Научная статья на тему 'Экологический императив модернизации природоёмких отраслей'

Экологический императив модернизации природоёмких отраслей Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
217
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОГЕННАЯ НАГРУЗКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРИРОДОЁМКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА НОРМАТИВОВ / РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ / LOADING / MODERNIZATION OF ENVIRONMENTAL CAPACITY INDUSTRIES / ENVIRONMENTAL DAMAGE / THE DIFFERENTIATED SYSTEM OF REGULATIONS / IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGICAL ENERGY-SAVING POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Камдина Людмила Владимировна

Описывается негативное влияние на окружающую среду природоёмких отраслей экономики России. Раскрывается ряд возможностей сохранения природной среды при одновременном обеспечении устойчивого роста экономики, включая развитие потенциально опасных в экологическом аспекте отраслей промышленности. Предлагаются экономические рычаги осуществления модернизации данных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the negative impact on the environment environmental capacity sectors of the economy of Russia. Disclosed a number of opportunities to preserve the natural environment while ensuring sustainable economic growth, including the development of potentially dangerous from an environmental point of view of industries. Offered economic levers of modernization of these industries.

Текст научной работы на тему «Экологический императив модернизации природоёмких отраслей»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251). Экономика. Вып. 35. С. 75-80.

Л. В. Камдина

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРИРОДОЁМКИХ ОТРАСЛЕЙ

Описывается негативное влияние на окружающую среду природоёмких отраслей экономики России. Раскрывается ряд возможностей сохранения природной среды при одновременном обеспечении устойчивого роста экономики, включая развитие потенциально опасных в экологическом аспекте отраслей промышленности. Предлагаются экономические рычаги осуществления модернизации данных отраслей.

Ключевые слова: техногенная нагрузка, модернизация природоёмких отраслей экономики, экологический ущерб, дифференцированная система нормативов, реализация технологического потенциала энергосбережения.

Угроза экологической безопасности приобретает для России всё большую остроту. Россия обладает огромным и разнообразным по видовому составу природно-ресурсным потенциалом, позволяющим иметь довольно значительный топливно-энергетический комплекс, чёрную и цветную металлургию, химическую промышленность, лесоперерабатывающую отрасль, стройиндустрию и т. д. Однако технологическая отсталость этих отраслей пагубно влияет на состояние окружающей среды, поскольку техногенная нагрузка на природные экологические системы постоянно увеличивается.

Удельный вес природоёмких отраслей в общем объёме промышленности продолжает увеличиваться. Так, доля топливной промышленности в 2008 г. по сравнению с 2003 г. возросла в 2,5 раза, электроэнергетики — с 3,5 до 8,5 %, повысился удельный вес чёрной и цветной металлургии в 1,5-1,8 раза и снизилась доля отраслей, оказывающих щадящее воздействие на окружающую среду. Доля технологичных отраслей машиностроения и металлообработки сократилась с 30,6 до 20,5 %. Катастрофический спад имел место и в лёгкой промышленности [5].

Происходящие структурные сдвиги ведут к ещё большему «утяжелению» экономики, увеличению доли наиболее природо-, энергоёмких и «грязных» отраслей и районов их размещения. Известно, что в топливном секторе, чёрной и цветной металлургии удельное загрязнение от 5 до 35 раз выше, чем в пищевой и лёгкой промышленности.

Так, бурное развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) сопровождается быстрым ростом загрязнения окружающей среды и наносит существенный ущерб природным ресурсам России. Приоритетная задача дальнейшего раз-

вития ТЭК заключается в минимизации вреда, наносимого экологии. Основные экологические проблемы ТЭК — это высокая степень техногенного воздействия на все компоненты окружающей среды, медленное внедрение новых ресурсосберегающих технологий, недостаточное оснащение системы мониторинга и предотвращения аварий, высокая степень износа основного оборудования.

Действующая сегодня система трубопроводного транспорта начала создаваться в послевоенные годы, и к 2010 г. возраст более половины нефтепроводов превысил амортизационный срок эксплуатации. В связи с этим в настоящее время остро стоит проблема аварийных разливов нефти и нефтепродуктов при их транспортировке по трубопроводам. Причиной многочисленных аварийных разливов нефти являются коррозия и разрывы труб, износ используемого оборудования.

