УДК 378
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ НЕБИОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© 2012 В.В.Соловьева
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 25.05.2012
Рассматриваются задачи экологического образования и просвещения в ходе реализации программы учебной дисциплины «Экологический менеджмент» для бакалавров экономического факультета. Ключевые слова: Экологическое управление, экологическое образование, просвещение
Разработка общих стратегий экологического
образования и просвещения проводится на международном уровне с 1968 г., когда была созвана Межправительственная конференция ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране биосферы, принявшая обширную программу действий «Человек и биосфера», в которой был отмечен глобальный, общечеловеческий характер экологического образования. Стратегической задачей ЮНЕСКО стало создание «глобальной сети образования»1. В связи с этим необходимостью стало, чтобы все учебные заведения включали знакомство с глобальными проблемами, опасностями, которые угрожают человечеству, формировали понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе.
Заметным событием начавшегося XXI в. стало одобрение Правительством РФ (Распоряжение №1225-р от 31 августа 2002 г.) «Экологической доктрины Российской Федера-ции»2. Этот документ определил основные направления, задачи и принципы государственной политики в области рационального природопользования на долгосрочный период. В 5 главе доктрины указаны пути и средства реализации государственной политики в области экологии, в их числе названы экологическое образование и просвещение.
До настоящего времени одним из дискуссионных вопросов является проблема методической организации экологического образования. В этом плане существуют две основные тен-денции3. Одни специалисты считают необхо-
Соловьева Вера Валентиновна, доктор биологических наук, профессор. E-mail: solversam@mail. ru
1 Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика
и психология. Ростов на/Д.: 1996.
2
Экологическая доктрина Российской Федерации. -М.: 2002 - 32 с. [Электронный ресурс] Режим доступа http:// www.ruslescert.ru /Box / doctrin.htm (Дата обращения 16.05.2012).
3 Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика
и психология. - Ростов на/Д.: 1996.
димым разрабатывать отдельный предмет «Экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не эквивалентно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи. Другие утверждают, что более эффективной является «экологизация» всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. Мы считаем, что в образовании разных ступеней от школы до вуза должны присутствовать и предмет «Экология» и проводиться экологизация учебных дисциплин, которые прямо или косвенно связаны с проблемой состояния окружающей среды.
Реальное экологическое образование и просвещение не может развиваться без понимания главного: для кого и какой работы идет подготовка специалистов. В связи с переходом высшей школы на многоуровневую систему профессиональной подготовки «бакалавр-магистр» это особенно актуально. Современное высшее экологическое образование нацелено на фундаментальность и целостность. У вузов для этого имеются разные возможности, но каждый из них в условиях новой стандартизации образовательных программ становится участником проектирования и реализации планов на основе модульно-компетентностного подхода4.
При подготовке бакалавров и магистров в задачу вузов входит предоставление выбора субъекту образовательного процесса совокупности дисциплин и практик, обеспечивающих формирование универсальных и профессиональных компетенций выпускника. Именно выбора, который предполагает в рамках модуля, например, дисциплины «Экология» наличие нескольких самостоятельных разделов, таких как «Экологический менеджмент», «Природо-
4 Рытов Г.Л., Соловова Н.В. Формирование основных компетенций у студентов - шаг в будущее в современном высшем биологическом образовании // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - Т. 11. -№ 1(4). - С. 780 - 783.
Педагогика
пользование» и др. Для этого необходима разработка учебно-методического комплекса: лекционного курса, программы лабораторных занятий и полевой практики, заданий для самостоятельной работы, средств контроля знаний, библиографии и ^егпе^ресурсов. При этом каждый лектор должен быть готов к выполнению любого раздела модуля.
Опыт работы в нашем вузе кафедры экологии показывает, что необходим обмен знаниями между профессорско-преподавательским составом, работающим на факультетах небиологических специальностей в плане учета специфики экологической подготовки студентов. В условиях высокой конкуренции вузов, набор предоставляемых образовательных услуг должен быть максимально разнообразным. Все это потребует разработки дополнительных программ, введения новых разделов в основные модули дисциплин, с целью расширения предложений, обеспечения их выбора и развития компетенций будущих специалистов. И здесь мы можем столкнуться с проблемой отсутствия высококвалифицированных кадров и современных учебников.
