картинки: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают корм для зверей. Угадывают, для кого он предназначен, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
Игра с мячом «Я знаю»
Содержание игры: Дети становятся в круг, в центре - логопед с мячом. Логопед бросает мяч и называет животное. Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю детеныша, например, волка - волчонок» и возвращает мяч. Игра « Кто, где живет?»
Содержание игры: У логопеда картинки с изображением животных, а у детей - с изображением мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Логопед показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает с его картинкой, «поселяет» у себя, показав карту логопеду.
Расширяя представление о природе на логопедических занятиях, важно воспитывать у детей гуманное отношение к живому, побуждая к эстетическим переживаниям, связанным с природой. При этом решаются следующие задачи:
- обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;
- воспитывать эстетические чувства к родной природе;
- формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам;
- учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.
Список литературы
1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 1998.
2. Зотов В.В. Лесная мозаика. М.: «Просвещение», 1993.
3. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.