Научная статья на тему 'Экологический образ жизни российского и американского студенчества: особенности проявления и проблемы формирования'

Экологический образ жизни российского и американского студенчества: особенности проявления и проблемы формирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
195
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ / ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / ENVIRONMENTAL LIFESTYLE / ENVIRONMENT BEHAVIOR / ENVIRONMENTAL ACTIVISM / TYPOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермолаева Полина Олеговна

В статье на базе эмпирических исследований автора анализируется экологический образ жизни российского (на примере г. Казани) и американского (на примере г. Форт Коллинз, штат Колорадо) студенчества: исследуются формы экологического поведения, экологического активизма, производится группировка студентов по типам экологической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический образ жизни российского и американского студенчества: особенности проявления и проблемы формирования»

D СГТІІ ІД Іш/Аметитпта. DEL І ПІП IV Социологи и

Трибуна молодого учёного

Экологический образ жизни российского и американского студенчества: особенности

проявления и проблемы формирования

Ермолаева Полина Олеговна - аспирант кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета

E-mail: polina-e@mail.ru

ПОЗ ясІденаУ '£ qN

Экологический образ жизни российского и американского студенчества: особенности проявления и проблемы формирования

Ключевые слова: экологический образ жизни, экологическая деятельность,проэкологическийактивизм, типологизация

KeywOrds::nvironment:llifestyle,environmentbehavior,environme ntal

acKivism,typoloricplaoalysis

Введение

Рост образованности и материального благополучия втран,ориентае;ииграждан на здоровош о°)разжизни и качество среды обтзоаноя в сочеоатиисвродолжающрмсяухуд-шением экологической обстановки привёл к переосмыслению самсто птнядиа и эколеаочсткий оеовз жсгпни», позэаиил говорить о его новой конфигурации, разнообразии стилевых репертуаров акторов. Экологический образ жизни представляет

Аниотаеия

В статье на базе эмпирических исследований автора аогтсзирусззо эоологизтскзй образ жизни российского (на примере г. Казани) и американского (на примере г. Форт Коллинз, штат Колорадо) гетденчесооа:ссследуются формы экологического поведения, экологического активизма, производит-согецпзвтовча стддвоеегтосоюамзсоеогичзсоой деятельности.

Absttace

Basedonthe author'sresearchthearticleprovides insightsintotheenvironm ental lifestyles of the Russian (Kaeaa) aoO Ameaeen(CcprCollms,holorad o) students. Morn cnecifically,tho caper consentrates on the enairecmeetsieetiapiprnehenveocmentcl3caMsm in s^L.^<^(^ehsadhe.lthede^e^a^Pa^r^<^^h1: tdh°l°gy bnsed on the assessment of theirenvironmental behavior.

ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ

собойширокийнабо рс^(^тем^т^ич^(^ки виспроизводящихся проэкологических практик населения, объединённых идей от-ветовввнпвституВъектавтвазтддвие окрсжиюмоиирнпы.

В^а^^р^в^1р^ао^е^1^^£^2тно зк^^гза^с^^г^и;(^иои^1^т^вз1^ при-рчиоо чзак^^^и1ч^1^с^р^^ааг^1^е^1^,^ез,д^^с^и^й^г^и^с^^^я доиоар-мпнинноон оесракстваи и^с^^с^,гич^о^э^,г^£1а-с^к^гги^лэ^опо, природного, экономического (см.: [1]). Суть такого образа живни нашло аиоожснло о кпнцлпции «зтойчивогч оазоиоиои, оовсржооннойв ЗИСО э]нaKoнфсpикп;ииOOН по окружающей рреденрозвлвиюеРио-дс-Жанейдо.Воакнойинтериритации, Нпсв3^1^:а^о^^или^кс^^^^ооз^с5с^^^оН^^^лои^^иаэг^^п^^5«г^^1^о -нечиойцелью^прос^псомсбоивисирооаоивоо удовлетворения нeлoдечeакиxпoранЗбocзeйцo назкыxyo«вноисяциаоьной заoвнииимии> индииндовльном- гкаппooам,инcтитyциуиoль-ном и социетальном.

Мегтие уо1^ии1т намсвают измоксиил п ооведончеси-их сквлогическихпректиках населения Европы и США, начи-ноярСВ8Иа[СоглдсноР.Ингинаооу, в иуииодс1970 по Ва«8пнпвзaиачнып(втoмчиcлп в американском) обществах нроивошёл« кулэау рвош пннкo»[вдIзнoвшк йиомомеиио а св-зкомииицпниосчныл вамин«oулo:риaoeлснcяc«тлpocинре-нбладания постматериальных ценностей над материальными. Дcурииелющумин«aлитaкиeцeннссoи,кaксомаоыpржснлe, пзмocoвepшeнпсяануниг,пoвышeннвкaчества жизни (в том аислс, BJ)суаискокдyжрющсйooeды)3cм.:[2[B

Постматериальные установки и экологизация образа жвчни зенялп пиичпню изскции в вощанокорном сзёнапнв после экономической рецессии 1980 г. Эти тенденции отразились ов xaнактeртпpопиoлртичeекoй акпноностнч навеоуния.

Мелодолооия иселидокания

Овнооиач цнло, котики озкпла аерее назШ1 оеилэоча-инсьвизучениираинынавпеко ов экологического образа жизни еoаcийc«орoетyцвачecтва(иапримсяeл•Kвгoки)иoмepи кан-зиoезитyдeнчeвтвa(непpимepeн[Фoпo КоцоинзИ Ивеледование ндоводилхвепо^ду рортмотров^ото^езт^азрииоо ни ссле-рзватeльвииxнат;aчax> Ковновнымможно отнести следующие: ВЗуёбНпВ у BдaBHeHKeOPЗИOOOЧЗИKOCO нпседениМ^КОЛ ОГИЗаЦИк мпхэиоокнд жиxниио;чвyгa,сиoааниатпиoтoраниоиз мядовватазно-чoиc«врикayвезезвтадэиновтзя.

Квмрлекв ироблам, повтищснкых яегуымпooявле-ниям нккнитиртвкого оёеазажизни, был исследован нами нирвзлнчнык ркoснливникaлы«oИ ооальнооти. Вмавсовом аознхоии аеангииoвeеинниа[иивавoг озоптва студенчества г. Казани (п=650) и студенчества г. Форт Коллинз (п=450) по

О /-> и О О /->

многоступенчатой комбинированной случайной выборке и в

ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ

созоанйиэокпейноаоекозпоецстрчктури вивгсоые глубинные (экспертные) интервью с профессорско-преподавательским вотоовом, ночинвIмиcатpyдяикaми итсмсцовательснпоцен-е«оси c«aдocтpoизгиoи]ыxo«пaнитon;ий,риоepамиэкoлocиче-окно oмoлoдижныxoдпанузoеl;ийезyчрeмын ^гионооГп.З5). Ипелодиоаниз пpoвoдшюcьвB000-H01ргг>

В качестве исследовательской стратегии были использо-рвисс осзложкороо ортоиитзланозп иеПт-соори> вогбои нс-иэнов оляегопиаазознисбосл до^ос^^]^л^<ск нгеколькими взаимосвя-^^едыс^^ пBI^^^ИI^ес^к^. Во-первых, зтовытокаяконо;енорация зтурзнчпoсyyа ныуробмыхрсеионах.Во-нвнрыо- оПа рееиока нпoяютзлмнoсанaционaрoными. В-третьих,доступность объ-ркт«ддляивoсеoеанч мссопыыхапдосов. Наионец, опыт про-нсиванкя исследователи е из^аемюо цегипнах. Пунаудний пункт крайне важен для того, чтобы анализ зарубежных идей нрооедил г ^ётомтс-го, мн зокнид тралиди^ институты , прино-и^^лни^су^^, социально-экономические условия эти нраеетани на^^лоо^С1^ис^1^^]с^с^^^^]^,^,^^[(^^п оор^ос^'эз^^м право насладнитслоныионолиз воциып регионов1.

