Научная статья на тему 'Экологический мониторинг Каспийского моря в Российской Федерации'

Экологический мониторинг Каспийского моря в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
1643
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / АКВАТОРИЯ / НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ / ECOLOGICAL MONITORING / WATER BASIN / OIL AND GAS COMPANY

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Зайцев Вячеслав Федорович, Монахов Сергей Константинович, Курапов Алексей Александрович

Разведка и добыча углеводородного сырья на шельфе северной части Каспийского моря требуют грамотной и эффективной организации мониторинга этих территорий. Приводится характеристика существующей системы мониторинга районов деятельности нефтегазовых компаний в Каспийском море, описаны ее основные недостатки и перспективы развития. Одним из основных недостатков является отсутствие координации между отдельными организациями, осуществляющими экологический мониторинг. Предложен комплексный подход к мониторингу Каспийского моря, который позволит устранить этот недостаток. Для реализации комплексного подхода необходимо организовать межведомственную сеть станций (пунктов наблюдений), согласование сроков наблюдений и четкое распределение функций между участниками мониторинга. Библиогр. 4. Ил. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Зайцев Вячеслав Федорович, Монахов Сергей Константинович, Курапов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL MONITORING OF THE CASPIAN SEA IN THE RUSSIAN FEDERATION

Hydrocarbons prospecting and extraction in the northern Caspian Sea needs a competent and effective organizing of these territories monitoring. The article provides the description of the current monitoring system in the area of oil companies' activity in the Caspian Sea, its main disadvantages and perspectives of its development. At present moment, one of the ecological monitoring significant imperfections is the absence of cooperation and interconnection between different organizations, which perform the monitoring. The offered integral approach allows to avoid this imperfection. For its implementation an interdepartmental net of monitoring stations should be developed as well as endorsement of monitoring terms and efficient distribution of functions between monitoring organizers should be achieved.

Текст научной работы на тему «Экологический мониторинг Каспийского моря в Российской Федерации»

экология

УДК 504.064.36:574

В. Ф. Зайцев, С. К. Монахов, А. А. Курапов

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАСПИЙСКОГО МОРЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с российским Федеральным законом «Об охране окружающей среды» экологическим мониторингом называется комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Согласно положению, утвержденному российским правительством и регламентирующему организацию и осуществление государственного экологического мониторинга, при его проведении решаются следующие задачи:

— организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

— оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, разработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;

— информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;

— формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

— обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.

Методы и результаты исследований

В настоящее время на акватории Каспия, прилегающей к территории России, осуществляются три вида экологического мониторинга. Мониторинг загрязнения морской среды осуществляется Росгидрометом, мониторинг водных биоресурсов - Росрыболовством, производственный экологический мониторинг - нефтегазовыми компаниями (табл. 1).

Таблица 1

Мониторинг акватории Каспийского моря, прилегающей к территории России

Виды мониторинга Организации, осуществляющие мониторинг Измеряемые параметры среды Акватория, охваченная наблюдениями

Мониторинг морской среды Федеральная служба по гидрометеорологии Физические, химические Вся акватория

Мониторинг биоресурсов Федеральное агентство по рыболовству Биологические Вся акватория

Производственный мониторинг Нефтяные и газовые компании Физические, химические, биологические Отдельные районы (лицензионные участки)

Росгидромет проводит метеорологические, гидрологические наблюдения на прибрежных, островных и устьевых гидрометеорологических станциях и постах, а также судовые наблюдения за загрязнением морской среды в прибрежных районах. Наблюдения, проводимые Росгидрометом, являются единственным источником гидрометеорологической информации, необходимой для интерпретации данных об экологическом состоянии акватории.

Мониторинг водных биоресурсов, помимо наблюдений за численностью, распределением промысловых видов рыб, включает в себя наблюдения за средой их обитания. Учитывая,

что большая часть наблюдений, проводимых Росрыболовством, приходится на открытую часть моря, полученные данные дополняют информацию Росгидромета по прибрежным районам. Наблюдения, проводимые Росрыболовством, являются практически единственным источником информации о состоянии биологических компонентов экосистемы моря.

Производственный экологический мониторинг, осуществляемый нефтегазовыми компаниями, носит комплексный характер и включает в себя гидрологические, гидрохимические, гидробиологические наблюдения, а также наблюдения за загрязнением морской среды и состоянием ихтиофауны [1]. При этом акватория, охваченная наблюдениями, проводимыми той или иной компанией, обычно ограничивается ее лицензионным участком.

