Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАВОПОРЯДКАХ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАВОПОРЯДКАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
842
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экологическое страхование / экологическая безопасность / экологический риск / негативное воздействие на окружающую среду / охрана окружающей среды / экологическое законодательство / environmental insurance / environmental safety / environmental risk / negative impact on the environment / environmental protection / environmental legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И. П. Кожокарь

в статье рассматривается один из основных финансовых инструментов экологической безопасности – экологическое страхование, уделяется внимание основам развития этого вида страхования в зарубежных правопорядках, в том числе в США, Китае и европейских странах. Кроме того, в статье подробно исследуется Модельный закон об экологическом страховании, анализируется существующая в России нормативная основа экологического страхования, в том числе ст. 18 Закона № 7‑ФЗ, Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, федеральные законы, предусматривающие обязательное страхование гражданской ответственности в отношении некоторых объектов, связанных с негативным воздействием на окружающую среду. Автором также проводится классификация актов, содержащих термин «экологическое страхование», на акты, специально посвященные экологическому страхованию, стратегические и концептуальные, анализируются иные акты, косвенно затрагивающие экологическое страхование. Сделан вывод о необходимости принятия Федерального закона «Об экологическом страховании», основанного на концепции страхования риска гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный окружающей среде и потерпевшим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental insurance in Russia and foreign legal systems

the article considers one of the main financial instruments of environmental safetyenvironmental insurance. Attention is paid to the basics of the development of this type of insurance in foreign legal systems, including in the USA, China and European countries. In addition, the article examines in detail the Model Law on Environmental Insurance. The normative basis of environmental insurance existing in Russia is considered: including art. 18 of Law No. 7-FZ, the Model Regulation on the Procedure for Voluntary Environmental Insurance in the Russian Federation, as well as federal laws providing for mandatory civil liability insurance in respect of certain objects associated with a negative impact on the environment. The author also classifies acts containing the use of the term “environmental insurance” into acts specifically dedicated to environmental insurance; strategic and conceptual acts. Other acts indirectly affecting environmental insurance are analyzed. It is concluded that it is necessary to adopt the Federal Law of the Russian Federation “On Environmental Insurance”, based on the concept of insurance of the risk of civil liability for damage caused to the environment and victims.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАВОПОРЯДКАХ»

• ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ •

И. П. Кожокарь,

доктор юридических наук, доцент, заведующий сектором философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН

I.P. Kozhokar,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department ofPhilosophy ofLaw, History and Theory of State and Law

DOI:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ

И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАВОПОРЯДКАХ о

§

Аннотация: в статье рассматривается один из основных финансовых ин- |

струментов экологической безопасности - экологическое страхование, уделяется £

внимание основам развития этого вида страхования в зарубежных правопорядках, §

в том числе в США, Китае и европейских странах. Кроме того, в статье подробно

исследуется Модельный закон об экологическом страховании, анализируется суще- "о

ствующая в России нормативная основа экологического страхования, в том числе о

ст. 18 Закона № 7-ФЗ, Типовое положение о порядке добровольного экологического |

страхования в Российской Федерации, федеральные законы, предусматривающие I

обязательное страхование гражданской ответственности в отношении некоторых ^

объектов, связанных с негативным воздействием на окружающую среду. Автором ^

также проводится классификация актов, содержащих термин «экологическое I

страхование», на акты, специально посвященные экологическому страхованию, стра- и

тегические и концептуальные, анализируются иные акты, косвенно затрагивающие

экологическое страхование. Сделан вывод о необходимости принятия Федерального

закона «Об экологическом страховании», основанного на концепции страхования I

риска гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный окружающей I

среде и потерпевшим. о

00

Ключевые слова: экологическое страхование, экологическая безопасность, эколо- § еский риск, негативное воздействие н среды, экологическое законодательство.

