Научная статья на тему 'Экологическое образование как комплексная проблема современности'

Экологическое образование как комплексная проблема современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиддикова Санобар Хайдаровна, Каршибоева Дилфуза Бурлиевна, Янгибоева Зебинисо Абдурахмоновна, Очилова Мадина Шароф Кызи, Равшанова Адолат Равшановна

В данной статье анализируются комплексная проблема образования и экологического воспитания, направленная на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к живой природе, формирование знаний об окружающей природной реальности как среде жизнедеятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиддикова Санобар Хайдаровна, Каршибоева Дилфуза Бурлиевна, Янгибоева Зебинисо Абдурахмоновна, Очилова Мадина Шароф Кызи, Равшанова Адолат Равшановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование как комплексная проблема современности»

Экологическое образование как комплексная проблема современности Сиддикова С. Х.1, Каршибоева Д. Б.2, Янгибоева З. А.3, Очилова М. Ш.4, Равшанова А. Р.5, Алимкулов С. О.6

'Сиддикова Санобар Хайдаровна / Siddikova Sanobar Khaydarovna — преподаватель; 2Каршибоева Дилфуза Бурлиевна / Karshiboyeva Dilfuza Burliyevna — преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии, факультет дошкольного и начального образования;

3Янгибоева Зебинисо Абдурахмоновна / Yangiboyeva Zebiniso Abdurakhmonovna — магистр;

4Очилова Мадина Шароф кызи / Ochilova Madina Sharof kyzi — магистр;

5Равшанова Адолат Равшановна / Ravshanova Adalat Ravshanovna — студент;

6Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли /Alimkulov Sirojiddin Olimjon ugli — студент, кафедра методов преподавания биологии и химии, факультет естественных наук, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируются комплексная проблема образования и экологического воспитания, направленная на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к живой природе, формирование знаний об окружающей природной реальности как среде жизнедеятельности человека. Ключевые слова: экология, воспитание, формирование, жизнедеятельность, экологическое воспитание, экологическое образование.

Экологическое образование как комплексная проблема современности предстала объектом внимания не только философско-социологических и педагогических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие. Проблемы экологического образования выступали предметом исследований Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, Н. Н. Моисеева и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования школьников.

В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека.

Экологическое воспитание школьников - система мер, направленная на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к живой природе, навыков, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, экономно расходовать природное сырье и материалы, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с живыми объектами. Каждый человек, нанося в процессе своего труда определенный ущерб природе, должен предпринять действия, направленные на компенсацию и восстановление ее ценности [1].

Экологическое образование - система знаний об окружающей природной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, а также знания, умения и навыки природоохранительной деятельности [2].

Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностного отношения к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении «сокрушенного равновесия между человеком и природой».

Исследуя процесс экологического образования учащихся в процессе преподавания естественных и гуманитарных предметов, мы пришли к ряду выводов о том, что оно реализуется на основе:

• организации целостного эколого-педагогического процесса в урочной и внеурочной деятельности учащихся;

• формирования системы знаний о природе, включающей представления о многообразии факторов среды, связи людей со средой;

• включения учащихся в экологически ориентированную практическую деятельность.

Большое значение имеет участие в хашарах по озеленению и благоустройству прилегающих к месту проживания территорий, в проведении праздников «Экология и я» «Навруз», «Зеленый Мир», «Наша природа», «Праздник урожая», и другие.

Итак, экологическое воспитание учащихся необходимо осуществлять как в ходе внутрикласных, так и внеклассных, внешкольных мероприятий, опираясь на национальные и общечеловеческие ценности и традиции.

Литература

1. Дьченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь - справочник. Минск: Харвест,

2007. С. 498-499.

2. Новейший психолого-педагогический словарь, сост. Е. С. Рапацевич; под. ред. А. П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. 888 с.

Дистанционное обучение в Европе Хужаназарова Г. Г.

Хужаназарова Гулбахор Гофуржоновна /Hujanazarova Gulbahor Gofurjonovna - ассистент,

кафедра иностранных языков, Наманганский инженерно-педагогический институт, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируется, что экономический успех достигается там, где активно используют дистанционное образование, информационные технологии и их сетевые приложения. Ключевые слова: дистанционное образование, информационные технологии, учебно-методический комплекс, вспомогательный преподаватель.

За пределами Северной Америки дистанционное образование в основном развивается «открытыми» университетами, которые финансируются правительством.

Разница заключалась в том, что обучение максимально выносилось ближе к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь длительных отрывов учашдхся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов [1, с. 15].

2015 год в январе и феврале я и наша команда проекта TEMPUS MATCHES ездили с научным визитом в Испанию. Двухнедельный ознакомительный научный визит дал очень много эффектов. И я, как специалист, ознакомилась с Дистанционным образованием Испании.

Испанский Национальный Университет Дистанционного образования (Universidad National de Educación a Distancia UNED) включает в себя 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом. В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием ДО. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета.

В последнее время в европейском ДО все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что технологическая разница между североамериканской и европейской организацией ДО стирается.

ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что ДО-программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего образования по дистанционной форме. Причем наибольшее распространение получили программы на степень бакалавра и магистра и программы подготовки специалистов [2, с. 32].

Электронные программы переподготовки составляют сегодня один из крупнейших сегментов высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как IBM, EuroPay, General Motors, J. C. Penney, Ford, Walmart, Federal Express. Многие из этих систем значительно опережают системы ДО, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.

Термин «интерактивное взаимодействие» широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами и ответами. При более развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность.

При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т. п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой [3, с. 40]. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.