Научная статья на тему 'Экологический лизинг как инструмент экологизации экономики промышленно развитого региона (на примере Кемеровской области)'

Экологический лизинг как инструмент экологизации экономики промышленно развитого региона (на примере Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЗИНГ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / ECOLOGICAL LEASING / NATURE PROTECTION ACTIVITY / REGIONAL ECOLOGICAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов Юрий Александрович, Часовников Сергей Николаевич

Рассматривается вопросы управления эколого-экономическими системами с целью снижения антропогенного воздействия на окружающую среду. Предложена схема лизинга экологического оборудования на региональном уровне и методика расчета лизинговых платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанов Юрий Александрович, Часовников Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological leasing as the tool of ecologization of economy of industrially developed region (on the example of Kemerovo area)

It is considered management questions by ekologo-economic systems for the purpose of man impact decrease on environment. The scheme of leasing of the ecological equipment at regional level and a design procedure of leasing payments is offered.

Текст научной работы на тему «Экологический лизинг как инструмент экологизации экономики промышленно развитого региона (на примере Кемеровской области)»

УДК 504.062.2

Ю.А. Степанов, С.Н. Часовников

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ЛИЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Сложная экологическая обстановка в России требует создания эффективной системы стимулирования рационального природопользования,

которая позволит минимизировать размер экологического ущерба и сформировать отношение субъектов экономики к окружающей природной среде как к особому виду эколого-экономического ресурса.

Существующий в настоящий момент механизм ориентирован в большей степени на админи-

стративные методы воздействия и в меньшей - на экономические, суть которых сводится к системе экологических платежей, размер которых не покрывает ущерб от деятельности предприятий и не сопоставим со стоимостью очистных сооружений. Поэтому экономическим субъектам выгоднее производить отчисления в бюджеты, а не вкладывать средства в их строительство.

Опираясь на международный опыт, можно отметить, что наибольший эффект достигается

Рис. 1. Соподчиненность элементов экономических механизмов рационального природопользования и

охраны окружающей среды

при использовании экономических и рыночных методов, так как они позволяют воздействовать на экономические интересы природопользователей. При этом нельзя недооценивать значимость методов административного регулирования, которые позволяют определить нормы и требования ко всем участникам экологического рынка, формируя основу для применения экономических и рыночных методов. Исходя из этого, приоритетным направлением в области охраны окружающей среды является развитие экономического механизма.

Для эффективного решения экологических проблем предлагается выделить из экономического механизма природопользования охрану окружающей среды в отдельный механизм для повышения эффективности управления природоохранной деятельностью промышленных предприятий.

Формирование экономического механизма охраны окружающей среды на региональном уровне подразумевает первоначально определение его основных элементов, которые взаимосвязаны с элементами экономического механизма рационального природопользования. Автором предлагаются следующие структурные элементы экономического механизма охраны окружающей среды (рис. 1).

Опыт международного формирования экономического механизма охраны окружающей среды и текущая ситуация в стране предполагает необходимость концентрации внимания на финансировании природоохранных мероприятий.

В предшествующих работах авторами предлагалось внедрить систему экологических платежей, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки, но исключительно мерами фискального воздействия улучшить экологическую обстановку в Кемеровской области невозможно [1]. Поэтому, в качестве дополнительного инструмента предлагается внедрить на региональном уровне лизинг очистных сооружений и технологий очистки, который позволяет решить проблему их доступности для предприятий из-за высокой стоимости. Исходя из этого, предлагается создать региональный экологический лизинговый фонд, отвечающий за целевое использование средств, предоставляемых природопользователю на возвратной основе.

Экологический лизинг на территории региона будет осуществляться в соответствии со следующим регламентом:

1. Составляется лист заявок на получение лизингового финансирования по приобретению очистных сооружений природопользователями. Лист заявок будет формироваться два раза в год в течение первых трех месяцев текущего полугодия.

2. Региональный экологический лизинговый фонд, в течение месяца принимает решение о предоставлении денежных средств природополь-зователям на возвратной основе. Основным условием предоставления финансирования является

финансовая стабильность природопользователя. Поэтому по аналогии с банковским кредитом используется стандартная методика определения кредитоспособности природопользователей.

3. После утверждения списка природопользо-вателей составляется бюджет финансирования исходя из возможностей фонда, то есть определяется объем средств предоставляемый фондом самостоятельно и за счет банковских займов.

Средства данного фонда должны формироваться за счет прогрессивной части экологических платежей природопользователей [1]. В случае возникновения дефицита бюджета фонда предполагается использовать средства коммерческих банков. При этом необходимо будет придерживаться определенного ограничения в этом направлении, рассчитываемого по формуле

(1)

где МС - максимально возможный размер банковских кредитов, используемых фондом в отчетном периоде, руб.;

О - ставка рефинансирования+1 пункт, %;

Р - лизинговое вознаграждение фонда, %;

Р - процентная ставка по банковскому кредиту, %;

S - общая сумма дохода лизингового фонда,

руб.

Суть данного ограничения сводится к тому, что общая стоимость услуг фонда не должна превышать ставки рефинансирования, устанавливаемой банком России.

В случае, если данное неравенство нарушается, необходимо сократить расходную часть бюджета лизингового фонда.

4. Производится заключение договора лизинга и перечисление денежных средств производителям или продавцам экологического оборудования. На этом этапе происходит проверка поставщиков оборудования на причастность к финансовым махинациям.

5. Происходит перечисление процентов за использование финансовых ресурсов и гашение задолженности природопользователями перед экологическим лизинговым фондом. Лизинговые платежи должны производятся ежемесячно.

В случае наличия профицита лизингового фонда денежные средства могут быть направлены на финансирование природоохранных мероприятий и программ регионального значения.

