Научная статья на тему 'Экологическое воспитание детей дошкольного возраста'

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1675
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОД КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / РАЗНОВИДНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргаполова Елена Олеговна, Пядышева Людмила Петровна

Раскрывается важность экологического воспитания в дошкольном возрасте. Разработан и применен на занятиях метод кейс-технологии, проведен анализ результатов. Данный метод может быть использован в дошкольных учреждениях для закладывания правильных основ взаимодействия с природой, когда при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргаполова Елена Олеговна, Пядышева Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

УДК 373.21

Е.О. Каргаполова, Л.П. Пядышева Омская гуманитарная академия

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрывается важность экологического воспитания в дошкольном возрасте. Разработан и применен на занятиях метод кейс-технологии, проведен анализ результатов. Данный метод может быть использован в дошкольных учреждениях для закладывания правильных основ взаимодействия с природой, когда при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Ключевые слова: экологическое воспитание, метод кейс-технологии, разновидность исследовательской аналитической технологии, педагогический эксперимент, уровень сформированности экологических знаний.

Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды рассматривалась с различных точек зрения на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня педагогические учения, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности [1, с. 34].

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Достижением первых семи лет жизни является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в основу теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте [1, с. 8].

Последнее десятилетие ХХ в. можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством [2, с. 105].

Экологическое образование осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Сегодня идет поиск новых форм, методов, используемых в экологическом воспитании детей. При этом среди методов, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности, развивать способность ребенка справляться с новыми проблемами в постоянно меняю-

щемся мире, действовать в новых, непривычных ситуациях, особое место занимает метод кейс-технологии [3].

Название «кейс-технология» произошло от латинского casus - «запутанный, необычный случай»; а также от английского case - «портфель», «чемоданчик». Кейс-технология -это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией [4, с. 103].

Дети во время работы над конкретным случаем (кейсом) находятся не в пассивной роли получателя информации. Как правило, группы разбиваются на более мелкие и более активные подгруппы, состоящие из трех-пяти человек. В этих маленьких группах изучают материалы и разрабатывают предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются. Для продуктивной работы в группах дети должны придерживаться следующих правил:

- активно принимать участие в высказывании идей и обсуждении;

- терпимо относиться к мнениям других участников;

- не прерывать высказывающего, давать ему возможность полностью высказаться;

- не повторяться;

- помнить, что каждый участник имеет равные права;

- не навязывать своего мнения другим;

- четко формулировать свое окончательное мнение.

Одной из технологических особенностей кейс-технологии является то, что она представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, то есть включает в себя операции исследовательского процесса.

В работе над кейсами используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности детей. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не центральное место. Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления:

1) видеть проблемы;

2) выдвигать гипотезы;

3) задавать вопросы;

4) давать определения понятиям;

5) наблюдать;

6) проводить эксперименты;

7) высказывать суждения.

Для более комплексного исследования проблемы экологического воспитания дошкольников в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе анализа уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста использована методика О.Соломенниковой «Определение уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста».

Педагогический эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Красноусовский детский сад» Тюкалинского района Омской области, проходил в три этапа:

- констатирующий эксперимент;

- формирующий эксперимент;

- контрольный эксперимент.

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дошкольников старшей группы, составляющих экспериментальную группу.

Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года;

5) отношение к миру природы.

Результаты диагностики уровня экологической воспитанности старших дошкольников представлены на рис. 1.

14

12

10

Уровень сформированности экологических знаний и отношение к миру природы, баллы

„г

^ о*

.¿г

<8 V

/

#

I?

,чеГ

_сЯ

jP

уровень экологичесих знаний детей

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента

Уровень сформированности экологических знаний дошкольников о мире животных средний (9,5 балла). Дети, вошедшие в эту группу, в процессе выявления уровня сформированности экологических знаний о мире животных допускали незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда аргументировали свой выбор, в основном соотносили представителей фауны со средой обитания, знали характерные признаки, но иногда допускали неточности в ответах.

Уровень сформированности экологических знаний дошкольников о растительном мире средний (8,6 балла). Дети иногда допускали незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов, в основном правильно выделяли группы предлагаемых растений, иногда затруднялись аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называли условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, рассказыва-

8

6

4

2

0

ли, как правильно ухаживать за ними. Проявляли интерес и эмоционально выражали свое отношение к комнатным растениям.

Уровень сформированности экологических знаний дошкольников о неживой природе средний (10,9 балла). Дети в основном правильно называли отличительные характеристики объектов неживой природы.

