Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КРУЖКОВАЯ РАБОТА / ШКОЛА / КАМЧАТСКИЙ КРАЙ / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / CLUB WORK / SCHOOL / KAMCHATKA KRAI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлачев Владимир Юрьевич, Горланова Людмила Петровна

Работа посвящена изучению экологического образования школьников Камчатского края через систему кружковой работы в школе. Цель программы кружковой работы: на основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры ребят, основной чертой которой является ответственное отношение к природе. Статья состоит из введения, пояснительных записок, описания работы кружка и библиографического списка используемой литературы. В работе представлено 2 таблицы. Работа состоит из 9 страниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION OF KAMCHATKA KRAI PUPILS BY MEANS OF SCHOOL CLUBS SYSTEM

The paper is devoted to the study of Kamchatka krai pupils’ ecological education by means of school clubs system. The purpose of school clubs work program is to create conditions for the formation of children’s ecological culture focusing on a responsible attitude to nature on the basis of children’s natural interest in the surrounding world. The article consists of an introduction, explanatory notes, description of club work and a bibliographic list. Two tables are presented in the paper. The paper consists of nine pages.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ»

УДК 502.1

В. Ю. Горлачев, Л. П. Горланова

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Аннотация. Работа посвящена изучению экологического образования школьников Камчатского края через систему кружковой работы в школе. Цель программы кружковой работы: на основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры ребят, основной чертой которой является ответственное отношение к природе. Статья состоит из введения, пояснительных записок, описания работы кружка и библиографического списка используемой литературы. В работе представлено 2 таблицы. Работа состоит из 9 страниц.

Ключевые слова: Экологическое образование, экологическая культура, кружковая работа, школа, Камчатский край.

V. Yu. Gorlachev, L. P. Gorlanova

ECOLOGICAL EDUCATION OF KAMCHATKA KRAI PUPILS BY MEANS OF SCHOOL CLUBS SYSTEM

Abstract: The paper is devoted to the study of Kamchatka krai pupils' ecological education by means of school clubs system. The purpose of school clubs work program is to create conditions for the formation of children's ecological culture focusing on a responsible attitude to nature on the basis of children's natural interest in the surrounding world. The article consists of an introduction, explanatory notes, description of club work and a bibliographic list. Two tables are presented in the paper. The paper consists of nine pages.

Key words: ecological education, ecological culture, club work, school, Kamchatka krai.

За последнее десятилетие в Российской Федерации предприняты некоторые усилия по развитию системы экологического образования, в центре внимания которой — воспитание экологической культуры человека. Так, определенный оптимизм внушает Указ Президента РФ № 889, от 4 июня 2008 г. в котором обращается внимание на необходимость рассмотреть «вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний» [5].

Президентом РФ 30 апреля 2012 года утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития российской федерации на период до 2030 года» [4].

В частности, в этом документе говорится, что достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания.

В том же документе говорится, что при решении задач научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружа-

ющей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

• обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

• государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

• включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы. На региональном уровне также имеются

некоторые успехи. Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края 19 июня 2008 года № 208 принят закон Камчатского края «Об охране окружающей среды в Камчатском крае». В статье 10. «Экологическое образование и экологическое просвещение в Камчатском крае» говорится о необходимо-

ПЕДАГОГИКА В. Ю. Горлачев, Л. П. Горланова

сти разработки соответствующей долгосрочной краевой целевой программы для финансового, материально-технического, кадрового, информационного и научно-методического обеспечения функционирования системы всеобщего и комплексного экологического образования, и просвещения [2].

О понимании необходимости развития экологического образования в крае свидетельствует и закон Камчатского края «Об экологическом образовании и просвещении в Камчатском крае», принятый Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края 10 июня 2010 года № 837. В этом законе также указывается на необходимость разработки соответствующей долгосрочной краевой целевой программы. Согласно этому закону, к полномочиям Министерства образования и науки Камчатского края относятся: внедрение в практику комплексных курсов по экологическому образованию; информационное и учебно-методическое обеспечение системы экологического образования и др. мероприятия [3].

Эти законы и другие нормативно-правовые акты являются важным и необходимым звеном в цепи развития экологического образования в крае.

