Экологический аудит в системе устойчивого развития региона
Дата: 30/06/2010 Номер: (22) УЭкС, 2/2010
Аннотация: Устойчивое развитие рассматривается на вершине стратегических проектов регионального развития, при этом такое развитие обеспечивается триединством экологических, социальных, экономических целей. Экологический аудит как независимая профессиональная экспертиза осуществляет не только контроль за экологическим состоянием системы, но и, в конечном счете, функционирует в интересах обеспечения устойчивого состояния и развития социально-экономических систем.
Ключевые слова: экологический аудит как экспертиза и функция, направленная на обеспечение устойчивого состояния и развития социально-экономических систем.
Abstract: The sustainable development is considered at top of strategic projects of regional development, thus such development is provided триединством ecological, social, economic targets. As independent professional examination carries out ecological audit not only the control over an ecological condition of system, but also, finally, functions in interests of maintenance of a steady condition and development of social and economic systems.
Keywords: Ecological audit as examination and the function directed on maintenance of a steady condition and development of social and economic systems.
Филобокова Людмила Юрьевна доктор экономических наук, профессор Кисловодский институт экономики и права
Выходные данные статьи: Филобокова Л.Ю. Экологический аудит в системе
устойчивого развития региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 2 (22). - № гос. рег. статьи 0421000034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Устойчивое развитие рассматривается учеными-регионоведами в качестве вершины стратегических проектов социально-экономического развития региона (рис.1), при этом для региональных хозяйственных систем присущи и другие стратегические проекты развития - стратегия капитализации региона, стратегия формирования
региональных кластеров.
Кластерный подход к институту развития российской экономики -относительно новый институт регионального управления, способствующий укреплению межотраслевых связей и формирующий принципы эффективной научно-технической, промышленной и инновационной политики. Экономическая стратегия, основанная на кластерном подходе, направлена на мотивацию таких взаимосвязей с целью обеспечения
конкурентного регионального развития. Как представляется, деятельность региональных органов власти должна быть направлена на формирование инновационного ядра кластера и региональной инновационной политики - как центра возможного роста конкурентоспособности.
Методологическую основу стратегии капитализации региона составляет концепция, автором которой принято считать Эрнандо де Сото. В общеэкономическом смысле капитализация представляет собой исчисление ценности имущества или других активов по приносимому ими доходу; приращение прибавочной стоимости в капитал; превращение дохода в капитал, т.е. использование дохода на расширение дела.
Рисунок 1. - Стратегические проекты развития социально-экономической системы
региона
Методология исследования проблемы устойчивого развития социально-экономической системы региона обеспечивается синтезом таких подходов и теорий, как:
• методология институциональных изменений, исходящая из детерминированности экономических процессов и позволяющая моделировать управление устойчивым развитием социально-экономической системы региона как реализацию функций планирования, организации, мотивации и контроля при разрешении противоречий интересов его экономических субъектов;
• воспроизводственного подхода, в рамках которого устойчивое развитие региона определяется как органическое единство инновационных процессов производства, распределения, обмена и потребления, имеющих свои региональные особенности;
• системного подхода, трактующего устойчивое развитие и обеспечение условий расширенного воспроизводства ресурсного потенциала как системообразующую функцию социально-экономической системы региона и предлагающего методы исследования сложноорганизованных объектов
• синергетического подхода, выделяющего в качестве источников развития нестабильность и неустойчивость и изучающего движение как неравновесный процесс с результатом, отличным от простого сложения предполагаемых эффектов отдельных элементов системы;
• теории экономической динамики, в соответствии с общеметодологической составляющей которой в любом процессе следует выделять постоянную составляющую или тренд, а также колебательную компоненту или волну.
Основная суть концепции устойчивого социально-экономического развития в равновесии с окружающей средой, впервые выдвинутой в докладе ООН, сделанном международной комиссией по окружающей среде и развитию, заключалась в том, что человеческое общество посредством производства, демографических процессов и других сил создает слишком сильное давление на экосферу нашей планеты, ведущее к ее деградации, и лишь немедленный переход на путь устойчивого развития позволит удовлетворить существующие потребности, обеспечив при этом будущим поколениям такую же возможность.
В научной литературе наиболее представлен экологический аспект категории «устойчивое развитие». ХХ век ознаменовался формированием учения о биосфере и ее трансформации под влиянием деятельности человека, развитым В. Вернадским. У. Офулс ввел словосочетание «sustainable state society» (общество устойчивого состояния), которое в последствии трансформировалось в понятие «sustainable development» (устойчивое развитие). Д. Хартвик сформулировал условие устойчивого развития общества, которое, по его мнению, можно обеспечить, инвестируя всю ренту от природных ресурсов, определяемую как разность между рыночной ценой ресурса и предельными издержками его добычи, в воспроизводимый капитал, образование и охрану окружающей среды.
