Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КИТАЯ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КИТАЯ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
790
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / ПРИРОДА / ЭКОЛОГИЯ / ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Юлия Александровна, Эриашвили Нодари Дарчоевич, Шаблин Петр Аюшеевич, Осодоев Олег Пиранович

Китайская Народная Республика, как одна из мировых держав, существенно продвинулась в экологических вопросах. Движение в сторону экологически цивилизованного общества теперь закреплено на конституционном уровне. Выступая на саммите, глава китайского государства в своей речи отметил, что от окружающей среды зависят счастье и достояние народов разных стран. По его словам, все страны должны сообща добиваться эффективности в защите окружающей среды, экономическом развитии, создании новых рабочих мест и искоренении бедности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S ENVIRONMENTAL LAW: CURRENT ASPECTS

The People’s Republic of China, as one of the world powers, has made significant progress in environmental issues. The movement towards an ecologically civilized society is now fixed at the constitutional level. Speaking at the summit, the Chinese head of state noted in his speech that the happiness and wealth of the peoples of different countries depend on the environment. According to him, all countries should work together to achieve efficiency in environmental protection, economic development, job creation and poverty eradication.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КИТАЯ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ»

_SOCIAL AND HUMAN SCIENCES_

LAW SCIENCES

Научная статья

УДК: 343.974

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-2-19-27

NIION: 2007-0083-2/22-101

MOSURED: 77/27-005-2022-02-300

Экологическое право Китая: актуальные аспекты

Юлия Александровна Иванова1, Нодари Дарчоевич Эриашвили2, Петр Аюшеевич Шаблин3,

Олег Пиранович Осодоев4

1 Российский технологический университет — МИРЭА, Москва, Россия, julia-ivanova-77@yandex.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, professor60@mail.ru

3 ЭМ-ЦЕНТР, Улан-Удэ, Россия, npo@shablin.ru

4 Международная академия информатизации, Москва, Россия, info@iiaun.ru

Аннотация. Китайская Народная Республика, как одна из мировых держав, существенно продвинулась в экологических вопросах. Движение в сторону экологически цивилизованного общества теперь закреплено на конституционном уровне. Выступая на саммите, глава китайского государства в своей речи отметил, что от окружающей среды зависят счастье и достояние народов разных стран. По его словам, все страны должны сообща добиваться эффективности в защите окружающей среды, экономическом развитии, создании новых рабочих мест и искоренении бедности.

Ключевые слова: Китай, природа, экология, водные объекты, окружающая среда, современное законодательство

Для цитирования: Иванова Ю. А., Эриашвили Н. Д., Шаблин П. А., Осодоев О. П. Экологическое право Китая: актуальные аспекты // Криминологический журнал. 2022. № 2. С. 19-27. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-2-19-27.

Original article

China's Environmental Law: current aspects

Yulia A. Ivanova1, Nodari D. Eriashvili2, Pyotr A. Shablin3, Oleg P. Osodoev4

1 Russian Technological University — MIREA, Moscow, Russia, julia-ivanova-77@yandex.ru

2 Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot', Moscow,

Russia, professor60@mail.ru

3 Scientific and Production Association «EM-CENTER», Ulan-Ude, Russia, npo@shablin.ru

4 International Academy of Informatization, Moscow, Russia, info@iiaun.ru

Abstract. The People's Republic of China, as one of the world powers, has made significant progress in environmental issues. The movement towards an ecologically civilized society is now fixed at the constitutional level. Speaking at the summit, the Chinese head of state noted in his speech that the happiness and wealth of the peoples of different countries depend on the environment. According to him, all countries should work together to achieve efficiency in environmental protection, economic development, job creation and poverty eradication.

Keywords: China, nature, ecology, water bodies, environment, modern legislation

For citation: Ivanova Yu. A., Eriashvili N. D., Shablin P. A., Osodoev O.P. China's Environmental Law: current aspects // Criminological journal. 2022. (2):19-27. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-2-19-27.

Со времени возникновения Народной Республики и до начала 1970-х годов была проделана определенная работа по управлению окружающей средой, но в очень небольших, разрозненных масштабах. Экологический менеджмент до сих пор не занял должного места в повестке дня в качестве основного вопроса программы развития

страны. Она стала рассматриваться, как жизненно важная только тогда, когда страна приняла участие в Стокгольмской конференции по окружающей среде человека в 1972 году и приобрела большой опыт благодаря этому участию [3].

Китай извлек уроки из капиталистических стран,

© Иванова Ю. А., Эриашвили Н.Д., Шаблин П. А., Осодоев О. П., 2022

которые должны были бороться с загрязнением окружающей среды, которое серьезно загрязнило и нанесло ущерб их окружающей среде в ходе экономического развития. Было осознано, что при осуществлении экономического строительства необходимо уделять большое внимание охране окружающей среды и научиться управлять отношениями между развитием и окружающей средой, чтобы экономика развивалась в гармонии с окружающей средой.

В 1973 году Китай провел свою первую национальную конференцию по охране окружающей среды, на которой был рассмотрен успешный опыт в этой области, а также серьезные проблемы. Была разработана первоначальная программа по охране и улучшению окружающей среды. Эта конференция сыграла очень важную роль в развитии охраны окружающей среды страны.

