Научная статья на тему 'Экологический туризм как форма проявления экологизации образа жизни'

Экологический туризм как форма проявления экологизации образа жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
514
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ / ПРОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ENVIRONMENTAL TOURISM / ECOLOGIZATION OF POPULATION LIFESTYLE / ENVIRONMENTALLY FRIENDLY BEHAVIOR / ENVIRONMENTAL TOURISM PRODUCT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермолаева Полина Олеговна

В статье анализируется феномен экологического туризма как форма проявления экологизации образа жизни населения. Материалы массового социологического опроса населения Республики Татарстан, проведенного в 2007 году, позволили оценить долю экотуристов в республике, выявить установки населения на потребление продукта экотуризма, проанализировать факторы, влияющие на выбор мест отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article regards the phenomenon of environmental tourism as a form of population lifestyle ecologization. Sociological survey of Tatarstan Republic population conducted by the author in 2007 provided data on percentage of environmental tourists in the republic, as well as on public attitudes towards environmental tourism, and on factors affecting the choice of the tourism destination in Tatarstan Republic.

Текст научной работы на тему «Экологический туризм как форма проявления экологизации образа жизни»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 5, ч. 1 Гуманитарные науки 2009

УДК 316.3

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ

П. О. Ермолаева Аннотация

В статье анализируется феномен экологического туризма как форма проявления экологизации образа жизни населения. Материалы массового социологического опроса населения Республики Татарстан, проведенного в 2007 году, позволили оценить долю экотуристов в республике, выявить установки населения на потребление продукта экотуризма, проанализировать факторы, влияющие на выбор мест отдыха.

Ключевые слова: экологический туризм, экологизация образа жизни, проэколо-гическая деятельность, экотуристский продукт.

Рост образованности и материального благополучия населения, ориентации граждан на здоровый образ жизни и качество среды обитания в сочетании с продолжающимся ухудшением экологической обстановки привели к переосмыслению самого понятия «экологический образ жизни», позволили говорить о его новой конфигурации, разнообразии стилевых репертуаров субъектов действия. В этом смысле экологический образ жизни представляет собой широкий набор систематически воспроизводящихся проэкологических практик населения, объединенных идеей ответственности субъекта за состояние окружающей среды.

Экологически направленное проведение отдыха, экологический туризм являются проявлениями экологизации образа жизни, встраивания проэкологиче-ских поведенческих практик в структуру индивидуальных ценностно-досуговых ориентаций населения. Важно отметить, что термин «экотуризм» в научный оборот ввели не ученые-теоретики, а маркетологи как ответ на возросший интерес населения к такому роду туристического времяпрепровождения, как проведение досуга за пределами «каменных джунглей» городов.

На сегодняшний день в отечественной и зарубежной научной литературе существует множество терминов и определений данного вида проэкологической деятельности. «Экологически ориентированный», «экологически ответственный», «устойчивый», «зеленый», «мягкий» туризм - разные термины с общим содержанием [1]. При всем многообразии определений существует нечто общее, объединяющее все дефиниции экотуризма. Это общее Д.А. Феннел обозначил как сочетание трех компонентов, раскрывающих сущность экотуризма: 1) уважение интересов местных жителей (соблюдение местных обычаев, вклад в социально-экономическое развитие региона); 2) сохранение экосистем; 3) направленность на экологическое образование потребителей турпродукта и местного населения [2].

Несмотря на то что сектор экологического туризма на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся, исследования в этой области появились относительно недавно и проводятся сегодня крайне редко, в основном в маркетинговом и экономическом ключе. Для восполнения этого пробела, а также с целью решения целого комплекса других задач осенью 2007 года нами было проведено комплексное социологическое исследование. Цель исследования заключалась в анализе общественного мнения населения Республики Татарстан (РТ) и отдельных целевых групп (представителей туриндустрии, рекламного и игорного бизнеса, туристов) о современном состоянии сферы внутреннего туризма РТ и перспективах его развития. Для исследования мнения населения РТ применялась квотная репрезентативная выборка объемом 1600 единиц .

Изучение установок населения республики на проведение отпуска свидетельствует о том, что экологический туризм не выдерживает конкуренции с массовыми видами туризма, являясь аутсайдером общественных предпочтений. Только 4% населения республики выбрало экологический туризм в качестве наиболее привлекательного вида проведения отпуска в противовес санаторнокурортному (20%), пляжно-экскурсионному (15%), круизному (14%) и т. д.

