Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ШВЕЦИИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ШВЕЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
536
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое налогообложение / экологический налог / транспортный налог / энергетический налог / environmental taxation / environmental tax / transport tax / energy tax

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мордасова Екатерина Дмитриевна, Черноусова Ксения Сергеевна

в данной статье рассматривается и анализируется экологическое налогообложение в Швеции – стране, которая входит в десятку наиболее экологически чистых стран мира [10]. В статье приведены такие экологические налоги, как транспортный налог, налог на различные виды топливных ресурсов (энергетический), налоги за размещение отходов и их сжигание, налог на пластиковые пакеты, рассмотрены условия, необходимые для эффективной политики в области налогообложения, и возможность использования перечисленных налоговых инструментов в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL TAXATION IN SWEDEN

this article examines and analyzes the environmental taxation of Sweden a country that is among the ten most environmentally friendly countries in the world. [10]. Also the article presents such environmental taxes as transport tax, tax on various types of fuel resources (energy tax), taxes on waste disposal and incineration, tax on plastic bags, considers the conditions necessary for an effective tax policy in addition to the possibility of using the listed tax instruments in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ШВЕЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ШВЕЦИИ

1 2 Мордасова Е.Д. , Черноусова К.С.

Email: Mordasova6110@scientifictext.ru

Мордасова Екатерина Дмитриевна - бакалавр; 2Черноусова Ксения Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра налогов и налогообложения, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: в данной статье рассматривается и анализируется экологическое налогообложение в Швеции - стране, которая входит в десятку наиболее экологически чистых стран мира [10]. В статье приведены такие экологические налоги, как транспортный налог, налог на различные виды топливных ресурсов (энергетический), налоги за размещение отходов и их сжигание, налог на пластиковые пакеты, рассмотрены условия, необходимые для эффективной политики в области налогообложения, и возможность использования перечисленных налоговых инструментов в Российской Федерации.

Ключевые слова: экологическое налогообложение, экологический налог, транспортный налог, энергетический налог.

ENVIRONMENTAL TAXATION IN SWEDEN Mordasova E.D.1, Chernousova K.S.2

1Mordasova Ekaterina Dmitrievna - Bachelor; 2Chernousova Ksenia Sergeevna - PhD in Economics, Associate Professor, DEPARTMENT OF TAXES AND TAXATION, SAMARA STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAMARA

Abstract: this article examines and analyzes the environmental taxation of Sweden - a country that is among the ten most environmentally friendly countries in the world. [10]. Also the article presents such environmental taxes as transport tax, tax on various types of fuel resources (energy tax), taxes on waste disposal and incineration, tax on plastic bags, considers the conditions necessary for an effective tax policy in addition to the possibility of using the listed tax instruments in Russian Federation.

Keywords: environmental taxation, environmental tax, transport tax, energy tax.

УДК 349.6

DOI: 10.24411/2312-8089-2021-10709

Швеция - страна, для которой вопросы экологии играют важную роль, а забота о природе является частью менталитета и повседневной жизни каждого ее гражданина. По этой причине еще полвека назад она начала принимать активное участие в вопросах, касающихся экологического регулирования, и за это время достигла определенных успехов в этой области. Так, Швеция связана была первой страной, учредившей в 1967 г. Управление по охране окружающей среды. В 1972 г. она взяла на себя ведущую роль в организации первой конференции ООН, посвященной вопросам окружающей среды, на которой была создана Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕЦ). Швеция также была одним из первых государств, подписавших и ратифицировавших Киотский протокол.

На данный момент шведы занимаются поиском и внедрением инновационных экологических решений. Среди получивших наибольшее распространение разработок в сфере защиты окружающей среды - сбор и хранение углерода, интеллектуальные электросети и биотопливо. Так, почти все городские и междугородние автобусы перешли на биотопливо и этанол, а известный эко-район Стокгольма Хаммарбю Щёстад построен с использованием «умных» электросетей [8].

Швеция также является одним из мировых лидеров по переработке отходов. По данным местной ассоциации по переработке AvfaИ Sverige на 2019 год, на свалки отправлялось лишь 0,8% всех отходов в стране. При этом говорить, что шведы абсолютно все остальное отдают на переработку, нельзя: по данным на тот же год, 50% отходов сжигалось для производства энергии [6].

