УДК 504
М.А. Креймер
СГГ А, Новосибирск
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
M.A. Kreymer SSGA, Novosibirsk
ECOLOGICAL MONITORING AND R.F. SUBJECT TERRITORIAL PLANNING SCHEME
Three directions of ecological monitoring are substantiated. The monitoring data are proved to be useful for registering ecological patterns when developing territorial planning scheme. The second direction involves monitoring of the design solutions. The third one deals with fundamental investigation on nature - community interaction.
В соответствии с градостроительным кодексом [1] основным документом землепользования является Схема территориального планирования, определяющая распределение земли по категориям землепользования, отвечающая интересам охраны здоровья человека и сохранения эндемичных участков биосферы, и обеспечивающая расширенное воспроизводство экономики. На территории субъекта федерации могут быть различные по площади следующие категории земель: а) особо охраняемые территории и объекты; б) земли лесного фонда; в) земли водного фонда; г) земли населенных пунктов; д) земли сельскохозяйственного назначения; е) земли промышленности; ж) земли запаса. Используемые категории земель отражают сложившееся природопользование с учетом природных ресурсов и экономического развития территории. В этом проявляется наиболее общая модель взаимодействия общества и природы. Минимальный уровень взаимодействия происходит в заповедниках, а максимальный на территории предприятия. Первичным и неизменным является здоровье человека, изменяется только общество и социальные отношения между людьми, экономика призвана обеспечить сохранение здоровья и социальные изменения в обществе. Составление схемы территориального планирования субъекта федерации играет важную роль в социально-экономи-ческом развитии, так как в ней интегрируются интересы экономики и экологии, санитарно-эпидемиологические требования к благополучной среде обитания человека.
В Положении о схеме территориального планирования Российской Федерации [6] принят следующий состав: 1) описание целей и задач территориального планирования применительно к конкретной схеме территориального планирования; 2) перечни мероприятий по территориальному планированию, обеспечивающих устойчивое развитие территорий и последовательность выполнения мероприятий. На основе
федерального документа приняты региональные законы (положения) о разработке схемы территориального планирования субъекта федерации. Они имеют различный уровень детализации и перечень выходных документов. В пределах субъекта федерации такой подход может быть достаточным, однако, он ограничивает составление водохозяйственных комплексных схем, лесоустроительных планов, схем организации особо охраняемых природных территорий с учетов ландшафтных особенностей территориальных комплексов. Схемы территориального планирования в субъектах федерации должны содержать обоснование представительности каждой категории землепользования или их отсутствия.
Проект схемы территориального планирования Новосибирской области включает обосновывающие материалы и карты [2]. Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования в текстовой форме содержат обоснование по территориальному планированию, перечень мероприятий по территориальному планированию, обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации, перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Состав карт и обосновывающие к ним материалы не дифференцированы по категориям землепользования и принятому в них составу земель. При разработке Схемы не учитываются обязательные проекты норм природопользования (табл. 1).
Другим важным вопросов является использование системной информации о субъекте федерации, получаемой на основе специального экологического, экономического и социально-гигиенического мониторинга [3]. В Российской Федерации длительное время осуществляется контроль за содержанием различных ингредиентов в объектах окружающей среды. Эту работу предлагалось, периодически совершенствовать на основе создания экологического мониторинга [7]. В перечисленных документах предусматривается проведение натурных исследований в научных интересах и практических целях по охране окружающей среды. Одной из важных практических целей является: 1) оценка состояния окружающей среды для разработки схемы территориального планирования субъекта федерации; 2) оценка эффективности выполнения проектных решений. Помимо перечисленных целей не менее важной целью является совершенствование научных знаний: а) об экосистеме, б) выделенных 7 категорий землепользования, в) о миграции атомов в окружающей среде, г) о закономерностях устойчивого развития государства, д) о методах расчетов прогнозов.
Важной задачей является научное обоснование представительности каждой категории землепользования в соответствии с природным территориальным комплексом, включающим водосборные бассейны рек, ландшафтное районирование и пр. Классификация природных объектов более многогранна и здесь должны быть сосредоточены все геоэкологические исследования, направленные на оценку допустимости
сложившейся модели природопользования, включающей добычу полезных ископаемых и размещение отходов производства и жизнедеятельности человека.
Таблица 1. Основные законодательства, регламентирующие классификацию
земель на основе проектов норм природопользования
Категория землепользования Состав земель Проекты норм природопользования
Земли особо охраняемых территорий и объектов 1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки и ботанические сады; 7) лечебно-оздоровительные местности и курорты. 1. Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий. 2. Схемы охраны природы.