Уровень сформированности экологических знаний дошкольников о временах года средний (11,6 балла). Дети правильно называли времена года. Иногда затруднялись назвать их в нужной последовательности. В основном знали характерные признаки каждого времени года, но иногда допускали незначительные ошибки.

Уровень сформированности экологических знаний дошкольников по отношению к миру природы средний (9,4 балла). Дети отвечали на поставленные вопросы, в основном знали, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы, иногда не понимали взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

Общий уровень сформированности экологических знаний дошкольников - средний. Средняя оценка в баллах по группе - 10,0 из 14 возможных.

Таким образом, результаты диагностики показали, что в основном дети владеют знаниями о неживой природе и о временах года, испытывают затруднения в разделе о животных (9,5), о растительном мире (8,6), отношение к миру природы (9,4). Необходимо разработать мероприятия по повышению уровня знаний по этим разделам.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, с целью обогащения экологических знаний дошкольников и формирования у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам был разработан пакет кейсов экологической направленности.

Тематика кейсов определяется рядом конкретных зависимостей, доступных пониманию и усвоению старшими дошкольниками.

Внедрение метода кейс-технологии в экологическое воспитание детей предполагает прохождение следующих этапов:

1-й этап - подготовительный:

- Знакомство с теоретической и практической сущностью кейс-метода.

- Создание системы работы. Определение целей и задач по внедрению кейс-технологии в экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

- Проведение диагностики для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.

2-й этап - разработка и применения кейс-технологии в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

3-й этап - подведение итогов (рис. 2).

Уровень сформированности экологических знаний и отношение к миру природы представлен на рис. 2.

По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников (рис. 3).

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в контрольном эксперименте показывает:

1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился (см. рис. 3). Дети старшего дошкольного возраста, показавшие в констатирующем эксперименте низкие результаты, в контрольном эксперименте показали средний уровень сформированности экологических знаний.

2. В результате проведенного формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников улучшились. Кроме того, заметно изменилось отношение детей старшего дошкольного возраста к природным объектам. В процессе непо-

средственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях живой и неживой природы.

Уровень сформированности экологических знаний

и отношение к миру природы, баллы

14 13

12,3

11 р; I

12 10 8 6

4

2 ■ уровень

экологичесих

0 знаний детей

14 12 10 8 6 4 2 0

Рис. 2. Результаты контрольного эксперимента -13

11,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12,3

11,1

,5 10'5

86

11,4

11,8

4 10

S / J f / /

/// / / / / / / / //

/ / / ' '

s

Рис. 3. Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы в экспериментальной и контрольной группах, баллы

Таким образом, результаты сравнения диагностик до и после проведения формирующего эксперимента показали, что разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников и применения кейсов на занятиях и в повседневной жизни достаточно эффективен.

Библиографический список

1. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях / Н.А. Рыжова. - М. : Карапуз, 2008. - 48 с.

2. Грецова, В.Т. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе / В.Т. Грецова. - М. : Лайда ; Академия, 2011. - 123 с.

3. Сватова, Т.А. Индивидуализация самообразования педагогов на основе кейс-технологий как условие обеспечения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Т.А. Сватова, С.Н. Обухова. - М. : Карапуз, 2008 - 88 с.

4. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М. : Академия, 2008. - 368 с.

E.O. Kargapolova L.P. Pyadysheva Omsk Academy of the Humanities ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN This article explains the importance of environmental education is at preschool age. Developed and applied in the classroom method of case-based technologies, the analysis results. This method can be used in the preschool for the basics of giving a correct interaction with nature, adults help the child understand the nature of how important value for all people

Key words: environmental education, the method of case-based technologies, a variety of analytical research technology, pedagogical experiment, the level of development of ecological knowledge.

References

1. Ryzhova N.A. Environmental education in preschool. Moscow, 2008, 48 p.

2. Gretsova V.T. Education from preschool children a positive attitude towards nature. Moscow, 2011, 123 р.

3. Svatova T.A. Obukhova S.N. Customization self teachers on the basis of case - technology as a condition for the quality of the educational process in preschool educational institution. Moscow, 2008, 88 p.

4. Polat E.S. Modern teaching and information technology in the education system. Moscow, 2008, 368 p.

© Каргаполова Е.О., Пядышева Л.П., 2014

Авторы статьи:

Елена Олеговна Каргаполова, кандидат биологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия; Людмила Петровна Пядышева, студентка, Омская гуманитарная академия.

Рецензенты:

Е.В. Бурмистрова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет; Л.В. Поселягина, кандидат педагогических наук, доцент. Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.