Научная статья на тему 'Экологический музей как репетиция идеального общества'

Экологический музей как репетиция идеального общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2084
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОМУЗЕЙ / ECOMUSEUM / НОВАЯ МУЗЕОЛОГИЯ / NEW MUSEOLOGY / СУБМЕРСИЯ / SUBMERSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чуклина Татьяна Изосимовна

В статье исследуется история становления и развития экологических музеев в мире как нового типа музейного учреждения, характеризующегося ярко выраженной социальной миссией, и рассматриваются сложности создания и перспективы развития экомузеев в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecomuseum as a repetition of ideal society

The history of establishment and development of ecological museums is studied. The ecological museum is a new type of a museum whose principal feature is a definite social mission. The problems of creation and prospects of development of ecomuseums in Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Экологический музей как репетиция идеального общества»

Сер. 6. 2009. Вып. 2

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Т. И. Чуклина

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАК РЕПЕТИЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Что такое экологический музей? Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как могло бы показаться на первый взгляд. Экология как наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой долгое время оставалась сугубо специальной научной дисциплиной, мало известной широкой публике. И если исходить из этого определения экологии, то экологический музей должен был бы стать традиционным естественнонаучным музеем с элементами биогеоценозов и экосистем в качестве музейной коллекции и экологически направленной просветительской деятельностью. Но ранее такие музеи не создавались.

Появились экологические музеи в 60-е гг. прошлого столетия во Франции и довольно быстро завоевали признание не только у себя в стране, но и по всей Европе. В настоящее время в мире насчитывается более 300 действующих экомузеев; около 200 находятся в Европе, главным образом во Франции, Италии, Испании и Польше. Почему эти музеи оказались столь привлекательны и востребованы публикой?

История возникновения экомузеев

С конца 1960-х гг. экологи все чаще стали предупреждать о неблагоприятных изменениях в окружающей среде, вызванных быстрым ростом населения и развитием промышленных технологий. Состояние среды обитания стало волновать общественное мнение, а природоохранные и государственные организации начали обращаться к экологам за помощью в решении проблем, вызванных загрязнением воды и воздуха или бездумным применением гербицидов в сельском хозяйстве. С этого времени термин «экология» стал пониматься как состояние окружающей среды и ее влияние на повседневную жизнь человека. Более того, в последние годы термин «экология» был распространен и на сферу духовных и культурных ценностей, вызвав к жизни такие понятия, как «экология души» или «экология культуры».

Впервые различать традиционную «биологическую» экологию и экологию культуры предложил Д. С. Лихачев, делая при этом акцент на роли памяти, духовной преемственности — всего того, что связано с прошлым: «...экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для сохранения жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране»1.

Задача сохранения культурного наследия стала намного шире — не только сохранение образцов высокого искусства, творений выдающихся представителей человечества, но и «повседневной жизни обитателей данных мест в прошедшие эпохи»2, того, что мы называем сейчас историей общества.

Каким же должен был стать экологический музей в изменившихся условиях? Что в таком случае является музейным предметом, и можно ли материализовать «состояние

© Т. И. Чуклина, 2009

среды» и «ее влияние», вырвав их из естественного контекста и поместив в музейную среду? Как в музейной экспозиции отобразить «экологию культуры»? Стало ясно, что музейную среду необходимо привнести в окружающую среду и создать новый музей, коренным образом отличающийся от традиционного.

Концепция нового экологического музея была впервые разработана и внедрена во Франции. Идеи регионального развития, с одной стороны, и сохранение природного и культурного наследия, с другой, и стали предпосылкой появления нового типа музейного учреждения, получившего название «экомузей». Это не были экологические музеи в узком смысле этого слова, посвященные исключительно охране природного мира. Первые такие музеи были созданы в 1960-е гг. в сельских районах, и целью их было представить традиционную культуру в естественной среде, позволявшей ей цвести и развиваться. К примеру, экологический музей Маркез был создан в Гасконских Ландах в рамках регионального природного парка. Он был организован по типу шведского Скансена: из центральной части Ланд на его территорию были перевезены характерные сельские постройки с деревянными каркасами, домашняя утварь, инструменты и сельскохозяйственные орудия, использовавшиеся крестьянами, а также домашний скот. Вот, объясняли посетителям, как до недавнего времени жили в этих местах те, чьи потомки живут здесь сегодня.