1

гический риск, негативное воздействие на окружающую среду, охрана окружающей "о

Environmental insurance in Russia 101

and foreign legal systems

Abstract: the article considers one of the mainfinancial instruments of environmental

O

safety - environmental insurance. Attention is paid to the basics of the development of this ^ type of insurance in foreign legal systems, including in the USA, China and European | countries. In addition, the article examines in detail the Model Law on Environmental "S Insurance. The normative basis of environmental insurance existing in Russia is considered: including art. 18 of Law No. 7-FZ, the Model Regulation on the Procedure for Voluntary Environmental Insurance in the Russian Federation, as well as federal laws providing

for mandatory civil liability insurance in respect of certain objects associated with a negative impact on the environment. The author also classifies acts containing the use of the term "environmental insurance" into acts specifically dedicated to environmental insurance; strategic and conceptual acts. Other acts indirectly affecting environmental insurance are analyzed. It is concluded that it is necessary to adopt the Federal Law of the Russian Federation "On Environmental Insurance", based on the concept of insurance of the risk of civil liability for damage caused to the environment and victims.

Keywords: environmental insurance, environmental safety, environmental risk, negative impact on the environment, environmental protection, environmental legislation.

Обеспечение экологической безопасности возможно лишь в результате применения системы специальных правовых и финансовых инструментов, создающих дополнительные гарантии возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Одним из инструментов этой системы является экологическое страхование. Актуализация .о данного инструмента происходит вследствие развития промышлен-

со ности, неизбежным последствием которого выступают аварии и чрез-S

^ вычаиные ситуации, в результате которых причиняется вред имуще-g ственным интересам соответствующих хозяйствующих субъектов, со а также государству и третьим лицам. Ярким примером таких аварий со стала катастрофа на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г., наглядно продемонстрировавшая необходимость более от-^ ветственного подхода к обеспечению экологической безопасности.

Привлекательность экологического страхования заключается jj не только в том, что потенциальный субъект, осуществляющий не-jj гативное воздействие на окружающую среду, будет освобожден § от последствий несения им гражданско-правовой ответственности ^ за причиненный ей вред, поскольку эти последствия будут вменены «5 страховой компании, но еще и в том, что страховые правоотношения о порождают систему обратных стимулов к мониторингу состояния g оборудования, к применению наилучших доступных технологий, к об-С новлению того технического оборудования, которое не соответствует требованиям экологической безопасности. То есть страховщик тем 102 самым мотивирует предпринимателя к осуществлению хозяйству -ющей деятельности, соответствующей установленным нормативам CV и требованиям по обеспечению экологической безопасности. ® Одной из стран с самым высоким спросом на экологическое ^ страхование являются США, законодательство которых отличается жесткими предписаниями, адресованными хозяйствующим субъектам, чья деятельность может представлять потенциальный риск для окружающей среды. Так, законодательство об экологической ответственности действует в США (речь идет о Законе США «О комплексном

реагировании, компенсации и ответственности за ущерб окружающей сред») на протяжении более 30 лет. За такой срок сформировалась и соответствующая правоприменительная практика, демонстрирующая достаточно жесткий подход к причинителям вреда, которые несут объективную солидарную ответственность, имеющую обратную силу. Кроме жесткого подхода к ответственности хозяйствующего субъекта в США факт наличия страхового полиса, имеющего достаточную для возмещения предполагаемых убытков сумму покрытия, влияет и на сам бизнес: акционеры инвестируют преимущественно в те корпорации, которые осуществляют экологическое страхование своей деятельности. Это именуется системой экологического менеджмента или на языке оригинала - EMS.

Что касается европейских стран, то в них экологическое страхо- g вание не столь популярно, как в США, однако принятие Директивы § № 2004/35/СЕ Европейского парламента и Совета Европейского Союза I «Об экологической ответственности, направленной на предотвраще- §

ние экологического ущерба и устранение его последствий» [1] оказало §

й

активизирующее воздействие на рост спроса на страховые продукты, |

в том числе на договор экологического страхования. Подчеркнем, что §

указанная Директива распространяется только на случаи возмещения I

вреда, причиненного окружающей среде. "

Интересно также отметить, что в европейских странах относи- §

тельно невысокий спрос на соответствующие страховые продукты |

обусловлен и относительно низким предложением соответствующих §

услуг. Очевидно, что экологическое страхование - достаточно слож- 1

ный страховой продукт, требующий предварительного, тщательно- |

го, комплексного и профессионального исследования страхователя й

на предмет потенциальных рисков, которые несет его хозяйственная §

§

деятельность. Далеко не все страховые организации имеют достаточ- §

ную инфраструктуру для проведения предварительной оценки, а также |

запас собственных средств на случай необходимости возмещения со- 2 ответствующего вреда окружающей среде. Опыт европейских стран