Особую опасность представляет низкий уровень улавливания и утилизации продуктов загрязнения в топливной промышленности, при том, что это процесс технологически сложный и дорогой. К тому же, если нефтедобывающая промышленность — лидер по количеству инвестиций в основные фонды природоохранного назначения, то газовая — на одном из последних мест.

Объём образовавшихся за 2008 г. отходов по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых составлял 1,7 млрд т, а показатель использования и обезвреживания для топливноэнергетического производств — 50 % от ежегодного объёма образования отходов.

В топливно-энергетическом комплексе электроэнергетика занимает одно из ведущих мест по степени влияния на окружающую среду. В 2008 г. по объёму выбросов загрязнённых

сточных вод в поверхностные водоёмы (53,6 % от всех сбросов по ТЭК) и водопотреблению на производственные нужды электроэнергетика заняла первое место среди других отраслей ТЭК.

Суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу составили 33,5 % — это второе место после нефтедобычи. За последние годы выработка электроэнергии в целом выросла на 6 %. Воздействие электроэнергетики на окружающую среду также возрастает.

В связи с прогнозируемым ростом потребления твёрдого топлива снижение загрязнения окружающей среды ТЭК, работающими на нём, становится одной из основных экологических задач.

Деятельность предприятий по добыче сырой нефти и попутного газа занимает по суммарным объёмам выбросов в атмосферу вредных веществ первое место (4,6 млн т). Многие водоёмы, соседствующие с разрабатываемыми месторождениями, до чрезвычайности загрязнены нефтепродуктами. Тысячи бесхозных скважин, сотни тысяч километров внутрипромысловых и магистральных трубопроводов — это постоянная угроза аварий с тяжёлыми экологическими последствиями.

Высокая концентрация предприятий горнометаллургического комплекса на ограниченной территории (область, город), использование устаревшего оборудования и отсталых технологий порой превращает эти территории в зоны экологического бедствия.

Статистические данные показывают, что доля выбросов предприятиями чёрной металлургии в атмосферу металлосодержащей пыли и оксида углерода составляет более 20 % от всех промышленных выбросов. К тому же на них приходится половина выбросов неутили-зируемых оксидов серы. Кроме того, в металлургическом комплексе используется 25 % всей воды, потребляемой российской промышленностью. Негативное воздействие на природные водные объекты заложено в самом характере производства, а устаревшие технологии и изношенное оборудование усугубляют ситуацию. В большинстве случаев после промышленного использования сточные воды должным образом не очищаются. По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году», Екатеринбург, Карабаш, Нижний Тагил, Норильск, Челябинск входят в число 30 горо-

дов, в которых комплексный индекс загрязнения атмосферы превышает уровень «очень высокий» [3].

В металлургическом производстве формируются две трети выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (4,8 млн т). Негативное воздействие металлургия оказывает и на водные объекты, сбрасывая в них 659,1 млн м3 загрязнённых сточных вод.

По данным Ростехнадзора, объём образовавшихся за 2008 г. отходов в целом по разделу Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) «Обрабатывающие производства» составил 284 млн т, из которых на металлургическое производство приходится 189,8 млн т.

Согласно данным государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году», наибольшим суммарным объёмом выбросов вредных веществ в атмосферу отмечена деятельность предприятий по добыче сырой нефти и попутного газа (4,6 млн т, или 76 % от всех выбросов), каменного и бурого угля, торфа (0,9 млн т, 15 %) и металлических руд (0,4 млн т, 7 %). Сжигание попутного газа при добыче и транспортировке нефти не только нерациональное использование ресурсов, но и выброс их в атмосферу ухудшает экологическую ситуацию.

В структуре сброса в водные объекты превалируют загрязнённые сточные воды, образующиеся в первую очередь в результате деятельности предприятий по добыче каменного угля, бурого угля и торфа, сбрасывающих 397,8 млн м3 загрязнённых сточных вод (41 % сточных вод), а также предприятий по добыче металлических руд (218,6 млн м3, 30 %).

За приведёнными цифрами стоят реальные проблемы миллионов россиян. В неблагополучный природной среде проживают 40 млн наших граждан, из них 1 млн живёт в условиях, представляющих собой опасный уровень загрязнения [4].

