Научная статья на тему 'Экологическое поведение алтайцев при использовании пищевых ресурсов дикой природы'

Экологическое поведение алтайцев при использовании пищевых ресурсов дикой природы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
164
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙЦЫ / ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА / ТРАДИЦИОННАЯ ПИЩА / ALTAI PEOPLE / NATURE-GEOGRAPHIC ENVIRONMENT / TRADITIONAL FOOD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фролова Ирина Дмитриевна

Рассматриваются сложившиеся у алтайцев традиции рационального природопользования во время охоты для получения мяса и собирательства дикоросов, а также связанные с этим религиозно-мифологические установки. Основной вывод состоит в том, что алтайским этносом создана культура, согласовывающаяся с природными условиями их исконной этнической территории проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological

The author considers efficient nature use traditions established by the Altaic people while hunting for meat prey and gathering wild growing plants and mythological and religious views connected with them. The main conclusion consists in the fact that Altaic ethnos created the foundation of their culture, which stays in harmony with the nature conditions of their original ethnic residence.

Текст научной работы на тему «Экологическое поведение алтайцев при использовании пищевых ресурсов дикой природы»

ББК 63.521(=632)

И.Д. Фролова

Экологическое поведение алтайцев при использовании пищевых ресурсов дикой природы

Ключевые слова: алтайцы, природно-географическая среда, традиционная пища.

Key words: Altai people, nature-geographic environment, traditional food.

Существующие сегодня проблемы экологии и оптимизации здоровьесберегающей деятельности актуализируют обращение к истории жизнеобеспечивающих систем этносов. Наряду с жилищем, одеждой, пищей в систему жизнеобеспечения включены и некоторые виды или компоненты духовной культуры, участвующие в этом жизнеобеспечении непосредственно. В частности, это опыт традиционного природопользования и те её виды, которые участвуют в этом жизнеобеспечении опосредованно; к последним может быть отнесено и большинство религиозных установок и правил [1, с. 93].

Именно традиционное питание как часть системы жизнеобеспечения этноса в наибольшей степени отражает экологические связи, сложившиеся между производителями и потребителями продуктов, а обоих - с окружающей средой. От того, насколько эти отношения гармоничны, во многом зависит качество, а иногда и количество производимых продуктов, а это, в свою очередь, непосредственно влияет на здоровье людей [2, с. 155]. Алтайцы - коренной тюркоязычный народ Республики Алтай, добровольно вошедший в состав России в середине XVIII в. Он разделяется на субэтносы: северные алтайцы и южные алтайцы. История становления и развития любой этносоциальной общности тесно связана прежде всего с освоением людьми определенной территории проживания [3, с. 55]. Как отмечал профессор Томского университета В. В. Сапожников, народный характер алтайцев и других обитателей Алтая слагался в условиях сибирской лесной природы [4, с. 19]. Особенностью географического положения Горного Алтая является разнообразие микроландшафтов, о чем протоиерей Стефан Ландышев писал в 1864 г.: «Алтай великолепен, повсюду грозно величественные картины природы в чрезвычайно разнообразном смешении с видами невыразимо приятными» [5, с. 1]. На основании этого определяются различия в хозяйственном укладе двух этнотерриториальных групп. В комплексном хозяйстве у северных алтайцев черневая тайга способствовала преобладанию пешей охоты. Южные алтайцы занимались отгонно-пастбищным скотоводством с сезонными перекочевками в пределах межгорных долин. Соответственно у первых основными видами питания

стали мясо диких животных, рыба и продукты собирательства (ягоды, коренья, орехи), у вторых основой питания были молоко и мясо. При этом необходимо учитывать, что и южные алтайцы охотно употребляли в пищу мясо диких зверей [6, л. 7-10]. Объектами охоты мясного направления в основном были копытные: косуля (элик), дикий козел (теке), марал (сыгын), лось (булан). Охотничий период охватывал осень и зиму, что нашло отражение в народном календаре. К примеру, у теленгитов октябрь называется куран-ай (месяц косули-самца), ноябрь - сыгын-ай (месяц марала), декабрь - кочкор-ай (месяц дикого барана) [7, с. 81]. По данным Л.П. Потапова, мясо горного козла и барана считалось большим лакомством и редкостью, так как эти животные обитали в труднодоступных местах, и охота на них требовала приложения максимальных усилий. В этой связи ученый приводит изначально бытовавшие ограничения относительно упомянутых животных. Так, их мясо нужно было есть без соли. Нельзя было варить его одновременно (в одном котле) с мясом какого-либо другого животного. Нарушение этих запретов, по мнению алтайцев, влекло за собой неудачу в охоте [8, с. 48]. Из внутренностей убитых зверей по охотничьему обычаю в пищу сразу употребляли печень, поджаренную на костре. Костный мозг и почки упоминаются в героическом эпосе: «Семь месяцев буду на охоте; единственному сыну привезу тилик и порок, - сказал Алтай-Бучый» [9, с 17]. Во время охоты на маралов после разделки туши мясо отделяли от костей и раскладывали в переметные сумы (арчимаки). Большие кости бросали на угли костра и через несколько минут разрубали ножом повдоль. Горячий костный мозг подсаливали и ели, поскольку зимой после употребления костного мозга дольше не мерзнешь. Кроме того, это хороший способ проверки охотничьих ножей на прочность: «лезвие ножа проверим, когда будем тиликовать (добывать костный мозг)». Если лезвие недокаленное, то погнется, если перекаленное, то зазубрится, хорошо закаленное легко разрубит кость [10]. Алтайцы старались использовать природные ресурсы, не истощая их. Охотники не добывали дичи больше, чем нужно для пропитания или уплаты ясака (налога) [11, с. 67]. В том случае, если выслеживаемое животное оказывалось самкой, ее не убивали.

