Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Багаева Наталья Алексеевна, Пережогина Ирина Александровна

Представлено проектирование научно-прикладного исследования, реализуемого совместно дошкольным образовательным учреждением и социальными партнёрами. Работа посвящена экологическому воспитанию старших дошкольников. Подробно описаны цели и задачи исследования, этапы и планируемые достижения. Показана роль социального партнёрства в эффективности реализации задач экологического образования дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Багаева Наталья Алексеевна, Пережогина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION OF OLDER PRESCHOOLERS IN TERMS OF INTERACTION WITH SOCIAL PARTNERS

The design of scientific and applied research, implemented jointly by a preschool educational institution and social partners, is presented. The work is devoted to the ecological education of older preschoolers. The goals and objectives of the study, stages and planned achievements are described in detail. The role of social partnership in the effectiveness of the implementation of the tasks of environmental education of preschoolers is shown.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ»

ПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 373.2

И. В. Тельнюк, Н. А. Багаева, И. А. Пережогина

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ

Введение. В последнее время в российской педагогике популяризируются образовательные технологии для дошкольников, направленные на развитие интеллекта, критического мышления, творческих способностей, гибких коммуникативных навыков. Технологии, способствующие формированию экологической культуры и культуры здоровья, элементарной экологической грамотности являются не менее актуальными для развития детей, формирования их активной жизненной позиции в сохранении природы, её ресурсов, собственного здоровья.

Задача каждого педагога овладеть методикой (технологией) экологического образования для формирования у дошкольников нравственных чувств и чувства гражданской ответственности за сохранение жизни на Земле.

Новизна проекта. Сегодня дошкольное учреждение уходит от закрытой директивной модели воспитания. Всё больше реализуются различные социально-педагогические

проекты, новые формы организации образовательных практик с целью разностороннего развития ребёнка и его успешной социализации в обществе. Детские организации становятся открытыми для взаимодействия с социальными партнерами.

Однако, анализ научно-методической литературы по обозначенной теме позволил выделить следующие противоречия:

• между регламентированными традиционными формами работы по экологическому образованию дошкольников и возможностями использования новых форматов организации экологического образования с учётом территориального местонахождения дошкольной организации, её эколого-образовательного ресурса, возможностью в использовании открытой цифровой образовательной среды;

• между особенностями подготовки педагогов и широким спектром возможностей реализации современных образовательных форм работы со старшими дошкольниками;

• между необходимостью применения деятельностного подхода в реализации новых форм экологического образо-

вания современных дошкольников с возможностью расширения их экологического и культурного кругозора и возможностью проявления активной жизненной позиции субъектов образовательной деятельности, включением их в реальные экологические проекты, выходящие за рамки дошкольной организации, с учётом использования возможности построения образовательного процесса в открытой образовательной среде совместно с социальными партнерами.

Существующие программы в ДОУ, отражают педагогический подход, при котором обучение, воспитание и развитие дошкольников чётко структурированно, организованно и реализуется внутри официальной системы дошкольного образования РФ (формальное образование). При реализации данного подхода, внедрение новых форматов экологического образования старших дошкольников может осуществляться в вариативной части образовательной программы (парциальных программах педагогов). Преимуществом нашего инновационного проекта является реализация дополнительной социально-педагогической программы в рамках формата «гостевой педагогики» (неформальное образование). В реализации данного направления ведётся активный поиск и методическая подготовка для реализации новых форматов экологических проектов с дошкольниками.

Анализ литературы по выбранному для научно-практической деятельности направлению свидетельствует о том, что современное дошкольное учреждение обрело статус первой ступени начального образо-

вания ребёнка-дошкольника, поэтому (помимо традиционной организации процессов обучения, воспитания и развития детей) значительное внимание в настоящее время уделяется процессам обеспечения разностороннего развития ребёнка, обеспечения качества дошкольного образования, в том числе за счёт использования ресурса открытой цифровой образовательной среды и практического опыта взаимодействия. При этом, обращаясь к трудам классиков дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, А. С. Симонович, Е. Н. Водовозова, Е. Н. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Аркин. Л. К. Шле-гер и др.), важно отметить, что они актуализировали в работе с детьми принцип природосообразности, отмечали необходимость разностороннего гармоничного развития ребёнка, формирования у него бережного отношения к окружающему миру и своему здоровью.