Постройки были размещены на довольно обширной территории, чтобы казалось, что они стояли тут изначально. Помимо них, имеется «музей окружающей среды», задача которого — «показать изменения в окружающей среде, произведенные человеком, и отобразить с экологической точки зрения взаимосвязь растительного, животного и неорганического мира»3, т. е. экологическое просвещение уже стало частью музейного пространства.

При создании музея Камарг, расположенного в одноименном региональном природном парке, ставилась уже другая задача — способствовать взаимопониманию между туристами и местными жителями. Жан-Клод Дюкло, осуществлявший административное руководство музеем, определил его цели следующим образом: «Наша задача — суметь передать все, что составляет оригинальность и богатство природного и культурного наследия Камарга, подчеркивая необходимость защиты и сохранения этого наследия; очень важно при этом, чтобы информацию подобного рода сообщали сами местные жители, активно общаясь и друг с другом, и с администрацией музея, и с гостями Камарга»4. Это характерная черта экомузеев — настойчивое желание вовлечь местных жителей в проектирование музея и его работу, а также целостный взгляд на ресурсы региона без резкого разграничения между результатами человеческой деятельности и природной средой, а также между прошлым, настоящим и будущим. Они основаны на убежденности в том, что понимание прошлого помогает справляться с проблемами настоящего и уверенно смотреть в будущее.

Сам термин «экомузей» сформулировал музеолог Ю. де Варин в 1971 г., когда началась работа по созданию первого музея нового типа — Музея Человека и Промышленности в Ле-Крезо (Франция). Огромная территория (свыше 500 тыс. км2 с населением около 150 тыс. человек) старого региона горнодобывающей промышленности послужила основой его создания. На ней был размещен рассредоточенный музей с центром в фабрично-заводском городе Ле-Крезо. Среди музейных объектов — замок промышленников Шнейдеров, угольная шахта, средневековый монастырь, школа, канал, городская застройка и т. п. Музеологические курсы для местного населения, многочисленные просветительские программы, привлечение жителей к сбору, хранению, интерпретации объектов обеспечили тесную связь музея с местным сообществом и решение важных насущных проблем занятости населения, самоидентификации в условиях разрушения горнодобывающего производства, повышения культурного уровня.

Было проведено различие между «общей» и «резервной» коллекциями. Любой объект, все еще представляющий физическую или эмоциональную ценность для его естественного собственника, должен физически оставаться на месте и по этой причине принадлежит к общей коллекции. Любой объект, потерявший как функциональное, так и эмоциональное значение, но способный при этом рассказать нечто существенное либо о жителях района и их истории, либо об окружающей среде, должен быть помещен в фонды музея для хранения и использования.

В кадровой политике новый музей тоже не мог действовать по старинке. В музее, который постепенно возникает у нас на глазах, не должно быть кураторов в обычном смысле слова. Здесь есть только «действующие лица», каковыми являются все местные жители. Музей и его коллекции находятся в их личной и коллективной собственности. Они в нем живут. Они участвуют в управлении им, в «инвентаризации» их общего культурного достояния, в организации культурной деятельности. Они высказывают свои мнения о программах музея. Более того, они участвуют в исследовательской работе, будучи ее субъектом и объектом одновременно.

Необходим был, однако, и некий штатный, профессиональный персонал для технической работы, исследований, ведения каталогов, организации публичных мероприятий и координации действий различных частей местного сообщества и для того, чтобы представлять интересы музея во взаимоотношениях с властями.

Схема заработала, и теперь можно без колебаний сказать, что проект увенчался полным успехом. Удалось вызвать живой и активный интерес к тому, что делает музей, у очень многих местных жителей; да и ученые в конце концов стали относиться к эксперименту серьезно, чему немало способствовал громадный авторитет Жоржа-Анри Ривьера, основателя музея5.

