Научная статья на тему 'Экологическое сознание как компонент экологической культуры'

Экологическое сознание как компонент экологической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багдасарян Армине Агвановна, Овсепян Астхик Юриковна

В статье рассматривается понятие «экологическое сознание личности». Базисный компонент экологической культуры экологическое сознание личности. Образование, как важнейший фактор формирования личности, имеет большую возможность для формирования экологической сознательности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое сознание как компонент экологической культуры»

Найдем общее и одно частное решение системы:

> ед:={2*х-3*у+5*2+7*1=1. 4*.\-6*у+2*/+3*1=2. 2*х-3*у-11*7-15=Ч=1}:

> 5:=5о1уе^,{х,у,г});

MATLAB можно применять для быстрого нахождения определителей и обратных матриц, при решении систем линейных алгебраических уравнений, вычисление матричных экспоненциалов, построения графиков функций и изображения поверхностей в аналитической геометрии и математическом анализе; приближенного решения алгебраических и дифференциальных уравнений, нахождения определённых интегралов и др. Таким образом, программа MATLAB существенно упростит освоение курса математики для студентов в вузе.

Список литературы

1. Дьяконов В.П. Справочник по применению системы PC MATLAB. М.: «Физматлит», 2005. 112 с.

2. Дьяконов В.П., Абраменкова И.В. MATLAB. Обработка сигналов и изображений. Специальный справочник. СПб.: «Питер», 2006. 608 с.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1 2 Багдасарян А.А. , Овсепян А.Ю.

1Багдасарян Армине Агвановна - кандидат педагогических наук, преподаватель, кафедра теории и истории педагогики, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна; 2Овсепян Астхик Юриковна - магистр, специальность: менеджмент образования, кафедра теории и истории педагогики, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна,

учитель, школа № 194 им. А. Оганесяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье рассматривается понятие «экологическое сознание личности». Базисный компонент экологической культуры - экологическое сознание личности. Образование, как важнейший фактор формирования личности, имеет большую возможность для формирования экологической сознательности учащихся. Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, охрана окружающей среды, образовательная система.

Мир меняется быстрыми темпами. Современное общество переживает эпоху резких перемен. К этому прибавились и глобальные экологические проблемы

Однако качество жизни человека непосредственно обусловлено его отношениями к природе и окружающей среде. Связь « Человек-общество» и качество жизни человека нужно рассмотреть в контексте общество - экономика - экология.

В связи с этим, охрана окружающей среды, правильное и разумное использование природных ресурсов, приобретение опыта противостояния стихийным бедствиям становятся приоритетными для социальных институтов, в том числе и в деятельности учебных заведений.

Основная школа как важнейшее звено образовательной системы призвана решить задачи экологического воспитания подрастающего поколения, поэтому в контексте устойчивого развития экологическое образование и воспитание считается одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

В современную эпоху задачами экологического воспитания личности считаются формирование на основе приобретенных учащимися экологических знаний умений и навыков экологического сознания, экологического мышления, экологического оправданного поведения, восприятия природы как уникальной ценности, которые составляют структурные компоненты экокультуры личности.

По Л.Т. Асатрян - «экологическая культура, как и другие виды культуры, -совокупность материальных и духовных ценностей, на основе созданной человеком системы знаний, умений и навыков в сфере экологического образования, а также определенного опыта экологической деятельности» [1, стр. 196].

По нашему мнению, основу экологической культуры личности составляет ее экологическая направленность, которая характеризует деятельность экологии и охраны окружающей среды, противостояния стихийным бедствиям, защиты от них, степень готовности учащихся, а также характеризует уровень усвоения базовых компонентов экологического образования, сформированности мотивационной сферы. Анализ концептуальных подходов, касающихся проблемы экологической культуры личности, показал, что основы формирования экологической культуры личности закладываются в дошкольном возрасте в семье, и его нужно считать беспрерывным образовательным процессом на протяжении всей жизни человека.

Еще в детстве нужно воспитывать у ребенка бережное оношение к живым и неживым природным объектам окружающей его среды. В системе взаимодействия семья - дошкольное учреждение - общеобразовательная школа оно должно быть приоритетным.

Исследователи, например, с точки зрения экологической культуры учащихся критерием формирования экологической культуры считают экологическое сознание, экологическое мышление, экологическую ответственность, экологическое воспитание, готовность к природоохранной деятельности, разумное природопользование, сформированность мотиваций, устойчивых потребностей.

По Л.Т. Асатрян: «У школьников ответственность в отношении к природе выражается в их активных действиях, изучении и охране природы, в правильном использовании природных ресурсов, в сохранении моральных и правовых принципов, в отношении к природе, которое отражается в эмоциональной сфере учащихся, выраженном в виде тревоги, беспокойства, озабоченности, волнения» [1, стр. 210].

А.Н. Захлебный выделяет три сферы выражения ответственного отношения школьников к окружающей среде: культура индивидуального поведения, активное участие в общественно полезной работе по охране, улучшению, уходу за окружающей средой, агитация современных идей об охране природы, зарождение экологической культуры в профессиональной работе. Его внимания удостоилось то, что ответственное

отношение к природе предполагает сохранение в убеждениях нравственных требований и не только материльный или нравственный страх [4, стр. 67-69].