В 1974 году Государственный совет учредил под своим руководством ведущую группу по охране окружающей среды и ее офис, отвечающий за работу страны по охране окружающей среды.

В 1979 году, после нескольких лет обсуждений и подготовки, Китай обнародовал свой «Закон об охране окружающей среды» и ряд связанных с ним декретов. С правоприменения должен был начаться новый этап в работе по охране окружающей среды.

Закон об охране окружающей среды. является основным законодательством по охране окружающей среды в Китае. Также, существуют отдельные законы, такие, как Закон об охране морской среды, Закон о предотвращении и контроле загрязнения атмосферы, Закон о предотвращении и контроле загрязнения воды, Закон о предотвращении и контроле загрязнения окружающей среды шумом, Закон о предотвращении и контроле загрязнения окружающей среды твердыми отходами, Закон о предотвращении и контроле загрязнения почвы и др.

В гражданском и уголовном законодательстве Китая, также содержатся положения о деликтном ущербе от загрязнения окружающей среды и преступлениях, связанных с загрязнением окружающей среды.

В соответствии с положениями Закона об охране окружающей среды в Китае осуществляется комплексное лицензионное управление сбросами загрязняющих веществ предприятиями. Министерство экологии и охраны окружающей среды Китая сформулировало меры по администрированию разрешений на сброс загрязняющих веществ (для пробной реализации) и управлению списками разрешений на сброс загрязняющих веществ для стационарных источников, осуществляющих комплексный контроль за сбросом загрязняющих веществ в воду, сбросом атмосферных загрязняющих веществ и другими загрязнителями, сбрасываемыми субъектами, включенными в список.

Закон о предотвращении и борьбе с загрязнением почв вступил в силу 1 января 2019 года и предусматривает предотвращение, контроль рисков и восстановление загрязнения почв. В соответствии с принципом «тот, кто загрязняет окружающую среду, должен устранить и контролировать загрязнение», стороны, ответственные

за загрязнение почвы, обязаны осуществлять контроль и восстановление риска загрязнения почвы. Если стороны, ответственные за загрязнение почвы, не могут быть идентифицированы, стороны с правами землепользования должны осуществлять контроль и восстановление риска загрязнения почвы. Расходы, понесенные для проведения и организации расследования ситуации с загрязнением почвы, оценки риска загрязнения почвы, контроля или восстановления рисков, оценки последствий загрязнения, оценки восстановления или управления на более поздней стадии, несут стороны, ответственные за загрязнение почвы.

Согласно Закону о предотвращении и контроле загрязнения окружающей среды твердыми отходами, «твердые отходы» означают изделия и вещества в твердом или полутвердом состоянии или газы в контейнерах, которые производятся в процессе производственной, жизнедеятельности и других видов деятельности и утратили свою первоначальную потребительную стоимость или выбрасываются, даже если они еще не потеряли свою полезность, а также изделия и вещества, которые включены в управление твердыми отходами в силу административных правил.

Для предотвращения и контроля загрязнения окружающей среды твердыми отходами государство реализует принцип, согласно которому любое юридическое или физическое лицо, вызывающее загрязнение, несет ответственность за него в соответствии с законом. Производители, продавцы, импортеры и пользователи несут ответственность за предотвращение и контроль загрязнения твердыми отходами, производимыми. Китай также принял Закон о содействии циркулярной экономике, касающийся вопросов отходов в соответствии с принципами сокращения, повторного использования и переработки. Что касается импорта отходов, существующий Закон о предотвращении и контроле загрязнения окружающей среды твердыми отходами запрещает импорт твердых отходов, перечисленных в списке запрещенного импорта. Но пересмотренная версия проекта, обнародованная 5 июля 2019 года, предусматривает, что государство будет постепенно импортировать нулевые твердые отходы.

Закон о предотвращении и контроле загрязнения атмосферы содержит конкретные положения о предотвращении и контроле загрязнения от сжигания угля и другой энергии, промышленного загрязнения, загрязнения от транспортных средств и судов с механическим приводом, загрязнения пылью и загрязнения сельского хозяйства. Предприятия, которые сбрасывают загрязняющие вещества в воздух, должны получить лицензию на сброс загрязняющих веществ, соответствующую национальным и местным стандартам по сбросу загрязняющих веществ в атмосферу. Кроме того, существуют требования по охране окружающей среды и энергоэффективности для промышленных котлов и угольных электростанций в Китае.

Водное право предусматривает развитие, использование и охрану водных ресурсов. В Китае водные ре-

LAW SCIENCES

сурсы принадлежат государству. Государственный совет осуществляет право собственности на водные ресурсы от имени государства. Вода в прудах сельских коллективных экономических организаций и в водохранилищах, построенных и управляемых сельскими коллективными экономическими организациями, должна использоваться этими организациями. Государство применяет системы лицензирования водных ресурсов и платного использования водных ресурсов в соответствии с законом. Контроль сброса загрязняющих веществ в воду в основном регулируется Законом о предотвращении и контроле загрязнения воды. В дополнение к защите морской экологии, Закон об охране морской среды, также предусматривает конкретные положения для предотвращения и контроля загрязнения, вызванного наземными загрязнителями, прибрежными и морскими строительными проектами, загрязнением судов и сбросом отходов.