Экологический аудит в мире зародился на рубеже 1970-80-х годов. В частности в ЕЭС директива об экологическом аудировании была принята в 1982 году, в 1984 году национальное агентство по охране окружающей среды США разработало концепцию экологического аудирования федеральных агентств. В России экологический аудит применяется с 1993 года. В 1998 году был принят ряд правовых актов Госкомэкологии в области экологического аудита, в том числе установившие правила их аттестации. С 2004 года функцию аттестации экоаудиторов на себя взяло некоммерческое партнерство «Национальная Экологическая Аудиторская палата».
Разработка механизма и системы управления, стимулирующей природоохранные мероприятия, является необходимым условием для обеспечения социальноэкономического и экологического развития России и ее регионов и связана с решением двух задач:
• во-первых, необходимо сформировать структуру управления, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей отдельных хозяйствующих субъектов и региональной системы управления;
• во-вторых, необходимо разработать, тестировать и оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, штрафов, выплат, определяющих конкретное содержание такого механизма.
Особое место в системе такого управления занимает экологический аудит -инструмент, включающий в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды и позволяющий выбирать оптимальный вариант природоохранных
сооружений, организовывать информационно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природоохранной техники, давать оценку экономической целесообразности того или иного инвестиционного проекта.
Экологический аудит представляет собой независимую профессиональную экспертизу состояния и результатов функционирования хозяйствующего субъекта (независимо от форм собственности и масштабов деятельности) для установления степени его прямого или косвенного воздействия на окружающую среду.
Основной целевой установкой экологического аудита как подфункции управления (общей функции управления - контроль) является:
• разработка научно-обоснованных норм и нормативов сбросов в окружающую среду;
• оптимизация уровня потребления природно-сырьевых ресурсов;
• упорядочение ресурсопотребления и энергопотребления;
• повышение делового выхода из потребляемого сырья и сокращение отходов;
• предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф.
В конечном итоге, это должно позволить не только повысить качество и уровень жизни населения, но обеспечить возможность будущим поколениям разумно удовлетворять возникающие потребности. Реализация практической деятельности в области экологического аудита нуждается в соответствующем концептуальном обосновании, включающем в себя методологию и инструментарий оценки эффективности.
Основные понятия, используемые в экологическом аудите, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные понятия, используемые в экологическом аудите
Определение экологического аудита Экологический аудит - системный процесс сбора, обработки и оценки достоверных и объективных данных о степени прямого и косвенного воздействия на окружающую среду со стороны хозяйствующего субъекта в процессе его функционирования.
Пользователи результатов аудиторских экспертиз государственные, муниципальные и общественные организации; хозяйствующие субъекты; отдельные граждане; работники и работодатели;
Цель и задачи экологического аудита Цель - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, соответствии деятельности аудируемых лиц установленным критериям, стандартам и нормативам природопользования, а также формирование информационной базы для совершенствования норм и нормативов в области природоохранной политики государства. Задачи аудита: установление достоверности отчетности об исполнении смет расходов на выполнение природоохранных мероприятий; определение соответствия порядка ведения бухгалтерского учета в области природоохранных мероприятий требованиям действующего законодательства Российской Федерации; выявление соответствия фактических затрат и расходов на природоохранные мероприятия критериям государственных норм, нормативов и стандартов;
оценка финансового состояния и определение перспектив развития хозяйствующего субъекта, в том числе и под воздействие несоблюдения действующего законодательства в области природоохранной политики; выработка рекомендаций по снижению удельных затрат на осуществление природоохранных мероприятий при соблюдении установленных норм и нормативов; установление своевременности и достаточности финансирования из бюджетов и других источников средств на реализацию мер по соблюдению природоохранного законодательства; оценка эффективности использования средств, выделенных на природоохранные мероприятия; установление соблюдения целевого использования средств, выделенных на природоохранные мероприятия; выработка рекомендаций по совершенствованию нормативноправовой и учетной базы в области природоохранного законодательства.
Метод (методики) аудирования Методика организации контроля включает следующие этапы: планирование аудита; законодательная и нормативно-правовая база в соответствии с темой проверки; программа проверки, включающая конкретные задания по проверке учета и выполнения природоохранных мероприятий; процедуры привязки и ориентации контрольной работы к объекту проверки; процедуры по существу документальной и фактической проверки запрашиваемых материалов с учетом специфики природоохранной деятельности; систематизация материалов проведенного аудита; составление заключения, плана согласования и обсуждения результатов аудита и предложений по нему; организация контроля за выполнением предложений по материалам аудиторского контроля.
