7. Mirzoev Sh.A. Narodnaya pedagogika Dagestana: Soderzanie, formi i metodi vospitania [Folk Pedagogy of Dagestan: Content, Forms and Methods of Education]. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1986. 128 p.
8. Shahbazova M.A., Mirzoev Sh.A. Narodnaya pedagogika kak uslovie povishenia effectivnosti geroiko-patrioticheskogo vospitania [Folk pedagogy as a condition for increasing the effectiveness of heroic-patriotic education] //Sovremennaya nauka: problem i perspective. 2004. Issue 4. P. 117-121.
УДК: 37.033
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПРИОРИТЕТНАЯ ТЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Гасанов А.Р., Мирзегасанов А.З.
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»
Аннотация. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения многих видов растений, животных и их мест обитания (всего живого) в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Ключевые слова: экология, экскурсия, природа, окружающая среда.
ENVIRONMENTAL EDUCATION AND TRAINING A PRIORITY TOPIC IN THE EDUCATIONAL PROCESS SOCIO-PEDAGOGICAL INSTITUTE
Gasanov, A. R., A. Z. Mirzagasanov FGBOU VO "Dagestan state university», PEO HO «Social-pedagogteal institute»
Annotation. The greatest environmental crisis hit our planet has made significant changes in the relationship of man and nature, forced to rethink all the achievements of world civilization. Approximately since the sixties of the twentieth century when before mankind for the first time as there is an acute problem of the destruction of many species of plants, animals and their habitat (all life) in connection with industrial activities, began to take shape a new science - ecology and as a consequence of this occurrence, there was ecological culture.
Key words: ecology, excursion, nature, environment.
Усилившийся в последнее время антропогенный пресс на природные объекты вызывает серьезную обеспокоенность в научных и общественных кругах населения не только нашей республики и России, но и во всем мире в целом. Как показала практика, для сохранения каких либо природных объектов, необходимо, прежде всего, сохранить среду их обитания. В связи с этим в различных частях земного шара выделяются участки территории суши или акватории океана, где вводится частичное ограничение или полный запрет на использование природных ресурсов, при добыче которых происходят необратимые процессы.[7]
Необходимость организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Дагестан, диктуется потребностью оптимизации взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой в условиях усиливающегося экологического кризиса, проявляющегося на всех уровнях: от регионального до федерального. Формирование экологической культуры каждого гражданина и общества в целом является необходимым условием обеспечения выживания человеческого общества в бу-дущем.[6]
Целью образования и воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры. «Экологическая культура», «экологическое мышление» - понятия, которые должны стать приоритетными ценностями для каждой личности. Для воспитания гармонично развитой, активной личности, любящей природу и способствующей её сохранению и приумножению.
«Экология и мир» - эти два слова стали своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов, а в Дагестане эти слова имеют магическое значение. А общее между ними то, что в этих двух словах выражена тревога за наше будущее, будущее планеты, будущее наших детей. А будущее и настоящее детей всегда связано со школой, образованием, воспитанием. Экологическое образование и воспитание заключается не только в передаче определенных знаний, но и в формировании у них умения и желания активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду и собственное жилище.[5]
В последние годы была разработана концепция образования через идеи экологизации. Задачами данной работы являлись:
- обновление содержания образования через экологизацию учебных предметов и воспитания - через возрождение национальных культур, обычаев;
- построение воспитательной системы на основе формирования гуманистических отношений;
- применение новых технологий развивающего обучения и воспитания;
- организация родительского всеобуча по экологическому воспитанию.
Экологизация учебно-воспитательного процесса института показывает повышение уровня сформированности экокультуры студента, что говорит об эффективности системы непрерывного экологического образования и воспитания. Формирование и развитие экокультуры положительно отражается на нравственном воспитании студентов.