показывает, что страховщики, продвинувшиеся в этом направлении, 103

предлагают страхователям весьма интересные превентивные инстру- s

менты, влияющие на размер страховой премии. То есть экологическое b

страхование как финансовый инструмент обеспечивает интересы част- §

ных лиц - хозяйствующих субъектов, а как превентивный инструмент g

охраны окружающей среды - публично-правовые интересы. g

Добавим, что сложность прогнозирования экологических рисков обусловлена объективной непредсказуемостью того реального ущерба, который может быть причинен окружающей среде, ее отдель-

ным компонентам, а также экосистемам, особенно в долгосрочной перспективе.

Кроме США и европейских стран в вопросах экологического страхования серьезно преуспел Китай, ставший по итогам 2015 г. третьей страной в мире по величине страхового рынка [2]. В Китае сделан акцент на добровольном экологическом страховании, именно к нему призывают власти этого государства. Здесь пользуется популярностью договор комплексного экологического страхования, поскольку договор страхования ответственности не покрывает ущерба, причиненного окружающей среде.

Заметим, что опыт зарубежных стран наглядно демонстрирует появление отдельного вида страхования - экологического страхования, которое занимает самостоятельное место среди иных видов страхования. Как известно, в Российской Федерации система экологического .о страхования на сегодняшний день отсутствует. Можно лишь констати-со ровать, что основы такой системы заложены в природоохранительном законодательстве, однако о самостоятельности данного финансового » инструмента обеспечения экологической безопасности говорить не оа приходится. По этому поводу Е.В. Новикова, отстаивая необходимость оа развития в Российской Федерации системы экологического страхо-2 вания, отмечает, что оно должно стать самостоятельным институтом ^ экологического права [3].

^ В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 10 января 2002 г. 55 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) [4] X «экологическое страхование осуществляется в целях защиты иму-§ щественных интересов юридических и физических лиц на случай ^ экологических рисков». При этом ни в указанной статье, ни в ст. 1 «5 Закона № 7-ФЗ, которая содержит довольно внушительный категори-о альный аппарат, нет легальной дефиниции термина «экологическое ^ страхование». Давая оценку норме п. 1 ст. 18 Закона № 7-ФЗ, важно С иметь в виду, что понятие «экологический риск» необходимо толковать ограничительно: российское законодательство регулирует только те 104 риски, которые возникают в результате антропогенного воздействия. В то же время при широком подходе к пониманию термина «эколо-(V гический риск», под ним имеются в виду случаи как антропогенного, ® так и природного воздействия (например, ураганы, землетрясения, ^ оползни).

Согласно п. 2 ст. 18 Закона № 7-ФЗ «в Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование». Однако в отдельных законах встречается упоминание обязательного страхования гражданской ответственности в отно-

шении некоторых объектов, связанных с негативным воздействием на окружающую среду. Так, речь идет об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения [5], об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте [6], о страховании ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую среду

[7]. Перечисленные случаи страхования регулируются отдельным федеральным законом - Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее по тексту - Закон № 225-ФЗ) §

[8]. Сфера применения названного Закона ограничивается аварией § на опасном объекте. Объектом такого страхования выступают иму- | щественные интересы владельца опасного объекта. Подчеркнем, что § в Законе № 225-ФЗ речь идет о возмещении вреда, причиненного § потерпевшим, а не окружающей среде. 1!

В п. 3 ст. 18 Закона № 7-ФЗ содержится отсылочная норма: § «Экологическое страхование в Российской Федерации осуществля- I ется в соответствии с законодательством Российской Федерации». " Между тем отдельного федерального закона, посвященного эколо- § гическому страхованию, в Российской Федерации нет. По этому по- | воду Е.В. Новикова справедливо пишет: «Следует признать, что ЭС § существует лишь в доктринальным виде для учебников и монографий 1 по праву и экономике» [9]. |

