Научная статья на тему 'Экологический терроризм как новое проявление современной организованной преступной деятельности'

Экологический терроризм как новое проявление современной организованной преступной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2881
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический терроризм как новое проявление современной организованной преступной деятельности»

4.13. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ КАК НОВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Иванцов С.В., к.ю.н, доцент

Московский Университет МВД России

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности российского государства, приобретает особую остроту. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению организованной преступности и коррупции, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, в том числе ее организованных форм.1

Одним из главных факторов дестабилизации социально-политической обстановки в нашей стране является терроризм, который, прикрываясь политическими или религиозными лозунгами, является основным проявлением организованного преступного экстремизма. Значительность террористической угрозы подчеркнута в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию, в котором отмечается, что существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется меж-конфессиональное противостояние, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей.

Серьезные опасности связаны и с распространением оружия массового поражения. В случае, если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этому стремятся, последствия будут просто катастрофиче-скими.2

1 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента Российской Федерации №24 от 10 января 2000г.) // СЗ РФ. - 2000. - №2. - Ст.170.

2 См.: Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, 2006.

Понятие «экологический терроризм» употребляется в научной и юридической литературе, средствах массовой информации сравнительно недавно.

Между тем, экологический терроризм крайне общественно опасен. Так, по мнению Д.В.Якушева, экологический терроризм - преступление, последствия которого не знают границ.3

Боголюбов С.А. отмечает, что новые глобальные угрозы XXI века - это экологический терроризм: незаконное применение дефолиантов, распространение отравляющих боевых химических веществ; точечное использование изотопов и иных радиоактивных материалов, вплоть до миниатюрных атомных бомб; заражение населения с помощью птиц и рыб инфекционными заболеваниями с целью вызвать эпидемии и эпизоотии; выжигание джунглей, сельвы, тайги; попытки взорвать крупные водосодержащие плотины, космические аппараты и атомные электростанции. Совершение таких террористических актов может приобретать межнациональный, межконтинентальный характер, иметь всемирные, возможно необратимые последствия. Поэтому необходимо повышение бдительности, чтобы пресечь эти экологические угрозы, в том числе путем своевременного принятия соответствующих норм административного, уголовного, экологического права.4

Можно считать, что экологический терроризм - это потенциальная угроза, так как крупных террористических загрязнений окружающей среды, к счастью, еще не было. Но можно представить последствия подрыва террористами, например, АЭС или железнодорожного состава с отработавшим ядерным топливом. Поэтому уже сегодня данную угрозу следует рассматривать как вполне осуществимую.

Так, согласно статистическим данным, полученным при анализе аварий в химической промышленности США, на внешние причины инициирования (возникновения) аварий, среди которых диверсии и терроризм, приходится около 2%5, что довольно много только лишь для потенциальной угрозы.

Появление такой потенциальной угрозы, как экологический терроризм, обусловлено рядом причин, большинство из которых, безусловно, носят объективный характер. Это промышленные и урбанистические революции, изменение мировой транспортной инфраструктуры, геополитическое состояние современного мирового сообщества, прежде всего, такие факторы, как, так называемая, «борьба Севера и Юга», демографические трансформации в обществе, и др.6 Вышеперечисленные факторы оказали и продолжают оказывать воздействие на общественное сознание, психологию людей.

Наиболее очевидны выводы о восприятии населением экологического терроризма как потенциально реальной современной угрозы. Такой вывод можно сделать из анализа результатов проведённого анкетиро-

3 См.: Россия в окружающем мире: правовые аспекты. - М., 2000. -С.156-159.

4 См.: Боголюбов С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства. // Журнал российского права. - 2004. - № 5. -С.18,21.

5См.: Муравых А.И. Экологическое управление. - М., 2004. - С.69-70.

6См.: Тисленко Д.И. Экологический терроризм: понятие и структур-

ный анализ. // Охрана окружающей среды и экологическая безопас-

ность. Материалы региональной научной экологической студенческой

юридической конференции. - Тамбов, 2004. - С.117.