Новая музеология

Экомузеи быстро завоевали признание во Франции, поскольку соответствовали весьма популярным в 1960-1970-е гг. идеям региональной этнографии, регионального развития и охраны окружающей среды. Поскольку местные жители сами участвуют в управлении музеем и являются собственниками музейных коллекций, охрана и защита природного богатства становится для каждого из них личным делом, экологическое мышление не привносится извне, не является просто отвлеченным школьным предметом, а воспитывается с пеленок как необходимое условие жизни. Экомузей — это школа, ибо он вовлекает местных жителей в свою деятельность по изучению и охране наследия и способствует более ясному осознанию ими своего будущего. Таким образом, экомузей не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром.

В музейной типологии экомузеи утвердились к середине 1980-х гг. Важнейшую роль в становлении теории экомузея сыграл проведенный в Квебеке в 1984 г. международный семинар «Экомузеи и новая музеология», на котором была принята Квебекская декларация. Декларация констатировала возникновение нового типа музейного учреждения, характеризующегося ярко выраженной социальной миссией, и зафиксировала важнейшие положения этого нового направления в мировом музейном деле.

Авторы Квебекской декларации, выступая за поворот музеологии к социальным и политическим проблемам, считают, что «в современном мире, который стремится использовать для своего развития все средства, музеи должны выйти за пределы традиционных задач и функций: идентификации, консервации и просвещения — и перейти к осуществлению более широких программ, которые позволят им активнее участвовать в жизни общества и полнее интегрироваться в окружающую среду»6.

Экологические музеи в России

В Российской Федерации идеи экомузеологии распространялись медленно, и не было создано крупных и влиятельных музейных учреждений. В конце XX в. в сторону экомузея эволюционировали некоторые музеи-заповедники, характеризующиеся ориентацией на активное участие местного населения в сохранении и актуализации своего материального и нематериального наследия (Кижи, Шушенское, Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник). Но все-таки при наличии в таких заповедниках памятников мирового значения акцент делается на сохранение именно этих музейных объектов, а классический экомузей посвящен человеку, его природному и культурному окружению. Одно из его самых существенных условий заключается в том, что он создается, поддерживается и используется совместно жителями района и местными органами власти.

В составе экомузея могут находиться коллекции традиционного типа, т. е. государственные фонды, подлежащие обычному контролю и хранению. Но все-таки основное достояние экомузея — это орудия труда и предметы обихода, вещи повседневные и серийные. Некоторые из них после изучения и инвентаризации вновь возвращаются владельцам и попадают в свое обычное окружение. Ведь деятельность экомузея состоит не только в музеефикации объектов, но и в сохранении умений, навыков, технического мастерства7.

В последнее время в нашей стране многие краеведческие музеи, особенно в небольших городах, стали широко заниматься экологической просветительской деятельностью. Более того, они начали принимать участие в экологических проектах совместно с общественными организациями и местными властями, привлекая внимание широкой общественности к проблемам загрязнения окружающей среды. В отличие от краеведческих, естественно-научные музеи имеют другую направленность, но их деятельность теснейшим образом связана с природной окружающей средой, и, как правило, они также занимаются экологическим просвещением, поэтому их с полным правом можно назвать экологическими музеями. Один из них — Байкальский музей ИНЦ СО РАН, с 1993 г. работающий как самостоятельное научное учреждение на базе экспозиции Лимнологического института СО РАН. Основное направление работы музея — сбор и систематизация научных фондовых коллекций гидробионтов озера Байкал, составление их монографических описаний. Другая, не менее важная часть работы музея — эколого-просветительская и образовательная деятельность на базе Экологической школы и образовательно-просветительского центра, включающего в себя трехуровневую экологическую школу, рассчитанную на все слои населения.

В чем недостаток этих и подобных им музеев? Предметом рассмотрения музейных экологов, как правило, остается только биологическое и физическое взаимодействие человека и окружающей его среды. Сохранение духовных и культурных ценностей, духовной преемственности изолировано от природной среды, они изучаются и сохраняются отдельно, хотя природа и порожденный человеком огромный мир духовных, культурных ценностей тесно взаимосвязаны, неразделимы.