Следует обратить внимание еще на одну проблему правового й регулирования экологического страхования в Российской Федерации. Речь идет о неопределенности отнесения вопроса об экологическом § страховании к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов либо к вопросам исключительной компетенции 5 Российской Федерации. Так, в ст. 72 Конституции РФ [10] отмечается, что природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение 105 экологической безопасности является вопросом совместного веде- х ния Российской Федерации и субъектов РФ. В то же время согласно Ь ст. 71 гражданское законодательство находится в ведении Российской § Федерации. Соответственно, остается определиться с отраслевой при- § надлежностью экологического страхования. Институт страхования как таковой отличается гражданско-правовой отраслевой принадлежностью, однако экологическая специфика исследуемого нами вида страхования заставляет усомниться в его чисто гражданско-правовой

природе. Поэтому следует сделать вывод о межотраслевой правовой природе экологического страхования.

Заметим, что термин «экологическое страхование» упоминается в ряде нормативных актов, которые можно сгруппировать в три подгруппы:

■ акты, специально посвященные экологическому страхованию: в этой группе только один действующий акт, а именно принятое 3 декабря 1992 г. Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации (далее по тексту - Типовое положение) [11], а также один акт, утративший силу в связи с истечением срока действия, - Приказ Минприроды России от 8 мая 1996 г. № 200 «О продлении срока действия эксперимента по развитию экологического страхования, установленного Приказом Минприроды России от 26 июля 1994 г. № 233» [12];

.о ■ стратегические и концептуальные акты, в их числе: со Экологическая доктрина Российской Федерации [13], Морская доктрина Российской Федерации [14], Транспортная стратегия Российской ос Федерации [15], Стратегия социально-экономического развития оа Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года [16], оо Стратегия социально-экономического развития Уральского федераль-2 ного округа до 2020 года [17], Стратегия социально-экономического ^ развития Сибири до 2020 года [18], Стратегия развития страховой ^ деятельности в Российской Федерации до 2020 года [19], Паспорт 52 приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения 55 реки Волги» [20], Типовая программа по курсу «Промышленная, § экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидро-^ технических сооружений» [21], Основные направления деятель-«5 ности Правительства РФ на период до 2012 года и перечень про-о ектов по их реализации [22], Программа социально-экономического ^ развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу С (2002-2004 годы) [23];

■ иные акты, косвенно затрагивающие экологическое страхова-106 ние, например Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» [24], Инструкция по охране окружающей среды при

(V строительстве скважин на суше на месторождениях углеводородов по® ликомпонентного состава, в том числе сероводородсодержащих [25]. ^ Что касается первой подгруппы, то надо заметить, что особый интерес представляет Типовое положение, которое, в частности, разъясняет, что понимать под объектом экологического страхования - это риск гражданской ответственности. При этом суть риска сводится к имущественным претензиям тех физических либо юридических лиц,

которые пострадали в результате страхового случая. То есть речь не идет о восстановлении вреда, причиненного окружающей среде, что является главным недостатком действующего в Российской Федерации природоохранительного законодательства в сфере экологического страхования.

В свою очередь, страховой случай отличается ярко выраженной экологической спецификой и представляет собой загрязнение основных компонентов окружающей среды - земель, вод или воздушного бассейна. Интересно, что речь идет только о тех страховых случаях, которые произошли на определенной территории, указанной в договоре экологического страхования.

В Типовом положении дополнительно разъясняется, что страховое событие - это только внезапное и непреднамеренное нанесение § ущерба окружающей среде. Источником такого ущерба служат аварии, § которые и загрязняют окружающую среду, нанося вред основным | компонентам - земле, водам, атмосферному воздуху. Удивительно, § что перечень данных компонентов является закрытым и не включает § иные природные компоненты, в том числе леса, недра, фауну, под- 5 земные водные объекты и т.д. §

Интересно, что в Типовом положении содержится перечень I

страховых событий, по которым страховщик не несет ответствен- "

ности. Этот перечень является закрытым. В нем названы, например, §

умышленные действия страхователя либо третьих лиц; последствия |

использования ядерного топлива; последствия военных действий. §

Кроме того, в Типовом положении приведены конкретные правила ^

„ 2

заключения договора страхования, в частности отмечается, что такой |

договор заключается на основании заявления и анкеты, в которой й указываются данные, необходимые

для расчета страховых платежей. §

§

Подчеркнем, что срок действия договора экологического страхо- § вания составляет один год с последующей пролонгацией. Согласно

Типовому положению, расчет страхового платежа основан на двух 5 составляющих: страховой оценке, которая представляет собой годовой

оборот предприятия, и страховом тарифе, который дифференцируется 107

в зависимости от отрасли производства. Например, наибольший тариф х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предусматривается для энергетического комплекса, а наименьший - Ь

для бумажной промышленности. §

Важно добавить, что в Типовом положении предусматриваются так 2

§

называемые лимиты ответственности, т.е. предельные суммы, в рамках которых страховщик обязан выплатить страховое возмещение.

