Научная статья на тему 'Экологическое предпринимательство как институциональный инструмент регулирования процессов использования природных ресурсов в муниципальном образовании'

Экологическое предпринимательство как институциональный инструмент регулирования процессов использования природных ресурсов в муниципальном образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислицын Дмитрий Павлович

Использование экологического фактора в развитии территорий сопряжено с необходимостью учета ряда его специфических свойств, особенностей управления, требующих применения адекватных схем организации, взаимодействия элементов подсистемы управления, управленческих технологий, развития современных институциональных механизмов, например на основе формирования системы экологического предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое предпринимательство как институциональный инструмент регулирования процессов использования природных ресурсов в муниципальном образовании»

УДК 574:338.22 ББК 20.1 К-44

Кислицын Дмитрий Павлович, соискатель кафедры менеджмента и региональной экономики Майкопского государственного технологического университета, тел.: (8772)521828.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(рецензирована)

Использование экологического фактора в развитии территорий сопряжено с необходимостью учета ряда его специфических свойств, особенностей управления, требующих применения адекватных схем организации, взаимодействия элементов подсистемы управления, управленческих технологий, развития современных институциональных механизмов, например на основе формирования системы экологического предпринимательства.

Ключевые слова: управление муниципальным образованием, регулирование, использование природных ресурсов, предпринимательство.

Kislitsyn Dmitri Pavlovich, the applicant of the chair of management and the regional economy, Maikop State Technological University, tel.: (8772) 521828.

ECOLOGICAL ENTERPRENEURSHIP AS AN INSTITUTIONAL TOOL OF MANAGING THE USE OF NATURAL RESOURCES IN THE MUNICIPALITIES

Using an ecological factor in land development involves the need to consider some of its specific characteristics, management characteristics, requiring the use of appropriate schemes for the organization, the interaction of subsystem elements of management, management techniques, the development of modern institutional arrangements, for example through the establishment of a system of environmental entrepreneurship.

Keywords: management of municipal education, regulation, use of natural resources, entrepreneurship

Современные условия характеризуются тем, что экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие. Возрастает осознание того, что экономика должна функционировать в соответствии не только с экономическими законами, но учитывать экологические закономерности. Дальнейшее развитие возможно только в достаточно узких рамках экологического «коридора» [1].

В связи с этим трактовка природного капитала только как природных ресурсов не предоставляет возможности реализации интегрированного подхода к исследованию процессов устойчивости функционирования сложных территориальных систем. Для успешного экономического роста необходим учет и экологических функций природного капитала. Это позволяет учитывать экономическую значимость всех его составляющих, их способность приносить доходы и выгоды.

В научных источниках выделяются следующие функции природного капитала:

- ресурсная - обеспечение природными ресурсами производства товаров и услуг;

- экосистемные (экологические) услуги - обеспечение природой различного рода регулирующих функций: ассимиляция загрязнений и отходов, регулирование климата и водного режима, озоновый слой и т.д.;

- услуги природы, связанные с эстетическими, этическими, моральными, культурными, историческими аспектами. Это своего рода «духовные» экологические услуги.

Экосистемные услуги — это функции экосистем, обеспечивающие экономические выгоды для потребителей этих услуг, базирующихся на обеспечении природой различного рода регулирующих функций. Потребители этих услуг могут находиться как на локальном уровне (например, отдельные предприятия), так и на муниципальное образованиеальном и глобальном уровнях - целые муниципальное образо-ваниеы и страны. В последнем случае можно говорить о глобальных экосистемных услугах.

Отдельные природные блага и объекты могут обеспечивать реализацию, как отдельных функций природного капитала, так и все их в комплексе. Использование экологического фактора в разви-

тии территорий сопряжено с необходимостью учета ряда его специфических свойств, особенностей управления, требующих применения адекватных схем организации, взаимодействия элементов подсистемы управления, управленческих технологий. Известные парадигмы экологической составляющей системы экология - производство позволяют установить следующие (существенные с управленческой точки зрения) особенности использования экологического фактора:

- при рассмотрении экологической подсистемы как источника природных ресурсов проблемный спектр исследований эффективности эколого-экономических взаимодействий сводится к традиционным задачам управления территориальными производственно-хозяйственнями комплексами.

Особенность таких задач в данном случае связана с актуализацией общего направления экологизации экономики;

- понимание экологии как среды обитания человека, качество которой определяет, таким образом, источник удовлетворения специфических потребностей (чистые вода и воздух, благоприятные климатические условия, ландшафты и пр.), которые не могут быть непосредственно обеспечены сферой производства, приводит к необходимости активизации деятельности, направленной на поддержание и восстановление природы. Несмотря на усилия государства, в данной сфере сохраняются негативные тенденции, что актуализирует поиск эффективных механизмов управления;

- по сравнению с другими сферами, формирование рынка экологических и природоохранных работ и услуг находится лишь на начальном этапе, обнаруживая значительное отставание в реализации рыночных принципов управления, незавершенностью процесса создания условий для возникновения механизмов конкуренции и саморегулирования (малочисленность предприятий, ориентированных на охрану природы, высокий уровень монополизации, взаимопроникновение государственных и рыночных структур) [2];

- нормативно-правовая основа процессов управления взаимодействиями в эколого-экономи-че-ских системах отличается крайней неравномерностью степени проработанности. Так, «...можно выделить несколько сегментов рынка, наиболее сильно зарегулированных рамками природоохранного законодательства: строительство и эксплуатация объектов природоохранного назначения; производство оборудования и средств защиты окружающей среды; работы и услуги по обращению с отходами производства и потребления.» и др. Вместе с тем, ряд направлений природоохранной деятельности не обеспечен в настоящее время законодательно закрепленными механизмами управления. Это, в частности, касается экологического страхования, экологического предпринимательства [3].