Программы мониторинга разрабатываются самими компаниями, но в их осуществлении активное участие принимают организации Росгидромета (в части наблюдений за состоянием и загрязнением морской среды) и Росрыболовства (в части наблюдений за состоянием морской биоты). Наибольший объем наблюдений к настоящему времени выполнен ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» (с 1997 г.), ООО «Каспийская нефтяная компания» и ООО «Мегатрон НВК» (с 2001 г.).

В соответствии с программами мониторинга судовые наблюдения проводятся на полигонах 3 уровней - лицензионного участка (III уровень), месторождения (II уровень), отдельных скважин и объектов обустройства (I уровень) (рис. 1). Такая организация мониторинга позволяет оценить воздействие нефтяных операций на морскую среду на фоне изменений ее состояния, вызванных другими природными и антропогенными факторами [2].

Рис. 1. Организация производственного экологического мониторинга

Формирование правовой базы мониторинга пока отстает от его развития в практической сфере. В связи с этим в 2006 г. правительство России приняло решение о подготовке дополнительных нормативных правовых актов об организации и осуществлении государственного экологического мониторинга с тем, чтобы предусмотреть в них:

— комплексный и межведомственный подход к его осуществлению;

— создание единой сети государственного экологического мониторинга;

- уточнение полномочий заинтересованных органов исполнительной власти;

- улучшение координации взаимодействия органов исполнительной власти.

Параллельно с институциональными изменениями меняется идеология мониторинга.

Из «вещи в себе» (системы, замкнутой на решении внутренних задач, таких как оценка загрязнения) он превращается в «вещь для всех» (систему, нацеленную на решение внешних задач, таких как нормирование техногенного воздействия и антропогенной нагрузки на окружающую среду).

Перспективы развития экологического мониторинга акватории Каспийского моря, прилегающей к территории РФ, связаны с использованием данных спутниковых наблюдений, организацией непрерывных наблюдений на стационарных сооружениях, возводимых при обустройстве морских нефтегазовых месторождений, моделированием и прогнозированием неблагоприятных и опасных экологических ситуаций.

Предлагаемые инновации в области экологического мониторинга нефтегазоносных акваторий уже получили свое практическое воплощение. В 2006 г. на акватории Каспия прошли испытание разработанные Институтом океанологии РАН приборы и оборудование экологического мониторинга, которые будут установлены на стационарных объектах обустройства месторождений (рис. 2).

Рис. 2. Использование объектов обустройства морских нефтегазовых месторождений в качестве наблюдательных платформ экологического мониторинга

Начиная с 2007 г., при поддержке компании «ЛУКОЙЛ» Институт океанологии РАН осуществляет спутниковый мониторинг северной половины Каспийского моря, включающей в себя российский и казахстанский секторы недропользования. При этом упор сделан на регулярном получении и обработке радиолокационных изображений, позволяющих выявить и оценить уровень загрязнения акватории нефтепродуктами.

За 6 месяцев наблюдений в северной половине Каспийского моря зарегистрировано 46 случаев нефтяных разливов общей площадью 132 км2 в прибрежной и открытой части моря.

В российском секторе недропользования было зарегистрировано 18 разливов общей площадью 22 47,0 км , а в казахстанском секторе недропользования - 13 разливов общей площадью 85,0 км

(табл. 2). Таким образом, российский сектор превосходит казахстанский по числу разливов,

но значительно уступает по общей площади. Основным источником загрязнения акватории моря

нефтяной пленкой (и по числу случаев, и по площади загрязненной акватории) являются сбросы

нефтепродуктов с морских судов, затем следуют источники неопределенного происхождения,

сбросы сточных вод и поступление нефтепродуктов с речным стоком.

Таблица 2

Характеристика нефтяных разливов в северной половине Каспийского моря по данным спутниковых наблюдений (май - декабрь 2007 г.)

Источник загрязнения Сектор недропользования

российский казахстанский

Количество Площадь Количество Площадь

п % км2 % п % км2 %

Сбросы из морских источников Судовые сбросы 18 67 29,6 63 13 68 53,8 63

Неопределенное происхождение 4 15 2,5 5 6 32 31,2 37

Сбросы из наземных источников Поступление с речным стоком 2 7 6,2 13 - - - -

Сбросы сточных вод 3 11 8,7 19 - - - -

Итого 27 100 47,0 100 19 100 85,0 100

Значительный прогресс за годы существования системы производственного экологического мониторинга достигнут в области разработки методов и технологий анализа данных, информационного обеспечения потребителей. Среди них следует указать технологию оперативного прогноза распространения аварийных разливов нефти, функционирующую в комплексе с региональной метеорологической и гидродинамической моделями Каспийского моря, а также на созданные в Каспийском морском научно-исследовательском центре технологии экологической оценки загрязнения морской среды [3].