В дошкольный период детства ребёнок устанавливает связи и отношения с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром, созданным трудом человека. Психологи и педагоги отмечают, что старший дошкольный возраст - период активного формирования личностных качеств, поведения, привычек и др. Именно поэтому у дошкольников нужно закладывать основы экологической культуры, разумного поведения в природе, разумного потребления, бережного отношения себе, к своему природному здоровью.

Дошкольное детство представляет собой феномен культурного развития ребёнка в период его первичной социализации и проявления начал общественно направленной активности (А. Г. Ас-

молов, Т. И. Бабаева, Е. В. Бондарев-ская, Н. Ф. Голованова, С. А. Козлова, М. В. Крулехт, Г. С. Коротаева, и др.). Сегодня в контексте ФГОС ДО социальное партнёрство в системе дошкольного образования - это система институтов и механизмов такого согласования интересов всех участников образовательного процесса, которое основано на равноправном сотрудничестве родителей, педагогов и детей. Более того, ФГОС ДО предлагает решать задачи формирования общей культуры воспитанников. Ключевой элемент, вокруг которого формируется социальное взаимодействие -это определённое социальное событие или социальная проблема (В. А. Деркун-ская, Ю. В. Ахтырская).

Серьезной биосоциальной проблемой на сегодняшний день является низкий уровень экологической культуры населения. А как известно, экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека.

Сущность явления экологической культуры рассматривается в трудах учёных С. В. Алексеева, Э. В. Гущиной, С. Н. Глазачева, С. Д. Дерябо, Г. Н. Каропа, Б. Т. Лихачева. Основам экологического воспитания дошкольников посвящены многочисленные исследования ученых-практиков С. Н. Николаевой, И. А. Комаровой, П. Г. Саморуковой, Н. Н. Кондратьевой, Л. М. Маневцовой, Т. А. Марковой, Н. О. Никоновой, Т. А. Виноградовой (Ивченко), Н. А. Рыжовой, Т. А. Шиленок, О. А. Воронкевич и др. Они, разрабатывая проблему формирования экологической культуры в дошкольных учреждениях, отмечали необходимость формировать у детей старшего дошкольного возраста основы экологической грамотно-

сти и экологической культуры, уделяли внимание устойчивости результатов развития личности (Н. А. Рыжова).

Согласно ФГОС ДО, экологическая направленность воспитательной компоненты сформулирована следующим образом: «Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, е стествознания». Под эти формулировки и развертывается целостная система экологического образования в ДОУ

Для эффективного вхождения ребёнка в мир людей и природы в дошкольной педагогике традиционно используются различные формы обучения, воспитания и развития ребёнка, которые различаются: по количественному составу участников; характеру взаимодействия между ними; способам деятельности; месту проведения. Ученные в области дошкольного образования М. В. Кру-лехт, С. В. Никитина, Н. Г. Петрова, Л. В. Свирская, отмечают, что задача современного педагога заключается не столько в передаче ребёнку готовой суммы знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении ему возможности и готовности познавать мир и учиться самостоятельно, овладевать позицией субъекта деятельности. А для этого необходимы современные образовательные форматы организации образовательного про-

цесса. В последнее время особую популярность приболели такие формы экологического образования дошкольников, как «Экологическая тропа», «Зеленая школа» и др.

Однако исследований, посвящён-ных разработке и внедрению новых форматов организации образовательного процесса в вопросах экологического развития дошкольников с привлечением социальных партнёров, использованием территориального ресурса и ресурса открытой цифровой образовательной среды в настоящее время недостаточно. Также в условиях формального и неформального образования актуальным становится разработка и использования новых форм и образовательных практик по расширению опыта и кругозора детей в формировании основ экологической грамотности, развития критичности, психологической устойчивости и активной жизненной позиции по охране окружающей среды и формировании здорового образа жизни.

Социальное партнерство предполагает продуктивное взаимодействие субъектов образовательной и социальной среды как на уровне системы дошкольной организации, так и в условиях межорганизационного взаимодействия с социальными институтами, занимающимися вопросами экологии и здоровья человека. Для расширения кругозора детей, формирования ответственного и бережного отношения к окружающему миру, природе, собственному здоровью, к социальному партнерству необходимо привлекать различные организации, наработанный опыт которых в вопросах экологии (в адаптирован-

ном варианте) будет полезным для детей старшего дошкольного возраста.