дологическое поведение студенчества

BaмаопкaниквИгoцсацoнo-онoиоричecкoц традиции ноинятвговсрцоа аСл ;^^рпс^1^^1з^(зз^и^гг опвеитипзачто в содер-жвтчиономплaнeдвляeтcязиммзлричнымoтeчeствоннпмyпч-иятию«эколпелчcoкoйдeстeльиссти>е.

Aмeвоиaнcкиeнсoцcдoвдтeли о^1д^л^иц^з^]^^ подхо-прккпииeртнсиизaцииэк0л0твипcк0гвп00чдeниц(пен0eл ьно-CTJ^<.«П^(^'^ки снони«к^(3J^аoго подхода экологическое поведение cIIдгэeJIнетоячepe8Пoздe«cсвлпкaoкpyжaющyюгсгаy(йlнcocЛ -оозел1ачикргоас]1): «стапеит ибноенения ею возможностей ма-терэя^^^^уиэл^ргхи кив иомтнeнил струкеуры ^«инамики ччпсс^итотм и Зиозфзрзы а оноимы [дГ]

Но проояжеиии пззхрии экологическое воздействие Оылс еэ«вaраеyooвлeтвopeннаминдивкиyoлонылозoцcOнлстей ЗеHBHOCНOCTИ[MoИииеHOCT0<BЛаCTИ, СТУДИОЗ ИПДеСТИЖОИТ. д. НООЬКб 0TH0ЗИTeЛ0H0 НИнООНОТРИОеВНрдеИСТОИС НЭН^ило етороезнозмиие« ВнаСТОНИ^ТВреМЯ оно может быть опреде-веио накхеиствие,койнноз сяoпри:-aзпср с«есьюизмснении -зсои пдаоило, улучшения) окружающей среды. Данная дефи-

-СИзоЭеспетезся oитз«oлoгoчecквкopиeктных обобщений, сравнимости результатов, а также исключения артефактов мы использовали идентичные вопросники, модели выбор-кс, oeтчзыcсoгн дaннeкзсerгккoтзсбгтбoтоз.Toльшo(госмaниe ^нноозэзгхождению оданасевыи зенпeрс;сaгыыи,кoятeгcиоалснзIX эивизссевтнв сртвненоя, отражённых в языке. Мы полагаем, что социально-экономические, социально-политические, культурные, географические различия изучаемых регионов обогатят исследование, будут способствовать теоретико-методологическому и эмпирическому приращению знания.

ПСГТи М Ш'’ULwMiwumxi

1 ЬКХт I ПГ IIVСоциологии

Данные показывают, что доля тех, кто не был включён ни в какие про-экологические практики, значительно больше среди казанских студентов (14,5%), чем студентов Форт Коллинза (2,9%).

ниция экологическогоповеденияподчеркивает ориентацию на намерение (intent-oriented) и отличается от определения, ориентированногонавоздействие(1трасФ-оп.епФес1)втом, что оносфокусированонаэкологическомнамерениикаксамосто-яселенойпричснедействияи погчёркивоеевероетностьтого, что эколоиичсскагнамооенивизжетинереалиндеооеоявэио -логическое поведение.

ОДа подиода -зсхэолчзаоовтэаноаш, но е иаенэши цели-ми з нapозныедчoвияxнрaлызд. Подвод, основанный на воздействии, чрчменяетсядан аиализаэпоаогичеокнй дея-зачонoаеандмaкpo-яpoвнз: и^(^ооч£^;^1^с^ова^оо^1^^(^, инте-ври^вониотвф^кционрдоэоике разлиниых общественных инстдзутов;г оовремя какпоаход, c>cнoоaрн ыйрд ^ео^^^ннии, мвимeняеозр для ииученич ycкнмодак,мозраoояpoдноляточе-ской деятельности субъектов.

Ичак, и сомом н£1и1^ле moi попросини о,е^ее,ив,)- отудентов немаожгстзо внгрчсов, связанных с разными аспектами и про-^^л^^но^^^]о^^о^с^(^ии^с^^с^(^ч)по^з^^^^. Данные (оказывают, оадoалятex,ктoнебоIЛ велюоан ни в какие проэкологиче-окигпрочтик^гначгтельноболыне сpeдикaзaнcкрчcтегнeн,тoв 014,Ч о0о(, чeмдзчдeныoвФopдKoллинор(Ы,9%) (см.рисЗ).

Использовал экологически чистый транспорт Потреблял очищенную воду Экономично использовал электроэнергию Экономично использовал воду Покупал/выращивал экологически чистые... Читал статьи/журолы на экологические темы

Ничего не делал

Принимал участие в экологических мероприятиях Сортировал мусор/отэоды по контейнерам Состоял в экологическом движении /Другое

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 5(,0 60,0 70,0 8и,0 9(,V

■ Россия ■ США

Рос. l.Де<пpeеeнынoоoтoгзсвcттoйнчзocoHмслoдëжи РтесоноСША еасоодосс4 кеоихсхверенизлеаоых ян^^<^]^^г^^]^с^^^сооа^^от^а^]^^ унаствовали в прошлом году?», %

В цсcдм,знaнитпнoная часть cыyдeниccсoc было ознне-нпир вдопхообразное множество проэкологических действий. HрибэовенoпyляpнымапoаиаикaлиcpeдипoусиHcoнoo студенте лестваирyчaтмoгopeвиoнрбчIИи:пoтpeблepия ечищунноИннды

)6«%), пканхмичсоо итпоиззоааиое электроэнергии (53,2%), ^ скдроминнае кCПOЛЬЗOЗTHИCBBДЫ(0НЛ()ИT. Д.

(У} Пpoпиoлогичcяиoппааoдeннсaдсоикaнских студен-

тов в большинстве своём связано с экономическими факторами: ^ экономичное потребление электроэнергии (83,6%), экономич-

ПСГТи IÜ Ш'’ULwMiwumxi

1 »EV- І П V Ll IV Социологи и

Доля проэкологически активного студенчества при мерно одинакова в американской и российской выборках и составляет около 62-64%.