Создание «рассредоточенных» экомузеев на базе уже существующих помогло бы комплексно подойти к экологическому образованию в широком смысле этого слова и охране природной и культурной среды. В территорию такого музея входили бы не только заповедники и охраняемые государством памятники, но и жилые кварталы, и промышленные

зоны, на территории которых принимались бы все меры для защиты природы от загрязнения, а культуры от забвения. И действенность этих мер проверялась бы не комиссиями, присланными сверху, а самими жителями.

Перспективы локальные и глобальные

Звучит как утопия? Нет, очень многое делается уже сейчас, но разными ведомствами. Например, в Нижегородской области создается первый природный парк. Территория парка в Воскресенском районе будет пролегать вдоль р. Ветлуги, именно этот район — один из самых экологически чистых в Нижегородской области. Главная цель создания парка — сохранение естественного природного ландшафта и создание благоприятных условий для развития туризма. Что же нужно сделать, чтобы превратить этот природный парк в экомузей? Практически все уже есть, необходимо только привлечь местных жителей к созданию музейной коллекции и управлению этим музеем, создать экологические и музеологические школы для взрослых и детей, наладить конструктивный диалог между местным населением и местной властью, но это и есть самая сложная задача в создании подобного рода музея. Для такой работы необходима поддержка на федеральном уровне и привлечение музейных работников и профессионалов-экологов к работе по созданию парка, тогда в выигрыше будут не только любители рыбалки, но и местные жители, и многочисленные туристы. Местное население будет не просто обслуживающим персоналом, а полноправным участником и созидателем своего будущего.

Секрет успеха, явной актуальности экологического музея в современной демократической культуре связан с принципом его организации. В отличие от классического музея, в котором наглядна и очевидна грань, разделяющая «высокое искусство» и зрителя, в экологическом музее посетитель оказывается включенным в музейную среду, что обеспечивает эмоциональное воздействие, подъем, без которого восприятие не может быть эффективным. Метод погружения зрителя в среду мы назовем субмерсией (от лат. «погружение»). Создатели экомузеев практическим, опытным путем обнаружили высокую продуктивность подобной методики, не осмысливая ее теоретически. Но, конечно, теоретическое осмысление поможет оценить перспективы метода субмерсии не только в экомузеях, но и в музеях самых разных профилей и направлений.

Так что же такое экологический музей? Как мы видим, организационная структура этих учреждений в каждом отдельном случае различна. Это может быть и парк-музей, и этнографический музей-заповедник под открытым небом, и центр промышленного наследия. Небольшие экологические музеи могут действовать на базе краеведческих, естественно-научных и даже школьных музеев. Поэтому в первую очередь можно сказать, что экологический музей — это коллекция идей и концепций, направленных на то, чтобы сохранить природное и культурное наследие, обеспечить духовную преемственность поколений, позволить территории развиваться дальше, обеспечивая при этом человеку комфортную среду обитания. В рамках этой территории формируется общество, непосредственно участвующее в создании этой среды обитания, ее сохранении и ясно видящее свое будущее. В таком обществе, где каждый отвечает за то, что происходит вокруг, уже невозможны будут выброс сточных вод в водоемы и строительство коттеджей в заповедном краю. Именно поэтому экологические музеи можно назвать репетицией идеального общества, общества, которое мы должны создавать здесь и сейчас.

1 Лихачев Д. С. Раздумья. М., 1991. С. 201-202.

2 Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М., 1959. С. 7.

3 Цит. поХадсон К. Влиятельные музеи / пер. с англ. Новосибирск, 2001. С. 142; François M. The Eco-Museum of Marquèze, Sabres // Museum. 1973. Vol. XXV, № 1/2. P. 86.

4 Цит. по Хадсон К. Указ. соч. С. 142; Jean-Claude D. The Camargue Museum, Mas du Pont de Rousty, Arles, France // Museum. 1980. Vol. XXXII, № 1/2, P. 23.

5Хадсон К. Указ. соч. С. 145.

6 Цит. по Юренева Т. Ю. Музееведение. М., 2003; Declaration de Québec [Declaration of Quebec] // Musées. 1985(1). Vol. 8. P.13.

7 Юренева Т. Ю. Указ соч. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.