Китай принял Правила о живописных и исторических районах и Правила о заповедниках для защиты природных пространств и ландшафтов. Термин «живописный и исторический район» означает район, который имеет эстетическую, культурную или научную ценность, концентрацию природных и антропологических объектов и красивую окружающую среду и подходит для туризма или научной и культурной деятельности. Живописные и исторические районы могут быть использованы в качестве основы защиты.

Заповедники — это территории, разграниченные в соответствии с соответствующими законами для особой охраны и управления в местах естественной концентрации типичных природных экологических систем и ценных, редких и исчезающих видов дикой природы, а также на суше, в акваториях на суше и в морских районах, где расположены охраняемые объекты, такие как природные объекты особого значения. Заповедники можно разделить на три части: основную зону, буферную зону и экспериментальную зону. Въезд в основную зону запрещен. В буферной зоне разрешены только научные исследования и наблюдения. В экспериментальной зоне могут проводиться, такие мероприятия, как научные эксперименты, образовательная практика, визиты и туризм. Кроме того, Китай в настоящее время активно продвигает соответствующее законодательство о национальных парках.

Китай имеет Национальный список ключевых требований охраны дикой природы, Национальный охраняемый список наземных диких животных с важными экономическими и научно-исследовательскими ценностями и Национальный список ключевых охраняемых диких растений, осуществляющих управление каталогами для дикой природы. Особые требования к охране закреплены в Законе об охране диких животных и Положении об охране диких растений. Кроме того, Закон о лесах и Закон о пастбищах, также содержат положения о защите растений.

В Китае существуют надежные стандарты качества окружающей среды, а также стандарты шума, такие как стандарт шума для промышленных предприятий и

стандарт шума окружающей среды для строительных площадок. Основным законодательством по предотвращению и борьбе с загрязнением окружающей среды, вызванным шумом и вибрацией, является Закон о предотвращении и борьбе с загрязнением окружающей среды от шума окружающей среды, в котором компетентный административный департамент по охране окружающей среды при Государственном совете и местные народные органы власти на уровне округа или выше осуществляют единый надзор и управление окружающей средой. Предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды шумом по всей стране и в пределах их соответствующих административных районов. Компетентные административные департаменты общественной безопасности, связи, железных дорог и гражданской авиации, а также администрации управления портами на различных уровнях в рамках своих соответствующих функций и обязанностей осуществляют надзор и управление предотвращением и контролем шумового загрязнения в результате дорожного движения и социальной деятельности. Предотвращение и контроль запаха в основном предусмотрены в Законе о предотвращении и контроле загрязнения атмосферы [3].

Ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды, рассматривается в деликтном праве Китайской Народной Республики. В существующих законах Китая нет определения экологического ущерба. В настоящее время система возмещения ущерба экологической среде создается на экспериментальной основе. Согласно Плану реформы системы компенсации экологического ущерба окружающей среде, изданному Главным управлением Государственного совета ЦК КПК, экологический ущерб окружающей среде относится к неблагоприятным изменениям элементов окружающей среды, таких как атмосфера, поверхностные воды, грунтовые воды, почвы и леса, а также биологических элементов, таких как растения, животные и микроорганизмы, вследствие загрязнения окружающей среды и разрушения экологии, а также деградации экосистемных функций, образованных вышеуказанными элементами. Объем компенсации экологического ущерба окружающей среде включает разумные расходы, такие как удаление загрязнения, восстановление экологической среды, потеря служебных функций при восстановлении экологической среды, потери, вызванные необратимым ущербом экологическим функциям, а также расследование и оценка компенсации экологического ущерба.

Налоговое законодательство об охране окружающей среды предусматривает, что в пределах территории и других морских районов, находящихся под юрисдикцией Китайской Народной Республики, предприятия, государственные учреждения и другие производители и операторы, которые непосредственно сбрасывают загрязняющие вещества в окружающую среду, должны платить налог на загрязнение окружающей среды. В Китае в принципе нет двойного налогообложения. Так же нет специальных правил, регулирующих опасные виды деятельности.

„¿¿¡Мм*» им

Китайское регулирование опасных продуктов и веществ в основном отражено в регулировании безопасности опасных химических веществ. Китай сформулировал Правила управления безопасностью опасных химических веществ для внедрения управления каталогами опасных химических веществ. Тем не менее, не существует систематической системы безопасности при выходе на рынок опасных химических веществ. В настоящее время доступ на рынок конкретных химических веществ запрещен в основном с целью выполнения соответствующих международных договорных обязательств [4].