Комплексный учет перечисленных свойств, а также необходимость формирования свойств объекта управления, возникающих вследствие реализации рыночных принципов, возможен на основе развития так называемого экологического предпринимательства.

К числу действенных мотивов реализации предпринимательских инициатив можно отнести две: реализация идеи и получение прибыли. Указанные мотивы имеют конкретного носителя - индивида, что отличает их от потребностей. Последние могут характеризоваться принадлежностью как к отдельным индивидуумам (например, организация вывоза бытового мусора представляет собой форму экологического предпринимательства, ориентированную на удовлетворение конкретных индивидов), так и коллективам, группам (установка на предприятиях очисных сооружений и систем, направленная на улучшение качества среды обитания населения некоторой территории).

В результате получим четыре вида экологического предпринимательства:

- имеющее цель реализации предпринимательской идеи и направленное на удовлетворение индивидуальных потребностей;

- имеющее цель получения прибыли и направленное на удовлетворение индивидуальных потребностей;

- направленное на получение прибыли за счет удовлетворения коллективных потребностей;

- обеспечивающее реализацию идеи, в результате чего удовлетворяются экологические потребности социума.

Перечисленные виды экологического предпринимательства характеризуются различными особенностями, в частности возможностью использования рыночных механизмов регулирования. Так, например, в случае удовлетворения индивидуальных потребностей отсутствует необходимость определения источника формирования доходов предпринимателя - им является заинтересованное лицо. Несущественны и проблемы количественной оценки, которая в данном случае может проводиться на основе договорных отношений, учитывающих существующий в границах территории уровень цен, структуру предложения и спроса на аналогичные товары (услуги) и т.д. Несколько сложнее обстоят дела с удовлетворением коллективных потребностей. Формирование ресурсного обеспечения для них связано с необходимостью их накопления, концентрации, которые осуществляются в форме налогов и сборов. Проблема же их эффективного распределения

в условиях ограниченной конкуренции требует решения задач оценки многочисленных проявлений воздействий хозяйственной деятельности на природу, изменений в экосистеме глобального характера. Здесь уместно также напомнить о несовершенстве правовой базы функционирования субъектов данной сферы (зарегулированность процессов функционирования предприятий одних направлений деятельности и практически полное отсутствие законодательных норм и правил, регулирующих деятельность других).

Создание условий для интенсивного развития экологического предпринимательства должно осуществляться на основе учета спектра проблем конкретной территории в соответствии с общей стратегией. Для этого необходимо выделить направления деятельности предприятий рассматриваемой сферы, сгруппировать их по целевым установкам. Дифференциация видов экологического предпринимательства при этом может базироваться на видовом составе функций, которые выполняет предпринимательство вне зависимости от сферы деятельности.

Доля экологического сектора в объеме внешней торговли развитых стран составляет от 1 до 4%, причем темпы роста продаж природоохранных технологий и оборудования достигает 10% и более в год. В Канаде действует более 2500 компаний, выпускающих оборудование для охраны окружающей среды и связанные с ней услуги. В них работает более 110 тыс. человек. В Германии 85% предпринимателей в своей деятельности учитывают экологические аспекты.

Как показывает анализ, рынок экологических работ и услуг в России практически не регулируется, отсутствует необходимая нормативно-правовая основа для его функционирования. Формирование рынка идет стихийно в основном по посредническим направлениям, связанным с природными и вторичными ресурсами и поставкой в зарубежные страны, в то же время экологические работы и услуги, непосредственно направленные на выполнение природоохранных задач и экологизацию производства, развиваются слабо.

Основой формирования этого направления должно стать совершенствование экономических и финансовых механизмов в области экологии, в том числе регулирование рыночных отношений в целях рационального природопользования, снижения нагрузки на окружающую среду, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

По мнению Н.Ф.Реймерса, в сферу экологического бизнеса попадают следующие направления хозяйственной и социальной деятельности общества:

- производство специальной экологической техники, приборов, устройств и аппаратов для контроля состояния окружающей среды и очистки сбросов, выбросов и отходов от загрязняющих компонентов;

- создание средощадящих и ресурсосберегающих техники и технологий;

- расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство;

- экологическое образование и воспитание;

- выполнение специализированных экологических услуг.

В рамках каждого из перечисленных направлений деятельности возникает самостоятельная рыночная среда - идей, патентов, ресурсов, товаров, услуг, труда и капитала.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что самопроизвольное возникновение и продолжительное существование экологического предпринимательства возможно лишь по некоторым направлениям, спектр которых в настоящее время ограничен. К числу первоочередных задач, обеспечивающих повышение эффективности эколого-экономических взаимодействий, относятся следующие:

- формирование правовой основы реализации рыночных механизмов в сфере экологии, регулирования взаимодействий в системе экологического предпринимательства;

- методологические проблемы оценки природных ресурсов, понимаемых в широком смысле (включающих ассимиляционный потенциал территории, качество окружающей среды, биоразнообразие и пр.);

- синтез на основе существующих систем управления государством, регионами, муниципальными образованиями специализированных подсистем регулирования данного рынка, обеспечивающих необходимый уровень информированности субъектов рынка, поддержку всех этапов реализации предпринимательских инициатив в сфере экологии.

Литература:

1.Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. М.: МГУ, 2003.

2. Золотухин Н.А. Антимонопольное регулирование рынка экологических и природоохранных работ и услуг: материалы к выступлению на Междунар. форуме «Рациональное природопользование» (6-7 сентября 2005г., Москва). URL.: http: // www.fas.gov.ru/competition/goods/analisys/a_2891.shtml.

3. Об экологической безопасности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств: постановление межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 15-6.- СПб., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.