Результаты контроля и затраты на его осуществление Результаты контроля докладываются аудируемому лицу и организации, осуществляющей финансирование природоохранных мероприятий - местные органы власти и хозяйствующие субъекты, на балансе которых находятся данные объекты.
Субъект, принимающий решение по результатам аудита Органы власти, осуществляющие финансирование и надзор за природоохранной деятельностью, а также другие субъекты, участвующие в целевом финансировании.
Принятие решения по результатам контроля Выработка предложений по совершенствованию бюджетного и целевого финансирования, повышению эффективности использования средств, соблюдению действующего законодательства и совершенствованию нормативно-правовой базы в области экологической безопасности.
Результаты экоаудита и сформированное в процессе аудирования заключение должны содержать следующую информацию:
• выводы о соответствии хозяйственно-финансовой и природоохранной деятельности действующему законодательству и нормативному регулированию;
• о соответствии и своевременности текущих экологических платежей;
• выводы об обеспечении целевого использования средств, выделенных (из разных источников) на природоохранные мероприятия;
• результаты оценки воздействия деятельности аудируемого лица на экологию в регионе и здоровье его сотрудников;
• результаты анализа и оценки эффективности использования природных ресурсов, авансированных в бизнес;
• результаты оценки взаимосвязи природоохранной политики фирмы с эффективностью ее бизнеса (с прогнозированием ожидаемых экономических выгод в течение 3-5 лет, следующих после аудиторской проверки).
Концепция построения методологии экологического аудита представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Концепция построения методологии экологического аудита
Источники Содержание Рекомендации по развитию экологического аудита
Международные стандарты аудита Принципы аудита, принятые Международным комитетом по аудиторской практике. Использование МСА для разработки внутрифирменных стандартов в части, не регламентированной федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Рекомендации, относительно государственного сектора. Разработка международных и федеральных правил (стандартов) экологического аудита объектов природоохранной деятельности.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Правила (стандарты), утвержденные Правительством РФ, определяющие общие подходы к проводимым на территории страны аудиторским проверкам, масштабы аудита, единые требования к качеству аудита, надежности доказательной базы, формы аудиторского заключения. Не содержат рекомендации относительно объектов социальной сферы. Следует представить более детально разделы по объектам социальной сферы (как государственного, так и других секторов)
Внутренние правила (стандарты) аудиторских профессиональных объединений Правила (стандарты) аккредитованного аудиторского объединения, детализирующие требования федеральных стандартов для аудиторских организаций, членов сообщества, выступающие основой й для разработки внутрифирменных стандартов. Разработка правила (стандарты), детализирующих требования федеральных стандартов, относительно объектов экологического аудита. Разработка методических подходов к оценке эффективности природоохранной деятельности во взаимосвязи с внешними и внутренними факторами и эффективностью бизнеса в краткосрочной и долгосрочной перспективе
Внутрифирмен-ные
аудиторские
стандарты
Принципы организации и проведения аудита, отражающие общий подход к аудированию и разработанные на основе МСА, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, путем их дифференциации, группировки, разделения, конкретизации и обобщения.
Разработка внутрифирменных стандарты экологического аудита, дифференцированных по секторам экономики и географическим сегментам.
Уровень существенности и аудиторский риск в экологическом аудите (как и в любом ином виде аудита) зависят системы внутреннего контроля, подвергаемой оценке (таблице 3).
Таблица 3 - Оценка средств внутреннего контроля и меры по его совершенствованию в экологическом аудите
Цели внутреннего контроля в области системы бухгалтерского учета Оценка средств внутреннего контроля Меры по совершенствованию системы внутреннего контроля
1. Система бухгалтерского учета должна отражать все санкционированные операции Контроль доступа к терминалам, с которых осуществляется непосредственный ввод информации (пароли и прочие идентификационные процедуры): исключительный доступ для ограниченного круга пользователей, контроль за взаимосвязанными операциями, документальное подтверждение и санкционирование всех бухгалтерских записей, проверка полноты бухгалтерских записей при разноске их по счетам бухгалтерского учета и при вводе в компьютер, разделение обязанностей между подготовкой первичных документов, санкционированием хозяйственных операций и разноской по счетам бухгалтерского учета. Разработка положений по внутрифирменным регламентам (пароли и прочие справочные и идентификационные процедуры), разработка положений по ведению бухгалтерского учета, закрепление в должностных обязанностях контрольных функций.