Первоначально вся растительная пища добывалась алтайцами только путем собирательства. Деятельность, связанная с заготовкой и употреблением

история

съедобных дикорастущих растений и ягод, носила сезонный характер. Они собирали и запасали впрок дикие злаки, лук (алтайский, черемша, слизун, сизый), горный чеснок, ягоды (черемуху, малину, черную и красную смородину, бруснику и др.). Дальние походы за дикоросами не предпринимались. Весной употребляли в пищу корни лилейных растений: кандыка и сараны. Апрель в алтайском языке называют «кандык ай» - буквально месяц появления растения кандык. А.В. Адрианов указывал, что растительная пища у северных алтайцев играет весьма важную роль, запасается всегда впрок и в значительном количестве. По его предположению, «такие корни предшествовали, вероятно, хлебным растениям у инородцев» [12, с 306]. Питание дикими кореньями «сохраняется доселе у инородцев, и применение этих кореньев к питанию представляет немалый интерес» [13, с. 127]. Кандык никогда не употребляли для еды в сыром виде, его очищали, клубни отваривали в молоке, воде или же пекли их в горячей золе. Испеченный в золе кандык имеет сходство с картофелем [14, с. 30]. В отличие от кандыка сарану ели и в вареном, и в сыром виде. Объемы заготовок не превышали потребностей семьи, всегда оставляли участки, на которых часть растений продолжала развиваться. Аналогично детям внушались запрет полного истребления цветов, ягод и орехов в лесу и обязанность помнить о прокормлении диких зверей и птиц, живущих рядом [15, с. 94]. Историкоэтнографические материалы свидетельствуют о том, что наиболее чувствительными к внешним воздействиям оказываются этнические группы, традиционная система жизнеобеспечения которых содержит в своей основе хозяйство присваивающего типа - охотники, рыболовы, отчасти кочевые скотоводы. Их способы выживания, даже в условиях современного мира, в значительной степени состоят в непосредственном потреблении биоресурсов территории, а это требует, как известно, сохранения гомеостатического баланса достаточно хрупких антропобиоценозов, особенно если речь идет о хозяйственных ареалах небольшой величины [16, с. 26]. Но экологическая культура это не только разумное природопользование. Это еще и сильное ощущение обществом своей соприродности. Порой трудно, если вообще возможно, установить, к какому культурному пласту восходят те или иные правила взаимодействия с природой. Синкретический характер многих распространенных в Центральной Азии культов проявился и в экологических традициях монголов, тувинцев, алтайцев и др. [17, с. 467]. В этом аспекте одно из наибольших значений у алтайцев имеет культ гор. Так, общественные моления, проводимые южными алтайцами в конце весны - начале лета и осенью, алтайцы посвящали Хозяину Алтая (Алтайдын ээзи). В мае на новолуние проводилось моление «зеленая листва» (¡ажыл бур). Говорили «]ыл чыккан» - год прошел; кукушка кукует, значит, голод

прошел, болезни ушли. Местом проведения моления являлись почитаемые горы, где особо уважаемыми людьми устанавливался тагыл - камни, сложенные в квадрат. Осенью, чтобы удачно перезимовать, проводился подобный же обряд «желтая листва» (сары бур) [18]. Северные алтайцы наделяли полным паем охотника и тех стариков, которых брали с собой на промысел специально для того, чтобы по вечерам (когда утомленные ходьбой за день охотники соберутся на стан) рассказывать сказки. Иногда под аккомпанемент музыкального инструмента - топшура. Необходимость рассказывания сказок по вечерам на охоте объясняли тем, что сказки эти «любят слушать» «горные духи», «хозяева тайги», и за полученное удовольствие они «расплачиваются с охотниками ценным зверем». По существу же этот обычай нужно рассматривать как магический прием, имеющий целью «оказать благоприятное влияние на промысел», на увеличение охотничьей добычи [19, с. 15]. Осенний праздник «Тюрюк-Байрам» (праздник кедра) приурочивали к началу сбора ореха. Прежде чем ехать и идти в тайгу проводили пышные празднества с обилием яств и такими напитками, как кисломолочный чеген, молочная водка арака. Тем самым воздавалась дань дереву-кормильцу кедру, дающему свои плоды в пищу не только человеку, но и таежным животным. Если в урожайный год много шишек, то и белки, соболя, глухаря, рябчика тоже много [20, с. 27].

