Научная статья на тему 'Экологическое развитие малого предпринимательства'

Экологическое развитие малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1829
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ADMINISTRATIVE BARRIERS / ЦЕНТР / CENTER / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / SHADOW ECONOMY / ШТРАФЫ / FINES / РИСКИ / RISKS / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинов Андрей Олегович

Малый бизнес представляет собой значительную сферу современного народного хозяйства, составную часть частного сектора. В большинстве стран мира на него приходится 35-70% ВВП. Сложившаяся государственная система поддержки малого предпринимательства в России в целом адекватна нынешней российской институциональной макросреде. Раскрыты причины, тормозящие развитие этого сектора экономики. В статье рассматривается один из видов малого предпринимательства экологическое развитие малого предпринимательства. Развитие экологоориентированного малого бизнеса может позволить существенно изменить экологическую ситуацию в стране, улучшить охрану окружающей среды и использование природных ресурсов. Предложены основные направления экологического развития малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блинов Андрей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small business represents a significant scope of modern national economy, an integral part of the private sector. In most countries, it accounts for 35-70% of GDP. Clozhivshayasya state system of support of small business in Russia as a whole is adequate to Russia''s current institutional macro environment. The reasons hindering the development of this sector. The article deals with a type of small business environmental development of small business. The development of eco-oriented small businesses can afford to significantly change the ecological situation in the country, improve the environment and use of natural resources. The main directions of development of the ecological development of small business.

Текст научной работы на тему «Экологическое развитие малого предпринимательства»

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

№ 3(11)2015

анализ | прогноз | управление

Экологическое развитие малого предпринимательства

Автор статьи:

Малый бизнес представляет собой значительную сферу современного народного хозяйства, составную часть частного сектора. В большинстве стран мира на него

Блинов Андрей Олегович, д.э.н., профессор, академик РАЕН. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры «Общий менеджмент»

Ecological development of small business

приходится 35-70% ВВП. Сложившаяся государственная система поддержки малого предпринимательства в России в целом адекватна нынешней российской институциональной макросреде. Раскрыты причины, тормозящие развитие этого сектора экономики. В статье рассматривается один из видов малого предпринимательства - экологическое развитие малого предпринимательства. Развитие эколого-ориентированного малого бизнеса может позволить существенно изменить экологическую ситуацию в стране, улучшить охрану окружающей среды и использование природных ресурсов. Предложены основные направления экологического развития малого предпринимательства.

Small business represents a significant scope of modern national economy, an integral part of the private sector. In most countries, it accounts for 35-70% of GDP. Clozhivshayasya state system of support of small business in Russia as a whole is adequate to Russia's current institutional macro environment. The reasons hindering the development of this sector. The article deals with a type of small business - environmental development of small business. The development of eco-oriented small businesses can afford to significantly change the ecological situation in the country, improve the environment and use of natural resources. The main directions of development of the ecological development of small business.

Ключевые слова: малый бизнес, инновации, управление, экология, предпринимательство, административные барьеры, центр, теневая экономика, штрафы, риски, промышленность.

Keywords: small business, innovation, management, ecology, entrepreneurship, administrative barriers, the center, the shadow economy, fines, risks, industry.

Малый бизнес представляет собой значительную сферу современного народного хозяйства, составную часть частного сектора. В большинстве стран мира на него приходится 35-70% ВВП, более половины числа занятых, около 99% общего числа хозяйствующих субъектов. Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий, позволяющих реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы - это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности [1 ]. Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства в России. Первая - это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая - частного, преимущественно организационного характера. Главная сложность при ее анализе связана с тем, что изначально не была четко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого или стихийного рынка, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный рынок, то имеют в виду, прежде всего, нравственную, этическую сторону.

электронный научно-экономический журнал стр 4

Но этого мало. Каждый из них имеет свою экономическую основу. Административные барьеры в России - это не просто одна из трудностей для развития малого бизнеса. Это целый комплекс сложных и противоречивых отношений по поводу взаимодействия бизнеса и власти в структуре хозяйства, основные субъекты которого ориентированы на постоянную борьбу за преференции. Подобные барьеры на пути движения товаров, капиталов и рабочей силы служат ведущим инструментом получения статусной ренты для чиновничества в странах с развивающимися рынками.