В Китае существует закон о реагировании на чрезвычайные ситуации. Народные правительства на всех уровнях и их соответствующие департаменты, предприятия и учреждения несут ответственность за деятельность по реагированию на чрезвычайные ситуации, включая предотвращение и готовность, наблюдение и предупреждение, операции по реагированию и спасению, а также восстановление и реконструкцию после чрезвычайных ситуаций в соответствии с положениями Закона о реагировании на чрезвычайные ситуации. Народные правительства на уровне уездов или выше создают механизмы общественного мониторинга загрязнения окружающей среды и организуют разработку планов раннего предупреждения. Предприятия и учреждения должны, в соответствии с соответствующими нормативными актами государства, формулировать чрезвычайные планы для чрезвычайных экологических ситуаций и представлять в административный департамент охраны окружающей среды и соответствующие департаменты для регистрации.

Основным учетом экологических факторов при приобретении активов является оценка и анализ загрязнения земель. Технические положения об оценке загрязнения почв в Китае, изданные Министерством охраны окружающей среды, содержат рекомендации и нормы для оценки загрязнения почв. При покупке акций следует учитывать принадлежность компании к отрасли, входящей в список запрещенных и ограниченных государством, а также экологический кредит компании, чтобы выяснить, есть ли у компании административные штрафы и компенсация за загрязнение окружающей среды.

При финансировании, IPO, сделках с недвижимостью, реорганизации компаний и процедурах банкротства требуется должная осмотрительность. Статус экологического соответствия предприятия, экологического кредита, и есть ли крупный иск о компенсации загрязнения окружающей среды, должен быть исследован, чтобы контролировать риск сделки.

В соответствии с Законом об охране окружающей среды государственные учреждения и другие организации, использующие бюджетные средства, должны при покупке и использовании продуктов, оборудования и сооружений отдавать приоритет тем, которые являются энергосберегающими, водосберегающими, материалос-берегающими или иным образом способствуют защите окружающей среды. Закон о поощрении циркулярной экономики, также предусматривает, что юридические и физические лица, приобретающие товары за счет средств

государственных финансов, должны отдавать предпочтение энергосберегающим, водосберегающим, матери-алосберегающим и экологически чистым продуктам и переработанным продуктам.

Согласно Закону об оценке воздействия на окружающую среду, для строительных проектов, оказывающих воздействие на окружающую среду на территории Китая и других морских районах, находящихся под юрисдикцией Китайской Народной Республики, оценка воздействия на окружающую среду проводится в соответствии с законом. Отчет о воздействии на окружающую среду для строительного проекта должен быть представлен строительной организацией в административный департамент охраны окружающей среды, который имеет полномочия на утверждение в соответствии с положениями Государственного совета.

За исключением случаев, когда государство требует сохранения конфиденциальности информации, для строительных проектов, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду и по которым необходимо разработать отчет о воздействии на окружающую среду, строительный субъект обязан перед представлением проекта на экспертизу и утверждение запросить мнения соответствующих субъектов, экспертов и широкой общественности путем проведения демонстрационных митингов, слушаний или любыми другими средствами. Меры по участию общественности в оценке воздействия на окружающую среду, изданные Министерством окружающей среды, содержат конкретные положения об участии общественности.

Система надзора за охраной окружающей среды в Китае — это единый надзор в сочетании с надзором со стороны других ведомств. Административный отдел охраны окружающей среды Государственного совета обычно контролирует и управляет национальной работой по охране окружающей среды, в то время как административные отделы охраны окружающей среды местных народных органов власти на уровне округа и выше обычно контролируют и управляют работой по охране окружающей среды в своих соответствующих административных районах. Соответствующие департаменты народных правительств, департаменты охраны окружающей среды вооруженных сил контролируют и управляют охраной ресурсов, предотвращением и контролем загрязнения, а также другой работой по охране окружающей среды в соответствии с положениями соответствующих законов.

Регулирующие органы по охране окружающей среды имеют право проводить инспекции на местах предприятий, учреждений и других производителей и операторов, которые сбрасывают загрязняющие вещества. Проверяемое лицо должно правдиво сообщить о ситуации и предоставить необходимую информацию. Согласно мерам экологического административного наказания, при расследовании и сборе доказательств должно быть не менее двух следователей, которые должны показать свои китайские сертификаты экологического надзора или другие административные сертификаты правоприменения и сделать записи инспекции на месте и отбор

LAW SCIENCES

мю

проб инспекции, а также подготовить отчет о мониторинге.

Меры экологического административного наказания предусматривают общие процедуры экологического административного наказания, включая подачу дела, расследование и сбор доказательств, рассмотрение дела, уведомление и слушание, а также принятие решений. На этапе принятия решения стороны имеют право делать заявления и предлагать защиту, а также требовать слушания. При принятии окончательного решения об административном наказании оно, также основывается на Руководстве по дальнейшей нормализации дискреции экологического административного наказания, изданном Министерством окружающей среды. «Три системы» — это система публикации административного правоприменения, система регистрации всего процесса правоприменения и система правовой экспертизы основных правоприменительных решений — должны быть полностью реализованы в административных процедурах.

Меры экологического административного наказания предусматривают, что виды экологического административного наказания включают предупреждение; штрафы; приказ о прекращении производства для исправления; приказ о прекращении производства, коммерческой деятельности или закрытии; временное удержание или отзыв лицензии или других сертификатов, которые по своей природе являются лицензией; конфискация незаконных доходов или имущества.