0 ГМ

J3

ю

го

о

со

01

юе потреблениебоды(68,7Ло). Боиншую долюе экологических практиках студенчества Форт Коллинз занимает сортировка муеора(74,2%).

Для того чтобы рассчитатьсреднее к олтчетово про-^:колог^^^^(^(^і^^х:с^с^іїс,гвин^,]ві^о^(^А^ьіЄ!е^ь^.ло^кл^^^ї^но]^^^сий-ское л: аае«г]°1ик£1]^с^^^с(^г^с^с^^1^^естча^па^о^оол^с^]т]^е^о^а^) кыпострои-ли индекс проэкологической деятельности. Так, американские студеноы в среднем ас прошлый ген оооерпшли ° тіпалот,е^^сски С^]^тч^ечо^^о^і^]^]^і^^с^г^с^^с^ізС(вс^;змск^]ач^;^,а^о^о говорит о довольно уысонемроказатеьекчоэкологичесгойдеятсллкоета^Вео ссий-слто вьіОлйкєзтпт чаказатслтболее сйрлмот :ЗиоЄо

Доосс мы ^т^^дт^оэово^е,^о^д^нсалепс^^е^змышлять о соб-^^^оо^с^мс^^^^^е:н^с^е^ивс^Є^л^г^(^гги^^гочтоіг^кто^лк^іа^с^^^ еды ок поаледнио чрл ондс. МилпиркаямтлодежБоказалкск ;олее статична: у 48% казанских студентов не произошло никакие: измьнениоо у кн»,5(у) - прооготсли негіолі>)П]о^ изметпния. К^Ь^й^(^^мл^^^о^.<Ьорт Коллинз по сравнению с российским ктиденоемткомболсе диламионоиготово о^еі^івт:ссн] каждый роеьмойстудйнтоеотоил, чтопокизошли большие изменения, ^5,МР)Н^кМда^^т м,нaкочeгоyкгжвосопдттсо студенокне ичодєошло ликткиxтзмeнeнвт.

Птюэпoлoгичмннxйaкинвидмcводенчесгва

0лонрющуымаpнсяoлэкoллеиттцииабpaзaжезнниилн-еесх npoэколoелчзoкий аксиниом, иoxopыKрoцoдитcвocиоpа-женеевеоо«куннхстиповеденчззкинпотксри>наняовленных ои ох-ану eкoсжoюЩeKтoе0Oв,вoш;лтрнacвлсницoтнeгвтив-ноговозде.зтвияк^оагоприятных экологических факторов (сыгСОЮ Грннчыажди риоскологичсткимпоаеосоигм иэколл-эинезлимтктионзмомдовельнотонкая. Вместе с тем, экоакти-СИОЭвОоНУУ ^^кзнн^^^^]э^1)^^^^]^ом)н^]^^^^л^^н^^^^о^о-^ического восертния.ЦЫ-оуиолооичзткии активизм пындо саонлрсч евбх И не сннлокооредупрежсающие, нендивидуальные практики, а на-ерасиенноеуеилиенопряизводенно дЗ щеетвеонын онициа-зивныхаивов.целчюил торыхявляосунокозанизвиияния на зоционхно- эиалoсичecрлюnoлитикyиoзэианe. Именно ннэтому ееас«ммирстакннаиоислстетназывают инвайронменталиста-Ву чнообяЗaгеnBHeП0УHHOHOCЯeT HоaаOCаЩИTHyЮИПИHKаИЧe-ааск-ио неятслсяонеч.

Внаши MI^г^е^(^eддoJ^ни^мл иoижт обратился- к про-оиеоозичесеисититным иючеиямпсвеизуия. Пуиммнаозльно, что рели лрлэртнсоичтсеизктавного студенчества примерно сди накосаа дме«исонзко йи-возк йскойвыП орманизос т авля-

ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ

ттоколоаО-64%)1. Этодооолььопааадокс4льны1е данные, поскольку экологическая деятельность значительно выше среди aмеpииaненогocтoденчecтва.Пдэтoмн] снопоасоемобрати ть-еи ссопикторз проэколоолотскоот о^зс^^^;^л1а: оакиеименно овдыпрооиооосичеекнчиуионостпооедечин нртития^ео оме-ртианокан я ооепкйнкчн монвдежь3

Самым популярным видом проэкологического акти-екзмадня итевезкочо ^'^^0Пно^^н:с^^тан^енпо]пое^,ел^0^^ре-эсевиунонкапарков 10н,0%), н тодаздо меньшей степени дрдгиеооаиаики,такиекак нояпксньпод риномом всоответ-чторющоо и!^^^г^^х^]е^(0^1^()ЗС1^^а^,г^е асоцидлэныноТержде-днэхпоэколонлоеской прoннcмаoикe(н,0%), участие в высту-^л^«^^ихд^^1^иср онружающейсрзиы ГЗ,6%оит. н.моолне аноаиино, нтко чзм инсратное околтгическоемчдозфиичну.тем меньше доля участвующих в нём (см. рис 2).

Сажал деревья, цветы, участвовал/а в уборке парков и т.д.

Ничего пне (елал

Подписывался под письмом в соответствующие инстанции

Принимал участие в социальных обсуждениях по экологии Участвовал в выступлениях в защиту окружающей среды Организовывал социальные обсундения по экологии Писал письма в соответствующие инстанции

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0

■ Россия ■ США

Инг. 2.Разпогозоеаисс1ветзссестенае«койнзэсоёыи России и США на вопрос «Принимали ли Вы участие т сочо«ющиов]зе;ноооозщаоу зковеающетз^ды3», %

намероканстко0оы борке, в целом, прослеживается та жетcндвнцинчн8cпиeдeлeнилнpоекoиозкдeзкoйaктивнocти. Однако, амсрикансеое студенрнство в большей степени, чем СоосеИсеод,пыступалокницоотосомрасныхнрсеконогически октионыхпрантиоз нак>срз°и ниxаолыиeдoлвJтeeииуo не паднисыеилис^арамконзнри письма (14,0%) в соответствую-щдсинотонциивзнщоон яинуснающе К срзры;ононнстолько поинимали уп^^с^ии^^1^]^.ооо^ч^с^ии^о0оо^нен ими,скочько лиорганх зоаыооои (Ю,5 %Эит. р. Оничазценонзийского студенрзосвсрчаствовалиоокцинх и выступлениях в защи-0y0KДнаПXЮЩeЙCpBДЫ ]6>7%С.МиНЬШИНСТВООНиОШТНиЫН ооовоят о капомгни^экоаапическох движенииИсренненно средних: 1,63 для Казани и 2,94 для г. Форт Коллинз).

1 Среди американских студентов этот показатель чуть выше, но различия между группами не являются статически значимыми, чтобы мы могли утверждать, что подобные различия существуют в генеральных совокупностях.

ПОЗ ясІденаУ '£ qN

Всёэто свидетельствуетотом,что,несмотря на одинаковую долю проэкологически активного студенчества в обеих выборках, по степениинтенсивностипроявленияпроэкологи-ческогоактивизма лидирэет сеуденптсоваг. ФоатКалпинз. Эааможеобыта об^повленомножесновмртзлиипыипртчин.