Административные барьеры принято разделять на две группы: те, которые мешают выходу малого предпринимателя на тот или иной товарный рынок, а также ведению тех или иных хозяйственных операций (лицензирование, сертификация, аккредитация); те, которые возникают в связи с принятием (угрозой принятия) тех или иных мер контроля текущей хозяйственной деятельности.

К первой группе относятся затруднительные процедуры получения разрешений на открытие своего дела (дабы не попасть под статью Уголовного кодекса РФ за незаконное ведение предпринимательской деятельности). К числу формальных препятствий для начала предпринимательской деятельности относятся процедуры получения всевозможных разрешений, включая те, которые входят в число обязательных при стандартизации и сертификации. Особо большое количество разрешений требуется для тех субъектов малого бизнеса, деятельность которых связана либо с торговлей, со строительством, либо им самим необходимо строительство помещений для собственных нужд. Обычно порядок таких разрешений определяется на региональном уровне и включает в себя множество документов. Необходимость получения разрешений широко распространяется на ведение рекламной деятельности. Повсеместно для использования наружной рекламы требуются соответствующие разрешения, предваряемые пакетом запрашиваемых документов и прохождением обсуждений на специально создаваемых комиссиях. Вся эта процедура должна оплачиваться просителем, а ее ускорение или предотвращение отказа - поборами с просителя. Количество потерянного времени исчисляется многими рабочими днями.

Ко второй группе административных барьеров (барьеры, возникающие в связи с принятием (угрозой принятия) тех или иных мер контроля текущей хозяйственной деятельности), относится широкий набор соответствующих неправомерных действий со стороны государственных служащих.

С другой стороны, серьезные административные барьеры возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведет к произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство. Особенно жесткими условиями и требованиями обставлена процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность, когда необходимо предоставлять не только многочисленные справки, сведения, отчеты и другие документы, но и оплачивать по завышенным расценкам услуги по оформлению учредительных документов.

Второй причиной, существенно затрудняющей создание и развитие малого предпринимательства, является отсутствие в политике протекционизма четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности. Нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства. Политика поддержки предпринимательства «вообще», а не базовых отраслей, приводит к серьезным перекосам в структуре его развития и не обеспечивает максимально возможных результатов.

Для развития малого предпринимательства необходимо установление механизма взаимодействия малого предпринимательства с предприятиями крупного бизнеса. Привлечение крупного бизнеса в развитии малого предпринимательства должно стать одним из важнейших направлений в политике государственного экономического регулирования. Мировая практика уже давно убедила в экономической эффективности союза малых и крупных предприятий. Оптимальная модель такого многопланового объединения получила название кластера. Это объединение дает им возможность кооперироваться друг с другом на самой разной основе: от поставки сырья до реализации готовой продукции.

Рациональность российской системе поддержки малого бизнеса призван придать максимальный общественный контроль. Прежде всего, речь идет о контроле со стороны общественных предпринимательских объединений сферы малого бизнеса. Для этого государство обязано участвовать в их укреплении.

электронный научно-экономический журнал стр 5

Отрицательно влияющий на малое предпринимательство фактор связан с общей криминализацией экономики, которая приобретает устойчивый характер. Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая его доля в «теневом» секторе экономики. В России объемы теневой экономики (ТЭ) в сфере малого бизнеса и в экономике в целом оцениваются экспертами как очень большие - более трети объема фактического оборота. По экспертным оценкам, ТЭ в российском малом бизнесе в начале века колебалась от 30 до 40% объема продукции и услуг (оборота) Рассмотрим один из видов малого предпринимательства - экологическое развитие малого предпринимательства. Развитие эколого-ориентированного малого бизнеса может позволить существенно изменить экологическую ситуацию в стране, улучшить охрану окружающей среды и использование природных ресурсов. Нельзя решить экологические проблемы, выйти на устойчивый тип развития без общего улучшения экономического положения страны, эффективной макроэкономической политики.