Эти выбросы и сбросы наносят значительный экологический ущерб. Для ликвидации последствий этого ущерба государство несёт значительные финансовые затраты. В 2008 г. расходы федерального бюджета на ликвидацию экологического ущерба составили 155,4 млн р., в 2009 — 628, 8 млн, в 2010 г.— уже 1 206,0 млн.

Очевидна экономическая необходимость в комплексе мероприятий, направленных на пре-

дотвращение пагубного влияния базовых отраслей экономики на природную среду. Речь идёт о необходимости модернизации этих отраслей с тем, чтобы сделать их экономически совершенными и природосберегающими.

Рассмотрение некоторых из возможных мероприятий по модернизации базовых отраслей начнём с топливно-энергетического комплекса.

В числе мероприятий, способствующих модернизации топливно-энергетического комплекса и повышения его экологической безопасности, нами предлагаются следующие:

— организация и проведение комплексных межведомственных проверок соблюдения требований природоохранного законодательства данной отрасли;

— создание автоматизированных систем контроля и экологического мониторинга;

— развитие долевого сотрудничества в целях использования передового опыта в области обеспечения экологической безопасности ТЭК. Поможет решить задачу и более активное взаимодействие с общественными экологическими организациями путём привлечения общественности к участию в повышении корпоративной экологической ответственности компаний ТЭК.

Важным средством обеспечения безопасности данной отрасли являются природоохранные экономические механизмы. Центральное место в этом механизме должна занять плата за загрязнения. Плата за допустимые и сверхнормативные выбросы очень низкая и не стимулирует экологическую деятельность. Например, по данным РАО «ЕЭС России», на экологические штрафы в 2009 г. потрачено менее 0,1 % от выручки компании [2].

Всё это должно побудить предприятия данного комплекса к внедрению природоохранных мероприятий: замене морально устаревших скрубберов на современные батареи-эмульгаторы 2-го поколения, электрофильтров; капитальному ремонту аспирационных установок и другим мероприятиям, снижающим негативное воздействие на окружающую среду.

Уменьшение выбросов тепловых электростанций требует внедрения модернизированных малотоксичных горелок с целью сократить выбросы оксидов азота, модернизации газоочистных установок, перевода работы котлов на технологию трёхступенчатого сжигания топлива для подавления образования оксидов азота, внедрения автоматизации режимов горения.

Поскольку электроэнергетика является крупнейшим потребителем воды, то её модернизация требует существенного снижения объёмов загрязнённых сточных вод, а в дальнейшем полной ликвидации сброса отработанных вод без очистки и перехода на использование воды по замкнутому циклу.

Радикальной модернизации требует нефтегазовый комплекс, создающий серьёзные экологические проблемы. Это и проседание почв при добыче углеводородного сырья, накопление буровых шламов, засоление грунтовых вод после ликвидации нефтяных и газовых скважин, выбросы в атмосферу продуктов сгорания при сжигании попутных нефтяных газов и нефтяных шламов, не говоря о загрязнении воздушного бассейна, почвы и воды нефтепродуктами.

Нефтяные и газовые компании имеют средства, необходимые для модернизации отрасли, однако особого интереса к этому не проявляют. Поэтому крайне необходимо создание условий, побуждающих компании осуществлять модер-низационные мероприятия. К числу таких условий следует отнести ужесточение законодательной базы путём приведения её в соответствие с международными экологическими требованиями, создание сервисных экологических служб, законодательное закрепление за предприятиями обязательного регулярного прохождения природоохранного и энергетического аудитов, создания комплексных инновационных технологий «под ключ», решающих возникающие экологические проблемы, и массовое их внедрение. Нужны также и экономические стимулы для использования попутного нефтяного газа, сжигание которого стало ведущим фактором прироста загрязнения в стране. Установленные ныне платежи за загрязнение окружающей среды от выбросов попутного газа не превышают 0,8—1,2 % от стоимости реализуемой нефти. Необходимо существенное увеличение размера этих платежей при условии, что часть средств будет направлена целевым образом на природоохранные мероприятия в компаниях [6].

Следующая отрасль экономики, занимающая одно из первых мест в списке основных загрязнителей окружающей среды по суммарной массе сбросов в атмосферу и водоёмы,— металлургическая промышленность.