Если заинтересованная сторона отказывается принять решение, она может на законных основаниях подать заявление об административном пересмотре или подать административный иск против административного решения или акта. Причины апелляции включают в себя то, что административное решение, принятое экологическим административным департаментом, является незаконным, административное решение должно быть отменено или изменено, и что экологический административный департамент обязан выполнять определенные уставные обязанности. Положения Закона об административном судопроизводстве применяются к инициированию, принятию, юрисдикции и исполнению экологического административного судопроизводства, включая процедуры подачи жалобы, принятия дела, судебного разбирательства и судебного решения.

Экологическое судопроизводство включает в себя гражданское и уголовное судопроизводство. Экологический гражданский судебный процесс обычно подается жертвой из-за ущерба, причиненного нарушением окружающей среды ответчиком, требуя компенсации ущерба и прекращения нарушения. Гражданский процессуальный закон Китайской Народной Республики, также предусматривает судебные процессы в общественных интересах. За поведение, которое загрязняет окружающую среду, нарушает законные права и интересы крупных потребителей или иным образом наносит ущерб общественным интересам, орган власти или соответствующая организация в соответствии с законом и прокуратурой могут подать иск в народный суд. План

реформ, устанавливающий систему компенсации за ущерб окружающей среде, предусматривает, что после причинения ущерба экологической среде народное правительство имеет право подать иск о возмещении ущерба экологической среде в суд. Экологический уголовный процесс инициируется органами прокуратуры от имени государства для расследования уголовной ответственности за загрязнение окружающей среды. Случайные гражданские иски, также могут быть поданы в экологических уголовных процессах.

За нарушения экологического права суд имеет право проводить уголовные процессы по экологическим преступлениям: расследовать уголовную ответственность нарушителей; проводить посредничество или судебное разбирательство по экологическим гражданским делам; содействовать урегулированию экологических гражданских споров; рассматривать экологические административные дела в соответствии с законом и контролировать правоприменение административных органов.

Законы в Китае предусматривают гражданские иски против нарушений экологического права. Если ущерб причинен загрязнением окружающей среды или экологическим ущербом, деликтная ответственность реализуется в соответствии с положениями деликтного законодательства Китайской Народной Республики. В дополнение к возмещению убытков, способ нести де-ликтную ответственность включает прекращение нарушения, устранение препятствия, устранение опасности, восстановление первоначального статуса.

Согласно деликтному праву Китайской Народной Республики, в случае возникновения любого спора о загрязнении окружающей среды загрязнитель берет на себя бремя доказывания того, что он не должен нести ответственность, что его ответственность может быть смягчена при определенных обстоятельствах, предусмотренных законом, или доказать отсутствие причинно-следственной связи между его поведением и ущербом. Если загрязнение окружающей среды вызвано двумя или более загрязнителями, серьезность ответственности каждого загрязнителя определяется в зависимости от типа загрязнителя, объема выбросов и других факторов. Если какой-либо вред причинен загрязнением окружающей среды по вине третьей стороны, жертва может потребовать компенсации либо от загрязнителя, либо от третьей стороны. Закон об охране окружающей среды предусматривает, что срок иска о возмещении ущерба составляет три года, начиная с момента, когда сторона знает или должна была знать о вреде, причиненном стороне.

Согласно толкованию Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры по ряду вопросов, касающихся применения закона при рассмотрении уголовных дел о загрязнении окружающей среды, преступник может утверждать, что он принял своевременные меры по предотвращению расширения ущерба или ликвидации загрязнения, что он произвел компенсацию за все убытки.

Они могут быть определены, как подпадающие под

незначительные обстоятельства и освобождены от обвинений или уголовного наказания. Если предприятие совершает, какое-либо преступление непосредственно ответственные лица предприятия должны быть осуждены и наказаны, а также на них должен быть наложен штраф.

Согласно гражданско-процессуальному законодательству, на решение суда первой инстанции местного народного суда сторона имеет право подать апелляцию в народный суд следующего вышестоящего уровня в течение 15 дней с даты вручения письменного решения. Заявитель подает письменную апелляцию через народный суд первой инстанции. В гражданских делах народные суды применяют систему «финал после двух судебных разбирательств» в соответствии с положениями Гражданского процессуального закона. Помимо решения Верховного народного суда первой инстанции, апелляция может быть подана в народный суд более высокого уровня не более одного раза.

Международные экологические договоры, участником которых является Китай, включают Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Роттердамскую конвенцию о международной процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных торговых опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях, Венскую конвенцию по охране окружающей среды., Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, Конвенция о биологическом разнообразии, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, Международная конвенция о предотвращении загрязнения с судов, Конвенция о предотвращении загрязнения морской среды сбросом отходов и других веществ и др.

Как государство, являющееся участником международных природоохранных договоров, необходимо соблюдать свои обязательства по договору, что, естественно, окажет влияние на китайское право. Например, Закон о защите морской среды в Китае предусматривает внедрение системы непредвиденных обстоятельств для крупных инцидентов загрязнения морской среды. Это выполнение договорных обязательств Китая в соответствии со статьей 199 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву относительно «Государства должны совместно разрабатывать и продвигать планы действий в чрезвычайных ситуациях для борьбы с инцидентами загрязнения морской среды».