Целями выплаты страхового возмещения являются: восстановление имущества, поврежденного или уничтоженного в результате

наступления страхового случая; очищение загрязненной территории и приведение ее в состояние, отвечающее установленным экологическим законодательством нормативам качества окружающей среды; расходы на спасение жизни людей, пострадавших от страхового события; судебные расходы, связанные с предъявлением претензий.

В Типовое положение, кроме того, включен комплекс взаимно корреспондирующих прав и обязанностей страхователя и страховщика, особенности прекращения договора страхования, а также превентивные мероприятия.

По поводу второй подгруппы актов стратегического и концептуального характера заметим, что нормы, содержащиеся в перечисленных актах и относящиеся к экологическому страхованию, в основном сводятся к констатации факта необходимости развития системы экологического страхования, однако конкретный механизм создания .о такой системы, разумеется, не предусмотрен.

со Особого внимания заслуживает Модельный закон об экологическом страховании (далее по тексту - Модельный закон) [26]. В нем » традиционно для модельных законов содержится развернутый терми-оа нологический аппарат. В числе легальных дефиниций, предлагаемых оо этим Законом, есть и определение термина «экологическое страхова-2 ние», которое выглядит достаточно широким. Так, под ним предлага-^ ется понимать не отдельно взятое правоотношение, опосредованное ^ договором экологического страхования, а «систему видов страхования 52 в сфере охраны объектов окружающей среды, направленную на защи-X ту имущественных интересов государства, юридических и физических

§ лиц». Кроме того, Модельный закон оперирует легальными дефини-г- „

^ циями таких понятий, как «экологический риск», «экологическии «5 вред», «трансграничное загрязнение объектов окружающей среды», о «страхователь», «страховщик», «объекты окружающей среды», «за-2 грязнение объектов окружающей среды», «объект, оказывающий неС гативное воздействие на окружающую среду», и некоторых других. Судя по ст. 3 Модельного закона, законодательство об экологическом 108 страховании не требует принятия отдельного федерального закона об экологическом страховании, т.к. состоит из гражданского, при-СЧ родоохранного и страхового законодательства.

® В соответствии с Модельным законом, область его распростране-^ ния ограничивается лишь случаями причинения вреда окружающей среде и не затрагивает случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан. Это обусловлено целью организации страхового дела в сфере защиты объектов окружающей среды, в качестве которой в Модельном законе названо обеспечение имущественных интересов

государства, физических и юридических лиц с помощью специальных инструментов, направленных как на восстановление поврежденных объектов окружающей среды, так и на превенцию причинения вреда окружающей среде.

Согласно Модельному закону, предполагается обязательное и добровольное экологическое страхование, первое из которых устанавливается в отношении объектов, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Эти объекты отнесены к категориям «А» и «Б». Так, в числе объектов данных категорий - атомные электростанции, предприятия по производству нефтепродуктов, предприятия металлургического производства, предприятия по обработке черных металлов и т.п. Объекты категории «А», оказывающие наиболее негативное воздействие на окружающую среду, всегда подлежат § обязательному экологическому страхованию. Что касается объектов § категории «Б», то решение вопроса о необходимости заключения дого- I вора экологического страхования в отношении этих объектов остается § на усмотрение уполномоченных органов государственной власти. § Справедливым будет отметить, что до принятия Закона № 7-ФЗ 5 в законопроекте «Об охране окружающей среды» [27] содержалась § ст. 20, в которой предлагалось дифференцировать экологическое стра- I хование на добровольное, обязательное и обязательное государствен- " ное, однако не давалось никаких комментариев относительно разницы §§ в данных видах страхования. В п. 2 ст. 20 указанного законопроекта |