Похожие результаты демонстрирует распределение предпочтений населения в совершении туристических поездок по республике Татарстан. Лишь каждый тринадцатый респондент ориентирован на совершение экологического тура по республике. С одной стороны, данные результаты могут свидетельствовать об отсутствии социальных установок на экологизацию отпуска. С другой стороны, принимая во внимание, что установки формируются под воздействием внешних факторов, можно предположить, что низкая экологическая ориентированность отдыха у татарстанцев связана с отсутствием специально оборудованных зон на территории региона для занятия экотуризмом.

Кроме этого, для формирования положительных установок на потребление экотуристского продукта важно учитывать влияние средств массовой информации. Поскольку существует причинно-следственная связь между сообщениями, выделяемыми в повестке дня СМИ, и сообщениями, выделяемыми в сознании населения, низкая степень ориентации последнего на совершение экологических туров может быть результатом слабого доведения информации до населения о местах экологического паломничества в республике [3].

В целом нами была подтверждена гипотеза о низкой ориентации населения РТ на совершение экологических туров (так, в нашей выборке численность экотуристов составляет всего 7%). Вместе с тем жители крупных индустриальных городов республики (Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска) - городов с наиболее неблагоприятной экологией - отметили привлекательность экологического туризма наряду с остальными видами проведения отпуска.

Показательны ответы респондентов на вопрос о том, какой фактор является определяющим при выборе места отдыха. Так, 50% респондентов в качестве определяющего указали природно-климатический, лишь 4% респондентов

1 Исследование проводилось по заказу Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Результаты исследования были включены в разработку программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2008-2010 гг.».

назвали материально-технический фактор. Каждый десятый респондент отметил необходимость развития экологического туризма на территории республики.

Подобным образом в современном урбанизированном мире все более рельефно выражается потребность людей проводить свой отпуск на природе, в экологически чистых местах. Вместе с тем потребление продукта экологического туризма накладывает определенные обязательства на самих потребителей туристических услуг, предъявляя высокие требования к уровню развития их экологического сознания, экологической культуры.

Таким образом, несмотря на социально-экономическую, социокультурную, социально-экологическую привлекательность экологического туризма, население РТ демонстрирует крайне низкие поведенческие практики и установки на потребление экотуристского продукта; ориентация населения на экологизацию своего досуга является сезонным явлением. Установки населения на потребление продукта экологического туризма развиты лишь у жителей экологически неблагоприятных районов республики.

Это свидетельствует о том, что экологически ориентированный туризм как форма экологизации образа жизни пока еще не стал частью ценностной системы общества, привычной практикой проведения досуга за исключением тех случаев, когда совершение экологического туризма жизненно необходимо (например, в случае проживания в экологически неблагоприятных районах). В противоположность населению западных стран, где экологический образ жизни рутини-зируется, становится все более массовыми и доступным, в российском обществе подобные проэкологические практики единичны, в большей степени характерны для участников экологических движений, чем для рядовых граждан [4]. Поэтому крайне важно, с одной стороны, повышать информированность населения о возможностях совершения экологических туров, с другой - оборудовать территории экологического туризма. Данные практики создадут объективные предпосылки для формирования ценностных установок у населения на экологизацию образа жизни, вовлечения людей в проэкологическую деятельность, что, в конечном счете, будет способствовать формированию экологической культуры у населения на деятельностном уровне.

Summary

P.O. Ermolaeva. Environmental Tourism as a Form of Lifestyle Ecologization.

The article regards the phenomenon of environmental tourism as a form of population lifestyle ecologization. Sociological survey of Tatarstan Republic population conducted by the author in 2007 provided data on percentage of environmental tourists in the republic, as well as on public attitudes towards environmental tourism, and on factors affecting the choice of the tourism destination in Tatarstan Republic.

Key words: environmental tourism, ecologization of population lifestyle, environmentally friendly behavior, environmental tourism product.

Литература

1. Muller F.G. Ecotourism: an economic concept for ecological sustainable tourism // Int. J.

Environ. Stud. - 2000. - V. 57, No 3. - P. 241-251.

2. Fennel D.A. Ecotourism programme planning. - Oxon: CABI Publ., 2002. - 130 p.

3. Karagiannis S., Apostolou A. Knowledge Management in Eco-tourism: a Case Study // Practical Aspects of Knowledge Management: Proc. 5th Int. Conf. / Ed. by D. Karagiannis, U. Reimer. - Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag, 2004. - P. 508-521. - URL: http://www.springerlink.com/content/lekhujab85p2vjwe/fulltext.pdf, свободный.

4. Яницкий О.Н. Экологическая социология. - URL: http://ecsocman.edu.ru/images/ pubs/2005/08/19/0000218682/008.YANITSKIY.pdf, свободный.

Поступила в редакцию 20.04.09

Ермолаева Полина Олеговна - аспирант кафедры социологии Казанского государственного университета.

E-mail: polina-e@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.