Научная статья на тему 'Экологический дизайн Луиджи Колани'

Экологический дизайн Луиджи Колани Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1777
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА / ЭКОДИЗАЙН / БИОМОРФНЫЙ ДИЗАЙН / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Койнова Надежда Викторовна

Встатье рассматриваются определения ихарактерные черты экологического ибиоморфного дизайна. Исследуется развитие проектно-художественной методологии биодизайна напримере школы экологического дизайна Луиджи Колани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический дизайн Луиджи Колани»

УДК 7.012 КОЙНОВА Н. В.

Экологический дизайн Луиджи Колами

В статье рассматриваются определения и характерные черты экологического и био-морфного дизайна. Исследуется развитие проектно-художественной методологии биодизайна на примере школы экологического дизайна Луиджи Колани. Ключевые слова: экологическая эстетика, экодизайн, биоморфный дизайн, художественное проектирование, формообразование.

KOYNOBA N. V.

THE ENVINONMENTAL DESIGN OF LUIGI COLANI

In this article the author examines the definition of ecological and biomorphic design, and reveals the genesis and development of methodology design of biodesign on example the Luigi Colani's environmental design school.

Keywords: environmental aesthetics, eco-design, biomorphic design, methodology and theory of design, morphogenesis.

Сегодня термин «экологический дизайн» широко применяется как в научной, так и в повседневной проектной практике. Однако по сей день нет точно выработанного определения, характеризующего «экодизайн», целостного понимания развития и становления проектнохудожественной методологии экологического дизайна, отсюда целью данной статьи является рассмотрение определений экологического, устойчивого и биоморфного дизайна на основе анализа проектных принципов и особенностей формообразования продуктов экологического дизайна Луиджи Колани как одного из пионеров этого направления.

Усугубляющийся экологический кризис, стремительное сокращение природных ресурсов, вымирание редких видов животных и растений заставляют переосмыслить отношение к окружающей среде и найти новые пути взаимодействия человека и природы. Понимание экологических проблем как научно осмысленных, усиливающийся интерес к взаимодействию современного социума с миром природы привели к развитию новой научной отрасли — экологической эстетики [2]. Экологическая эстетика исследует глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Свое практическое применение экологическая эстетика находит в экодизайне.

В настоящее время нет точно сформулированного понятия экологического дизайна, что создает сложность определения критериев оценки продуктов дизайна. Рассмотрим определения экологического и устойчивого дизайна.

Экологический дизайн — направление в дизайне, где основное внимание уделяется защите окружающей среды на всем протяжении жизненного цикла изделия. Комплексно рассматриваются создание, использование и утилизация изделий.

Определение устойчивого дизайна

(sustainable design) звучит так: «Это философия создания отдельных объектов или же комплексное построение среды, основанное на принципах экономической, социальной и экологической устойчивости. (...) Манифест SD включает в себя запрет на использование невосполняемых природой ресурсов, минимальное влияние при производстве на окружающую среду, подчеркивая неразрывную связь человека с природой. Эта философия применима повсеместно, начиная от «микрокосма» — проектирования небольших предметов обихода и заканчивая «макрокосмом» — проектированием целых городов, формированием среды обитания человека, которая так или иначе изменяет природный ландшафт Земли» [7].

В статье «Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна» Т. Ю. Быстрова подчеркивает: «Проблема усугубляется тем, что ни одно из имеющихся определений и перечней не содержит в себе, хотя бы в скрытом виде, эстетических и стилевых рекомендаций или принципов. Невнимание к этой стороне дизайна чревато утратой гармонии и целостности среды обитания человека, нарочитым «сползанием» в природность». Поэтому сейчас важно переосмыслить «существующие определения и соотнести между собой экологические и эстетические характеристики продуктов дизайна начала XXI в.» [1].

Можно отметить, что наиболее близко к определению экологического дизайна, подошел А. В. Уваров в своей диссертации «Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования», определяя экологический дизайн как «вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном творчестве», отмечая, что «учитывая степень воздействия

© Койнова Н. В., 2012

93

Иллюстрация 1. Выставка «Кодекс биодизайна Луиджи Колани» в Музее архитектуры им. А. В. Щусева. Источник: http://www.geo.ru/photo/gallery/ biodizain?page=13

производственно-потребительских систем на природное окружение и то, что все эти процессы напрямую связаны с проектной деятельностью, дизайнеры оказывают существенное влияние на качество производимой продукции, ее эстетические и функциональные свойства, а главное — ее адекватность человеку и природной среде» [3]. Однако и в этом определении нет четко сформулированных проектных принципов и особенностей формообразования экологического дизайна.