І°р^н[Є!]с^и^с^^^і^і^і^^]сое^іавнсоопимк см^внэдвую нчеронь, американский феномен, возникший в США 1960-е и 70-е гг. ч^шлоао стокетиякак реология шноакой о.щесареннв-стииеколээноеских OOt^TCCH ^^с^дсе^сесенеся состояние окру-д^оюш^ейсе^б^і^і. «А Пело ттем,чно, касерние, нисгшср этот эНёт[ОяиростовРоесии,можетбытб.спишосмпоздно1та -дносга mоеcmcecлuЗнnктnpuшcл кэтемкеаньше, то и мы придюл кттому, он оepeзonиеHэлHннoeвpeмя...»(чксперт 1, І^ииич). С^го»;тп, п]реесеіп^в]р^,е оранбЛнрмап;и]о,Рн зпеже является популярной идеологией и социальной практикой америконскосо обсцоства, посос;пе^нб нанабретал эсе .юльшее политичеокоепртчтение. «Первоначально эти люди выступа-aи,бyотoamoоанчнcыыосaщumпuкucвouxaеиеоccв... а сей-он»онunoгmэпeлнonpoвpащиоmея, если не в политическое Цвижении,тоост[каксоворилОлпвскБе»1отакки)ПРътоп-челктику, н лнлumanyноnoлnmuзcгиню.нpnоppймeнpлкyю» (екеперт 2, Россия).

Bo-отanыx,илeaИппнмснтaинбM(Kaкcавoнвчнющaя ертжданэоой нит^опс^с^і^і»,с^ос^[^^^н^ ]эазвитом гражданском абщесссе^аэррующпменна кемокаоаноескинпашщипах и институтах. Исследования, проведённые институтом Гэллапа, cвc[алеслнcвuивт, ито п СТТпА иго мнпеим пчебедпссні^і^з^ге p,ou-мам участия уровень реальной активности населения выше, ясмввoнoпeйокяxетчапан.CтсцвгoeвтоaнаcтикPaвлcaIс нию гражеанскс актрвнон розиции и протесту в форме бойкотов, рслонйтроним иноoaнкчиoниoоаaнныкзaбоcтoвoкcyщзcтвeн-^пвеі^е,^г^м^с оеДнет ро12овропейским странам (см.: [5]). Айтивеня I^рum^^l^(^I^í^янс^в^u^^ (отомкислевсфереэкологии) авлсеосн с^ии poзтpoйбapepвaкpeяaмeоиuбцcкoгoснyuemптcтва.

щ ами^карсмая лртоват^егколагрнееенйакврорзм рассматривают как пример коллективного действия. В такого Tодарpаквoгoxнeucмтвнoбoэплкаюз обношвния«данopа -Hоцpppeлтa»,кeгдapчбaлaшaпcaчлpaaктpвнcтeв,eтвaëвывая c1^» нaтoлсeчАинлю о^ужаюг^ю среду, создаёт необхо-аимніаблагп, кетенымрралатуевср пooсpчнaо Оольшннсвво. И^ралл аг°иемаассимс вaoнрoтopcoвльзoaapяm иесуасор особо актуальна в больших группах, в которых индивидуаль-аі>іа де^кврт имеют иезничнятлпное влряррє ро наиечрый aeзннянвт.Птэчамyдлн ндоелтввор ения своих интересов субъ-оклыфoомнaнютгкypпы сакрм аблнгuне анобы киоапустить цпuoвpдтвBвн oнoлoгmчeeнннрcаapoвaкoгруппу. Каждое сообщество выстраивает так называемый психологический барьер справедливости (psychological boundary for fairness),

ПОЗ ясІденаУ '£ ^

коъорышопределяетраъыпправооодия.Субъект исключает себя из рамок правосудия, а соответственно из сообщества, когда он: 1) уверен,чтокатегориясправедливостине применяется в одирековимслучеедлявяехгчастниковсяиСщества, 2)нежглаетделнсьсянакоплернымиресвреемисдрвгвми веснами в соопществе,е)нежелаетжс°гвоватьвое:мя гласо-получия других (см.: [6]).

Поэтому, эвртетачеже: паодотворной моделею дое по-шспмисекееевгнес выстукиламоослп«коллективного интереса »М.Оассна, oняcывaющеоoпpрэмоaoгинеаиyюaкеивность ^;сОо^^с^.Е^і^^^і^^иМеі^Є^Д^^е ооиюеснывеоологииесеийокти-оигмвтом вау чае, когдо ежидаеманмж-жситивная ценность ОаКОГоПОЕВре пиопбикжиоолкнаесм.: [Є]).ОжпуаИМаЯСуО ъек-еыазaнD;тннoиее пооoомиия з ауиеит оттакикфокторо^как:

1.Понноаттобщосообнногоблргакакрсрривмвтоуча-соия епоо эколоемжескиудейстпиях;

2. Вероятность успешного результата в случае участия аяяиякдо;

Е. Всртсиностссспсшивдовезуло-оив вм^;))^£^^иоє^л^о-нлввесо^асоия;

Н. Оявможныекопержио вя вжастив;

5.вкзможныевыеодыо т учестня.

Вьогооеіииздержки-материальнаїс, коциальные, психонониоомяиосоставлающие рластие спесэколоемпл-дкомубСмеаиивыардежы омодрвпркологичрмкоео окдивснм а М^асснохВ РОк. в

НА=[ИяооУ)У і) - С + А п^ле:

ЭА - экологический активизм;

А-Верогтносеь Т^г^о, ЧТІСОВЛЄОТНВНСЄ ДШЄТсОЄ6^^ уопешны-ми (групповая эффективность);

о - аегтетнеоее того, чтоиндопидуабьные дейсо-ия буогт -спеш-ньшбНллдивпдр-бьнтееОеыдив-оотт);

м - цємзорть оНеосдсіпоогс блага;

П-тттрато^двятанныеосчастием;

Б - выгоды, связанные с участием.

Г^<^]пеі£^^^оді^)^нс^]гмбо^^.^^,^ог^^^[^^^^^^е^не^іе ВРЖВМВПро-ЄКОЛ6>ВЄЧЄ-ВПЄяРВСТВИЄ ^ом ^ы^е, чем меньше группа, по-сколхкувеоавняив почисленнвееогужипах в-орметоевность терскдодоыосбсана днусих,есоепооьтжияния индивида на конечный результат минимальная. С другой стороны, индивид не будет включаться в проэкологический активизм, если он

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ

уверен, чтодействия группы небудутрезультативны, поскольку вкладывать усилия в группу, которая неэффективна, - нерационально. Данноеявление хорошорепрезентируеттеория самоэффективн°сти (8е1£-т££1сасуе11иогу),сигласнокоторой екоротикэскоу и^з^^^,^^:ни^т<^у бъе к'^с^в 1^сэе^^1з°е,^р°[ое^л^^нге их ноеждённост°, чтоихивдиввдурсьие-еповедеинсакиеактыпо-ложительно влияют на окружающую среду (см.: [8]). В случае же, ебли их посищает ьроаенто х(^;з1>1С5:оадн°е,о]о, что ии уиилия иичсгонемениютвакруж°ющеммнто,то они демонстрируют низнию ;^се£^1^(^]^^в^р^коиаон^е^окоХ реитеньнроти.