раскрывалась цель экологического страхования, под которой было §

Э

предложено понимать предоставление страховой защиты граждан- 1

ской ответственности за ущерб, причиненный окружающей среде. |

Добавим, что в пояснительной записке к законопроекту [28] обраща- й

лось внимание на необходимость принятия отдельного федерального "§

закона «Об экологическом страховании». §

В Модельном законе отдельно поясняется, что объектами эко- "§

За

логического страхования выступают имущественные интересы го- 5 сударства, физических и юридических лиц. Эти интересы требуют

страховой защиты в случае причинения вреда окружающей среде 109

в результате осуществления хозяйственной деятельности, оказыва- х

ющей негативное воздействие на окружающую среду. Субъектами Ь

соответствующих отношений являются страхователи, застрахован- §

ные лица, выгодоприобретатели, страховые организации, общества 2

§

взаимного страхования и т.д.

Кроме деления экологического страхования на добровольное и обязательное в Модельном законе предложена еще одна классификация по объектам страхования: страхование ответственности за

неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договорам природопользования; страхование финансовых рисков; страхование природных ресурсов. Остановимся на каждом из указанных видов более подробно. Так, страхование по договорам природопользования предполагает не возмещение убытков, причиненных в связи с неисполнением обязанности по внесению платы за пользование природными ресурсами, как это может показаться на первый взгляд, а возмещение тех затрат, которые необходимо осуществить на восстановительные, компенсационные и рекультивационные работы, которые природо-пользователь обязан осуществить по окончании пользования соответствующим природным ресурсом.

Под страхованием финансовых рисков в Модельном законе понимается защита имущественных интересов организаций, осуществляющих деятельность, оказывающую негативное воздействие .о на окружающую среду, и относящихся к объектам категории «А», со а также природопользователей, у которых возникают непредвиденные или текущие расходы, обусловленные выполнением нормативов » экологической безопасности, принятых в каждой стране. оа Примечательно, что в Модельном законе кроме мер, направ-оо ленных на обеспечение финансовой устойчивости экологического 2 страхования, заключающихся, в частности, в создании соответствую-^ щих резервных фондов, формируемых страховщиками, упоминается

и Гарантийный государственный фонд экологического страхования, о „

§ который на сегодняшний день в нашей стране отсутствует, но не-55 обходимость создания которого очевидна. В некоторой степени § деятельность данного фонда должна напоминать деятельность ^ Агентства по страхованию вкладов: если страховщик признан несо-«5 стоятельным (банкротом) или ликвидирован и при этом у него нет о правопреемников, то необходимость возмещения убытков, возник-2 ших в результате хозяйственной деятельности, оказывающей нега-С тивное воздействие на окружающую среду, вменяется в обязанности Гарантийного государственного фонда экологического страхования.

110 Подобный фонд существует в Финляндии, где действует Закон 1988 г. «О страховании ответственности за ущерб окружающей среде»: СЧ фонд состоит из взносов, которые обязаны платить все хозяйству® ющие субъекты, оказывающие негативное влияние на окружающую ^ среду. Примечательно, что фонд покрывает ущерб, причиненный окружающей среде, даже в том случае, если невозможно установить причинителя вреда.

Резюмируя вышеизложенное, сформулируем некоторые общие выводы.

Во-первых, система экологического страхования представляет собой уникальный финансовый инструмент, обеспечивающий экологическую безопасность и страховую защиту окружающей среды от потенциальных рисков, связанных с осуществлением деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое страхование как финансовый инструмент обеспечивает интересы частных лиц - хозяйствующих субъектов, а как превентивный инструмент охраны окружающей среды - публично-правовые интересы. Специфика этого вида страхования позволяет выделить его в отдельный, самостоятельный вид страхования гражданской ответственности.