Новый Закон о предотвращении и борьбе с загрязнением почв вступил в силу 1 января 2019 года и предусматривает предотвращение, контроль рисков и восстановление загрязнения почв. Пересмотренный проект Закона о предотвращении и контроле загрязнения окружающей среды твердыми отходами, обнародованный 5 июля 2019

года, предусматривает, что государство будет постепенно импортировать нулевые твердые отходы.

Восемьдесят процентов населения страны живут в сельской местности и в основном используют стебли, солому и дрова для домашнего топлива. Приблизительная оценка показывает, что ежегодное потребление в Китае такого материала превышает 500 миллионов тонн. С точки зрения теплотворного объема это было бы эквивалентно 400 миллионам тонн стандартного угля. В результате питательные вещества из большого количества стеблей, соломы и листьев не возвращаются на поля, что приводит к постоянному снижению органического вещества почвы, затвердеванию ее поверхности и потере плодородия. Поскольку деревья вырубаются на дрова, леса уничтожаются, вызывая водную и почвенную эрозию и влияя на климат, тем самым серьезно нарушая сельскохозяйственный экологический баланс и природную среду. Для решения этой проблемы были предприняты энергичные усилия по продвижению использования двух возобновляемых источников энергии — малой гидроэлектростанции и биогаза.

В течение многих лет китайские исследователи в области борьбы с пустынями работали в тесном сотрудничестве с жителями пустынных регионов. Они приняли политику общего планирования, всеобъемлющего контроля и соответствующих мер профилактики и лечения, имеющих отношение к различным местностям и различным типам пустынь. Например, деревья и кустарники высаживаются, а сосновые насаждения культивируются для борьбы с изолированными движущимися песчаными дюнами на лугах. Во время посадки пустынные районы закрываются для выращивания травы и установки травяных ограждений с целью контроля за перемещением песчаных дюн вблизи сельскохозяйственных угодий. Между дюнами выращиваются небольшие леса. Инженерные меры, а также меры по закреплению песка травой принимаются на вершине песчаных дюн. Для контроля возраста песчаных плотин на сельскохозяйственных угодьях в пустынных регионах вдоль окраин оазисов высаживаются песчаные защитные пояса деревьев, в сельскохозяйственных районах высаживаются сети деревьев, а песок за пределами оазисов обрабатывается для обеспечения роста травы.

Между тем, водные ресурсы в пустынных регионах полностью используются для ирригационных проектов, чтобы использовать ресурсы подземных вод, улучшить почву и посадить защитные пояса деревьев, дабы преобразовать пустыни и создать в них новые оазисы. В 1978 году Китай начал применять систему защитных поясов, которая в конечном итоге охватит более 5,3 миллиона гектаров и пройдет через северо-восточный, северо-западный и северный Китай. Этот гигантский проект, получивший название «Зеленая великая китайская стена», предполагает участие десятков миллионов людей

Наука и техника являются мощной движущей силой, двигающей историю вперед. Исследования обеспечивают теоретическое руководство и практические методы управления окружающей средой и контроля загрязне-

LAW SCIENCES

мю

ния. Экологическая наука — это всесторонняя междисциплинарная наука, которая в последние годы стала важным компонентом наук в целом. Его развитие просвещается и стимулируется другими отраслями науки, а это, в свою очередь, дает импульс их продвижению. Расширение исследований в области науки об окружающей среде является ключом к контролю и решению проблем загрязнения и других повреждений, с которыми сейчас сталкивается Китай. Это также источник к повышению охраны окружающей среды до уровня удовлетворения потребностей четырех модернизаций Китая.

За последние несколько лет Китай добился устойчивого прогресса в работе по оценке качества окружающей среды. Выполнили основные задачи комплексной оценки качества окружающей среды на западной окраине Пекина.

Хотя работа по оценке качества окружающей среды в Китае только началась, они провели комплексную отметку различных факторов на большой территории и добились довольно хороших успехов. Это потому, что организовали все соответствующие департаменты и учреждения в единую силу для научных исследований посредством рационального разделения заданий и тесного сотрудничества.

Однако Китай еще не сформировал специализированную силу, не создал систему и не использовал полные комплекты технических средств для своей работы по оценке качества окружающей среды и, в частности, прогнозной оценки окружающей среды.

Ведущим органом экологического менеджмента на государственном уровне является Ведущая группа по охране окружающей среды при Государственном совете. Группа возглавляется вице-премьером и состоит из ведущих членов из более чем 20 департаментов. Она включает в себя планирование, строительство, науку, сельское и лесное хозяйство, промышленность, связь, здравоохранение, образование, океанологические исследования и общественную безопасность. Исполнительным органом Группы является Управление Ведущей группы по охране окружающей среды при Государственном совете, которое имеет директора и ряд заместителей директоров.

