Научная статья на тему 'Экологическое образование на уроках инфрматики и ИКТ'

Экологическое образование на уроках инфрматики и ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанян Жанна Александровна

В данной статье рассматриваются вопросы экологического воспитания обучающихся на уроках информатики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the teacher looks out the questions of ecological education of students at Information Computer Technology lessons.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование на уроках инфрматики и ИКТ»

Экологическое образование на уроках инфрматики и ИКТ

Степанян Жанна Александровна ([email protected])

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский Республики Марий Эл»

В данной статье рассматриваются вопросы экологического воспитания обучающихся на уроках информатики.

In this article the teacher looks out the questions of ecological education of students at Information Computer Technology lessons.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы особое значение приобретает экологическое образование обучающихся как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Современный человек должен научиться решать сложные проблемы взаимодействия с окружающей средой. Реализация экологического образования обучающихся требует согласованных действий всех социальных институтов: школы, внешкольных учреждений, средств массовой информации, всей общественности. Одной из учебных дисциплин, которая обеспечивает их взаимодействие, является информатика.

Уроки информатики наглядно демонстрируют обучающимся наличие межпредметных связей и, таким образом, повышают мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин - ИКТ, биологии, экологии, географии, истории, обществознания, а также пробуждают интерес к объектам природы, требующим внимания, заботы, стимулируют сопереживания детей ко всему живому.

Формирование нового экологического менталитета начинается в начальной школе, когда мы знакомимся с компьютером, учимся работать с текстами, графикой, мультипликацией, звуками и даже программировать. На основной и старшей ступени обучения углубляем знания.

Экологическому просвещению школьников способствуют:

♦ среда ПервоЛого 3.0 - программа, позволяющая разрабатывать проекты, рисовать, создавать анимации. Данный продукт используем во 2—6-х классах с обучающимися разного уровня подготовки;

♦ создание презентаций в программе Microsoft Office PowerPoint, например, по теме «Компьютерная анимация» ученики работают над презентацией «Мир красотой спасется», делают мультфильмы и клипы о цветах и деревьях, птицах и рыбах, минералах и звездах и т. д. Создание презентаций в среде Power Point позволяет обобщить большое количество тем экологии;

♦ работа в графических редакторах Paint, Tux Paint, Gimp обучающимися начальной школы и среднего звена позволяет создавать иллюстрации, плакаты, анимации по темам «Природа - дом человека», «Мы из Красной книги» и др.

♦ используя программу Publisher, дети создают буклеты, настольные календари, листовки;

♦ текстовый процессор Microsoft Office Word, текстовые редакторы Блокнот и WordPad позволяют оформлять творческие работы школьников: сочинения, сказки, загадки;

♦ программа Microsoft Office Excel позволяет наглядно увидеть состояние окружающей среды в Республике Марий Эл: загрязнение природной среды, радиационное загрязнение, состояние водных и гидроэнергетических ресурсов;

♦ создание баз данных в среде Access, например, по флоре и фауне РМЭ, расширяет общий кругозор школьников;

♦ использование сети Интернет для поиска информации и загрузки файлов;

♦ создание проектов по экологической тематике, использование электронной почты позволяет обучающимся обмениваться информацией по теме исследования.

Остановимся на некоторых из них. Например, программу Microsoft Office PowerPoint используем для подготовки презентаций. Презентации обучающиеся создают в соответствии с предложенными направлениями:

1. Экологическая этика: Красота природы в оценках различных религий. Красота природы в музыке. Исчезающие виды и права животных.

2. Глобальные проблемы человечества. Проблемы состояния окружающей среды: Загрязнение воздушной среды, загрязнения атмосферы. Антропогенные источники. Роль различных экосистем в очистке воздуха. Загрязнение гидросферы. Свойства природных вод и их влияние на жизнь. Антропогенное загрязнение природных вод. Состояние лесов. Проблема опустынивания.

3. Проблемы состояния окружающей среды в Республике Марий Эл: Загрязнение природной среды, радиационное загрязнение, водные ресурсы и гидроэнергетические ресурсы Марий Эл, их состояние на современном этапе.

4. Законы экологии: Природа знает лучше. Все должно куда-то деваться. Все связано со всем. Ничто не дается даром.

В течение нескольких уроков идет подбор материала, сканирование рисунков, создание презентаций. На последнем уроке каждый ученик показывает презентацию, одноклассники задают вопросы, обсуждают положительные и отрицательные ее стороны. В течение всего подготовительного периода ученики консультируются с учителями биологии, экологии, географии, музыки, библиотекарем школы.

Работа в программе Microsoft Office PowerPoint позволяет достичь следующих целей:

1. Формирование экологического сознания и экологической культуры у школьников.

2. Формирование личностных качеств, направленных на доброе, гуманное отношение к природе, к людям, жизни.

3. Формирование коммуникативных качеств, эстетического вкуса.

4. Привлечение внимания детей к глобальным экологическим проблемам человечества, своего региона.

5. Формирование активной позиции школьников по вопросам окружающей среды.

Текстовый процессор Microsoft Office Word, текстовые редакторы Блокнот и WordPad позволяют школьникам запечатлеть наиболее яркие впечатления от встречи с природой и описать их. Дети сочиняют экологические сказки, редактируют и форматируют текст.

Выполняя практическую работу по теме «Публикации» (4-й класс), дети рассуждают о том, что окружающий мир наполнен чудесами, созданными природой. Природа - это не просто наше окружение. Человек пользуется чистой водой и дышит воздухом, значит, природа - источник силы и здоровья. А какой водой, и каким воздухом - это зависит от деятельности людей, в том числе и от них.

Изучая информационные процессы - процессы восприятия, передачи, обработки и использования информации, ученики на уроках информатики прослеживают общность информационных процессов в живой природе, обществе и технике, что приводит к новому системно-информационному взгляду на природу, учит анализировать, делать выводы, обобщать.

Текстовый редактор отличается тем, что при его изучении можно рассматривать многие экологические темы: «Природа Марийского края», «Птицы, животные и растения, занесенные в Красную Книгу», экологические факторы в теме «Списки», альтернативные источники энергии в теме «Вставка таблиц», исследование природного комплекса района в итоговом занятии по теме «Текстовый редактор».

Таким образом, задания на экологическую тему на уроках информатики и ИКТ дают основания сделать следующие выводы:

♦ Внедрение элементов экологического образования позволяет более интересно и ярко проводить уроки информатики.

♦ Использование информационных компьютерных технологий позволяет ученикам более полно изучить экологические проблемы родного края, уметь находить пути их решения

♦ На уроках информатики можно моделировать экологические ситуации и прогнозировать их возможные последствия.

♦ Реализовать межпредметные связи.

Результаты очевидны: уроки, на которых осуществляется межпредметная связь, очень нравятся обучающимся, дети видят практическое применение своих компьютерных знаний. Такие уроки сплачивают коллектив, меняются взаимоотношения, кроме того, расширяется кругозор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.