Система непрерывного экологического образования подразумевает взаимосвязь и преемственность содержания и методов организации экологического образования во всех звеньях, включающих дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее профессиональное образование; экологическую пропаганду среди всех групп населения. Подобная система образования призвана помочь создать условия для всеобщего экологического образования каждого человека в течение всей его жизни. Именно это образование ставит своей целью «формирование экологической культуры как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие» [1, с. 4].

Вместе с тем, при любом варианте изучения экологии в общеобразовательной школе представляется интересным и необходимым внедрение в образовательный процесс кружковой деятельности.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ...

Обобщая имеющийся опыт, предлагается следующий вариант программы экологического кружка для общеобразовательных школ Камчатского края.

Пояснительная записка

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а также помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и воспитанниками, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают воспитанникам богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

Цель программы:

На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры ребят, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

В соответствии с поставленной целью

формируются следующие задачи кружка:

Обучающие: • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его

возрастом и способностями;

PEDAGOGIC V. Уы. вог!асЬеу, I. Р. вог!апоуа

• научиться применять на практике знания, полученные в ходе реализации кружка. Развивающие:

• развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

• формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

• повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

• развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

• прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

• воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

• воспитывать потребность в общении с природой;

• способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

• способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Программа ориентирована на ребят 715 лет, без отбора по половому признаку,

ECOLOGICAL EDUCANIJN OF KAMCHATKA... социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира. Первый и второе полугодие обучения 100 % состав учащихся. Всего 70 часов по одному 2-х часовому занятию в неделю, или два занятия по часу.

Содержание программы

Первое полугодие обучения

Программа первого полугодия обучения экологического кружка рассчитана на 36 часов.

Цель: сформировать потребность изучать и познавать окружающий нас мир. Задачи первого полугодия Обучающие:

• дать общие представления о природе;

• научить правилам обращения с растительным и животным миром;

• закрепить умение воспитанников работать с литературой.

Воспитывающие:

• воспитать доброе отношение к окружающему миру;

• пробудить у детей чувство любви к природе.

Развивающие:

• развить интерес ребёнка к науке экологии;

• развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление, развивать чувство красоты.

Учебно-тематический план первого полугодия обучения

Количество часов

№ п/п Тема занятия

теория практика экскурсии

1 Введение. 2 - -

2 Жизнь прекрасна! 2 - -

3 Природа, красота явлений природы. 2 1 1

4 Объекты неживой природы 4 2 1

5 От динозавров до человека. 2 - -

6 Объекты живой природы. 4 2 3

7 Загадка космоса. 2 - -

8 Человеческий организм. 4 2 2

Всего часов: 22 7 7

ПЕДАГОГИКА В. Ю. Горлачев, Л. П. Горланова

По окончании первого полугодия обучения учащийся должен:

• уметь отличать по признакам 10-20 видов растений и знать их названия;

• знать 10 видов животных и их отличительные признаки;

• уметь отличить съедобный гриб от несъедобного;

• знать 3-4 вида аквариумных рыбок;

• знать отличительные особенности нескольких видов птиц;

• иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;

• владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным аппарат.

Второе полугодие обучения

Программа второго полугодия обучения экологического кружка рассчитана на 34 часа.

Цель: осознание ребёнком себя как части системы «Человек-Природа».

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ... Задачи:

Обучающие:

• сформировать представление о многообразии жизни и распространении живых организмов;

• сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого;

• научить применять на практике усвоенные знания, умения и навыки;

• обучить работе с большим объёмом информации.

Развивающие:

• пропагандировать здоровый образ жизни, прививать интерес к занятиям спортом;

• выявить и развить организаторские способности у детей. Воспитывающие:

• совершенствовать навыки межличностного общения детей.

Учебно-тематический план второго полугодия обучения

Количество часов

№ п/п Тема занятия

теория практика экскурсии

1 История возникновения и развития экологии. 1 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Голубая планета Земля. 1 - 1

3 Жизнь в лесу. 2 1 1

4 Многообразие животных и растений. 2 1 2

5 Место человека в природе 2 - -

6 Человек изменяет Землю. 4 2 2

7 Проблемы экологии. 4 1 -

8 Основные экологические термины и понятия. 2 - -

9 Состояние экологии в России. 2 2 1

Всего часов: 20 7 7

По окончании второго полугодия обучения учащийся должен:

• знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;

• уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;

• знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;

• уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуще-

ствлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;

• уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;

• определиться в выборе дальнейшего курса обучения.