Подводя итоги сказанному, приходится констатировать, что сложившаяся государственная система поддержки малого предпринимательства в целом адекватна нынешней российской институциональной макросреде. И уже поэтому эта система плохо выполняет функции стимулирования изменений среды к лучшему, содействия малому бизнесу в раскрытии его позитивных возможностей в национальном хозяйстве. Позитивные усилия государства в отношении малого бизнеса все же наличествуют, хотя в большинстве своем они лежат вне системы государственной поддержки малого предпринимательства.

В последние годы в научной литературе достаточно часто встречаются такие понятия, как экологический бизнес, экологическое предпринимательство, экологически ориентированное предпринимательство. Многие исследователи используют эти понятия как синонимы. А.К. Шрейбер, Э.Р. Черняховский, Ю.Н. Кулаков, А.А. Наумов в своих статьях используют термин экологическое предпринимательство. В работах Я.Я. Яндыганова, Е.В. Чечуновой термины «экологическое предпринимательство» и «экобизнес» используются как синонимы. В.И. Бобошко, А.А. Гусев применяют термин «экологически ориентированное предпринимательство». В отдельных источниках «зеленую» отрасль обозначают термином «экобизнес». Яндыганов Я.Я. определяет сущность экологического предпринимательства как активную, под личную ответственность предпринимателя деятельность, организуемую с целью получения коммерческой прибыли и на основе использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов, объектов [7]. Схожей точки зрения на сущность экологического предпринимательства придерживается Е.В. Чечунова. Она считает, что к экологическому предпринимательству следует отнести все виды предпринимательской деятельности, целью которых является выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг, обеспечивающих соблюдение установленных действующим законодательством природоохранных требований. Э.Р. Черняховский в статье «Перспективы развития экологического предпринимательства» отмечает, что экологическим является предпринимательство, осуществляющее свою деятельность в сфере охраны окружающей среды. Оно является составной частью предпринимательства в целом. Поэтому должно отвечать в первую очередь общим принципам рыночной экономики, обеспечивать устойчивую прибыль, иметь насыщенный и стабильный рынок.

Экологическое малое предпринимательство за рубежом. В 70-е годы ХХ века произошло изменение в понимании содержания окружающей среды и ее значимости для общества. Разрозненные выступления групп населения против виновников промышленного загрязнения сменило массовое общественное движение «зеленых». В сознание населения активно проникло понимание того, что нормальное состояние окружающей среды - это не просто борьба с загрязнением, а важнейшая цепь позитивной человеческой деятельности. Человеческая жизнь не может считаться нормальной, если в ней отсутствует экологическая комфортность, благоустроенность окружающей среды. Под воздействием острых кризисных явлений в 70-е годы в Японии, как и в других ведущих капиталистических странах, сложилась устойчивая государственная экологическая политика [6]. На смену отдельным, нередко разрозненным мерам государства по борьбе с загрязнениями пришла комплексная многоцелевая система действий, объединенных единой концепцией, которая получила всестороннее организационное и правовое оформление. Были приняты основные законодательные акты по охране окружающей среды и организации экологического предпринимательства. Аналогичный процесс законотворчества охватил тогда практически все развитые капиталистические страны. Объектами законов стали, с одной стороны, основные элементы окружающей среды - воздух, вода, почва и наиболее распространенные виды промышленных и прочих отходов, вызывающих загрязнение, а с другой -регламентирование предпринимательской деятельности. Япония раньше других стран (в 1973 г.) приняла Закон об экспертизе новых химических веществ. С 1988 г. действует и Закон об общей экологической экспертизе. Широкому использованию к охране среды прямо способствовал закон 1970 г. о контроле за отходами, установивший ответственность фирмы за обезвреживание собственных отходов. Практически все

электронный научно-экономический журнал стр 6

такие расходы стали вменяться в обязанность фирмам-загрязнителям. НИОКР по экологически чистым технологиям, очистные сооружения, наконец, затраты на экологическую экспертизу почти полностью перекладывались на бюджеты таких фирм.