Для выявления проектно-художественных принципов обратимся к истокам экологического дизайна, а именно к определению биоморфного

Иллюстрация 2б. Древнейшая гигантская акула Мегалодон, которая жила двадцать пять миллионов лет назад. Источник:

http://vse-znat.ru

дизайна и принципам формообразования на примере творчества пионера биодизайна — Луиджи Колани. Одним из направлений экологического дизайна является биоморфный дизайн (биодизайн). Его отличительные черты — мягкие плавные линии и органические формы, заимствованные у природы. Идея биоморфного дизайна состоит в том, что для оптимизации конструкции и эргономики дизайн-проектов, а также для сохранения экологической устойчивости окружающей среды дизайнеры должны учиться у природы и находить свои проектные решения в природных формах. Сегодня возможности новых технологий компьютерной визуализации вдохновляют дизайнеров на эксперименты с органическими формами и структурами. В то же время органический дизайн можно рассматривать как синоним дизайна устойчивого развития, основанного на уважении ресурсов и природной эстетики [8]. Сторонники биоморфизма стремятся к сохранению окружающей среды и развитию городов «зеленого пояса».

Основоположником биодизайна является талантливейший немецкий промышленный дизайнер-концептуалист Л. Колани (Иллюстрация 1). Начиная с 1950-х гг. он не перестает удивлять и восхищать публику своими творениями. Экодизайнер всегда стремится найти и выразить в своих формах взаимосвязь человека с природой, соединяя в повседневной жизни искусство и науку.

Диапазон его разработок очень широк: предметы личной гигиены, сантехника, обувь, посуда, мебель, роботы, электронные устройства, грузовые и скоростные энергосберегающие автомобили, поезда, самолеты, корабли и даже биогорода. За 60 лет своей профессиональной деятельности великий творец экодизайна создал более десяти сотен различных проектов, выполненных вручную, без помощи цифровых технологий. Круг интересов Л. Колани многообразен: восточная философия, подводное плавание, скульптура, живопись, архитектура, градостроительство, аэродинамика, экологический дизайн, однако предпочтением и страстью дизайнера всегда остаются сверхскоростные экомобили будущего.

Постоянно экспериментируя с формой, Л. Колани работает с различными материалами: стекловолокном, минеральными материалами и углепластиком, деревом, бамбуком и др. К примеру, в своих ранних работах дизайнер использовал стекловолокно, дающее стопроцентную свободу формооб-

разования. «Вы берете блоки из пенопласта, вырезаете форму горячей проволокой, заливаете стекловолокно в форму, затем очищаете и красите. Это абсолютно просто», — делится своим опытом Л. Колани. Однако, по словам профессора, этот материал не является экологически чистым материалом, поэтому Л. Колани совместно с его творческим коллективом начали экспериментировать с деревом и бамбуком. «Бамбук не дает вам такую же свободу, но он растет с невероятной скоростью и поэтому является чрезвычайно устойчивым строительным материалом. Для получения бамбука необходимы только воздух и вода — это строительный материал будущего!» — утверждает дизайнер.

В 1950-1960-х гг. Л. Колани выступил революционером-новатором в языке биодизайна, его экстраординарные поиски выходили далеко за рамки обыденного утилитарного мира, шокируя неподготовленную публику. Черпая вдохновение в мире природы, дизайнер всегда обращается к естественным, органическим формам, отдавая предпочтение морским и эротичным изображениям. По словам автора, человечество должно вернуться к своим корням и природе, прежде чем шагнуть вперед. Пересоздавая действительность, Колани внедряет биодизайн с формами птицы, лианы, ската или акулы, который находит место в современном урбанистическом мире. Являясь создателем самых быстрых в мире спорткаров, дизайнер применяет в своих работах принципы, прошедшие жесточайший природный отбор; формы многих его моделей словно взяты из живой природы.