вания. Так, несмотря на то, что всего 4% опрошенных считают вероятность теракта на техногенно опасном объекте чрезвычайно высокой, уже 17% полагают, что она высока, а 74% не исключают возможности экологического террористического акта. Достаточно высок показатель того, что люди представляют себе катастрофичность последствий экологического террористического акта (33%).

Следует отметить, что законодательного определения понятия «экологический терроризм» нет ни в международном праве, ни в национальном законодательстве Российской Федерации или других государств. По нашему мнению, такое определение необходимо вводить в правовой оборот и, прежде всего, на международном уровне. Наиболее полным, максимально отражающим характер совершения террористического акта определением терроризма служит дефиниция, которую содержит статья 2 Проекта всеобъемлющей конвенции ООН о международном терроризме, подготовленного Специальным комитетом и его рабочей группой7.

Из этой правовой дефиниции можно попытаться вывести и определение экологического терроризма как незаконного или умышленного причинения серьезного ущерба окружающей среде с целью устрашения и запугивания населения или принуждения правительства или международной организации к совершению каких-либо действий или воздержанию от их совершения. Однако такое определение будет значимым прежде всего на легальном уровне, при закреплении ответственности за экологический терроризм в международных и национальных уголовно-правовых актах. Для иных целей можно предложить более простое определение, по которому экологический терроризм - это совершение террористических действий посредством воздействия на окружающую среду8.

В российском законодательстве об экологическом терроризме говорится косвенно. Так, в Федеральном законе от 6 марта 2006г. № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму»9 употребляется термин «экологическая катастрофа», который связывается с последствиями террористического акта.

Последний означает «совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а так же угроза совершения указанных действий в тех же целях» (п.3 ст.3).

7 См.: Доклад Рабочей группы «Меры по ликвидации международного терроризма», А/С.6/56/1.9,Оо1оЬег, 2001/. // Официальный сайт

ООН: http://www.un.org.

8 См.: Тисленко Д.И. Экологический терроризм - современная угроза человечеству. // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия: Сборник научных трудов под ред. д.ю.н. проф. Н.А.Лопашенко. - Саратов, Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2005. -С.34-41.

9 См.: Сапрыкин С.Ю. Новый закон о противодействии терроризму: коммент. к Федеральному закону от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ. - М.: ГроссМедиа, 2006.

Введение в закон термина «экологическая катастрофа», с одной стороны, можно оценить положительно, а с другой -возникают сомнения в том, будут ли его использовать правоприменители. Возможно, было бы целесообразно указать так же иные, менее масштабные экологические последствия терроризма, которые могут встречаться гораздо чаще.

С точки зрения экологической катастрофы могут быть рассмотрены те положения Федерального закона о противодействии терроризму, которые касаются пресечения террористических актов путем применения оружия и боевой техники для уничтожения воздушного судна (ст.7). Например, в самолете - нарушителе правил использования воздушного пространства РФ могут находиться террористы с ядерным, химическим или биологическим оружием, уничтожение которого при определенных условиях может привести к непредсказуемым последствиям - действительно экологической катастрофе10.

В Уголовном Кодексе РФ в ст.205 предусмотрена уголовная ответственность за террористический акт, а в ч.3 ст.205УК РФ говорится об ответственности за посягательство на объекты использования атомной энергии либо за использование исключительно ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, что не охватывает всего круга объектов с производством повышенной опасности либо серьезного экологического риска. Вместе с тем особую общественную опасность представляет возможность совершения террористических нападений также на такие объекты, на которых производятся, хранятся, используются, транспортируются химические, биологические или взрывоопасные материалы. Высока степень вероятности и опасности применения в террористических целях радиологического, химического, бактериологического и токсического оружия.11

Ответственность за подобные деяния предусмотрена в УК Украины ст.261 «Нападение на объекты, на которых имеются предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих» и КУ Грузии в ст.324 «Технологический терроризм».12

Не только опыт наших ближайших соседей, но и других государств можно использовать для анализа понятия «экологический терроризм» как разновидности организованной преступной деятельности террористического характера.