Основным недостатком экологического мониторинга акватории моря, прилегающей к территории России, является отсутствие координации между различными видами мониторинга, разобщенность информации, поступающей из различных источников. Узким местом является также информационное обеспечение потребителей. В ликвидации этих недостатков состоит основной резерв повышения социально-экономической эффективности и значимости экологического мониторинга [4].

Для достижения этой цели предлагается использовать комплексный подход к мониторингу Каспийского моря, предусматривающий согласованное функционирование различных видов мониторинга и взаимодействие между всеми участниками мониторинга в рамках наблюдательной и информационной систем.

Для реализации комплексного подхода предлагается организовать межведомственную сеть станций (пунктов наблюдений), на которых в согласованные сроки все участники мониторинга проводят измерения экологических показателей. При этом функции по проведению измерений распределены между участниками мониторинга таким образом, чтобы они не дублировали друг друга.

Предлагается также, чтобы участники мониторинга безвозмездно передавали друг другу данные наблюдений, полученные на межведомственной сети станций. Эти данные, наряду с данными спутниковых наблюдений, должны использоваться для подготовки национальных обзоров экологической обстановки на Каспийском море, функции по подготовке которых также распределены между участниками мониторинга.

Заключение

Очевидно, что комплексный подход представляет собой «надстройку» к существующему мониторингу. Это означает, что потребуются дополнительные затраты. Но они значительно меньше существующих затрат, которые в настоящее время обесцениваются противоречивой информацией, получаемой от различных участников мониторинга. Кроме того, можно предполагать, что «надстройка» в конечном счете окажется эффективнее «здания», на котором она возведена.

Как бы то ни было, у «надстройки» есть еще одно предназначение, которое никто не может у нее отнять. Это координация деятельности организаций-участников мониторинга на национальном уровне. Она необходима как для решения национальных задач, так и для реализации международных обязательств России по Рамочной конвенции о защите морской среды Каспийского моря.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Производственный экологический мониторинг и состояние загрязненности морской среды на акватории лицензионных участков ОАО «ЛУКОЙЛ» и ООО «Каспийская нефтяная компания» в северной части Каспийского моря / А. А. Курапов, Н. В. Попова, С. К. Монахов и др. // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. - 2005. - № 7. - С. 37-43.

2. Экологическая политика ОАО «ЛУКОЙЛ» на Каспийском море. Т. 2. Охрана окружающей среды при поиске, разведке и добыче углеводородного сырья в северной части Каспийского моря / отв. ред. С. К. Монахов, В. А. Селезнев. - Астрахань, 2003. - 256 с.

3. Монахов С. К., Попова Н. В., Курапов А. А. Оценка ассимиляционной емкости акватории и экологическое нормирование сброса загрязняющих веществ в море // Вестн. Дагестан. науч. центр РАН. - 2005. -№ 20. - С. 58-66.

4. Voinova M., Monakhova G., Tatarnikov V. Environmental monitoring of the Caspian Sea area adjacent to the Russian Federation territory // Proceedings of the Eighth International Conference on the Mediterranean Coastal Environment (MEDCOAST 07). - Vol. 1. - Egypt, Alexandria, 13-17 November, 2007. - P. 735-740.

Статья поступила в редакцию 17.11.2008

ECOLOGICAL MONITORING OF THE CASPIAN SEA IN THE RUSSIAN FEDERATION

V. F. Zaitsev, S. K. Monakhov, A. A. Kurapov

Hydrocarbons prospecting and extraction in the northern Caspian Sea needs a competent and effective organizing of these territories monitoring. The article provides the description of the current monitoring system in the area of oil companies’ activity in the Caspian Sea, its main disadvantages and perspectives of its development. At present moment, one of the ecological monitoring significant imperfections is the absence of cooperation and interconnection between different organizations, which perform the monitoring. The offered integral approach allows to avoid this imperfection. For its implementation an interdepartmental net of monitoring stations should be developed as well as endorsement of monitoring terms and efficient distribution of functions between monitoring organizers should be achieved.

Key words: ecological monitoring, water basin, oil and gas company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.