Под управлением находятся отделы планирования, науки и техники, исследований и исследований, водных ресурсов, атмосферы, охраны природы, образования, международных связей, секретариата и другие. Создаются научно-исследовательский институт и станция общего мониторинга. Департаменты или бюро по охране окружающей среды или эквивалентные органы были созданы в министерствах химической промышленности, металлургии, нефти, легкой промышленности, текстильной промышленности, энергетики, транспорта и связи, железных дорог, машиностроения, сельского хозяйства, лесного хозяйства, здравоохранения и образования, а также научных исследований и научно-исследовательского института океанологии при Государственном правительстве.

Бюро по охране окружающей среды были созданы в 22 провинциях, автономных районах и муниципали-

тетах, подчиненных центральной администрации. В остальных провинциях созданы отделения по охране окружающей среды. Большинство префектур, городов и уездов имеют свои учреждения по охране окружающей среды. Крупные и средние промышленные и горнодобывающие предприятия также имеют такие офисы или персонал, отвечающий за охрану окружающей среды. Отделения по охране окружающей среды водных ресурсов были созданы в дренажных районах рек Чанцзян, Хуанхэ и Сонгхуа, а также в Бохайском заливе и водохранилище Гуантань. Организации по охране окружающей среды на различных уровнях несут ответственность за то, что происходит в их соответствующих областях, под непосредственным руководством народного правительства или административных департаментов на том же уровне. В профессиональных вопросах они находятся под руководством организаций по охране окружающей среды на более высоком уровне. Научно-исследовательские институты и станции мониторинга были созданы в некоторых важных департаментах, провинциях, автономных районах и муниципалитетах, префектурах и городах, и они находятся под руководством организации управления охраной окружающей среды на том же уровне.

В настоящее время в Китае насчитывается более 80 научно-исследовательских институтов охраны окружающей среды, больших и малых, в которых работают 3500 человек. Существует более 290 станций мониторинга с более чем 4400 людьми. Если подсчитать различные природоохранные ведомства, то общее число людей, участвующих в этих операциях, составит около 15000 человек. Большинство из них были переведены из других департаментов, и лишь немногие из них прошли специальную подготовку в области охраны окружающей среды. Это, очевидно, не соответствует трудной задаче охраны окружающей среды в такой большой стране с населением почти в тысячу миллионов человек.

В последние годы 23 университета и колледжа создали кафедры, специальности или курсы по охране окружающей среды. Научно-исследовательские институты наук об окружающей среде были созданы в Шанхайском медицинском колледже, Пекинском медицинском колледже, Шанхайском педагогическом колледже, Нанкинском университете, Университете Чжоушань, Пекинском промышленном университете и Цзилинь Педагогическом колледже. Кроме того, еще 20 университетов и колледжей создали небольшие лаборатории для проведения научных исследований в области охраны окружающей среды.

В научно-исследовательских институтах окружающей среды Китая работают 15000 человек и 290 станций мониторинга. Экологические исследования включены в учебные планы 23 высших учебных заведений. Государственные чиновники проходят обучение на краткосрочных курсах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модернизация науки и техники является ключевым звеном в программе социалистической модернизации Китая, а образование — основой. Экологическое образование не только направлено на подготовку многих

„¿¿¡Мм*» им

специалистов и техников, но и должно охватывать массы для всеобщего образования. Это связано с тем, что охрана окружающей среды тесно связана с работой, жизнью и здоровьем каждого, поскольку каждый живет в определенной среде, влияет на окружающую среду и подвергается ее воздействию. Цель экологического образования — дать каждому члену общества понять единство противоположностей между человеком и окружающей средой и важность охраны окружающей среды, чтобы иметь правильное отношение к окружающей среде.

Обучение персонала является стратегической задачей охраны окружающей среды. Для удовлетворения потребностей четырех модернизаций в Китае необходимо создать полную систему экологического образования и общенациональную образовательную сеть, от детей до взрослых, от школ до общества и от популяризации до специализации, с общим учетом и всесторонним планированием. С этой целью разработали программу, в которой были выдвинуты цели, требования и меры для экологического образования в колледжах и обычных школах, а также для кадров на их должностях и широких масс.

Чтобы углубить понимание массами важности охраны окружающей среды, и особенно ведущими чиновниками на всех уровнях, в марте и апреле 1980 года начали реализовывать «Месяц пропаганды охраны окружающей среды» в связи с популяризацией и внедрением Закона об охране окружающей среды. В течение месяца пропаганды широко освещалась связь между охраной окружающей среды и социалистической модернизацией, между охраной окружающей среды и здоровьем людей, между производством и жизнью и экологией, а также между ростом населения и загрязнением окружающей среды и ущербом.

Средства массовой информации, культурные и образовательные учреждения, профсоюзы, научные ассоциации, молодежная лига, федерация женщин и другие массовые организации ввели пропаганду посредством прессы, радиовещания, кино, телевидения и фотовыставок. Более 690 статей по охране окружающей среды были опубликованы в национальных и провинциальных газетах. Кроме того, были организованы лекции по экологическим наукам и было напечатано и распространено большое количество буклетов, пропагандирующих закон об охране окружающей среды и другую экологическую информацию.