Во-вторых, самым развитым рынком экологического страхования среди зарубежных стран являются США, где такой вид страхования g имеет более чем тридцатилетний опыт применения. Ценность эко- § логического страхования в зарубежных правопорядках заключается | в том, что наличие у хозяйствующего субъекта полиса экологического § страхования влияет как на инвестиционную привлекательность соот- § ветствующего бизнеса, так и на мониторинг экологической безопас- g ности на данном предприятии со стороны страховых организаций, § заинтересованных в превенции потенциального вреда, причиненного I окружающей среде. Стоит заимствовать европейскую систему эколо- " гического менеджмента - EMS. §

В-третьих, на современном этапе развития российского экологиче- | ского законодательства требуется разработка на комплексной основе й отдельного нормативного правового акта - Федерального закона 1 «Об экологическом страховании в Российской Федерации», нормы | которого должны основываться на природоохранительном законода- й тельстве, и прежде всего на Законе № 7-ФЗ, учитывать Модельный g закон, а также существующую в Российской Федерации систему стра- § хования, предусмотренную в гл. 48 ГК РФ, в Законе об организации ^ страхового дела в Российской Федерации, а также в иных актах. g

В-четвертых, при формировании специальных норм, посвященных экологическому страхованию, важно уделить особое внимание обе- 111 спечению терминологической чистоты нового Федерального закона s «Об экологическом страховании в Российской Федерации». Такие b специальные термины, как «экологическая безопасность», «экологи- § ческий вред», «экологический ущерб», «экологическое страхование», g «страховой случай», «страховое событие», «экологический риск», g «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду», должны соответствовать действующему природоохранительному терминологическому аппарату, содержащемуся прежде всего

в Законе № 7-ФЗ, а также специальному страховому категориальному аппарату гл. 48 ГК РФ и Закона об организации страхового дела в Российской Федерации.

В-пятых, анализ отечественных, зарубежных и международных актов позволяет сделать вывод о существовании главным образом трех концепций экологического страхования, объединенных нами в одну классификацию по такому признаку, как риск, который обеспечивает страхование: 1) концепция страхования риска гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный только окружающей среде (например, эта концепция отражена в Директиве № 2004/35/СЕ); 2) концепция страхования риска гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный только потерпевшим (например, эта концепция отражена в Законе № 225-ФЗ); 3) концепция страхования риска гражданско-правовой ответственности за -о вред, причиненный окружающей среде и потерпевшим (например, со эта концепция отражена в Модельном законе). При создании ново-^ го корпуса норм следует взять за основу одну из этих концепций, сс на наш взгляд, последнюю.

оа В-шестых, при совершенствовании института страхования, просо исходящем в свете принятия Концепции развития положений части 2 второй Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре стра-

хования, целесообразно учесть и такой вид страхования, как экологическое страхование, однако это не исключает необходимости принятия 52 отдельного Федерального закона «Об экологическом страховании», 55 что обусловлено спецификой природоохранного законодательства, § требующего комплексного правового регулирования.

В-седьмых, одним из элементов инфраструктуры экологического «5 страхования в нашей стране должен стать Российский гарантийный о государственный фонд экологического страхования, требующийся для ^ обеспечения баланса интересов страхователей и страховщиков и соз-С дания дополнительных гарантий страхового возмещения в случае наступления страхового случая и причинения вреда окружающей среде.

112 В-восьмых, в норме ст. 18 Закона № 7-ФЗ на сегодняшний день есть правовая неопределенность, заключающаяся в отсутствии ди-(V хотомической классификации видов страхования: в данной статье ® упоминается лишь потенциальная возможность существования в Российской Федерации обязательного государственного экологического страхования. В итоге остается непонятным, есть ли обязательное страхование в Российской Федерации, чем отличается обязательное страхование от обязательного государственного страхования и существует ли добровольное страхование.

ГО

Список литературы:

1. Об экологической ответственности, направленной на предотвращение экологического ущерба и устранение его последствий : директива № 2004/35/СЕ Европейского парламента и Совета Европейского Союза (вместе с Критериями, деятельностью, информацией и данными, международными конвенциями и документами, относящимися к статьям 2 (1) «а», 3 (1), 4 (2), 4 (4), 18 (1)) : принята в г. Страсбурге 21 апреля 2004 г. (с изм. и доп. от 12 июня 2013 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.06.2021).

2. Волкова, М.В. Развитие рынка страховых услуг в Китае / М.В. Волкова, В.Ю. Исаченко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-6. - С. 1144-1146.

3. Новикова, Е.В. Институт экологического страхования как элемент экологической безопасности / Е.В. Новикова // Экологическое право. -2018. - № 6.