Так, в разделе II УК Франции о терроризме главе I об актах терроризма ст.421-1 (в ред. законов от

22.06.1996 №96-647 и от 17.06.1998 №98-468) определено, что «Актами терроризма являются, если они намеренно связываются с какой-либо индивидуальной или коллективной операцией, имеющей целью существенно нарушить общественный порядок путем устрашения или террора». К экотерроризму непосредственное отношение имеет ст.421-2 УК Франции (в ред. закона от 22.07.1996 №96-647). В ней установлено, что

10 См.: Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. / Под ред. Долговой А.И. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2004. - С. 75-80.

11 См.: Петрищев В.Е. Защита объектов террористических посягательств и проблемы информационного противоборства // Организованный терроризм и организованная преступность. - М., 2002. - С.35.

12 См.: Казаков Р.Ю. Законодательство стран - участниц СНГ по борьбе с терроризмом//Новые криминальные реалии и реагирование на них. / По ред. проф. Долговой А.И. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2005. - С. 289-293.

«образует равным акт терроризма, если он намеренно связывается с какой-либо индивидуальной или коллективной операцией, имеющей целью распространение в атмосфере, почве, недрах или водах, включая территориальные морские воды, любого вещества, способного поставить в опасность здоровье человека или животных или природную среду». 3 Таким образом, закрепление в УК Франции такой цели террористических актов, как внесение в почву, воду, атмосферу опасных для человека, животных и природы вредных веществ можно рассматривать как своеобразное отражение в этом законе экотерроризма.

Полагаем, что, учитывая опасность экологического терроризма и возможную катастрофичность последствий экологического теракта, а так же не забывая о принципах демократии и правового государства, государственную стратегию в области превенции и борьбы с экологическим терроризмом следует строить на началах сбалансированности интересов общества и государства, которое создано прежде всего для общества.

Поэтому экологический терроризм как преступление требует либо выделения из состава ст.205 УК РФ(террористический акт), либо введение нового квалифицирующего признака в данный состав.

Наши предложения основываются так же на положениях экологической доктрины РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 №1225-р, которая приоритетным направлением деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ определила предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды.14

В соответствии с этой доктриной основной задачей в указанной области является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды.

Важнейшей международно-правовой мерой по превенции и борьбе с экологическим терроризмом является необходимость определения экологического терроризма в международном праве, что будет способствовать консолидации усилий членов мирового сообщества по его противодействию.

Проблема превенции экологического терроризма должна решаться в тесном взаимодействии всех сегментов общества Российской Федерации, других стран, при обязательной координации всех членов мирового сообщества, поскольку экологический терроризм - потенциальная угроза мирового масштаба.

Так же считает и В.С.Овчинский, который полагает, что остро назрела необходимость «ставить вопрос о разработке дополнительного протокола о незаконном использованиии распространении биотехнологий к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2001г.)». «Не менее актуальны, пишет указанный автор, разработка и принятие Конвенции о борьбе с биотерроризмом, о чем ставился вопрос на многих межправительственных и международных научных встречах»15.

13 УК Франции. / Научное редактирование канд. юрид наук, доц. Головко Л.В., перевод с французского и предисловие канд. юрид. Наук, доц. Крыловой Н.Е. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.

14 См.: СЗ РФ. - 2002. - № 36. - Ст. 3510.

15 Овчинский В.С. Криминология и биотехнология. - М.: Норма. -

2005. - С.69-70.

В связи с этим целесообразно разработать Концепцию биологической безопасности РФ, Федеральную целевую программу развития биотехнологий, доработать проект Федерального закона «О биотерроризме и биокатастрофах», принятие которого неоднократно откладывается Государственной Думой.

