Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "УДИВИТЕЛЬНЫЕ НАСЕКОМЫЕ"'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "УДИВИТЕЛЬНЫЕ НАСЕКОМЫЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Наталья Сергеевна

В статье описан опыт реализации экологического проекта «Удивительные насекомые», который представляет собой серию мероприятий экологической направленности. Проект направлен на формирование у воспитанников детского сада бережного отношения к живой природе через формирование представлений о жизни насекомых. Статья содержит как описание этапов проекта, так и материалы отдельных заданий, сопровождаемые иллюстрациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

‘AMAZING INSECTS' ENVIRONMENTAL PROJECT

The article describes the experience of implementing the environmental project ‘Amazing Insects' - a series of environmental activities. The project is aimed at fostering a respectful attitude towards wildlife in preschoolers through knowledge of the life of insects. The article contains both a description of the stages of the project and materials for individual assignments, accompanied by illustrations.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "УДИВИТЕЛЬНЫЕ НАСЕКОМЫЕ"»

Методическая копилка

Горшкова

Наталья Сергеевна,

воспитатель детского сада №55 «Килэчэк» г. Зеленодольск, Республика Татарстан e-mail: natali. gorshkova.2015@mail.ru

Natalia

Gorshkova,

Teacher, the 'Kilechek' Kindergarten, Zelenodolsk, Republic of Tatarstan

Экологический проект «Удивительные насекомые»

'Amazing Insects' environmental project

Аннотация. В статье описан опыт реализации экологического проекта «Удивительные насекомые», который представляет собой серию мероприятий экологической направленности. Проект направлен на формирование у воспитанников детского сада бережного отношения к живой природе через формирование представлений о жизни насекомых. Статья содержит как описание этапов проекта, так и материалы отдельных заданий, сопровождаемые иллюстрациями.

Ключевые слова: дошкольники, экологическая грамотность, исследовательская деятельность, бережное отношение к природе

Abstract. The article describes the experience of implementing the environmental project 'Amazing Insects' - a series of environmental activities. The project is aimed at fostering a respectful attitude towards wildlife in preschoolers through knowledge of the life of insects. The article contains both a description of the stages of the project and materials for individual assignments, accompanied by illustrations.

Keywords: preschoolers, environmental literacy, research activity, respect for nature

Рисунок 1. Подбор литературы по теме проекта

Цель проекта: формирование у участников (главным образом, у воспитанников) воспитательно-образовательных отношений, бережного отношения к живой природе через формирование представлений о жизни насекомых.

Игровая мотивация воспитанников: узнать больше о месте насекомых в живой природе, об уникальности каждого насекомого. Задачи:

1. Расширить и систематизировать знания детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчелах, жуках; о местах их обитания, характерных особенностях;

2. Развить умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

3. Воспитать бережное отношение к живой природе;

4. Развить эмоциональную отзывчивость;

5. Развить коммуникативные навыки.

1. 2.

3.

4.

5.

Горшкова Наталья Сергеевна

Тип проекта: познавательный. Продолжительность проекта: 1 год.

Участники: дети 5-7 лет, родители (или законные представители) воспитанников, педагоги.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, экологическая грамотность.

Ожидаемый результат реализации проекта:

Дети:

У детей появится ярко выраженный интерес к объектам живой природы — насекомым.

Дети научатся различать и называть насекомых: бабочек, жуков.

Получат знания о пользе или вреде, который насекомые приносят людям и растениям.

Получат навык составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

Дети научатся отличать и называть характерные признаки разных насекомых, их роль в природе.

У дошкольников сформируется бережное отношение к природе, стремление к бережному поведению по отношению к насекомым.

Будет сформировано стремление к исследованию объектов природы, развитие умения делать обоснованные выводы, подкрепленные фактами и наблюдениями, устанавливать причинно-следственные связи. Педагоги:

Приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника.

Повысят профессиональное мастерство, экологическую культуру педагогов, актуализируют понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. Пополнят развивающую предметно-пространственную среду в группе.

Повысят мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей. Родители:

1. Обогатят экологические знания.

2. Повысят экологическую культуру, придут к пониманию необходимости экологического воспитания детей.

3. Получат мотивацию для участия в совместных экологических мероприятиях.

Методы и формы работы: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, настольные игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, заучивание пословиц, стихотворений.

7.

1.

4.

Рисунок 2. Разработка мнемотаблиц

Рисунок 3. Работа с мнемотаблицами

Рисунок 4. Знакомство с миром насекомых

Рисунок 5. Изучение мира насекомых

Рисунок 6. Рисование насекомых

Рисунок 7. Пластилиновые насекомые

Методическая копилка Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, создание информационно-справочных буклетов для детей и родителей, обсуждение целей и задач. Подбор наглядных материалов: фото и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни;

Подбор художественной и энциклопедической литературы, чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта (рис. 1, стр. 190);

Подготовка материалов для организации продуктивной и исследовательской деятельности: материалы для изготовления лэпбуков, журналов, книжек-малышек по теме проекта; для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин);

Сбор интересной информации о насекомых нашего края (сообщения, иллюстрации, загадки и так далее) совместно с родителями;

Знакомство с содержанием Красной книги о насекомых, их многообразии и среде обитания;

Разработка красочной мнемотаблицы (рис. 2, 3 на стр. 191): поэтапное появление красивой бабочки из невзрачного кокона (куколки). Создание зарисовок.