ш

4. Об охране окружающей среды : федеральный закон от 10 января 2002 г. § № 7-ФЗ (в ред. от 9 марта 2021 г.) // Официальный интернет-портал правовой 3 информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru 1

5. О безопасности гидротехнических сооружений : федеральный закон § от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2020 г.) // Официальный ™ интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru g

6. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : g федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2020 г.) 3 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www. Й pravo.gov.ru J

7. О соглашениях о разделе продукции : федеральный закон от 30 декабря g 1995 г. № 225-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2020 г.) // Официальный интернет- Й портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru g

8. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца 1 опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объ- | екте : федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ (в ред. от 18 декабря й 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 31, ст. 4194. g

9. Новикова, Е.В. Институт экологического страхования как элемент § экологической безопасности / Е.В. Новикова // Экологическое право. - 2018. g - № 6. - С. 16-22; 2019. - № 1. - С. 8-12. g

10. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голо- g сованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru

11. Типовое положение о порядке добровольного экологического b страхования в Российской Федерации : утв. Минприроды России 3 декабря § 1992 г. № 04-04/72-6132, Российской государственной страховой компанией § 20 ноября 1992 г. № 22. - Документ опубликован не был. Доступ из справ.- g правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.06.2021).

12. О продлении срока действия эксперимента по развитию экологического страхования, установленного Приказом Минприроды России от 26 июля 1994 г. № 233 : приказ Минприроды России от 8 мая 1996 г. № 200

113

(фактически утратил силу в связи с истечением срока действия Приказа Минприроды России от 26 июля 1994 г. № 233) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.06.2021).

13. Об Экологической доктрине Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 36, ст. 3510.

14. Морская доктрина Российской Федерации : утв. Президентом РФ 26 июля 2015 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.06.2021).

15. О Транспортной стратегии Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (в ред. от 12 мая 2018 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.06.2021).

16. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2011 г. № 2074-р (в ред. от 26 декабря 2014 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.06.2021).

.О 17. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития

Щ Уральского федерального округа до 2020 года : распоряжение Правительства § РФ от 6 октября 2011 г. № 1757-р (в ред. от 26 декабря 2014 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: http://www.pravo.gov.ru (дата «5 обращения: 26.06.2021).

О 18. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития

® Сибири до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 5 июля 2010 г.

№ 1120-р (в ред. от 26 декабря 2014 г.) // Официальный интернет-портал ^ правовой информации: - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: «t 04.01.2015).

jj 19. Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности

^ в Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ ^ от 22 июля 2013 г. № 1293-р // Официальный интернет-портал правовой С информации. -URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.07.2013). С^ 20. Паспорт приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение

0Q загрязнения реки Волги» : утв. президиумом Совета при Президенте РФ оо по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 авгу-сЕ ста 2017 г. № 9. - Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.06.2021).

21. Об утверждении Типовой программы по курсу «Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений» для предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки

(у руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной О службе по экологическому, технологическому и атомному надзору : приказ ¡^ Ростехнадзора от 29 декабря 2006 г. № 1155 // Энергонадзор и энергобезо-t0 пасность. - 2007. - № 2.

22. Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р (в ред. от 14 декабря 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 48, ст. 5639.

С

114

23. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) : распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р (в ред. от 6 июня 2002 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 31, ст. 3295.

24. О животном мире : федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.12.2020).

25. РД 51-1-96. Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на суше на месторождениях углеводородов поликомпонентного состава, в том числе сероводородсодержащих : утв. Минтопэнерго России 25 января 1996 г., Минприроды России 10 августа 1996 г. - М. : Газпром, 1998.

26. Модельный закон об экологическом страховании (новая редакция) (вместе с Перечнем объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, Правилами страхования ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное... , Примерным перечнем предупредительных природоохранных мероприятий, финансирование которых может осуществляться из страховых резервов) : принят в г. Санкт-Петербурге 18 апреля 2014 г. Постановлением 40-10 на 40-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств : информационный бюллетень. - 2014. - № 61.

27. Об охране окружающей среды : проект Федерального закона № 90032190-3 (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 18 октября 2001 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.06.2021).

28. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды"» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.06.2021).

g

ig X

115

S b

g g g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.