Разнообразие природных ландшафтов Дагестана создало оптимальные условия для обитания на его территории многочисленных видов животных и растений. Являясь южным форпостом России, наша республика занимает одно из первых мест в России по разнообразию видов и плотности редких и исчезающих видов животных и растений.[7]
Последние 10 лет студенты института проходят учебно-полевую практику (экскурсии) с выездом в самые разнообразные районы Дагестана, в том числе на базе ВИРа им. Вавилова и в природные заповедные зоны. Учебно-полевая практика - составная часть учебного процесса, призванная помочь закреплению и углублению теоретического материала, а также привитию навыков и интереса к полевой работе. Знакомство студентов с окружающей средой способствует воспитанию любви к природе. В ходе практики студенты могут видеть флору и фауну в естественной обстановке и наблюдать их взаимоотношения. При этом студенты получают возможность составить представления о природе как о едином целом. Предпочтение отдается тем территориям, на которых соседствуют разные естественные ландшафты: леса, горы, болота, водоемы, сельхозугодия и др. К этим параметрам идеально подходит Самурский участок Дагестанского государственного заповедника, заказники: Касумкентский, Каякентский и другие.
Помимо теоретических учебных задач, на учебно-полевой практике студенты осваивают экокультуру:
- формирование эколого-природоохранного мировоззрения;
- познание основных принципов организации и методов проведения самостоятельных научных исследований;
- приобретение навыков проведения экскурсий в природу, ведение наблюдений за объектами флоры и фауны;
- ознакомление с основными типами биотопов, биологическими особенностями основных видов и их роли в природе и жизни человека;
- распознание этих видов по внешнему облику, голосам и следам жизнедеятельности, особое внимание уделяется видам, малочисленным, занесенным в Красную книгу.
Экскурсия - наиболее эффективная методическая форма проведения занятий, что способствует созданию полной картины тех или иных биологических явлений. В специальной подготовке студентов института немалое место занимают вопросы охраны природы. Почти на всех профильных кафедрах читается ряд спецкурсов, защищаются курсовые и дипломные работы. Приоритетные темы - сохранение, рациональное использование и изучение природных биогеоценозов. При этом, необходимо учитывать, что вопросы подготовки студентов к практической деятельности в школе по организации природоохранной деятельности учащихся разработаны еще недостаточно. Слабо развита методическая база школы по организации факультативного курса «Охрана природы» и организации по нему внеклассной работы.
т-ч и о
В ходе полевых экскурсий развиваются познавательные навыки детей, дети становятся добрее и отзывчивее, проявляют сострадание и желание помочь окружающим, у детей повышается эффективность в трудовой деятельности, у учащих-
ся проявляется активность во внеурочной деятельности через коллективные творческие дела и природоохранную деятельность.
Пропаганда, агитация за чистоту и бережное отношение к окружающей среде, работа в охраняемой зоне леса (Самурский участок Дагестанского государственного заповедника и в других заповедных зонах), трудовые операции и рейды, исследовательские работы по экологии и биологии, работа на экологической тропе, поисково-охранительные походы и экскурсии, организация экологических игр и праздников, работа экологического зала, экологический школьный слет, участие в акции - дни защиты от экологической опасности. Никогда не теряла своей актуальности духовно - нравственная направленность патриотической работы средствами эколого-туристско-краеведческой деятельности, где и сложились определённые направления и формы патриотического воспитания, которые использовались в недалеком прошлом (в Советском Союзе) в наших школах: конференции, олимпиады, исследования, экскурсии, походы и путешествия, краеведческие наблюдения, слёты. Сегодня такие мероприятия частично возобновляются.
Природоохранная деятельность и сегодня является одним из приоритетных направлений в воспитания патриотов своего Отечества. Сегодня существенно меняются ценности, относящиеся к таким понятиям, как рациональное природопользование, эффективность освоения природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, глобальность современных систем жизнеобеспечения, активизация деятельности обучающихся в освоении навыков исследовательской и природоохранной деятельности, направленной на развитие их интереса к естественным наукам и экологии, на практическое участие в деле сохранения природных экосистем, способствующей решению проблем экологического образования и нравственного воспитания детей.
Основополагающим принципом должен являться принцип доброго отношения к окружающему миру и своему здоровью. Также важным элементом работы можно назвать коллективную творческую деятельность, так как она является основой для достижения поставленных целей. Основополагающей внеурочной деятельностью является исследовательская деятельность. Для этого необходимы два исследовательских направлений: первая, где идёт система наблюдения и мониторинга и второе, где идёт биологическая теория и практика.
1. Первое - занимается наблюдением за состоянием территории и выявлением очагов антропогенного воздействия;
2. Второе - работа с картами территории экотропы, на которой отмечают уровень загрязненности территории.