Эти пропагандистские мероприятия углубили понимание населением вредности загрязнения и повысили их осведомленность о необходимости защиты окружающей среды. Некоторые ведущие правительственные чиновники начали понимать, что внимание должно уделяться производству, а также охране окружающей среды и экологическому балансу, и что текущие интересы должны быть интегрированы с долгосрочными интересами. По всей стране население с энтузиазмом относилось к этому движению. Все больше и больше людей выдвигают предложения по экологическому контролю. Число надзорных групп по охране окружающей среды очень быстро растет в районных комитетах Шанхая, Пекина, Сианя, Цзинаня

и некоторых городов провинции Цзайнсу, и они проводят довольно эффективную работу. Народные прокуратуры и народные суды во многих населенных пунктах начали рассматривать дела о загрязнении, активно рассказывая людям о важности охраны окружающей среды.

Данная пропагандистская кампания вызвала энтузиазм многих административных чиновников, развеяла их страх перед трудностями и укрепила их уверенность в своей работе [1].

Со своей стороны, Управление охраны окружающей среды при Государственном совете провело три учебных курса по охране окружающей среды в сотрудничестве с Китайским обществом экологических наук; 287 ведущих должностных лиц посетили курсы и получили элементарные знания в области экологического контроля. Учебные курсы по управлению окружающей средой и мониторингу были, также проведены учреждениями по управлению окружающей средой в различных частях страны.

Библиографический список

1. Иванова Ю. А., Захарова А. Д. Международно-правовое сотрудничество по проблемам климатических изменений: проблема истощения озонового слоя. Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 136—138.

2. Эриашвили Н. Д., Иванова Ю. А., Радченко Т. В. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 1. С. 36—42.

3. Экологическое право России. Под редакцией Н. В. Румянцева, Ф. Г. Мышко, А. В. Тумакова. Москва, 2021. Сер. Dura lex, sed lex (Седьмое издание, переработанное и дополненное).

4. Эриашвили Н. Д., Иванова Ю. А., Ращенко А. С. К вопросу об ответственности за нарушение международно-правовых норм по охране окружающей среды. Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 55—58.

5. Эриашвили Н. Д., Сарбаев Г. М., Иванова Ю. А. Систематизация законодательства и ее значение для совершенствования правового регулирования. Образование и право. 2021. № 6. С. 113—116.

6. Эриашвили Н. Д., Сарбаев Г. М., Федулов В. И. Современные международно-правовые стандарты экологических прав. Образование и право. 2021. № 6. С.47—53.

7. Эриашвили Н. Д., Сарбаев Г. М., Иванова Ю. А. Теоретико-правовые основы противодействия международной преступности. Социально-гуманитарное обозрение. 2021. № 1. С. 43—50.

Bibliographic list

1. Ivanova Yu. A., Zakharova A. D. International legal cooperation on climate change issues: the problem of depletion of the ozone layer. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. №. 5. pp. 136-138.

2. Eriashvili N. D., Ivanova Yu. A., Radchenko T. V.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Global problems of mankind and ways to solve them. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. №. 1. pp. 36-42.

3. Environmental Law of Russia. Edited by N.V. Rumyantsev, F. G. Myshko, A. V. Tumakov. Moscow, 2021. Ser. Dura lex, sed lex (Seventh edition, revised and expanded).

4. Eriashvili N. D., Ivanova Yu. A., Raschenko A. S. On the issue of responsibility for violation of international legal norms on environmental protection. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. №. 1.

pp. 55-58.

5. Eriashvili N. D., Sarbaev G. M., Ivanova Yu. A. Systematization of legislation and its importance for improving legal regulation. Education and law. 2021. №. 6. pp. 113-116.

6. Eriashvili N. D., Sarbaev G. M., Fedulov V. I. Modern international legal standards of environmental rights. Education and law. 2021. №. 6. pp.47-53.

7. Eriashvili N. D., Sarbaev G. M., Ivanova Yu. A. Theoretical and legal foundations of countering international crime. Social and Humanitarian review. 2021. №. 1. pp. 43-50.

Информация об авторах

Иванова Ю. А. — доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета — МИРЭА, кандидат юридических наук, доцент;

Эриашвили Н. Д. — профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор;

Шаблин П. А. — доктор медицинских наук, генеральный директор ООО «Научно Производственного объединения «ЭМ-ЦЕНТР»;

Осодоев О. П. — академик Международной академии информатизации.

Information about the authors

Ivanova U. A. — Associate Professor of the Department "Legal Support of National Security" of the Russian Technological University — MIREA, Candidate of Law, Associate Professor;

Eriashvili N. D. — Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Economics, Candidate of Law, Candidate of Historical Sciences, Professor;

Shablin P. A. — Doctor of Medical Sciences, General Director of LLC "Scientific Production Association "EM-CENTER";

Osodoev O. P. — Academician, International Academy of Informatization.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.04.2022; одобрена после рецензирования 21.04.2022; принята к публикации 20.05.2022.

The article was submitted 12.04.2022; approved after reviewing 21.04.2022; accepted for publication 20.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.