Основной этап

Цель этапа состояла в том, чтобы показать разнообразие и богатство живой природы, приучить бережному к ней отношению. На данном этапе происходило обсуждение как познавательных, так и этических вопросов: «Почему дети уничтожают насекомых — ловят красивых бабочек, жучков? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли, как насекомые зимуют, чем питаются, с кем соседствуют? Приносят ли они пользу или вред? Какова их роль в живой природе?». Происходило знакомство с разнообразием и богатством мира насекомых (рис. 4, 5).

Предполагалось, что итогом беседы, ее логическим завершением станет возникновение у детей интереса к миру насекомых, развитие бережного отношения к окружающей их живой природе, появление новых знаний о ее обитателях.

В рамках данного практического этапа дети изучали среду обитания, пользу и вред насекомых, миграцию, рассматривали строение насекомых, читали рассказы и стихи о насекомых, проводили дидактические игры, рисовали (рисунок 6), лепили из теста и пластилина (рис. 7), делали аппликации.

Также на данном этапе с детьми были организованы развивающие и познавательные игры, связанные с тематикой проекта, например «Веселый счет» — обучению счету через

Горшкова Наталья Сергеевна

картинки с насекомыми (рис. 8); «Четвертый лишний» — логическая игра на определение сходств и отличий (рис. 9).

Заключительный этап

На данном этапе были проведены следующие мероприятия:

1. Выставка творческих работ «Такие разные насекомые!», позволяющая наглядно продемонстрировать полученные знания (рисунок 10, стр. 196).

2. Создание с помощью родителей воспитанников лэпбука «Мир насекомых» (рис. 11, рис. 12 на стр. 197). Лэпбук «Мир насекомых» содержит: фотографии насекомых в природе, картинки, загадки, пословицы, поговорки, трафареты, раскраски, рассказы, сказки.

3. Постановка мюзикла «Муха Цокотуха» с приглашением родителей и сверстников.

4. Проведение игры-викторины «В царстве насекомых». Ниже представлены задания, загадки и вопросы викторины, а также ответы на них. И

Игра-викторина «В царстве насекомых»

Конкурс «Угадай-ка» — поочередно открывая часть фигуры, нужно правильно отгадать спрятанное насекомое.

Конкурс «Собери картинку» — каждая команда собирает разрезную картинку с изображением насекомого (рисунки 13, 14, стр. 196).

Конкурс загадок

В ярком платье модница — Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится — отдыхает. (Бабочка)

Красненькие крылышки — Черные горошки. Кто это гуляет

По моей ладошке? (Божья коровка)

На ромашкуу ворот Опустился вертолет — Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)

С ветки на тропинку, С травинки на травинку, Прыгает пружинка — Зелененькая спинка. (Кузнечик)

Рисунок 8. «Веселый счет»

Рисунок 9. «Четвертый лишний»

Рисунок 10. Выставка творческих работ «Такие разные насекомые!»

Рисунок 11. Лэпбук «Мир насекомых»

.Рисунок 12. Лэпбук «Мир насекомых» внутри

Рисунок 13. «Собери картинку».

Рисунок 14. Собранные картинки с насекомыми

Методическая копилка

Мастерица золотая С песней по полям летает. Над подсолнухом звенит, В домике пыльцу хранит. (Пчела)

Он из веточек и хвои Настоящий дом построит. Без пилы и без гвоздей, Кто строитель? (Муравей)

Конкурс для зрителей

1. Какое насекомое прозвали Цокотухой? (муху)

2. Кто унес Дюймовочку на дерево? (майский жук)

3. Медоносное насекомое? (пчела)

4. Вдруг из подворотни страшный великан, Рыжий и усатый... (таракан)

5. Нос острый да тонкий,

А голос звонкий (комар)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Блиц-опрос (для команд)

1. Где живут пчелы? (в улье)

2. Чем полезна божья коровка? (поедает тлю, спасает урожай)

3. Что насекомые делают зимой? (спят)

4. Как пчелы-разведчики сообщают, что рядом есть мед? (танцуют)

5. Самое назойливое насекомое? (муха)

6. Сколько частей тела у насекомых? (3 части: голова, грудь, брюшко)

7. Есть ли дом у бабочки? (нет)

8. Почему насекомых называют насекомыми? (на брюшке есть насечки)

9. Как называется жук — вредитель картофеля? (колорадский)

10. Где у кузнечиков уши? (на ногах)

11. Самое прожорливое насекомое? (стрекоза: 40 мух за 2 часа)

12. Для чего пчелам нужно жало? (защищать жилище)

13. Какое насекомое самое опасное? (комар, муха — разносчики инфекций)

14. Сколько ног у насекомых? (6 ног)

15. Где живут муравьи? (в муравейнике)

16. Чем питаются бабочки? (нектаром)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.