оЛЯТОГОЧТОбыПОДТВерДИТП дзинун ГИИОТеау, мы нкиюиилиpудшиои,xapaктeьиепющуxэиепoгическую ответ-нтеениоств соулэнчесояа.и^1^^^^^лдмх х°иаот илиягептирунтов иозеан^^ инттити^ич!, кoпoвPёeдoлжноI,пoиу мяению,нести ответственность за качество окружающей среды. Большинство сиуценооу г1. Фор° Киллинз охигтют, тргг—т ими янляюпея пркэтоIе июдр(64,Ы%), еов время как большинство казанских студен-^с^вк(^;зло^^,г^г^]^^е^(^^ся^оэз^1>та KIиоcтаоcpeрыoбитания на еосуиофсиво ^^^^^г^<Я>и Вдопорниоие к этому, российское сту-СеноестввсвккствЧ ое^^1из^ст^!н^]^и^ г1£^^с^^енире^1^^^^1^€^,отдтёт

пямориотт poлхэкoичгиуеэхиxд°ижeнип ( 10,б%е, вт^оидмя

еак американское - большую ответственность возлагает на биз-нес-скруктуяы (0,7%),ПKTХpыeПO зоизнуо^оуаютия СТУ0ШИ-мишрунфымизaиычyшcниeокoлкгееecких норм (см. рис 3).

Городские огасти Простыс люди Экологическое движения Бизтес-стнуктуры, организации

1/Д|Э'/|-ое

эр 10,0 20,0 зер ти,0 50,0 60,0 70,0 Т США ■ Россия

Рис. 3. Распределение мнений студенческой молодёжи Pгиcчя и США на вопрос «Кто, в первую очередь, должен нести ответственность за качество окружающей среды?», %

Дитстмы УаИHTЭрTOOOOЧИУеyCTyуeOЭ,OB,KTOHOИх озенх^наиболтееффекуибвтврешении экологических про-Гли мголода. Казанские соядeнаыиeоoлокoвoзлтгрют от-сeтcтвенмocтьзьокpoжaющдюcpeдy но УЧ]еодские власти, но и уверены, что они являются наиболее эффективными институтами в решении экологических проблем (48,2%). У аме-

ПОЗ ясІденаУ '£ ^

риъанекиостуделтеянтЪыюдаетауллаикаряиъе: лидирующая роль отдана экологическим движениям (53,5%) и в гораздо коньшейбтепен р-общбетдеп н^с^и(^Я) ОЖо).

Аяалнс овмхдануо-хпозволиео соеяато -вивод и оом, ров ВМерпоОЯеКЯЫбТудеНЧоСТебн рСШ-НИРЭЫВЛОГИоВГКих воо°нзм pнтcр]0бывyoенвceгр,aсогси:оcкoc-нaгоcyдapcсыo. Это может быть связано, с отчуждённостью большинства на-пелтноп ]отсаии оа1 о-щеоси принятия рьшеннв,п воос ееи),)^^ пвcбыиaлоян-экoяoтичecккмвояоoсяввTyк, по данным Центра иоогодооанрйорнждонскогообщестбеНИУ-ВШЖ,толок о 2% ясссланпыоо-ньны, к-омнсрсвлиино ыосиоупциюв есувне Соме^еПЕвлиответстдсвносвозо нвмьюв полной мере го-оовыоесна68%грождао, кызасатувои-о о евроде-толь-яыт%,в -е-жне в о;олон іс 5%.

Теперь на основе теории самоэффективности попробуем вовнтито но ноп])бв «ДеУствитепьно мевс еквлоснческоы яовсое-оиєну-плвтосттм выше, чем сильнее их убеждённость, что их ведивидрввиныиповеденчтекиваоеыо-пожи-ельнпвлияют на аклижающвюсреяиВі) С ххойислью мы построили индексы вросволонвоескоговрмсоизмаиеоотнбвоилхевопвосом «Как Н^^)т^ивяо^(в,с^^іт^но^е^^^л^^^е п-жетепоалиоаьнм рашоние екол огических проблем?». Для анализа были использованы тoзмoшнoоoиo6нбфaквоpаoбвyиcвемвпoннoгoынолнео(co. таблицу 1).

Таблица 1

Коррыспцодмежог пС0пколосичєєоямє6снввтмон -I ессъектнонео ^ІВ^^^^^І^^^^Ю^^І^О^^^ОІРМВГОО^ вапоинятиерымрооо у областе эвв-егии

«Как Вы считаете, Вы може тс иао те ммжетд асвегстн хербшение ЭГTебГOеeCHIra преДсод)» Индекс ВрОЖОЛО- ГГЧЄСКВГО тктуисмс вызн высорки) Индекс ПрОЭООЛО-ЛВЧИСК ого аеооввтма (для аКогвее) Индекс в^эоосе-гического оквивиовю (НСЯ Г. Форт КеилннвГ Асимпт. знач имость

Мом нес 2,45 со пуде--

Не мсгу усе -,09 0,40

СтеТЯ1.

Хіно

Результаты анализа по всей выборке показали, что суще-ствнет закниимуеоиможди т,ёио^иг^^^7^яс^^1)ее^еи^^^]Т[о^.]Причём, зиоу вязьнпнOопззяpуoсидоoоaиoникaнcмдoвыбвpкe.

Bтднopжaтeлтуамивтевр теории самоэффективности лчбнсOлигиa тсаунп«ввcпpииамябффгитивнвегмпвтpебите-няи (pеrcecvedconпumoэ аОэттиулпевиГ, осочвной категорией которой выступает чувство личной ответственности субъекта за состояние окружающей среды. Однако даже если индивиды

ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ

обеспокоены состояниемокружающейсреды,но убеждены, что только правительство и бизнес-структуры имеют соответствующие ресуосы пяяpeпIeнияд^гнныxпpаблeм> пннннабтюдается пнзнпяycланевкaнaличндюпасэкoлoгиипулпю а^1^о^и^нтпть.

Hoпшдрннoсeпдрчвбpждaют эи^ ,г^<^]^]эр^. Тестуден-ог^,:, котуртг1н счиинюэ^тв oощсcрвeниocтн иаиболеа ыффок-тивна в принятии решений, демонстрируют более высокую пaюепoлагичeскип> ^стосолосто, чем оэт тIУи, низиaэaег отвни-гбтнaнocтoзaIкдпоcыю пмпpндраснтгаooи бизнес-структуры (см.оабее цу2).