В проектах Л. Колани нет строгих форм, все углы сглажены и подчинены аэродинамике, свои идеи формообразования дизайнер черпает в природном мире. В одном из интервью он сказал: «Земля круглая, все небесные тела — круглые; все они движутся по круглым или эллиптическим орбитам. Мой мир тоже круглый!» [6]. В проектировании самолетов он исходит из анатомии птиц, акул, в создании яхт руководствуется формами китов, а в дизайне гоночных автомобилей обращается к формам скатов. В 1977 г. Л. Колани разработал для компании Airbus четырехэтажный самолет, вмещающий до тысячи пассажиров и одновременно потребляющий намного меньше топлива, чем действующий авиатранспорт (Иллюстрация 2а). Для поиска проектного решения дизайнер обратился к модели доисторической акулы Megalodon, которая жила 25 млн лет назад. Как утверждает дизайнер, при движении кожа

Иллюстрация 2а. Четырехэтажный самолет, спроектированный по модели доисторической акулы Мегалодон. Л. Колани. 1977 г. Источник: http://www.esadse.fr

Иллюстрация 3а. Компактный «Ротор-дом» (Rotor House). Площадь дома — 36 кв. м. Л. Колани. Источник: http://www.designboom.com

Ш Г" щ Г ЧЩ

Иллюстрация 3б. Цилиндр-ротор, в котором расположены три функциональные зоны: «спальня», «ванная» и «кухня». Л. Колани. Источник: www.designboom.com

Иллюстрация 4. Футуристический рояль K208 Pegasus. Л. Колани. Источники: http://wolf.flatrock.org.nz; http://www.pianworld.com

акулы имела минимальное сопротивление, а форма была абсолютно гидродинамична (Иллюстрация 2б). В то время был изготовлен и запущен только макет данной модели, но очень скоро этот потрясающий авиакорабль будет летать на внутренних китайских авиалиниях по маршруту Пекин — Шанхай.

При всем увлечении эстетикой формы Л. Колани считает, что невозможно отделить хороший дизайн изделия от его функциональности. «Хороший дизайн, который создает природа, имеет всегда стопроцентную функциональность. Дизайн, который делает человек, имеет, может быть, пятнадцати-, двадцати- или, максимум, традцатипроцентную функциональность. В своей работе над дизайном я прилагаю все усилия, чтобы следовать природе, которая для нас является наиболее экспертным преподавателем и мастером дизайна и останется таковой еще на сотни лет», — говорит автор [5]. Экономия материала, функциональность, рациональность, эргономичность, экологичность являются важными принципами в проектной практике Л. Колани, где основной идеей выступает поиск биоформ для создания индустриальных объектов с максимальной аэродинамической эффективностью и экологичностью. Так, например, в проекте компактного «Ротор-дома» (Rotor House), представленного Л. Колани на выставке к 75-летию немецкой строительной компании Hans House в 2004 г., дизайнер добивается максимальной жилой площади при минимальных внешних размерах 6 х 6 м (Иллюстрация 3а) с помощью цилиндра-ротора, расположенного в жилом помещении, который состоит из трех функциональных областей: «спальни», «кухни» и «ванной» (Иллюстрация 3б). Вращение цилиндра осуществляется с помощью пульта дистанционного управления, что позволяет открывать необходимые зоны, сохраняя большую площадь пространства интерьера. В этом проекте дизайнер не старался доказать, что маленький дом лучше большого: «Вот маленький дом, оснащенный новейшей техникой. — Да!». В ротор-доме все бытовые предметы и элементы декора тщательно проработаны. «Хороший дизайн обязательно повлияет на хозяев дома!» — утверждает Л. Колани. Биодизайнер хочет сделать людей лучше, поселив их в хороших домах, которые подарят им покой и вдохновение. Вот высокая цель, за которую Л. Колани готов биться до конца. Дизайнер подчеркивает, что население нашей планеты

с каждым годом увеличивается, поэтому сейчас очень важно найти пути решения жилищного вопроса. Такой Rotor House по праву можно назвать «Домом будущего».