Цель научно-методической деятельности: разработать и внедрить в практику дошкольной образовательной организации новые форматы экологического образования детей старшего дошкольного возраста, используя возможности территориального местоположения ДОУ, ресурс развивающей предметно-пространственной среды, имеющийся в этом направлении педагогический опыт и социально-партнерское сотрудничество.

В решение первостепенных задач научно-методической деятельности входит:

• разработка и реализация новых форматов организации экологического образования старших дошкольников, в том числе с использованием возможностей территориального местонахождения образовательной организации, ресурса открытой цифровой образовательной среды и возможностей социальных партнеров;

• повышение организационно-методического и информационного уровня развития педагогов в части качества педагогического взаимодействия между субъектами образовательной деятельности посредством проведения открытых мероприятий и участия в мероприятиях партнеров по сетевому взаимодействию (очно и дистанционно) с целью распространения (диссеминации) опыта совместной деятельности и лучших образовательных практик экологического развития старших дошкольников.

Решить эти задачи мы предполагаем за счёт слаженной работы педагогического коллектива ДОУ, соци-

ального взаимодействия с интересными, отзывчивыми и мобильными партнерами, заинтересованными экологической тематикой и готовых к сотрудниче ству.

Алгоритм построения работы по внедрению новых форматов экологического образования старших дошкольников строится, с одной стороны, с учётом нормативно правовых требований в области дошкольного образования (ФЗ № 272 «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, профессиональный стандарт педагога, нормы СанПиН 2.1.3684-21 и др.), с другой стороны, - модельные локальные акты позволяют осуществлять гибкий подход в планировании мероприятий на основании имеющихся ресурсов экологической среды образовательной организации, событийности в образовательной практике, технических и функциональных возможностей привлечения внешних социальных партнеров, персонификации педагогического процесса и его содержательной наполняемости.

Новые образовательные форматы предполагают реализацию процесса формирования экологической грамотности и экологического воспитания в различных видах детской деятельности:

1. Познавательно-исследовательская. Экологические экспедиции, эко-туризм, экологический вояж в виртуальном формате, включающие технологию организации наблюдений как источника познания окружающей среды, экологические задачи / случаи, технология организации элементарных опытов, фенологических и орнитологических наблюдений,

экспериментирования, технология экологического моделирования и проектирования.

2. Социокультурная деятельность экологической направленности (му-зыкально-досуговая и физкультурно-оздоровительная). В неё входят экологические акции, флешмобы, экологические экскурсии, тропы, экологическая гостиная, экологические квес-ты, а также игры-викторины (квизы), лото, эколого-валеологические игры.

3. Информационно-коммуникативная деятельность. Осуществляется через ЭКО-ТУ, эко-блогерское просвещение, эко-журналы, детские телемосты между образовательными организациями по экологии и здоро-вьесбережению, детские мастер-классы с выездом на другие площадки (например, Ботанический институт им. В. Л. Комарова РАН), игровые коммуникации, обучающие ситуации (кейсы), сказки с экологической тематикой, направленные на укрепление здоровья и формирование положительных привычек.

4. Элементарная трудовая деятельность и труд в природе. Может успешно реализовываться через «сельский экотуризм», формат «полевой школы», экологический патруль / десант и др.

5. Конструктивно-творческая. Такая деятельность открывает широкие возможности использования элементов ландшафтного эко-дизайна, флористики, изготовление поделок и декора из подручного, природного и бросового материала и др.

Педагогический поиск средств экологического воспитания детей для реализации современных и инте-

ресных проектов, которые способствуют развитию у дошкольников основ экологической грамотности и рационального природопользования привели к идее использования ландшафтной и развивающей предметно-пространственной среды Детский оздоровительный городок «Малыш».

Детский оздоровительный городок «Малыш» имеет территориально выгодное преимущество, так как расположен в пос. Вырица, Гатчинского района Ленинградской области. Дети из Санкт-Петербурга пребывают круглогодично и круглосуточно. Летом организуется оздоровительный отдых детей из разных районов города. Имея необходимый материальный и образовательно-средовой ресурс, учреждение может выступать открытой социально-образовательной системой и партнёром для дошкольных организаций, расположенных в условиях города (мегаполиса) и способствовать решению вопросов реализации формального и неформального экологического образования старших дошкольников.