Большинство металлургических предприятий пущено в эксплуатацию в первой половине прошлого века, когда вопросы охраны природы

не относились к приоритетам государственной политики. На Урале, в Западной Сибири скопилось колоссальное количество различных отходов чёрной металлургии и химической промышленности. К началу нового столетия перед металлургами встала острая проблема переработки техногенных отходов. Только на территории металлургических предприятий Уральского региона их скопилось свыше 6 млрд т.

Стратегической целью развития металлургического комплекса России до 2015 г. является создание условий для развития экономики страны на основе инновационного обновления отрасли, обеспечивающего повышение её экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсосбережение и повышение конкурентоспособности продукции, внедрение малотоксичных и безотходных технологий.

Сегодня многие предприятия чёрной и цветной металлургии разработали и осуществляют инвестиционные программы реконструкции и технического перевооружения производства, направленные в том числе на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Среди лидеров в этом направлении — ОАО «ГМК Норильский никель», Новолипецкий металлургический комбинат, Магнитогорский металлургический комбинат, ОАО «Северсталь» и др.

В последние годы ведущие металлургические предприятия Урала проводят модернизацию, параллельно внедряя технологии по сокращению вредного воздействия на окружающую среду. По информации правительства Свердловской области, в 2009 г. инвестиции в экологию региона составили 240 млн р. Большая часть из этих средств была направлена металлургам [8].

Замена мартеновских печей электрическими, использование биотехнологий для очистки воды, замкнутая система водоснабжения — эти меры, несомненно, способствуют снижению объёмов вредных выбросов. По данным областного Министерства природных ресурсов, на модернизацию металлургического комплекса Среднего Урала в 2009 г. было направлено около 3 млрд р., что позволило снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 51 тыс. т. Однако, несмотря на то, что металлургические предприятия Свердловской области стремятся соответствовать европейским экологическим стандартам, все эти мероприятия коренным образом ситуацию в регионе не изменили, а в некоторых случаях даже, наоборот, ухудшили. Так, на од-

ном из металлургических заводов области была произведена реконструкция химико-технологического производства, общий объём отходов, как планировалось, снизился, однако выброс сероводорода увеличился на 19 %, сероуглерода — на 31 %. И этот пример не единственный. Многие предприятия ввели в эксплуатацию новое оборудование, увеличив при этом объём производства, что усугубило вредное воздействие на окружающую среду [1].

Анализ ситуации в природоёмких отраслях показывает, что их компании начинают вкладывать средства в экологическую модернизацию, во-первых, стремясь к экономической и политической безопасности, а во-вторых — к лидерству. В первом случае действует желание сократить риски и избавиться от проблем с надзорными органами. При этом, вкладывая ресурсы в экологические программы, предприятия повышают свою экономическую безопасность. Во втором случае экологическая прозрачность становится важнейшим фактором доступа к денежным ресурсам, к займам на мировых финансовых рынках, где компании сталкиваются с желанием крупных банков, финансовых и инвестиционных институтов принимать во внимание экологические последствия реализации кредитуемых проектов.

Для сохранения природной среды и одновременного обеспечения устойчивого роста экономики, включая развитие потенциально опасных в экологическом аспекте отраслей промышленности, необходимы следующие мероприятия. В первую очередь следует создать полноценную систему нормирования допустимого воздействия на окружающую среду. Нужен законопроект, в корне меняющий ситуацию в экологической сфере. Действующая система нормирования характеризуется необоснованно заниженными требованиями к количеству и качеству выбросов, сбросов, размещению отходов предприятий. Она слабо стимулирует проведение природоохранных мероприятий вследствие недвижимости установленных нормативов [7].

Регулирующая роль традиционных предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ и ПДС) очень мала, так как установлены они на недостижимо малых уровнях, а предприятиями рассматриваются как нелепая повинность. Мало того, есть достаточно много примеров, когда по нормативам ПДС требуется сбрасывать сточную воду по качеству лучше питьевой. Кроме того,

необходимо подготовить дифференцированную систему нормативов качества воды, воздуха и почв для каждой территории — в зависимости от текущих условий в конкретном регионе России. Такая дифференциация заложена самой природой. Например, вода в реках, протекающих по заболоченной территории, качественно иная, чем в горных. Создать нормы — это полдела, нужно заставить природопользователей их выполнять. Для этого годятся экономические механизмы стимулирования и санкции.