В конце, на основании исследований, создается карта экологического состояния территории экотропы. Результаты работы 1й группы не только позволяют выявить места наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на территории, но и составить план работы по решению данной проблемы. Задача 2й группы заключается в непосредственном изучении флоры и фауны на территории эко-тропы, в выявлении доминирующих видов растений, в составлении зарисовок видов и изучении видового разнообразия. Итогом работы этой группы является вы-
пуск сборника - определителя видового разнообразия животных и растений с кратким описанием каждого вида.
Наряду с двумя исследовательскими группами можно создать и третью группу - экологическое волонтерское движение. Ее задача: оказывать помощь в уборке территории от природного и антропогенного мусора, установка скворечников, кормежек и др.
Экологическое образование и воспитание заключается не только в передаче детям определенных знаний, но и в формировании у них умения и желания активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду. В раннем юношеском возрасте школьники становятся на новую социальную ступень развития, для которой характерна устремленность в будущее. Данная статья призвана продемонстрировать одно из направлений деятельности, важное и актуальное на сегодняшний день.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно - это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода - морских свинок, хомячков, ежей, черепах, да и собак, кошек и других домашних животных, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучения. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.[9]
В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.
В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания. Принцип природосообразности, - изучение задатков и
способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные основы предлагают учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.[4]
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то в отношении экологической культуры, мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
- иметь правильное определение и характеристику терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
- знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии. (Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и другие).
- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
- знать природу своего родного края, а именно:
- местные природные условия;
- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д.;
- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов и Каспийского моря;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов.
Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.
Как показывает опыт, несмотря на солидную специальную подготовку, студенты испытывают затруднения при организации в школе мероприятий по охране природы. Поэтому в системе подготовки студентов много внимания следует уделять широкому вовлечению их в практические мероприятия по охране природы.
Так, например, в плане работы усилить тематику по практической разработке вопросов охраны природы, на учебно-полевых практиках уделять внимание на организацию экологических экскурсий, изучить экологию модельных видов животных и растений, а также особое внимания уделить самостоятельным и индивидуальным работам.
Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:
- необходимостью повышения экологической культуры человека;
- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
Литература:
1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Высшая школа, 1999.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
5. Мирзегасанов А.З., Расулов Ж.Г. Актуальные проблемы сохранения естественной флоры и фауны в низовьх р. Самур. //Сб.науч.тр. ин-та «Юждаг». Вып.УШ. Махачкала,. 2008 - С.47-49.
6. Мирзегасанов А.З. Проблемы научного обеспечения сохранения и воспроизводства в естественных природных комплексах гос.заказника «Самурский». //Материалы XXII Межреспубликанской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар., 2007. - С.125-130.
7. Османов Н.О., Османов М.Н. Глобальные проблемы современности. //Сб.науч.тр. ин-та «Юждаг». Вып.У1. Махачкала. 2006. - С.47-49.
8. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.
9. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. - Улан -Удэ, 1990. - 29с.
10. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н.
И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. - М.: Просвещение.
Literature:
1. Bukin. A. P. In friendship with people and nature. - M.: Education, 1991.
2. Vasilkov Yu. V., Vasilkova T. A. Social pedagogy. - M.: Higher school, 1999.
3. Volkov G. N. Ethnopedagogy. - M.: Higher school, 1999.
4. Mistle Thrush, S. D., Jasvin V. P.. Ecological pedagogy and psychology. - Rostov-on-don.: Phoenix, 1996.
5. Mirzagasanov A. Z., J. Rasulov G. Actual problems of preservation of natural flora and fauna of nizovij R. Samur. //SB.scientific.Tr. in-TA "Yuzhdag". Vol.VIII. Makhachkala., 2008 - p. 47-49.
6. Mirzagasanov A. Z. the Problems of scientific support for the preservation and reproduction of natural complexes state reserve "Samur". //Proceedings of the XXII inter-Republican scientific-practical conference with international participation. - Krasnodar., 2007. - S. 125-130.
7. The Ottomans N. About., Osmanov, M. N. Global issues of the day. //SB.scientific.Tr. in-TA "Yuzhdag". Vol.VI. Makhachkala. 2006. - P. 47-49.
8. Starostin V. I. Nature in the system of aesthetic education.
9. Environmental education and upbringing. Method. Recommendations. - Ulan -Ude, 1990. - 29C.
10. Aesthetic culture and aesthetic education. kN. for teachers / N.
I. Kashenko, N. L. Lazarov, M. S. Kagan and others - M.: Education.