Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА В АСПЕКТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДУ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА В АСПЕКТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДУ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурные ориентиры / экологическая культура / воспитание / окружающая среда / экологическое образование / cultural landmarks / ecological culture / upbringing / environment / environmental education

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А.Р. Чеккуев, М.Н. Чомаева

В статье приведены сведения о важности экологического воспитания для формирования экологической культуры (бережного отношения к природе, умение взаимодействовать с природой). Рассматриваются разные позиции взаимодействия общества и природы, где очерчены основные аспекты формирования экологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION IS THE BASIS OF THE ECOLOGICAL CULTURE OF SOCIETY IN TERMS OF ITS IMPACT ON NATURE

The article provides information on the importance of environmental education for the formation of ecological culture (respect for nature, the ability to interact with nature). Different positions of interaction between society and nature are considered, where the main aspects of the formation of ecological culture are outlined.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА В АСПЕКТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДУ»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА В АСПЕКТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДУ

А.Р. Чеккуев, магистрант

Научный руководитель: М.Н. Чомаева, канд. пед. наук, доцент Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева (Россия, г. Карачаевск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-3-23-25

Аннотация. В статье приведены сведения о важности экологического воспитания для формирования экологической культуры (бережного отношения к природе, умение взаимодействовать с природой). Рассматриваются разные позиции взаимодействия общества и природы, где очерчены основные аспекты формирования экологической культуры.

Ключевые слова: культурные ориентиры, экологическая культура, воспитание, окружающая среда, экологическое образование.

Экологическое образование - это область знаний, которая объединяет (биологию, экологию, географию, физику, химию, математику) - является «движущей силой» и «толчком» для формирования экологической культуры. Необходимость функционирования природной экосистемы для создания устойчивой среды для жизни - важное составляющее. Активизация экологической культуры основана на динамичной, последовательной передаче человеку необходимых сведений о разумном использовании ресурсов природы, значимости и существенности следования экологических норм и требований, что чревато необратимыми процессами для природы (касается геосфер Земли: воды, воздуха, почвы) [2].

В связи с глобальным экологическим кризисом необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему формирование культуры безопасности, экологической культуры сейчас так важны [1]. Формирование экологического культуры личности - это задача экологического образования. Воздействие человека на экосистему Земли привело к постоянной деградации окружающей среды, что повлекло за собой глобальные климатические изменения.

Для защиты будущего, качества жизни общества необходимо повысить экологическое сознание, где азы экологического

образования будут иметь существенную роль для осознания человеком, как их действия влияют на окружающую среду (состояние окружающей среды - есть отражение действий по отношению к природе). С развитием промышленности (цементная отрасль, строительная индустрия) появился новый источник поступления вредных веществ в окружающую среду, так называемое техногенное загрязнение [3].

Целью данной работы является анализ сущности экологического образования как основа экологической культуры общества в аспекте воздействия на природу.

Ниже приводятся сведения о сущности и важности экологического образования для формирования экологической культуры в системе «общество и природа».

Человек осознает необходимость радикального изменения своего отношения к окружающей среде подсознательно, но допускает возможность проигнорировать процесс образования необратимых процессов [9]. Экологическое состояние с каждым годом вызывает все большую тревогу: площади лесов сокращаются, сельскохозяйственные почвы деградируют, степень загрязнения увеличивается. Вносят вклад в загрязнение атмосферы пыль и сажа, образуемые также в результате работы предприятий, а также в последствие лесных пожаров в летний период [6]. Загрязняя окружающую нас природную среду, мы занимаемся самоуничтожением. Так, назовем, некоторые негативные фак-

торы воздействия на окружающую среду (промышленное производство (выбросы)) [3, 7], автотранспортное загрязнение (выхлопные газы) [6], ТБО и т.д.

Потому, как жизнь не может быть отделена от окружающей среды, все образование должно быть направлено на защиту окружающей среды. Обществу необходимо осознать, что каждое действие может вызвать реакцию, зачастую непредсказуемую в комплексе живых систем. Обнаружившиеся противоречия между уровнем знаний, экологической культуры субъектов природопользования и необходимым для обеспечения оптимизации отношений общества с природой, экологизации науки, техники, управленческого, экономического и правового механизмов природопользования не могут быть разрешены без экологизации образования и воспитания [5].

Человечество использовало ресурсы Земли в течение длительного периода времени. Развитие технологий ускорило темпы потребления и изменило доступность этих ресурсов в будущем. Несмотря на все это, средства к существованию человека по-прежнему зависят от состояния окружающей природной среды. На сегодняшний день, конечно, для предотвращения возможного негативного воздействия при промышленном производстве, предпринимаются соответствующие меры - такие, как совершенствование технологических процессов, оборудования сырья, что позволяет исключить воздействие пыли [7].