Для реализации новых образовательных форматов в Детском оздоровительном городке «Малыш» создана благоприятная эколого-педагогическая среда и условия, при которых у дошкольников будет обеспечен планомерный переход: от элементарной экологической грамотности к формированию экологического мышления и общей экологической культуры. При таком подходе экологическое поведение станет не только положительной привычкой, стилем поведения, но и частью образа жизни.

Преимуществом в работе является то, что на территория дошкольной образовательной организации уже размещены и реализуется экологиче-

ски направленная образовательная деятельность с дошкольниками посредством развивающих объектов-комплексов, расположенных на отрытом воздухе - это детская метеорологическая площадка «Метеостанция» и «Мини-ботанический сад». Использование данных развивающих экологических комплексов для реализации педагогических технологий и эффективных образовательных практик с дошкольниками неоценимо.

Детская метеорологическая площадка - даёт возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой фенологических наблюдений и обработки их результатов (фе-номониторинг). Обеспечивает проведение практических работ, организацию систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе. Данный комплекс позволяет реализовывать элементарную экспериментальную детскую деятельность, прогнозировать погоду и другие природные явления.

«Мини-ботанический сад» - играет важную роль в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Он позволяет более продуктивно проводить занятия по экологии, трудовой деятельности. Одновременно с этим осуществляется оздоровление детей как на свежем воздухе, так и в помещениях образовательной организации.

Практика показывает, что результативность экологического образования во многом зависит от условий, в которых находится ребёнок. Наличие других хорошо оснащенных от-

крытых детских площадок (тренажерный комплекс, скалодром, музыкально-развивающее пространство, стадион и автогородок, «Сад памяти», «эко-огород») способствует реализации эколого-валеологических задач научно-методической деятельности в Детском оздоровительном городке«Малыш».

Для расширения кругозора детей и социальных контактов в экологическом воспитании дошкольников привлекаются организации-партнёры из научной, педагогической, культурно-просветительской, медицинской и других сфер деятельности.

Оценка эффективности внедрения новых образовательных форматов экологической направленности может быть связана с изучением:

• особенностей мотивационной сферы (проявление интереса к экологической тематике, знаниями экологической направленности);

• динамики когнитивно-речевого и эмоционально-личностного компонента развития (формирование экологического сознания и общего кругозора, формирование эмоционально-личностной сферы, развитие эмпатии и чуткости);

• волевых компонентов поведения и деятельности - в принятии и реализации позиции субъекта деятельности (формирование и реализация опыта активного участника совместных экологических мероприятий).

Для реализации идеи проекта необходимо расширение контактов и привлечение социальных партнёров, которые выражают готовность и проявляют инициативу к реализации совместных проектов с ДОУ в решении задач экологического воспитания

старших дошкольников. Всё это может быть разработано и представлено в формате инновационной технологии организации совместных мероприятий (event-менеджмент), ко-тораябудетсодержатьуниверсальный пошаговый алгоритм взаимодействия с социальными партнерами. Проработка шагов взаимодействия с социальными партнерами поможет чётко и быстро налаживать необходимые связи, реализовывать экологические образовательные проекты с детьми старшего дошкольного возраста. Данный опыт будет полезен и для других образовательных организаций, занимающихся вопросами экологического воспитания дошкольников.

Заключение. Научно-методическая работа в данном направлении позволит:

1. Систематизировать, расширить и обосновать научно-практический опыт субъектов образовательных отношений, участвующих в научно-методической деятельности, активизировать взаимодействие организаций-партнеров.

2. Апробировать новые форматы экологического воспитания старших дошкольников в условиях взаимодействия с социальными партнерами и создать методический инструментарий для специалистов ДОО.

3. Использовать механизмы еvent-менеджмента в ДОО, которые позволят организовать социальное партнерство государственных и негосударственных учреждений разного уровня в рамках реализации новых форматов экологических проектов и социальных инициатив, проводить

совместные образовательные события, мероприятия с детьми, используя творческий, воспитательный и образовательный потенциал.

4. Разработать гибкий алгоритм и систему взаимодействия с социальными партнёрами для решения задач экологического образования дошкольников.

5. Расширить горизонтальные и вертикальные связи, образовательное пространство за счёт создания

инфосреды дошкольной образовательной организации - платформы для трансляции опыта совместной деятельности в ходе реализации проектов; повысить уровень ИКТ-компе-тенций педагогов.

6. Разработать мониторинг оценки качества и эффективности комплекса мероприятий по экологическому образованию старших дошкольников.

Поступила в редакцию 12.06.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.