2. Точная входящая информация Внутренняя проверка на начальной стадии: выборочные проверки суммирования расчетов, использование внутрифирменных должностных инструкций, профессиональная подготовка и эффективный Организация работы постоянно действующих контрольных структур, систематизация взаимного контроля операций и закрепление функций контроля и надзора в
надзор, регулярные проверки качества выполненного анализа, анализ внутренними аудиторами ошибок кодирования должностных инструкциях
3. Точная разноска по регистрам бухгалтерского учета Регулярная проверка тождества учетных записей. Разработка учетной политики для бухгалтерского и налогового учета, внутрифирменных регламентов деятельности работников службы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с учетом всех изменений в природоохранном законодательстве
4. Сохранность учетных документов Создание надежных копий банка данных и файлов данных (для компьютеризованной системы), изменяющихся при каждом новом появлении информации; ограниченный доступ к массиву информации или проверка персонала, обеспечение конфиденциальности и сохранности всех, не дублируемых данных, дублируемое электропитание на случай сбоев в сети Разработка внутрифирменных регламентов о порядке создания надежных копий банка данных и файлов данных
5.Соответствие бухгалтерских записей действующим нормативным и законодательным актам Постоянно действующий контроль (предварительный, текущий, последующий) соответствия бухгалтерских записей действующим нормативным и законодательным актам, оценка достаточности и регулярности проведения занятий по повышению квалификации. Разработка внутрифирменных регламентов (положений) по ведению бухгалтерского учета, регулярное их обновление. Изучение работниками бухгалтерско-экономической службы изменений в законодательстве
6. Предотвращение злоупотреблений работниками Разделение обязанностей: ротация обязанностей, своевременная регистрация документов, регулярная сверка счетов бухгалтерского учета, достаточные трудовые ресурсы Закрепление в должностных инструкциях разделения обязанностей и их ротации. Организация постоянно действующего аудиторского контроля (внутреннего и внешнего)
В процессе управления и реализации процедур экологического аудита, выявление и наказание виновных в нарушении природоохранного законодательства лиц - не основная преследуемая цель. Основной целевой установкой является выявление «узких» мест функционирования хозяйствующего субъекта по всем направлениям, оказывающих ту или иную степень негативного влияния на окружающую среду. Проведение полноценной процедуры экологического аудита не представляется
возможным без плодотворного сотрудничества аудитора с администрацией и производственным персоналом, в аргументированном мнении которого может иметь место определенный эффект.
По заключению Всемирного банка, возможное повышение стоимости инвестиционных проектов в связи с процедурой предварительного экологического аудита, окупается, примерно, в течение 5-7 лет и примерно в 3-4 раза дешевле в сравнении с расходами, связанными с последующей (после сдачи проекта) установкой очистных сооружений.
Объективные и профессиональные исследования (с учетом мнений всех заинтересованных лиц) посредством инструментария - экологический аудит позволит избежать дальнейшего усугубления эколого-экономической ситуации и нуждается как в концептуальном обосновании, так и в выработке стратегии и тактики управления.
По заключению Международной Торговой палаты аудита, экологический аудит как инструмент управления включает систематическую, зарегистрированную, объективную оценку того, как эффективно организационное управление и оборудование выполняют функции защиты окружающей среды.
Экологический аудит должен быть полным и перманентным, т.е. давать полную оценку того, как выполняются требования к состоянию окружающей природной среды.
Предпосылками экологического аудита являются:
• достаточно высокий уровень конкуренции, в том числе со стороны мирового сообщества, когда потребители товаров, работ и услуг предъявляют достаточно высокие требования к их экологической составляющей;
• высокий уровень предпринимательского риска, обусловленный повышенными расходами, связанными с ликвидацией аварийных ситуаций и компенсацией причиненных убытков.
Все это объективно дает основания для признания экологического аудита и в качестве инструмента страховой защиты и снижения степени предпринимательского риска.
Комплексный контроль должен своевременно оценивать качество экологоэкономических управленческих решений и быть направлен, прежде всего, на выработку мер предупредительного характера.
Согласно определению Европейского стандарта, экоаудит является независимым свидетельством в интересах производителя и государства (риск возможных потерь несут обе стороны).
Стратегические задачи экологического аудита лежат в сфере обоснования экологизированной стратегии развития хозяйствующего субъекта и нуждаются, для целей их реализации, в разработке и обосновании системы экологического учета, как одной из отраслей управленческого учета. Понятие экологического учета еще не приобрело своего окончательного осмысления и логической завершенности.
Трансформация национальной экономики на режим устойчиво-воспроизводственного развития обязывает введение в практику хозяйствования системы экологического аудита, выступающего инструментом системы управления экологическими, экономическими и социальными процессами.
Библиографический список
1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ № 1662 р от 17.11.2008 г.
2.Концепция федерального закона «Об экологическом аудите», разработанная Министерством природных ресурсов РФ в 2003 году.
гос. рег. статьи 0421000034/
Это статья Управление экономическими системами: электронный научный журнал
http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=166