Целью данной статьи явилось раскрытие содержания программы по экологическому менеджменту на экономическом факультете. Этот предмет есть в программе подготовки бакалавров, целью которого является формирование системы знаний, дающих наиболее полное представление об основных аспектах рационального природопользования и механизмах управления в сфере охраны окружающей среды, включая международные соглашения и конвенции, административные, правовые и экономические механизмы управления.
«Экологический менеджмент» относится к дисциплине по выбору вариативной части учебного плана. Студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения таких дисциплин, как «Общая экология», «Экологическое право», «Природопользование» и «Охрана окружающей среды».
Для освоения дисциплины студент должен знать, что создание экологически безотходных и малоотходных производств может предотвратить оскудение ресурсов и деградацию окружающей среды. Обучающиеся должны уметь объяснить, что хозяйственная деятельность людей должна строиться по принципу природных экосистем, которые экономно расходуют вещество и энергию и в которых отходы одних организмов служат средой обитания для других, т.е. осуществляется круговорот веществ. В ходе освоения курса студент должен научиться владеть понятиями об организационных, административных
(включая международные) и экономических механизмах управления в сфере природопользования.
Преподавание «Экологического менеджмента» направлено на формирование компетенций по планированию и проведению мероприятий по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией5.
В 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро был принят один из наиболее известных международных документов прошлого столетия «Повестка дня на XXI век». Экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства. Само понятие «система экологического менеджмента» впервые было четко определено и разъяснено в Стандарте Великобритании BS 7750 в 1992 году. В менеджменте появилась новая линия. Экологический менеджмент нельзя ввести в одночасье, как нельзя решить разовым порядком проблемы экологии. Значит надо знать, какие факторы определяют последовательное и неуклонное его развитие, от чего зависит появление нового качества управления, превращающее его в экологический менеджмент.
В 1993 году Международной Организацией Стандартизации (the International Organisation for Standardization) сформирован технический комитет по экологическому менеджменту ISO/TC 207. Он разрабатывает стандарты серии ISO 14000 в области экологического менеджмента, которые устанавливают требования к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организациям (компаниям, предприятиям, производителям) инструмент для разработки экологической политики и определения задач сокращения воздействия на окружающую среду.
Центральный документ стандарта ISO 14001 - «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента» устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие любому предприятию сформулировать экологическую политику и цели в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства своей страны. В стандарте приведены основные термины и определения, а также изложены рекомендации в области экологической политики, планирования, целей и задач, программы и системы экологического менеджмента. В соответствии с приведенными рекомендациями любое предприятие может создать систему экологического менеджмента, развивать функции эколо-
5 Глухов В.В., Лисочкина Т.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии: Учебник. - СПб.: 1997.
гического менеджмента и обеспечивать подтверждение соответствия системы экологического менеджмента требованиям стандарта.
Главной задачей учебной программы дисциплины «Экологический менеджмент» является обеспечение понимания студентами общих подходов к изучению принципов управления охраной окружающей среды и решению проблем природопользования. В отличие от курса «Основы природопользования», содержащего в основном биолого-экологические и технологические сведения, курс лекций по «Экологическому менеджменту» рассматривает организационные, административные (включая международные) и экономические механизмы управления в сфере природопользования.
Для усвоения материала подготовлено к изданию учебное пособие «Основы экологического
менеджмента», состоящее из 3 разделов, включающих рабочую программу, содержание ключевых тем, а также учебно-методический и справочный материал в виде приложений, словаря терминов, библиографического списка и адресов в информационной сети Интернет. В содержание ключевых тем входят основные понятия, используемые в экологическом менеджменте, дана характеристика бассейнового принципа экологического управления и планирования с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта природоохранной деятельности. Список вопросов к экзамену и зачету, а также варианты контрольных работ и тесты могут служить хорошей основой для самоподготовки и самоконтроля знаний студентами очной и заочной форм обучения.
ENVIRONMENTAL EDUCATION AND ENLIGHTENMENT FOR STUDENTS OF NON-BIOLOGICAL SPECIALTIES
©2012 V.V.Solovyova"
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
This article discusses the task of environmental education and enlightenment in the academic discipline of «Environmental management» for Bachelors of economics.
Keywords: Environmental management, environmental education, enlightenment.
Vera Valentinovna Solovyova, Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department of Botany, general biology, ecology and bioenvironmental education. E-mail: solversam@mail. ru