По данным экологической ассоциации, проблема может быть решена только в том случае, если загрязнение, производимое человечеством, будет сведено к минимуму до уровня, с которым природа сможет справиться сама. Для этого необходимо, чтобы каждый житель осознал и понимал важность экологической угрозы (по сути, исходит именно от конкретного человека).

Библиографический список

1. Гениатулина И.А. Экологическая культура как часть культуры безопасности жизнедеятельности / И.А. Гениатулина, В.В. Половникова // Безопасность жизнедеятельности: проблемы и решения - 2018: Сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции, Курган, 04-05 октября 2018 года / Под общей редакцией Сухановой С.Ф. - Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2018. - С. 199-202.

Таким образом, преодоление кризиса, безусловно, зависит от уровня экологической культуры общества. Воздействие человека на природу неизбежно, важно использование ресурсов должны быть рациональными. Так, формирование экологической культуры - это способ динамичного взаимовлияния общества и природы (систему культурных ценностей). Экологическая культура, образование и воспитание - это взаимодополняющие факторы в системе «общество и природа». На современную экологическую ситуацию в мире влияет множество факторов, среди которых особое значение имеет экологическая культура населения. От уровня ее сформи-рованности и осведомленности зависит эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде [10]. Процесс взаимодействия общества и природы, или бережное отношение к природе - это есть экологическая культура человека (знание законов природы, рациональное использование ресурсов и т.д.). Самым главным недостатком для понимания экологических проблем - это отсутствие экологической осведомленности (экологической культуры).

Выводы. Антропогенная деятельность человека - это взаимодействие общества и природы, благоприятной для жизни общества. Взаимовлияние «природа - человек -культура» - едины во взаимоотношениях. Именно, отсутствие экологической культуры может привести к разрушению элементов природы и факторов, создающих жизнь на Земле. Сформировать ответственных и заботливых людей, осознающих экологическую реальность состояния окружающей среды, что является важным шагом в аспекте взаимодействия общества и природы.

2. Чомаева М.Н. Активизация процесса формирования экологической культуры / М.Н. Чомаева // Алиевские чтения: Материалы научной сессии, посвященной 100-летию образования Карачаево-Черкесской Республики, Карачаевск, 29-30 апреля 2022 года. -Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2022. -С. 143-147.

3. Чомаева М.Н. Химическое загрязнение окружающей среды как последствие техногенной деятельности на примере производства цемента / М.Н. Чомаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 7-1(70). - С. 38-40.

4. Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Средства массовой информации и экологическое образование в решении проблем охраны окружающей среды: Мат. I международной конференции / под ред. проф. С.Н. Глазачева. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. - 192 с.

5. Залунин В.И. Экологическая культура в контексте глобального экологического кризиса / В.И. Залунин // Труды Дальневосточного государственного технического университета. - 2005. - № 139. - С. 233-243.

6. Чомаева М.Н. Автотранспорт как загрязнитель атмосферы и экологическая обстановка / М.Н. Чомаева // Национальная безопасность и стратегическое планирование. -2016. - № 2-1(14). - С. 144-146.

7. Чомаева М.Н. О негативе вредных химических веществ (пыли) при промышленном производстве для организма человека / М.Н. Чомаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 9-1(84). - С. 25-27.

8. Берсенев С.М. Возвращение к истокам экологии / С.М. Берсенев // Биология в школе. - 2000. - № 3. - С. 33.

9. Чомаева М.Н. Экологическое образование и воспитание как важный этап в аспекте взаимодействия общества и природы / М.Н. Чомаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 10-1(85). - С. 34-37.

10. Чомаева М.Н. Аспекты экологического воспитания, образования и культуры как спектр взаимовлияющих факторов в системе «общество и природа» / М.Н. Чомаева // Тенденции и перспективы развития естественно-научных исследований в современных условиях: Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летнему юбилею естественно-географического факультета, Карачаевск, 15 декабря 2023 года. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2023. - С. 243-246.

11. Корнилова Н.А., Мясникова Л.Л. Экология. Культура. Образование. - Вологда, 2010. - 150 с.

ENVIRONMENTAL EDUCATION IS THE BASIS OF THE ECOLOGICAL CULTURE OF SOCIETY IN TERMS OF ITS IMPACT ON NATURE

A.R. Chekkuev, Graduate Student

Supervisor: M.N. Chomaeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliyev (Russia, Karachaevsk)

Abstract. The article provides information on the importance of environmental education for the formation of ecological culture (respect for nature, the ability to interact with nature). Different positions of interaction between society and nature are considered, where the main aspects of the formation of ecological culture are outlined.

Keywords: cultural landmarks, ecological culture, upbringing, environment, environmental education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.