Вот почему она так интересна для рассмотрения - ее богатый опыт и эффективное управление экологическими отношениями делают ее отличным примером для других стран.

Экологический налог - это налог на пользование определенными ресурсами, эксплуатация которых приводит к ухудшению качества окружающей среды. Во-первых, он применяется для снижения спроса на этот ресурс, что подразумевает поиск потребителями менее затратных и вредных для экологии альтернатив либо полный отказ от пользования ресурсом. Во-вторых, если снизить потребление ресурса невозможно, целью экологического налога может быть сбор средств на устранение негативных последствий от его использования. В Швеции этот элемент экологического регулирования довольно распространен и используется уже на протяжении достаточно долгого времени, что дает отличную возможность для его изучения.

Так, еще в 1924 г. в Швеции был введен налог на бензин, который послужил началом введения энергетических налогов - за ним последовали налог на дизельное топливо, затем на все нефтепродукты и уголь, на сжиженный нефтяной газ и на природный газ. В 1990-х Швеция ввела три дополнительных налога: на выбросы углерода, серы и азота, снизив при этом ставки налога на энергию, налогов на доходы домохозяйств и нормативы социальных отчислений. Компенсация за счет снижения других налогов - одна из причин эффективного внедрения энергетических налогов. Вторая причина - постепенное повышение ставок. Тем не менее, данный процесс должен осуществляться в разумных пределах. Так, например, когда в 2008-2014 гг. произошел резкий рост цен на энергоресурсы, ставка налога на углерод корректировалась практически только на уровень инфляции, что позволило ограничить ее рост только факторами повышения цен на органическое топливо на мировых рынках [1, с. 16-17].

Эффективность введения энергетических налогов можно проследить на рисунке 1. Видно, что с каждым годом уменьшается использование нефтепродуктов, в то время как использование биотоплива постоянно растет. Также можно заметить, что показатели по остальным энергоносителям изменяются незначительно, но и это является положительной динамикой, ведь численность населения в 1990 г. составляла 8,6 млн., а в 2018 г. достигла 10,2 млн, что должно было значительно увеличить потребление энергоресурсов [5].

Как уже было отмечено в начале, Швеция относится к тем странам, которые успешно решают проблемы, связанные с утилизацией мусора, а добиться этого помогли налоги за размещение отходов и на их сжигание. Первый был введен в 1990 году за вывоз отходов на полигоны и уплачивался муниципалитетами, стимулируя их искать альтернативные пути избавления от мусора. В 2002 году было запрещено вывозить на полигоны мусор, который можно сжечь, а в 2005-м и пищевые отходы. Второй налог был введен для мусоросжигательных заводов. Его ставка растет с увеличением сжигаемых отходов, что подразумевает рост цен на сжигание мусора и, следовательно, стимулирование организаций перерабатывать отходы, а не сжигать.

Электричество Центральное отопление Другие виды топлива □ Природный и заводской газ

■ Нефтепродукты

■ Уголь и кокс, включая коксовую и доменную печи

■ Биотопливо

Рис. 1. Потребление различных энергоносителей, ТВт-ч. [9]

Еще один экологический налог, активно используемый в Швеции - транспортный. Его величина зависит от содержания вредных веществ, выделяемых автомобилем: чем больше выброс вредных веществ - тем выше ставка налога.

Но помимо контроля количества выхлопных газов, выделяемых автомобилем при его непосредственной эксплуатации, шведы также осуществляют контроль над вредным воздействием, которое приносят автомобили, отслужившие свой срок. Так, в этой стране каждый гражданин, покупающий или ввозящий из-за границы автомобиль, обязан уплатить специальный налог, сумма которого возвращается после оформления документов на сдачу автомобиля в переработку.

Подобные залоговые цены применяются и к некоторым другим видам продукции, которая подлежит переработке после использования - например, к многооборотной таре, батарейкам и изношенным шинам, что позволяет возместить затраты на их сбор и переработку [7].