Очевидным является тот факт, что террористический акт экологической направленности может подготовить и совершить только высоко организованная и технически подготовленная группа. В связи с этим в УК РФ (ст.205.1) содержится указание на террористическую организацию, которая, в свою очередь, является разновидностью организованного преступного формирования. Такая организация создается в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма.

Можно констатировать, что в законе, как в теории уголовного права, нет сколько-нибудь четких различий, разграничений форм организованной преступной деятельности в связи с отсутствием признаков, позволяющих их дифференцировать однозначно. Особенная часть Уголовного кодекса РФ предусматривает в качестве организованных форм совместной преступной деятельности сообщество, организацию, формирование, банду, объединение, мятеж, массовые беспорядки. Кроме того, в диспозиции ст.208 вооруженное формирование, в свою очередь, может выражаться в таких формах, как объединение, дружина, отряд или иная группа.

Все это говорит о чрезвычайной сложности уголовноправовой квалификации терроризма. Подобная ситуация свидетельствует о необходимости разработки четких и единообразных подходов к решению наиболее важных вопросов, которые так или иначе связаны с основанием уголовной ответственности членов организованных террористических структур. Одним из таких вопросов является содержание участия лиц в террористических сообществах, так как террористическая деятельность - это деятельность, включающая в себя:

1) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

2) подстрекательство к террористическому акту;

3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

5) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

6) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.16

Поэтому необходимо обратить внимание на важность комплексного подхода к решению проблем противодействия рассматриваемому виду преступности и другим преступлениям террористического характера. Основу такого противодействия должна составлять активная и наступательная работа правоохранитель-

16См.: Сапрыкин С.Ю. Указ. соч.

ных органов. Именно такую задачу поставил недавно перед МВД РФ российский Президент, подчеркнувший необходимость упреждающего, превентивного характера действий силовых структур в борьбе с террориз-мом.17

Несомненно, уголовная политика в сфере противодействия организованной преступной деятельности террористического характера не должна ограничиваться только мерами репрессивного характера. Необходимо расширять и практику позитивно-правового регулирования.

Это предполагает, в частности, широкое привлечение к такой работе религиозных деятелей, интеллигенции, активизацию работы с общественными объединениями, с политическими движениями.

Нельзя отрицать и роль общесоциального предупреждения преступности, которое, как известно, предполагает функционирование всех позитивных социальных институтов в экономической, нравственной и иных сферах.

Подводя итог вышеизложенному, автор приходит к выводу, что:

во-первых: экологический терроризм требует намного больше внимания, чем ему уделяется сегодня, так как это серьезная угроза экологической безопасности как одной из составляющих региональной, национальной и международной безопасности;

во-вторых: выработка стратегии и осуществление необходимых мер - компетенция федеральных органов государственной власти. Работа в данной области должна производиться в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами, учеными в

области экологии, уголовно-правовых наук, Федеральной службой безопасности РФ, которая должна координировать деятельность правоохранительных органов, Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ;

в-третьих: потенциальные объекты экологических террористических атак должны тесно взаимодействовать с правоохранительными органами при осуществлении текущей деятельности по обеспечению безопасности.

Эколого-правовые меры по превенции и борьбе с экологическим терроризмом представляют наибольшую важность именно на региональном уровне. Среди таких мер следует выделить, прежде всего:

- оценку аварийной опасности техногенных объектов независимо от наличия угрозы аварии,

- оценку аварийной опасности техногенного объекта в случае срабатывания террористического фактора инициирования аварийных событий в технологической сфере или угрозе таких событий.

В заключение отметим, что вопрос информированности общества об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, об угрозах террористического характера как современного проявления организованной преступной деятельности и их последствий должна быть абсолютно открыта.для общества. Одновременно информация, затрагивающая конкретные вопросы безопасности потенциальных объектов экологических террористических атак не должна быть доступной.

17 См.: Алисова Ю. Президент приказал МВД ударить по террористам первыми // http://www/utro.ru/articles/2005/07/27/462393.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.