Таблица 2

Корреляция между проэкологической деятельностью и субъективной уверенностью в личном влиянии напичнотиваешений в области экологии

«Ото наабклеб Инбекс Лндеэс ^ии^1^<]

еффeттивен эрcэзг ^ЬС^эер гэоио-

в рншоини ТТНЗского гического гического Асимпт.

геоттгялескшн иэоеденис тзэ^;^|^отт ПОВЗДеерэ ррычимость

пpoHлСЯ (эoтгcJа эщог.Фзрт (для

гьрама?» гыOI)aки] Коллинз)

ПзOOJЫIЗЮДИ орч ^,33 ы,р2

Экологические гртттиза^г ^.ээ и,ив з,иб

Правительство нчо роз 3,(8 0,046

стасюукы, сот р^^т тдэ

oгг(нбcсцзи

**р мо.оа рр о о.гт.

Типолоэипиция ктудениества

Иаoзомpaбoты ттчли ^нт^^оí^г^о^^т^ие^I^epпс^^a постро-нниямоиэии eыпoлoгизпиPи студенчества по экологической кеяреиьеетти.

Ппниcипаляeaoямaиaoрстмcыoдoлoгипгcриyooчным из нтдxoдoвooeчecтвeиныппзэлгдoвoaвлeртoр, пео ругриожен Нр А. Быконaoаи, д гэнoвeeгoлcжит озабоченность людей петкасоприытави вкнпжующпйcpeудн,ycпановкпнa oыоиo-чи)1^(3]иос пoвeдтниeЬэмр[ввС)•B 30вмcимaсcи0бЭ00Т0( дыту выделены:

о о:дсoпопыппиoэкнaooрмeеинйтип, оСэладающийраз-литымэкoлтзячкбким врзнанием, экологической де-лр^лыств^^З^о митпиюaoтoап,нaпpирэз, итакому

ПОЗ ясІденаУ '£ ^

вндуповєдтния оджноовнести субъектов, предлагающих сократить потребление природных ресурсов, ит.п.);

- ПЄПолНЬШпОЛОЖИТЄЛЬНЬШТИП(ХарРКРЧрИГуЮЩИйся наличием озабоченслсо аРЦконалонорз/нерапиеоась-носом ассового активного сознания (представители данного тисо абладоют вхеличчотрмииркчыдущого пихл ал^^і^л^сч^иноіслео^і>іб(И^сП прессолегиаесчлйак-тивооеои).

снеполный оорицаиссолы йкипзилрОеспакосн наїмра-циоиальным/нелоциаилиьнымпагллвным сознанием, лиТв оаелсокрениымнвцсционалеп ымактичлым со-заанизмолиздзравитвлц осннчдаоипроалндаюр по-тпс0ительскимооно шением к природе, эмоционально-^с^і^^,^Е^ч^т^]^і^лів^ес^^воизес^в^^]в^)]

і ппвиноовнгический тип с необеспокоенным нерацио-ванинымпаззитнымчознациемоп очличиеои осех пре-львдущихтипап, предсиавителей данного типа совсем НКВ ОЛ^І^;0О^ТЇ^К(^.ЧОбО^З^€^С^^ИИ ПрлбиЗМЬІИЧИНлТоЯТЗЯ илиoооицaюонaкичcоекрлoгииовкoгвкпи знза, не готовы руководствоваться проэкологическими ценно-оддмивсхо.мирвтдєнии).

Bоoc^^I^^пт и оезиИз кихиззагро ватзлзй,пмвриканские оисчывлоупалдиют зуОцєстрв по рааппч нсйзссирни включён-нрорин экрлргичззкцюроятзрднрзть. Так.П.Соорн выделил слгсующде тнпыэкоирорчeгкpйдeятeлбпoети:

1. Этолооиозскио длпипизм )илпоимрп, Сіленчлоо в эко-ypгипсдибЙP0сaнкзчрипI организация экологического проте-стаио,^.Ч

г. НгаксИВНЫе ПНВЄДГНЧЄские практики в обществен-нрвсфене;ницпрдирлямтсякак вДолеаактивньїхекологиче-рких посктиках (например[ напиелисд экрироичсзкио п-лгссоий, оцизаздиненит дэкpпренцгрким организациям), так и в под-нернсисслннествлющспскрлргиикзлой прлиопки(гртррность рлатитьсолее высрицгсапхкдцик рЧетиепениягкацргпвкской бeeтпврнаcти.Oднопoтaиныепpaктиниcжлгывчютодое;грc твие нрoкpлжaющxюcpeдyтоцрвакреаенно - через влияние на со-^I^£^НC^^I^IеI^MXO^Ш^y)с

3. Инвайронментализм в частной сфере (например, по-рупко «Рннаничегллх»прациктррииоолия,срррирррко домаш-члхртхлдорит. Д. П.оэкоцргилсокоз СРРЄцОСЧЄ л поерирй гфо.хртличасттяоопдоэналргичеркого поведения в обществен-ноИрфс рог^е м, тзоонооказырлетп азцч^^п^о^іїентоі^і^^и(РЮ щую среду непосредственно. Однако это релевантно только в случае коллективного действия);

ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ

4.Другиеразновидностипроэкологическ ого поведения (субъекты могут оказать воздействие на окружающую среду через другие поведенческиепрактики. Например,инженеры мосут производита п^^оэь^с^лкчи^^ек:кЕ^а продулты,девеле>перы иа^иаап^1ер^^ могутуччеывать экологкеаекийкрттартйвсво-мч уоеценича ит. ,е;.вГен.:[1е]).

Не oрпapувдрсаеooменнаcтсрaскичиыxпoдxнрoв ете-поиуте^е^^к^иио^рт^^кт(^^^завус]дмует]д(^,н^^ону^^ экологиестиой ася^^ч^]е:аетен.в нкуво:у иестедеванкимыиспользуем модель, ocнoтaнедюнaкпнтлкyyмeoмoкcамaеaнымииминемaльны-мча гнaнееиями ппIказaтрлeй экечотичрокоео о^.^тзе.ч^иоЕе.^^ъ-ектов.

Pсcкoнoeкармбыaoпэeнaoжтнр гвеунтитьcяули не иурлнситвзн сштвттю эыпказываниями, отнесёнными к раз-ричнымПкнмаезьртявлония экoлмтичecквеaпoвсдтв:ия]K по-еетвнимм ыпрмчислпл итнaкч гийоцпючОраоажиз]нии заело-тиеапкийскти эивп. Построив соответствующие индексы, мы рг^ьпндораса намиа посукс^;^^н^(^^в3]зч уииы:

П «Экькoтичцcкеaнтквмый аип»иcубъвнвcрыcнчам пoвcкемпpгексаогжчвcкocooквивитмa, тлологнзациейтбоаза жиз ни;

л «Павмцжoккмчош тип.- сс^^п^^ксе^1^^с^^1^]м домнем проэкологического активизма, экологизацией образа жизни;

3. т<Энoлoгичecинчacеииный овп» теуеъект с низким Нрввнелпаеспчлттическога аппивесма, ииесс^еиэ^цл^:й мтсаза жлвни.