PEDAGOGIC V. Yu. Gorlachev, L. P. Gorlanova

ECOLOGICAL EDUCANIJN OF KAMCHATKA...

Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей

• определённый возрастной диапазон членов кружка, необходимый для нормального общения в подростковой среде;

программы необходимы определённые условия:

• квалифицированные кадры;

• своевременный уход опытных членов кружка на самостоятельный участок работы кружка;

• наличие учебного кабинета, а в нём Уголка природы;

• сохранение единого кружкового пространства для участников всех ступеней образовательного процесса с присутствием «облака» из так называемых друзей кружка (сочувствующие, но очень занятые, ещё не определившиеся).

• постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);

• доступность Интернета;

• возможность выезда за пределы населённого пункта;

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Валицкая А. П. Модели образовательных систем и подходы к стандартизации [Текст] // Образовательные стандарты. Материалы Международного семинара «Разработка образовательных стандартов в демократическом обществе». — СПб.: Образование, 1995. — С. 72-78.

2. Закон Камчатского края от 04 июля 2008 г. № 85 (ред. от 04.12. 2008) «Об охране окружающей среды в Камчатском крае». [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nko41.ru/kamchatka_base/.

3. Закон Камчатского края от 21 июня 2010 г. № 473 (ред. от 04.05. 2011) «Об экологическом образовании и просвещении в Камчатском крае». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nko41.ru/ kamchatka_base/.

4. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»(утв. Президентом РФ 30.04.2012). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://президент.рф/news/15177.

5. Указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/06/07/ukaz-dok.html.

ОБЗОР ИЗДАНИЙ

PUBLICATIONS REVIEW

ИЗДАНИЯ КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА 1-го полугодия 2019 г.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

История мировой культуры: от Древнего Египта до XX века (курс лекций): учебное пособие / С. Г. Кошкарева. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2019. — 100 с.

ISBN 978-5-7968-0687-6

Лекционный курс «История мировой культуры: от Древнего Египта до XX века» ориентирован, прежде всего на студентов социально-экономического факультета Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, обучающихся по направлению подготовки 41.03.06 «Публичная политика и социальные науки» (прикладной бакалавриат) в рамках изучения дисциплины «Мировая художественная культура». Но также данное пособие может стать основой таких учебных курсов, как «Мировая культура и искусство», «Культурология» для студентов неисторических специальностей.

Логика и теория аргументации: учебное пособие / Е. А. Кормочи. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2019. — 124 с.

ISBN 978-5-7968-0677-7

В учебном пособии «Логика и теория аргументации» в виде кратких лекций излагаются основные темы курса формальной логики и теории аргументации: «Понятие», «Суждение», «Умозаключение», «Аргументация», «Гипотеза», «Логические основания вопросов и ответов», «Логика дискуссии (спора)», «Основные формально-логические законы». Каждая глава завершается контрольными вопросами и комплексом упражнений по каждой теме, выполнение которых должно способствовать выработке умений, навыков и компетенций. С целью облегчения самостоятельного изучения курса в учебное пособие включено обширное приложение, содержащее логические задачи, планы практических занятий, темы для самостоятельного изучения с методическими рекомендациями, вопросами для самопроверки и заданиями; тесты по отдельным темам, тесты для проверки остаточных знаний и итоговый тест. Также приложение включает словарь основных понятий.

Издание предназначено студентам, осваивающим образовательную программу высшего образования по направлению подготовки 41.03.06 «Публичная политика и социальные науки», а также всем тем, кто стремится постичь теоретические и практические основы формальной логики и теории аргументации.

Основы специальной психологии: учебное пособие / Г. В. Литвинова; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2019. — 158 с.

ISBN 978-5-7968-0683-8

В учебном пособии отражены основные разделы специальной психологии и коррекционной педагогики на современном этапе. В кратком изложении представлен теоретический материал, который может стать опорой для более глубокого усвоения основ специальной психологии. Вопросы и задания для самостоятельной подготовки позволят детальнее проработать отдельные темы и в систематизированном виде представить для себя особенности психического развития детей с нарушениями развития различной этиологии.

Пособие может являться вводным курсом в специальную психологию и коррекционную педагогику для студентов психологического и педагогического профилей. Помимо этого, оно будет полезно слушателям курсов повышения квалификации, а также практическим работникам образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.