Характерно, что только затраты на экспертизу увеличивали стоимость хозяйственных проектов в среднем на 1—2%. Следующим этапом развития эколого-экономических программ стали экологические программы во всех населенных пунктах, даже небольших. Главным содержанием таких программ являются комплексы мер совершенствования контроля за соблюдением нормативов охраны среды, детализация нормативов для местных условий, создание благоприятной для предпринимателей среды. Кроме того, программы содержат перечни наиболее актуальных экологических целей, учитывающих перспективы социально-экономического развития территории и развития малого предпринимательства. Юридически закреплена в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой практика специальных налоговых каникул для предприятий малого бизнеса. Эти льготы довольно большие - допустимые списания составляют 50% стоимости очистного оборудования за первый год (в США в эти же 80-е годы - около 100% в течение 5 лет, в Германии - 50% в течение 5 лет). Для малых и средних предприятий Японии - по 30 % стоимости очистного оборудования списывается ежегодно в течение 3 лет. Некоторые виды очистного оборудования освобождаются от уплаты местных налогов. В целом в жизни налоги дифференцированы: с крупных фирм - 44%, средних - 32%, кооперативов - 28%. Большое внимание уделяется решению проблемы отходов производства и потребления. В Японии, например, бесплатная передача отходов предприятиями друг другу запрещена. Согласие предприятия перерабатывать отработанные батарейки оплачивают муниципальные службы, которые их поставляют, хотя предприятие уже получило прибыль от производства и реализации дополнительной продукции в виде цветных металлов из них. Есть основания надеяться, что в дальнейшем экологическая политика развитых стран мира будет формироваться под растущим воздействием глобальных факторов, задавая новые приоритеты развития малого предпринимательства.

Развитие экологического малого предпринимательства в России. Для успешного содействия развитию малого предпринимательства, ориентированного на оздоровление экологической обстановки, необходимо создать благоприятную для предпринимателей среду [3]. Помимо финансовых и правовых льгот, которые предусмотрены для малого бизнеса независимо от характера его деятельности, предприятиям, способствующим оздоровлению природной среды, необходимо предоставить льготное налогообложение вплоть до полного освобождения от муниципальных налогов. Только при такой поддержке малые предприятия, часто работающие в неблагоприятных производственных условиях (низкокачественное сырье, плохие транспортные связи и т.п.), смогут достичь рентабельности продукции, достаточной для того, чтобы привлекать потенциальных предпринимателей. Наряду с этим следует, чтобы региональные фонды поддержки предпринимательства обеспечивали льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции малых предприятий, в частности и за счет поступлений в виде штрафных платежей за экологические нарушения, а также добровольных взносов предприятий, общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных в экологической чистоте среды обитания.

Необходимо создать полноценный рынок экологических услуг малого предпринимательства. По данным Минприроды, сейчас на свалках страны находится 1,4 миллиарда тонн различного вида отходов. Более того, каждый год к этому объему добавляется 89,9 миллиона тонн токсических опасных продуктов переработки. В первую очередь - нефти. Окружающая природная среда находится в «угрожающем интересам национальной безопасности страны» состоянии. Около 15 процентов территории страны сегодня официально считается «зоной экологической катастрофы». Около половины населения пьет воду, не отвечающую санитарным нормам. Около двух третей населения вынуждено жить в районах, где загрязнение воздуха превышает допустимый уровень. Причину столь плачевного положения видят в отсутствии действенного механизма контроля за экологической обстановкой, также стоит обратить внимание на неподготовленность экономических условий, стимулирующих природоохранную деятельность, и самоустранение государства от процесса экологического переоборудования предприятий. Главное, в стране нет экономической базы, которая бы позволила решать текущие природоохранные задачи, не говоря уже о мерах стратегического характера. Назрела необходимость создания системы экологического предпринимательства, которая могла бы обеспечить «единообразие выпускаемой природоохранной продукции, ее соответствие стандартам, лицензирование деятельности предприятий, внедрение прогрессивных технологий». Экологизация экономики не может быть достигнута без участия государства. В связи с введением системы экологического аудирования необходимо внести изменения в действующее законодательство, создать организационные структуры для подготовки и аттестации экоаудиторов, аккредитации аудиторских фирм и центров.