Экологическэ акйивныг ти п

П ромежуточнеш тип

Экологечесеи пгссивнышттп

0,0 20,0 4»,0 650,0 80,0

США ■ Россия

Пос.4. ,еиoыгмтсагочeтвoрдcксoльнсcтиcвeди американской и российской студенческой молодёжи, %

HOZ яс^енэУ '£ oN

ПСГТи lü Ы1'ь&метитцта liJEV. I П w Ll IV Социологи и

Результаты анализапоказали,чтобольшинство студентов и в американской (57,7%), и в российской (60,9%) выборкахпопалив«Промежуточный тип» (см.рис4).Ваме-риканскойвыборкебольшестудентов,чемвроссийской,были о»]несе»У11«»Э колоонческиакт i^i^^^]^íío«y^».

^^]с^р]эисг8^1^^^^^)^)^(^^е^«^1^1,1^ос^]^«рвне1^:коосз,э^с^]и^^ки -ми, гораздо экономичнее используют ресурсы. Так, экономят рирп (наиример, во »]»емк мо»тьоуосуцы, пои орв1нялии «(»вшо) Вк,и% аморркванрких ат^о^^в^торсо ол,в% российских. Кроме эткго,52,4% оо^дул»о^с..0б^» Коллиско р[0»,»%) м^;^,аентов г.Казауиокоррмичноиспоруомютэлекто»энергию(уйромеру, ^^1в^.лв^^;ам^с,^^сс^в^»^во,^вео,)<]м^1^«^п^е топятодоме», покупают энepгкcбepeиaющмeлaмп»эуие.Taкоeпoвeдeкиe, ыуueaнo же, МуЖСТ Эскть ЛЫЗС»ИО СКО»СД ЭKMHUMИЧCCKnMИП]ШЧИHaMС[,HeЖе-ли истинно экологическими (к примеру, высокой стоимостью иосдтроодеродр кт и, (i;.). «^овикь »»о оа все усноги, оргoющu-ссмплврсМныхэисурсов, дорогая вода, дорогая уборка, дорогой иытозюисииа.квктолробпксстктвкоключаешс »оду, кото-paиmcкоm,uсmomсUo ^¡ь/^хс0л^)д копеечку, ты прекратишь иmoeeлamъ,cновoлиоomроокеуo0paжeнu4,кккmoмэoжоm Рыто л оздрукин,тоесто блолидныйскопоыпческиПмеха-эизм должен работать. И на сколько я понимаю, в странах, идээтоиаботаот, ооначолънорабаталктакже окономоче-скии ыexaмИIUУOí»(экoнсооU,мкcзия).

^ть^уошао долядомашскахстудентоо^^^о) в сравнении с американскими (35,2%) стараются покупать (выращивать! эколооиосски чистым пуо(мгкты1 Проблрма едесиможет заключаться в том, что в России пока нет чёткого разделения лоэагoничeскyю (оэкойоuмчecки уucоyю»)иосюкeбвл4ную upоuиeщuю. иU(оo сско^в^^, например, поставить гриф “эко-лoкpoeppкчuаmыKnлoдyкм -мед”, отозкачит, вmoоасека Вткжиаuuxтдumвcд»maктйчecтности, где в радиусе пяти лилэмитрок иem0aжenнйeсктчптоKoпт»й, исmoкско авто-ьmuaды. то гeогеu nлu(иoeкcк((Imeагдpхкpйa.г(Ыeemиикьно лю»и ходкт0 Pуo««« что таеос йкoлйcoисчкд вuеmыймëд по европейским стандартам. Где мы будем искать такие стан-Уалогы итонт ооняти», nвmoмuчlмoккреmаких йтиндиртов имтэ а ннacмoсmma рккнектт( ) эксптрто, Ыоссия). ВСША, зeгмeноoрганичeекuК пдодооции вуень развит и непрерывно ьаидёэ. Такоя ноuрyкциязначu:тeкьнo ойр(ож1 кбычн»И, кбо может eытьфouтнpoмe»ниeuьу кoнyлaaнocты к^йрвии^м^;^1^^ канского студенчества.

рюко эдого» pтpcийcкие cолдeнты в киалительноболь-шрйстепени(72,1%),чсыавеииканские (52,6%) потребляли ьчищенною окао (фильтpовйинкю/Tyоилиpoвaнвкю). Это иoжe,мджeобыc», cвявuнocгмциuкyльикUУчeми особенностями и, в первую очередь, с инфраструктурными возможностями. В США вода для массового пользования проходит много

ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ

стеиенейочвгтдо, ^1^1^с^4^Ст^ои^оокн1^(^дикана. Качество питьевой воды в г. Казани по санитарно-химическим и микро-чиологическим пoкрзяоeлямпe cpвтaсoccoyстcтaндaняам; бо-пoспoнввиныввтoвкрвэдныoceтeй лпжрpлттяoсoмене. Тем иамымстим^ и]гпcтгяуотв нынквбyткеиpoвaлярйoодыиб ы-

СОВЯМ Вти ньаррс.

Выгоды

ПОДИОДОИТОГИ. ЛвО^ЧДИМп йoмeтoяа, ЧТР эрвио -оиттцин жиаaи еaккoмплeкcлaIЙконструкт выра-

миеоснв двpэкярнглчeллвмпpвeдааии aкаoaиoлoгиpлcком ннрл^нв^л^^. Н^.т^л^]э неэбхпдимой инфраструктуры способство-^£^е^п^^в^(^1^н^б^ции тTвaoнжсзниaмepактяеapopcйляcнчecтва. Эеoлoгиеecкийoбaaзжиэкиoяyдйнчccтopг. ОГаие Кочленару-тинизиуocaнcя,цтaл более массовым и доступным, в противо-кллoж]эoцтрсpсaнcкампcтудeнoeттвa]aаa пвдтбныелр оэколо-

зимсскиепрактикк твквко есрлформируются.

ПбЭРЛМуККПЙНеВЯЖНОДЛЯ фPpMИ0OBPHИЯПрOЛKOЛе-поисспих модсгайжове.гуиясоздаоарьнет^хседлмыи отнокты инфраструктурного развития. К примеру, для г. Казани с низким гфещентом взелвнениа наеoнитcцнымCyдтлеяаеигoлccтво новых парков, набережных, зелёных уголков. Для частичного pсштлпетpунcпгргныxпpoелcм иумгношмнир содержания Нгцвкиблптегpзpтяомocфeаeможиo oпгянизoвэтв гопяодсуив OeЛBCИPТHИЫГДOaOЖKИ,TKOЛOГИУeCKИe О^.ЮТириТ^Р. Дни ЭвбЕСЬ-штния зpт]:веoaэннacоигуHPямпaаopитeтныйбyдттyвеличить неллчecтвoмяcoпныeypннpямкцaу,пocтpoвoooбoиyрoвpн ные илсщрдлн тлусккопирвязния мусора и мусороперерабатыва-ШЩКЭПрТДПНИЯТИЯ. Дляг. ФвреКокеинз-обеспечитьпри-аалтeоoбщeтввeннoбoсpoьтпopтз над индивидуальным за счёт лaлэживaoисиифпaчеaактярыoCщcснвcллoгoтуaнскo рта.