Земли лесного фонда 1) защитные леса и особо защитные участки лесов, 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса 1. Лесной план 2. Лесохозяйственный регламент 3. Проект освоения лесов
Земли водного фонда 1) бассейновый округ 2) речной бассейн 3) водохозяйственный участок 1. Г идрографическое и водохозяйственное районирование территории РФ 2. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов 3. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах 4. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
Земли населенных пунктов 1) градостроительное зонирование 2) функциональное зонирование 3) градостроительный регламент 1. Схема территориального планирования 2. Генеральный план 3. Проект норм твердых бытовых отходов 4. Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований
Земли сельскохозяйственного назначения
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Санитарно-защитная зона 1) 50 м 2) 100 м 3) 300 м 4) 500 м 5) 1000 м 1. Нормы образования и захоронения промышленных токсических отходов 2. Нормы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух 3. Нормы предельно допустимых сбросов сточных вод в водоемы
Нами предлагается мониторинг на территории субъекта федерации в интересах устойчивого природопользования на основе схемы
территориального планирования осуществлять по следующим трем направлениям (табл. 2).
Таблица 2. Виды мониторинга на территории субъекта для разработки схемы
территориального планирования
Мониторинг № 1 № 2 № 3
Цель Оценка состояния окружающей среды для разработки схемы территориального планирования субъекта федерации Оценка эффективности выполнения проектных решений Совершенствование научных знаний: 1) об экосистеме, 2) выделенных 7 категорий землепользования, 3) о миграции атомов в окружающей среде, 4) о закономерностях устойчивого развития государства, 5) о методах расчетов прогнозов
Территория С учетом известных природнотерриториальных комплексов Зона влияния объекта Вне категорий землепользования
Миграция химических элементов В пределах природных закономерностей С учетом инженерных мероприятий по охране окружающей среды Преимущественно 3 рода (рассеянные, редких земель, сильно радиоактивные) и искусственные изотопы
Перечень показателей Отражает представительность каждой категории землепользования Отражает «проникновение» смежных категорий землепользования Характеризует: а) неустойчивые процессы, б) развивающиеся экспоненциально, в) новые формы движения вещества и энергии.
В настоящее время схема территориального планирования субъекта федерации разрабатывается без специальных предварительных исследований окружающей среды. Для решения 1 -ой цели мониторинга территория субъекта федерации подразделяется с учетом известных природно -территориальных комплексов. В пределах природных закономерностей изучается миграция химических элементов. Перечень показателей отражает представительность каждой категории землепользования.
После принятия схемы территориального планирования, важно проводить мониторинг эффективности выполнения проектных решений. При реализации 2- й цели мониторинга территория классифицируется на зоны влияния, на которых с учетом инженерных мероприятий по охране окружающей среды оценивается миграция химических элементов.
Перечень показателей должен содержать характеристику «проникновения» смежных категорий землепользования посредством миграции химических элементов.
Мониторинг в целях получения научных знаний об экосистеме, о миграции атомов в окружающей среде, о закономерностях устойчивого развития государства, о методах расчетов прогнозов должен проводиться вне зависимости от сложившихся моделей природопользования по 7 категориям. Во-первых, нет научных обоснований, что 7 категорий землепользования, принятых в земельном кодексе и используемых в государственном кадастре, отражают естественные процессы взаимодействия природы и общества, а во-вторых, даже при их объективности, имеют ограниченный во времени характер функционирования и применения. Поэтому важно в результате проведения третьего направления мониторинга определить момент смены модели природопользования по отдельным территориям, объектам окружающей среды и химическим соединениям.
Основой взаимодействия природы и общества является круговорот химических соединений. С образованием семи категорий землепользования возрастает число моделей природопользования. Рост использования не только в количественном отношении, но и расширение перечня химических элементов свидетельствуют о появлении новой формы миграции атомов 3 рода и зависимости, будущих алгоритмов управления системой «человек и биосфера» от теоретических основ регулирования биогеохимической деятельности по критерию сохранения биосферы и здоровья человека.
Помимо известных моделей установления причинно-следственных закономерностей, основанных на миграции атомов 1 и 2 рода, необходимо создание новых моделей о влиянии химических элементов 3-го рода на здоровье человека. Только на основании количественной характеристики миграции атомов 3 рода можно оценить уровни взаимопроникновения каждой категории землепользования и выстроить необходимые технико -экономические барьеры.
Программа социально-экономической оценки территорий строится с использованием данных экологического мониторинга осуществляемого по трем направлениям. Показатели мониторинга должны быть дифференцированы по категориям землепользования и позволять оценивать их устойчивое функционирование. Для этого уже приняты документы о создании информационного фонда по лесным [5] и водным ресурсам [4]. Устойчивое развитие обеспечивается созданием экологических средств труда, содержание которых и определяется на основании данных экологического мониторинга.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г., № 190-ФЗ.
2. Закон Новосибирской области О проекте схемы территориального планирования Новосибирской области 15.05.2006 г., № 13-ОЗ.
3. О Порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17. 11. 2006 г., № 367.
4. О Фонде информации по водным ресурсам МПР России. Приказ МПР от 27.01.2003 г., № 48.
5. О Фонде информации по лесным ресурсам МПР России. Приказ МПР от 27.01.2003 г., № 50.
6. Положение о составе схем территориального планирования Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2006 г., № 680.
7. Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга). Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2003 г., № 177.
© М.А. Креймер, 2008