А. Аджамоглян отмечает: «Человек не рождается готовым априори познания природы, с сознанием естественного отношения к ней, мышлением, культурой и чувством ответственности. Все знания, умения, навыки и ценностные ориентации он приобретает благодаря экологическому образованию и воспитанию» [2, стр. 6]. Хотя, конечная цель экологического образования и воспитания - формирование у человека оптимальных взаимоотношений со своей средой обитания, и осуществляется она в рамках единого педагогического процесса.

Не зря крупнейший русский педагог В.А. Сухомлинский отмечает, что каждый человек в детском возрасте должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств, школ, рожденную в труде для красоты окружающего мира, в заботе, беспокойстве [6, стр. 11]. Важную задачу воспитания педагог видел в том, «чтобы в детские годы в процессе общения с природой эмоционально-эстетическое богатство в незрелом возрасте вошло в духовную жизнь, как самая глубокая человеческая потребность, чтобы познание красоты природы глубоко способствовало познанию красоты, высокого, утверждению человеческого достоинства [6, стр. 53].

Базисный компонет экологической культуры - экологическое сознание личности. Образование, как важнейший фактор формирования личности, имеет большую возможность для формирования экологической сознательности учащихся. Экологическое сознание - это не взаимоотношение общества и природы. Оно сформировалось под воздействием экологических кризисов и выражается переосмыслением принципов цивилизации, чтобы мы жили по законам природы.

Экологическое сознание - отражение в общественном сознании взаимодействия человека и природы. Экологическое сознание - форма общественного сознания.

Понятие «Экологическая наука» впервые было предложено в 1983 году С.Н. Глазачевым [3].

И.Н. Пономарева и Л.П. Соломин, определяя экологическое сознание как суммирование человеком опыта взаимодействия человека и природы, включает его морально-ценностное и ответственное отношение к природе, ввели и понятие «экоцентрическое сознание» [стр. 5, стр. 119].

Мы разделяем мнение русских ученых З.И. Тюмасевой и других, что еще не полностью идентифицированы определения понятий «сознание» и «экологическое сознание», и они основываются на разных теоретических вариантах.

Средства и механизмы формирования экологической сознательности обусловлены рядом обстоятельств: развивающейся в природе экономической деятельностью, исчерпанием природных ресурсов, необратимым изменением природной среды, а также влиянием человека на природу и наоборот.

Чтобы сформировалась потребность правильного экологического поведения, необходимо рассчитать такие естественные потребности человека, как потребность общения с природой, другие личные потребности ребенка на данном этапе.

В исследованиях, сделанных по направлению управления развитием природоохранных систем, отмечается, что невозможно обеспечить это развитие без обеспечения экосознательности населения и его изучения.

Сознание личности включет в себе мировоззренческую сферу личности, взаимодействие человека и природы, духовная, эстетическая сфера, морально-правовая сфера.

Л.Т. Асатрян отмечает, что экологическое сознание - это система представлений о мире, которому свойственны:

а) ориентация на экологическую целесообразность:

б) противоречие человека и природы;

в) восприятие природных объектов как равноправных объектов и партнеров в сфере сотрудничества с человеком;

г) практическое и непрактическое равновесие взаимодействия с природой [1, с. 207]. Однако, по нашему мнению, еще не сформировалась такая экологическая этика,

которая будет говорить об отношении человека к земле, к растительному и животному миру.

Список литературы

1. Асатрян Л. Основы управления экологическим образованием (на армянском языке). «Артагерс», 2006. 331 с.

2. Аджамоглян А.Г. Особенности экологического воспитания старших школьников (на армянском языке). Аннотация диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Ереван, 2000.

3. Глазачев С.Н. Экологическая культура / учеб. пособие. М.: Горизонт, 1997. 208 с.

4. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис....д-ра пед. наук. М., 1986. 32 с.

5. Пономарева И.Н., Соломин В.П. Экологическое образование в российской школе. Уч. пособие. СПБ: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 415 с.

6. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Ереван. Изд-во «Луйс», 1978. 343 с.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

ПО ОТКЛОНЕНИЯМ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ

12 Вартапетова Г.М. , Чистоклетова А.И.

1Вартапетова Галина ихайловна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, доцент;

2Чистоклетова Александра Игоревна - магистрант, кафедра логопедии и детской речи, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

Аннотация: в статье приводится описание выделения факторов риска конкретных речевых патологий. Дается описание детей группы риска по отклонениям в речевом развитии.

Ключевые слова: группа риска, нарушения речи, ранний возраст, речевое развитие.

В настоящее время в логопедической науке большое распространение получили традиционные воззрения о том, что логопедическую работу необходимо начинать в случаях выраженного отставания развития ребенка от возрастной нормы. Исключение составляют дети с детским церебральным параличом, с врожденными дефектами артикуляционного аппарата и дети с отклонениями в психомоторном развитии.

По данным статистики число детей с нарушением речевого развития значительно выросло. Нарушения речи связаны с многочисленными биологическими и социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.