Экономические механизмы стимулирования могут быть разные. Например, предприятия, заботящиеся о соблюдении экологических норм при производстве продукции, должны получать налоговые льготы. Если использовать опыт западных стран, то и в нашей стране могут появиться, например, налоговые кредиты на покупку нового ресурсосберегающего оборудования или ускоренная амортизация основных фондов природоохранного назначения.

Что касается санкций, то речь идёт об увеличении штрафов, их необходимо увеличить в разы, поскольку сегодня штрафные санкции для предприятий незначительны. Однако применять эти меры нужно спустя 5—8 лет, чтобы предприятия успели подготовиться и модернизировать производство.

По экспертным оценкам, реализация технологического потенциала энергосбережения потребует от 10 до 17 млрд долл. целевых инвестиций на предстоящее пятилетие и ещё 35—50 млрд долл. в последующее десятилетие [6].

С ростом промышленного производства и глобальной индустриализации природоохранные мероприятия, базирующиеся на нормативах ПДК и их производных, становятся недостаточными для снижения уже образовавшихся загрязнений. Поэтому естественно обращение к поиску укрупнённых характеристик, которые, отражая реальное состояние сред, помогли бы выбору экологически и экономически оптимального варианта развития промышленного производства, а в загрязнённых (нарушенных) условиях — определили очерёдность восстановительнооздоровительных мероприятий [4].

Основными методами стимулирования внедрения экологически чистого производства могут стать льготы по налогу на имущество, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, уменьшение налогооблагаемой базы на приобретаемое оборудование, ускоренная амортизация.

В перспективе Правительство РФ планирует изменить нормирование выбросов в атмосферу и увеличить размеры штрафов. На недавнем заседании президиума Госсовета по вопросам экологии министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев сообщил, что плата возрастёт в разы и у предприятий появится экономический стимул внедрять экологически чистое производство. Ежегодные платежи могут составить до 138 млрд р., или 1,1 % от прибыли. Сейчас — 16 млрд р. Таким образом, будет выгоднее вкладывать деньги в новые технологии, чем работать на старом оборудовании. В ближайшее время Министерство природных ресурсов и экологии разработает единые правила государственного экологического контроля.

Также необходимо рассмотреть вопрос о нормативно-правовом закреплении экологических параметров в конкурсной документации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Разработать меры государственной поддержки инновационных проектов, обеспечивающих сокращение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в окружающую среду.

При условии, что все эти меры будут использованы к 2020 г., экономика России могла бы стать на 40 % менее энергоёмкой, чем сейчас (сегодня уровень потребления энергоресурсов на единицу ВВП в России превышает среднеевропейский показатель в два-три раза, что в основном связано с тем, что большая часть производств строилась в советский период без соблюдения экологических стандартов). Это одновременно означает переход на новые, более экологичные технологии [8].

Таким образом, устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья её населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды для настоящего и будущих поколений.

Список литературы

1. Голиченков, А. К. Охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, обеспечение рационального природопользования природных ресурсов: общее и особенное // Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения. М. : Мак-центр, 2007. С. 141.

2. Деревяго, И. П. Структурно-отраслевой подход к эколого-экономическому анализу устойчивого развития // Экон. анализ: теория и практика. 2009. № 35.

3. Дужинин, П. В. О чём шумит русский лес? // Рос. газ. 2007. 3 февр.

4. Россия в цифрах, 2009 : рос. стат. ежегодник. М., 2009.

5. Смолякова, Т. Развитие без ущерба // Рос. газ. 2008. 15 июля.

6. Серов, Г П. О национальной безопасности

России в экологической сфере // Проблемы обеспечения экологической безопасности : сб. науч. тр. Вып. 4. М. : Изд-во МНЭПУ, 2007. С. 158.

7. Серов, Г. П. Правовое обеспечение национальной безопасности России в экологической сфере / Г. П. Серов, С. Л. Байдаков. М. : Изд-во МНЭПУ, 2008. С. 167.

8. Шуленина, Н. В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Политология. 2005. № 4. С. 43—54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.