В 2020 году был введен специальный налог на пластиковые пакеты, предназначенный уменьшить их использование и повысить осведомленность граждан [6]. Величина налога зависит от толщины пакета и варьируется от 0,3 до 3 крон, что значит, приобретение пластикового пакета обойдется клиенту в сумму до 7 крон. Таким способом власти рассчитывают заставить покупателей задуматься о реальной необходимости пакета и о влиянии пластика на окружающую среду. Данный налог должен обеспечить ежегодные поступления в бюджет порядка 2,7 млрд крон, которые будут направлены на снижение подоходного налога [3].

Как уже было отмечено ранее, Швеция - страна, добившаяся невероятных результатов в области защиты окружающей среды и продолжающая активно развиваться в этом направлении - согласно данным за 2020 год Швеция по индексу экологической эффективности из 180 стран занимает 8-е место. [10]. Во многом достичь таких успехов помогла хорошо продуманная политика в области налогообложения, но не стоит забывать и о том, что для достижения наилучших результатов необходима работа двух сторон: и правительства, и населения. Шведскими властями была проведена и проводится огромная работа по повышению осведомленности граждан и прививанию чувства ответственности за окружающий мир. Так, например, большинство муниципалитетов периодически анализируют

содержание отходов, и если там фиксируется больше 1% опасных — прилагается еще больше усилий по информированию граждан [4].

В заключение следует сказать, что экологическое регулирование Швеции и налогообложение в частности - хороший пример того, что все возможно. Он показывает, как много существует путей, постепенно ведущих к более осознанному потреблению. В особенности этот ценный опыт может быть полезен России, в которой только начинают закладываться основы для правового экологического регулирования. Однако использовать определенные налоговые инструменты следует с учетом существующих условий российской экономики, так как даже применение проверенных опытом инструментов может оказаться неэффективным при наличии более серьезных экономических проблем [2, с. 131].

Список литературы /References

1. Башмаков И.А. Налог на углерод в системе налогов на энергию и экологических налогов // Экологический вестник России. [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: http://www.cenef.ru/file/Bashmakov_24.pdf/ (дата обращения: 10.04.2014). № 3. С. 16-17.

2. Черноусова К. С., Махмудов Т. Г. Проблемы современной налоговой системы российской федерации и способы ее совершенствования // Известия института систем управления СГЭУ. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38203164/ (дата обращения: 10.04.2014). № 1. С. 131.

3. Власти Швеции решили ввести налог на пластиковые пакеты // БизнесЦензор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Власти Швеции решили ввести налог на пластиковые пакеты (29.01.20 18:52) « Регуляторная политика | Бизнес.Цензор.НЕТ (censor.net)/ (дата обращения: 09.04.2014).

4. Повторное использование, просвещение и штрафы: как Швеции удалось стать одним из лидеров в области переработки отходов? // Пикабу (pikabu.ru). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pikabu.ru/story/povtornoe_ispolzovanie_prosveshchenie_i_shtrafyi_kak_shvetsii _udalos_stat_odnim_iz_liderov_v_oblasti_pererabotki_otkhodov_7754111/ (дата обращения: 02.04.2014).

5. Численность населения Швеции, рождаемость, смертность, миграция, прирост населения, браки и разводы в 1749-2020 гг. // svspb.net. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://svspb.net/sverige/demografija-shvecii.php/ (дата обращения: 07.04.2014).

6. Шведский путь отходов // Новая газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://novayagazeta.ru/articles/2020/09/07/86985-shvedskiy-put-othodov/ (дата обращения: 09.04.2014).

7. Экологические налоги (платежи) в зарубежных странах. // Отходы.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=342/ (дата обращения: 02.04.2014).

8. Экология: как шведы заботятся об окружающей среде? // Швеция. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.sweden.se/ljudi/ekologiya-kak-norma-zhizni/ (дата обращения: 07.04.2014).

9. Energiläget // energimyndigheten.se. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Energiläget (energimyndigheten.se) (дата обращения: 07.04.2014).

10. Sweden. // Environmental Performance Index. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epi.yale.edu/epi-results/2020/country/swe/ (дата обращения: 07.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.