Научная статья на тему 'Экологический исследовательский проект «Цветоводы»'

Экологический исследовательский проект «Цветоводы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2131
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ И ДОШКОЛЬНИК / ЦВЕТОВОДСТВО В ДОУ / ECOLOGY AND PRESCHOOLER / FLORICULTURE IN DOE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехова Ирина Владимировна, Брагина Ольга Вячеславовна

Экологическое воспитание одно из основных направлений в системе дошкольного образования, совместный проект педагогов, детей, родителей направлен на изучение объекта в комплексе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический исследовательский проект «Цветоводы»»

Экологический исследовательский проект «Цветоводы»

Терехова И. В.1, Брагина О. В.2

Терехова Ирина Владимировна / Terehova Irina Vladimirovna - воспитатель,

2Брагина Ольга Вячеславовна /Bragina Ol'ga Vjacheslavovna - воспитатель,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ№1» (обособленное подразделение), г. Астрахань

Аннотация: экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе дошкольного образования, совместный проект педагогов, детей, родителей направлен на изучение объекта в комплексе. Abstract: environmental education - one of the main directions in the system ofpreschool education, a joint project of teachers, children, parents, aimed at the study facility in the complex.

Ключевые слова: экология и дошкольник, цветоводство в ДОУ.

Keywords: ecology and preschooler, floriculture in DOE.

Актуальность проекта: ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы - это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой это цветок - не все.

Образовательная область - оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Вид проекта: творческий, информационно-исследовательский, долгосрочный, групповой,

индивидуальный (совместно с родителями).

Проблемный вопрос: недостаточно цветущих растений.

Цель: развитие экологического и эстетического воспитания детей.

Задачи:

- дать понятие, что такое цветок;

- учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом);

- учить детей правильно сажать и выращивать цветы. Отметить значение и роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых;

- развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства;

- развивать умение сравнивать и анализировать;

- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

- развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках;

- обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных;

- воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них;

- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность;

- знакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

Методы проекта:

- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; самостоятельное наблюдение; коллективное наблюдение;

- наглядные: театральное представление, тактильно-мышечная наглядность;

- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, инструкции;

- технология моделирования;

- релаксация;

- ароматерапия;

- слушание музыки.

Формы организации проекта:

- познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

- экскурсии;

- дидактические игры;

- трудовая деятельность;

- экологические викторины.

Ресурсное обеспечение проекта:

- цветник на участке детского сада, зона отдыха из пеньков «Зелёный класс»;

- методический инструментарий;

- материально-техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь).

Наглядный материал:

- цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по экологии;

- библиотечка юного цветовода.

- альбом «Легенды о цветах»;

- оснащение природным и бросовым материалом.

Сроки реализации проекта: октябрь - август.

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Формирование понимания, что цветы являются не только украшением Земли, но и целителями, формирование навыков культурного поведения в природе, умения беречь и заботиться о ней. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

Этапы реализации проекта: октябрь - август.

Ответственные: воспитатели, дети, родители.

I. Подготовительный этап - октябрь, ноябрь:

- сбор и анализ литературы, разработка плана реализации проекта;

- формирование желания участвовать в проекте вместе со взрослыми и сверстниками, проявляя самостоятельность и творческий подход;

- выбор места и формы клумбы на участке МБОУ; цветов, согласно их особенностям;

- создание макета клумбы, подготовка клумбы (копка, рыхление);

- разработка дидактических игр, пособий, подборка иллюстративного материала;

- подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд;

- подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений;

- подготовка утилизированного материала, художественной и познавательной литературы для чтения детям;

- подготовка семян цветов, рассады;

- задания родителям по подготовке мини-проектов о цветах;

- диагностика - определение уровня умений и знаний детей по теме.

II. Основной этап - декабрь, январь:

- беседа «Цветы вокруг нас»;

- занятия «Первоцветы», «Насекомые и цветы»;

- экскурсия в парк, цветочный магазин.

Цель: знакомство с цветами «моего края».

- загадывание загадок, ребусов; заучивание и чтение стихотворений; чтение художественной, познавательной литературы;

- беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»;

- занятие: «К первоцветам в гости» (дать представление о первоцветах, учить определять их по описанию, находить связь между растениями и насекомыми, обогащать словарь);

- рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов;

- дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цветы, называть их, учить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты);

- дидактическая игра «Сложи цветок», «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка);

- занятие: «Комнатные растения уголка природы» (закреплять знания о комнатных растениях, условиях их роста, продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках);

- беседа «Берегите природу» (расширять знания об окружающем);

- наблюдения за пробуждением земли, появлением первоцветов;

- подвижные игры, слушание музыки.

Цель: формирование основ музыкальной культуры для детей.

- Ю. Антонов «Не рвите цветы»; В. Моцарт «Цветы»; П. И. Чайковский «Цикл. Времена года», «Вальс цветов»; Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа», М. Протасов «Одуванчики»;

- опыты и поисково-исследовательская деятельность: «Если долго не поливать цветы», «Семена быстро взойдут на солнце или вдали от него», «Наблюдаем, как растет лук» (зарисовать), «Проращиваем семена»;

- трудовая деятельность на участке, в группе (посадка цветов, уход);

- сбор коллекции цветов из разного материала, открыток «Букеты»;

- рассказы детей: «Мой цветник», «Когда дома дарят цветы»;

- консультация родителям: «Цветы» из серии «Вместе с детьми»;

- художественно-творческая деятельность: участие в мероприятиях по теме «Цветы», изготовление цветов из бумаги, рисование цветов красками, карандашами, мелками с использованием разных приемов, участие в выставках детского сада: «Первые цветочки - мать-и-мачеха» (закрепление знаний о строении цветка, лекарственных растениях ближайшего окружения);

- коллективное рисование в нетрадиционной технике «Букет маме»;

- картотека дидактических игр: «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; «Собери цветок из геометрических фигур»; «Укрась цветами ковер», «Назови лишний цветок»;

- наблюдения за цветами в солнечную и пасмурную погоду;

- работа в уголке природы;

- работа с родителями: консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике»; защита детьми мини-проектов (совместно с родителями), оформление фотоальбома «Дети и цветы», оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас».

Февраль, август:

- посев семян, полив, уход за всходами, высадка в клумбу;

- оформление зоны отдыха из пеньков «Зелёный класс» для занятий;

- наблюдение за превращением всходов во взрослые растения;

- беседа: «Для чего люди выращивают цветы», зарисовка в альбом.

III. Заключительный этап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Обобщение результатов работы, их анализ, выводы.

• Развлекательное мероприятие «Праздник цветов».

Литература

1. Киселева Л. С. Проектный метод в ДОУ , 2003 г.

2. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование, 2003 г.

3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект, 2004 г.

4. Савенков А. И. Как научить ребенка преобразовывать знания. // Дошкольное воспитание, 2002 г.

5. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду, 2002 г., // Обруч, 2000-2002 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.