Другим ярким примером может служить его знаменитый футуристический рояль К208 Pegasus (Иллюстрация 4), созданный в 1997 г. для немецкой компании Schimmel, выпускающей музыкальные инструменты. При взгляде на Pegasus создается впечатление, что он висит в воздухе, в вибрирующем пространстве. Аналогов этому роялю еще не придумано. Его символом стала золотая фигурка Пегаса. Этот рояль вызывает восхищение не только своими эстетично изогнутыми формами, но и необыкновенно чистым звучанием. Для максимального комфорта пианиста отлично продуманы все детали: электрический подъемный механизм, бесшумно поднимающий и опускающий крышку, слегка изогнутые классические клавиши, эргономичная клавиатура, исключающая любую необходимость перемещения тела музыканта, интегрированное кожаное сиденье, которое регулируется в трех

плоскостях и раздвигается для игры в четыре руки. Подставка для нот из прочного акрилового пластика может быть установлена в горизонтальной или вертикальной позиции. Во время исполнения пианист находится как бы внутри рояля, что создает ощущение слияния в единое целое исполнителя, инструмента и музыки. В этом музыкальном шедевре Л. Колани умудрился соединить несоединимое — традиции прошлого и фантастический дизайн будущего, значительно улучшив музыкально-исполнительские качества рояля.

В начале 1960-х гг. Л. Колани возглавил кампанию за экономию энергии, использование альтернативных источников и снижение потребления энергии. Уже в то время он пытался донести до общества, что с развитием промышленности и огромным выпуском автомобилей, которые используют все больше и больше топлива — кризис на Земле неизбежен. Именно это явилось причиной для становления направления биодизайна. «Мы должны реагировать немедленно!» — уже в то время призывал Л. Колани.

Иллюстрация 6. Автомобиль Colani 2 CV. Л. Колани. 1981 г. Источник: http://www.сarstyling.ru

Иллюстрации 7а — 7б. Экомобили Utah 6, Utah 8. Л. Колани. 1989 г Источник: http://carstyling.ru

Иллюстрация 5. Первый обтекаемый магистральный тягач Colani Track 2001. Л. Колани. 1978 г. Источник:

http://www.carstyling.ru

В 1978 г. на грузовой выставке IAA во Франкфурте Л. Колани представил первый обтекаемый магистральный тягач Colani Track 2001 (Иллюстрация 5). Огромная обтекаемая кабина, нависающая над акулообразным основанием, отличается круглым ветровым стеклом с оригинальным роторным трехлучевым стеклоочистителем. При подъеме кабины вверх открывается доступ в салон. Тщательно продуманная форма передней части с характерным клювообразным силуэтом, ставшая впоследствии фирменным знаком грузовиков работы Л. Колани, позволила снизить коэффициент аэродинамического сопротивления Сх до рекордных для того времени 0,4, а расход топлива — на четверть. В то время Track 2001 обошел страницы всей мировой технической и автомобильной прессы, в том числе СССР, и по праву заслужил восторженные отзывы, однако гиганты мировой автомобильной промышленности проигнорировали творение [9].

В 1981 г. в качестве ответа на вызовы грядущего нефтяного кризиса Л. Колани представил автомобиль Colani 2CV, созданный на основе французского Citroen 2CV с оригинальным двигателем и шасси 2CV (Иллюстрация 6), который поставил мировой рекорд по использованию топлива — 1,7 литра на 100 км. Но и это изобретение не заострило внимание общественности на экологических проблемах.

В 1989 г. дизайнер разработал двенадцать моделей «экомобилей», где главной задачей выдвигалось свести к минимуму потребление горючего и загрязнение окружающей среды. Его программа под названием «Автозавтра» представляла целую «флотилию» транспортных средств, начиная с мускулохода «Юта-1» и заканчивая амфибией на базе «Мерседеса» — «Ютой-12» (Иллюстрации 7а, б). В данном проекте Луиджи Ко-лани доказал, что за счет утончения формы можно создавать быстрые и мощные транспортные средства,

достигая при этом до З0 % экономии оборудования и от 40 до 50 % экономии энергии, не касаясь характеристик двигателя.

За свою более чем шестидесятилетнюю карьеру дизайнер-инженер сотрудничал с такими крупными компаниями, как Alfa Romeo, Boeing, BMW, Lancia, Volkswagen, Thyssen Krupp, Rosen Thal, Canon, Rockwell International, Villeroy&Boch, Hitachi, Nissan и др. В настоящее время дизайнерские центры «Colani» работают в Японии, Германии, Китае, Швейцарии. Команда Л. Колани разрабатывает модели сверхскоростных реактивных самолетов, спортивных автомобилей, мотоциклов и концепт-каров для компаний Porsche, Mazda, Mercedes-Benz, Ferrari, Ford и др.