электронный научно-экономический журнал стр 7

Целесообразно продумать возможность оказания экологических услуг в форме информационной, консультационной, экспертной помощи в решении природоохранных проблем, подготовки экологических менеджеров. Во Франции каждое десятое предприятие малого бизнеса прибегает к сокрытию отчетности, предпочитая иногда уплачивать штрафы, но не предоставлять сведений о своей деятельности.

Мне представляется целесообразно создать Центр по реализации организационно-экономического механизма обеспечения стратегического развития малого экологического предпринимательства через следующие функции:

• организующую;

• консультационно-информационную;

• проектную;

• маркетинговую;

• обучающую.

Подобные услуги часто предоставляются фирмами-производителями экологических товаров, но появляются и специализированные компании, например инжиниринговые, разрабатывающие проекты экологической реконструкции производства. [2]. Эти компании позволят дать рекомендации относительно наиболее подходящих заказчику видов очистного оборудования, его строительства, ремонта и эксплуатации. Другие новые области услуг: технические консультации, экологическая оценка и аудит, управление отходами и переработкой, транспортные услуги, розничная торговля, «зеленые» реклама и маркетинг [4]. Определяющим фактором в институциолизации экологического предпринимательского подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его формирование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития малого бизнеса для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Помимо финансовых льгот, непременным условием широкого привлечения предпринимательства к природоохранной деятельности является создание в регионе экологического информационного центра, располагающего подробными сведениями об экологически неблагополучных объектах и возможных профилях промышленных предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды.

Мало освоена, но перспективна в нашей стране такая сфера деятельности, как страхование в области экологии. Система страхования заключается в следующем. Местные власти выделяют на своей территории несколько промышленным предприятий, представляющих наибольшую экологическую угрозу [5]. Они должны выплачивать страховой компании определенную сумму. Деньги начинают работать, и часть из них идет на природоохранные нужды. Сложность заключается в том, что кто-то должен определить перечень страховых сумм на случай аварии. Если на предприятии произойдет какое-либо ЧП, убытки будет оплачивать страховая компания. Поэтому в компании должен быть солидный уставный капитал. Страхование является одним из немногих способов, позволяющих выйти из финансового кризиса, в котором находится российская экология. Деньги, накопленные за счет страхования, можно было бы выделять на развитие таких областей, которые никогда не принесут прибыли. Кроме того, необходимо утвердить систему штрафов для тех предприятий, которые не выполняют экологических требований. По данным контроля за окружающей средой на нарушителей установленных правил налагаются сейчас различные штрафные санкции. Однако в существующей форме они малоэффективны и не всегда стимулируют устранение экологически неблагополучных технологических процессов. Предприятиям обычно проще уплатить предусмотренный штраф, чем идти на значительную реконструкцию производства. Сохранению такой ситуации способствует то, что штрафные платежи относятся на себестоимость продукции и не влияют на прибыль предприятия.

Отношения в области экологического малого предпринимательства должны строиться на основе государственной поддержки и государственных гарантий экологического предпринимательства и регулироваться соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

электронный научно-экономический журнал стр 8

Формирование экологически ориентированного малого предпринимательства становится актуальным во всем мире, так как именно оно становится основным проводником в жизнь концепции устойчивого развития.

Список литературы

1. Блинов А. О. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки.//Российский экономический журнал, № 7.

2. Блинов А.О. Проблема стагнации развития малого бизнеса// Инвестиции в России. 2003. № 1.

3. Бобошко В.И. Особенности экологически ориентированного малого предпринимательства в России // Экономика природопользования. 2006, №5.

4. Губайдуллина Т. Методологические проблемы развития эколого-экономических отношений в современных условиях. Казань: Татполиграф, 1999.

5. Гусев А.А. Современные экономические проблемы природопользования. М. Международные отношения, 2004.

6. Черняховский Э.Р. Управление экологической безопасностью. М. Альфа-Пресс, 2007.

7. Яндыганов Я.Я. Экологический маркетинг на градообразующих предприятиях. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.