В настоящее время продукты указанных видов традиционного природопользования имеют меньшее значение в системе питания современных алтайцев из-за развития огородничества, содержания в личных подсобных хозяйствах животных и птиц. Проявление религиозно-магических представлений не так открыто, но известно практически каждому, пусть даже на уровне суеверий. К примеру, некоторые алтайские женщины, почувствовавшие боль в ногах после посещения гор, когда показывали красоты местности приезжим гостям или корпоративных выездов, объясняют это наказанием духа Алтая за неисполнение обрядов почитания природы [21].

Исходя из вышеизложенного мы можем заключить, что принципы природопользования алтайцев сформировались на уважительном и бережном отношении к окружающей среде. Количество производимых продуктов не превышало потребностей семьи. Адаптируясь к суровым природно-климатическим условиям, алтайцы не стали ни жестокими покорителями, ни пассивными потребителями пищевых ресурсов тайги. В обожествлении гор, водных источников, деревьев заложена любовь к родному краю, а не страх перед стихией, как может показаться на первый взгляд. Следование сложившимся морально-нравственным установкам на практике позволяло алтайцам сохранять экологический баланс и вместе с ним себя как народ, несмотря на свою малочисленность.

Библиографический список

1. Козлов, В.И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблем / В.И. Козлов. - М., 1994.

2. Григулевич, Н.И. Питание как важнейший механизм этноэкологической адаптации / Н.И. Григулевич // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001.

3. Ушаков, Д.В. Воспроизводство этничности в системе этнокультурных взаимодействий: теоретическая модель / Д.В. Ушаков // Этносоциальные процессы Сибири : тематический сборник // под ред. Ю.В. Попкова. - Вып. 6.

- Новосибирск, 2004.

4. Сапожников, В.В. Пути по русскому Алтаю. - 2-е изд. / В.В. Сапожников. - Новосибирск, 1926.

5. Ландышев, Стефан. Алтайская духовная миссия / Стефан Ландышев. - М. 1864.

6. Гоударственный архив Томской области (ГАТО). -Ф. 3. - Оп. 2. - Д. 598.

7. Укачина, К.Е. Алтай калыгыстын айлаткыш ]андары / К.Е. Укачина. - Горно-Алтайск, 2004.

8. Потапов, Л.П. Пища алтайцев /Л.П. Потапов // Сб. МАЭ.- М. ; Л., 1953.

9. Никифоров, Н.Я. Аносский сборник / Н.Я. Никифоров. Горно-Алтайск, 1995.

10. ПМА: Петпенеков Николай Егорович 1948 г. рождения, алтай-кижи, сеок майман, с. Балыктуюль Улаганского района. Записи 2004 г.

11. Сагалаев, А.М. Алтай в зеркале мифа / А.М. Сагала-ев. - Новосибирск, 1992.

12. Потапов, Л.П. Черты первобытнообщинного строя

в охоте у северных алтайцев/ Л.П. Потапов // Сб. МАЭ. - М. ; Л., 1949.

13. Адрианов, А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. по поручению Русского географического общества / А.В. Адрианов // Записки ИРГО. - Т. 11.

- СПб., 1888.

14. Ядринцев, Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение (Этнографическое и статистическое исследование с приложением статистических таблиц) / Н.М. Ядринцев. - СПб., 1891.

15. Вербицкий, В.И. Алтайские инородцы / В.И. Вербицкий. -. 2-е изд. - Горно-Алтайск, 1992.

16. Козлов, В.И. Методы этноэкологической экспертизы / В.И Козлов. - М.: 1999.

17. Дробышев, Ю.И. Экологические аспекты традиционной культуры монголов / Ю.И. Дробышев // Человек и природа в духовной культуре Востока / ред.-сост. Н.И Фомина. - М., 2004.

18. Полевой материал автора: Якова Ирина Марковна 1968 г. рождения, алтай-кижи, сеок коголь майман, с. Ше-балино. Записи 2005 г.

19. Тадина, Н.А. К проблеме популяризации обычая «байлаш» / Н.А. Тадина // Проблемы изучения культурноисторического наследия Алтая. - Горно-Алтайск, 1994.

20. Тырышкин, А. Праздник таежных людей / А. Тырыш-кин // Пост-Скриптум. - 2005. - №26 (575).

21. Полевой материал автора: Мызина Татьяна Николаевна 1965 г. рождения, алтай-кижи, сеок алмат, с. Сугаш. Записи 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.