В июне 2011 г. в Москву прибыл футуристический шоу-рум на колесах, созданный для демонстрации проекта «Горки-Город» (Иллюстрация 8), строящегося на Красной Поляне для проведения Зимних Олимпийских игр в 2014 г. Проектированием этого мобильного шоу-рума занимался Л. Колани, дизайн интерьера выполнила дизайн-студия Reich und Wamser, а графическое оформление исполнили дизайнеры

студии Dopingpong и Горки Project. Современый шоу-рум оборудован ЖК-панелью площадью более 4,5 кв. м, двумя горизонтальными 32-дюймовыми мониторами touch screen, пятью планшетными компьютерами, оснащен мощной акустической системой, Интернетом и спутниковой связью. Уникальная система трансформации в считанные минуты превращает автобус в презентационный офис площадью около 20 кв. м [4]. Во внутренней отделке шоу-рума использовались экологически чистые материалы: морской тик, стекло, минеральные материалы и углепластик. В настоящее время автобус шоу-рум «Горки-Город» находится в турне по российским и зарубежным городам с целью проведения презентации проекта «Горки-Город» как самого стильного и технологичного курорта России.

Сегодня Луиджи Колани является заслуженным профессором Бременского университета и преподает в Шанхайском университете в Китае. В ближайшее время Л. Колани планирует открыть Think Tank (аналитический центр, с англ. — «мозговой центр» или «фабрика мысли) в Южной Америке и в Москве.

Иллюстрация 8. Современный передвижной шоу-рум, созданный для демонстрации проекта «Горки-Город».

Дизайн шоу-рума выполнен в сотрудничестве Л. Колани, дизайн-студии Reich und Wamser и студии Dopingpong и Горки Project. Источник: http://www.futuresochi.ru

Заключение

1 В настоящее время нет явно сформулированного понятия экологического дизайна, рассматривающего проектные принципы или эстетические рекомендации, что приводит к сложности определения критериев оценки продуктов дизайна, а также эко-лого-эстетического воспитания потребителей.

2 Родоначальник биодизайна Луиджи Колани стал первым дизайнером, главным приоритетом деятельности которого является забота об окружающей среде.

3 В проектах Л. Колани нет строгих форм, все углы сглажены и подчинены аэродинамике. Обращаясь к округленным природным формам, дизайнер категорически отвергает угловатые формы, призывая всех дизайнеров учиться у природы.

4 В своих проектах экодизайнер придает большое значение не только удобству и красоте, но и экологичности материалов, безопасности в использовании будущего изделия, отсутствию вреда здоровью человека и окружающей среде.

5 На примере школы дизайна Луиджи Колани четко прослеживается взаимосвязь человека с природой, искусства и науки, определяется место биодизайна в современном урбанистическом мире.

Список использованной литературы

1 Быстрова Т. Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна [Электронный ресурс] // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. URL: http: //www.uniip.ru/index.php/juornal (дата обращения: 25.04.2012).

2 Койнова Н. В. Роль зеленого дизайна в решении экологических проблем // Система ценностей современного общества : сб. материалов ХХ Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. С. Чернова. Новосибирск, 2011.

3 Уваров А. В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования : дис. ... канд. искусствоведения. М., 2010.

4 «Горки-Город» отправился в тур по России //За рулем (РФ). URL: http://www.zr.ru/a/334157/ (дата обращения: 04.03.2012).

5 Луиджи Колани: Я всегда был настоящим фанатом России 11 Ав-тоЮГ.ру : сайт о людях в движении. URL: http:||www.autoyug.ru| prjamaja-rech|intervju| luidzhi-kolani-ja.html (дата обращения:

02.03.2012).

6 Предтеча скорости и биодизайна [Электронный ре-

сурс] || LIVEJOURNAL. URL: http:||objectas. livejournal.com| (дата обращения: 11.02.2012).

7 Устойчивый дизайн. URL: http:|| lowfatwear.com | ?page_id=81 (дата обращения: 01.05.2012).

8 BioMorph — Органический дизайн из коллекции Музея Дизайна Vitra || Designstory. URL: http:|| www.designstory.ru | news | view|3173 (дата обращения:

01.02.2012).

9 1978 Colani Truck 2001 || Справочная система CARstyling.ru. URL: http:||www.carstyling.ru|ru| car | 1978_colani_truck_20011 (дата обращения: 04.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.