Иaгрничтоки бвлее рулите йтгеитиг чемoкаотйм е США уоcpooлaниюcPoccитйпoвли яло на формирование сильных лнcтнтиoдькнaждунтнoго оТиогствм^тд гиеaвОгтвoвялoтpкже OoпетpняуенaятpажoPнcиaйпoииципйФсникpнткяIжттyден че-етсв и^сф eннecтиa тoм,яoвcлeиoщаюpртлипныxpкиий они лмйтугпавлиятонрреш еним оповтвй в области экологической девпеовмовта. Бoлвмннйтвo тoотпетлиxcтyгкиcoo иооблрдрюо эпывок тс лс^.о^ни^л1во^:Р1^ижгнляп;и^г^и.з^1^1^и ийЖ.ИРТНО.

Длкщввпийвкой молодели, крив oлявтсcвлaтeления, пеавктеренкисспналигм. УоoапдемeнтвввйoвквП йпвни:Для амерИКаН^В, пОвНОЖО ппщиджрыночных условиях, в усло-ЭИЯBбoнeepaЗИИTOГOГpaЖ0KHBKOTOOбщeBTOЯTBHЯTаO более кapапнеpпaепoыaляcoТеввeнныecуеы.Этoпроявляется и в экологической деятельности. Так, авторское и вторичные исследования показывают, что американское студенчество в боль-

ПСГТи М Ш'’ULwMiwumxi

1 ЬКХт I ПГ IIVСоциологии

Студенты, которые убеждены в том, что могут оказывать влияние на процесс принятия решений в области окружающей среды, демонстрируют более высокий уровень как экологического поведения, так и экологического активизма.

шеистепени, чем россиисноцвыетуполоинициатором разных проэкологически активных практик. Большинство из американскихстудентовнеподписывались, а самиписали письмавсоответствующиеинстанциив еащитх оиружающей пхсды; онинестадскопринимати т^'втнтт^(гв^^с^.^(^:^и^сс^стих аТсужданияо, сзкс^.св^от^с^]н^гнп^заоа^,^£^.л^1тт.,в.е^^в^1^;ос1^]ие студенты не готовы к столь решительным действиям.

В прсщессо исете,з;аввнтя знми Нвша понав ехждекм ниое-ТСЗОнТОМ(СТудеИВЫ, еоторыеубежоены н том, что могут ока-СЫВВОбВКТТСИеНИПХвЦетв ИИ^Н5Т^^Я]ЭТ^1^0Т^]СУ^ТО^^С^ТМ[ окру-жающейсреды,еемоивалиноют бадео сотсо китуртвенеивк сктдогическвгоповедения.тси и екологического активизма. С^(^В^В^^^!^Е^ТНВ 2^0000^33^, НТОб^^НТС!^в^С^С5З^^вИИ^ИеМ1 иях уналием анимание фиpииpoвлниюинcтиснеатоpсждaнcкoго общества. Студентам необходимо быть уверенными в том, что они мно.т оиовывань слияввл ни уроцесс нр)и^хтут^ ретив -иийаоОвасни бкр.ж ающей среды.

Описаниепмлмвыхданныи

1.Инте ппвие тноцениом кафтдвыувддштфтннйэавнaвии Kуcннамoгo(TIамввижсиоеoOфбдeиaльного университета, Какабн,13Л1.0010е.

2. Интервьюснакоором философввихнв^.профессором,

ЗОТв ДУЮЩИМ OeKTBеOИOOИИaЛCHO-ЭДеИTПИЧeбKИИ ИнВЛеДО-

ванис исран,13.11.201Дг.

е.Иноеравю е превсвдатвлом пенитбюхеКаевнекого (Пpитвт:жоиоеу-фтдтаaльного университета, председателем жокнщнвЮ иомиссав лврвичнов ит)(^Ф^(^^^но^(^(^^^(^исо-ции.Кзтонь,17Л1.2исв е.

4. Иттерали, ц доктоуом созщокогинасиоо нанк.оррфессо-ромкафедры (^«^^.та^е^н^в^сккс^г^с^, мунииипальктгвупревле-нвди тн1;кауо^]с^^^с^£1т^о1аого государственного технологи-

чобкоккуньвкнситетт] УТ.СП.ВВТИо.

ки^^(е^;^1т^(0>юа^^ие1тсн^п1с^^^^

0

l.Dunlep,R. E. From Environmental to Ecological Problems //

£ SocialProblems. a993.- 738 p.

vo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.1nglahart, R.Cultureeriftin Advanced Industrial Society. -Princeto n,Nh(Prince tonUniversiryPreasr 1990(

rn"

01

ног яс^енэУ '£ ôN

ПСГТи lü Ir“'ь&нетитцта L"JE%. I П w LI IV Социологи и

3. Stern,P.C.;Dietz,T.;Kalof,L.;Guagnano G. A. Values, beliefs, and pro-environmental action: Attitude formation toward emergentattitudeobjects //Journal of Appl ied Social dsceBology. 1995.N° —6, pp.l (/dl-dt)SI6.

4.LubeU, M. d^n,(^i^o55^(^nfr^l diüdeim^s cilluit^’ot tr/ioe // E/iironment and Behavior. 2002. Vol. 34 (4), pp. 431-454.

° Политичвееаякульеуртнндостриаеьных и поееисвдунтрс-акных стран /tAion.-noB е. П. Политичсскаясоциоло-гия. - М., 2002. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ a/temov_po1it / 09.aspx /1.12. 2П11).

G.Cor'Cb.-Vr ro^i^^o,V. SrtioUoco1 andper.on al determinants ofwastec.ntor.pracUcesm nootdecn Mox.ceoa .tudy of r/uoe nnel reio/.ing .Lavi/mi// Rosoиlceв,Ronselva1,аыdand Ricycling. 200К. № (ri рр.С65-180.

'LCHro.- M.Thetogic 9floПeьtыveoei0on.hCom5oidgl, MA: Harvaidgmoaasity Press, 1970, pp. 21-35.

8.Riub, G.Pou-eboieonmenCal Behavior in Egypt: Is there cRolefog Iol/mii CnRІroumenta1Ethi/s0e/nourn5lof Wusinesr glhias. 02006. Roi. 6514o- pp. el,/}—090.

9. Интернет-портал «Бюджет.ру». URL: http://bujet.ru/ gi0la1e/i-o6Oe5.hhp]

SO. Выиьо/со H. A. Фopмиnoвaнs[/экoлoгичcoкoИкультуры oopoдвno/o dOlолenRявeoepeмeнnыxyceo5ияx: автореф. доа.п.с.м. 6 nuOlt^,^00.^5:.0^^^)

11. Stern, P. C. Information, incentives and pro-environmental a/ocdner Iblloahku eh .ourso! c- (l]onьuыюoв 0]o1^^s^] 1999.

-11 22, p0. noB-h68(

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.