Схема и условия работы с данным фондом приведена на рис. 2.

Для оценки эффективности предлагаемого механизма была произведена его апробация по данным крупнейших предприятий Кемеровской области [2].

Для целей прогнозирования поступлений в лизинговый фонд денежных средств необходимо определить несколько предпосылок:

Г

Предприятие

1,1

2,3,9

Лизинговый фонд

Условия лизинга очистных сооружении

- срок договор а лизинга до 10 пет;

- сумма финансирования: от 50 до 5000 тыс.$;

- авансовый платеж — 20 % от покупной стоимости оборудования;

- ежегодное вознаграждение: 7% от непогашенной стоимости оборудов ания;

- схема погашения лизинговых платежей: ежемесячные, равные платежи.

Производитель

оборудовании

1 - заявка от лизингополучателя

2 - лизинговое соглашение

3 - заключение о платежеспособности лизингополучателя

4 - договор о страховании предмета лизинга

5 - кредитование банком (при необходимости)

6 - договор купли-продажи предмета лизинга

7 - заказ на оборудование

8 - поставка оборудования

9 - акт приемки оборудования

10 - оплата поставки

11 - лизинговые платежи

Рис. 2. Схема и условия работы с экологическим лизинговым фондом

млн. руб 2500

2000

1500

1000

500

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Рис.3. Прогноз поступлений средств в фонд прогрессивной части экологических платежей

(тыс. руб.)

0

- денежные средства будут поступать в фонд от природопользователей в виде прогрессивной части экологических платежей;

- при прогнозировании денежные потоки не индексируются на инфляцию и не дисконтируются;

- период прогнозирования принимается равным 10 годам (с целью сопоставимости данных по расчетам поступлений от экологических платежей);

- исходя из возможности сбора данных, движение денежных средств в региональном лизинговом фонде будет рассчитываться по г. Новокузнецку.

На базе проведенных предварительных расче-

тов экологических платежей по предприятиям Кемеровской области был выполнен прогноз движения денежных средств регионального экологического лизингового фонда.

На первом этапе для прогнозирования бюджета лизингового фонда производилось планирование выплат, которые будут осуществлять предприятия в виде прогрессивной части экологических платежей ( рис.3).

Далее на основании полученных данных об основных поступлениях в фонд, производится расчет расходов, которые он будет нести за анализируемый период.

Прогноз поступлений и расходов фонда приведен в табл.1.

Таблица 1.Прогноз доходов и расходов регионального экологического лизингового фонда (тыс.руб.)

Наименование статей П рогноз показателей Итого

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Приход 0 92 203 332 501 641 728 892 826 840

- экологические платежи 853541 1307745 1555312 2333659 2935959 3204374 3598837 4118249 4586154 5082230 29576060

- лизинговое вознаграждение 768553 1016599 1149028 1689496 1922074 1771806 1731034 1702444 1666604 1630764 15048402

- возврат лизинговых средств 0 58261 139458 225109 354585 511001 670477 838256 1015795 1203247 5016189

- кредиты банков 0 83230 209712 357316 595941 858826 1126852 1496886 1813919 2148655 8691337

- возврат процентов по банковскому кредиту 68342 112489 0 0 0 0 0 0 0 0 180831

- возврат процентов по страхованию 0 12302 28449 17599 6749 0 0 0 0 0 65099

Расход 16646 24864 28666 44139 56609 62741 70474 80663 89836 99563 574202

- сумма выданных кредитов

- проценты по банковским кредитам 853449 1307633 1555184 2333489 2935819 3204287 3598673 4118316 4586141 5082228 29575218

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- содержание аппарата управления фонда 832303 1243187 1433292 2206974 2830464 3137046 3523699 4033153 4491804 4978165 28710086

- возврат банковских кредитов 0 12302 28449 17599 6749 0 0 0 0 0 65099

- страхование 4500 4500 4500 4500 4500 4500 4500 4500 4500 4500 45000

Остаток на конец 0 22781 60277 60277 37496 0 0 0 0 0 180831

Можно сделать вывод об эффективности функционирования данного фонда, так как за прогнозный период в нем будет аккумулировано 28.7 млрд. руб. Практически вся сумма будет выдана в виде лизинговых кредитов природопользователям, а реальная потребность предприятий Кемеровской области по оценкам экологических служб в финансировании составляет около 95 млрд.руб.

Предлагаемый региональный экологический лизинговый фонд может за 10 лет перекрыть около 30 % потребности в финансировании установки очистных сооружений. Финансирование фонда за

счет кредитов коммерческих банков потребуется по расчетам только в два первых периодах, а к концу 2010 года задолженность перед банками будет полностью погашена.

Средства фонда могут направляться на финансирование природоохранной деятельности посредством проведения тендерных торгов и региональных экологических программ.

Следует отметить, что в качестве лизингополучателя могут выступать экологические органы государственной власти муниципального и регионального уровней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Часовников С.Н., Сенкус В.В. Разработка экономического механизма защиты окружающей среды как инструмента решения современных проблем экономического развития //Материалы Всерос. научн. конф. молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» /Новосибирск., НГТУ, 2004 . С.113-114.

2. Доклад о состоянии окружающей среды в Кемеровской области за 2004 год [Текст] //Кемерово: Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, 2005 - 371 с.

□ Авторы статьи:

Степанов Юрий Александрович

- канд. техн. наук, доц. каф. прикладной информатики СибГИУ, г. Новокузнецк. Тел.8-923-631-51-81

Часовников Сергей Николаевич

- канд. экон. наук, доц. каф. финансов а НФИ КемГУ, г. Новокузнецк Тел. 8-923-631-05-66 сЬ8е^еу@уап(1еХги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.