Научная статья на тему 'Экологический анализ дорожно-ремонтного предприятия'

Экологический анализ дорожно-ремонтного предприятия Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
288
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-РЕМОНТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ROAD REPAIR COMPANIES / ПРОИЗВОДСТВО АСФАЛЬТА / ASPHALT PRODUCTION / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА / AIR POLLUTION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Денисова Е. С., Диденко Д. Р.

В статье рассматривается экологическая безопасность дорожно-ремонтных предприятий, приведены расчеты ущербоемкости, природоемкости продукции, степени компенсации экологического ущерба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL ANALYSIS OF ROAD REPAIR COMPANIES

The article considers the environmental safety of road repair companies listed uscherboemkosti calculations, environmental capacity production, the degree of compensation of environmental damage.

Текст научной работы на тему «Экологический анализ дорожно-ремонтного предприятия»

УДК 504.054

Е.С. Денисова, E.S. Denisova, e-mail: [email protected] Д.Р. Диденко, D.R. Didenko, e-mail: [email protected] Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОРОЖНО-РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ENVIRONMENTAL ANALYSIS OF ROAD REPAIR COMPANIES

В статье рассматривается экологическая безопасность дорожно-ремонтных предприятий, приведены расчеты ущербоемкости, природоемкости продукции, степени компенсации экологического ущерба.

The article considers the environmental safety of road repair companies listed uscherboemkosti calculations, environmental capacity production, the degree of compensation of environmental damage.

Ключевые слова: дорожно-ремонтные предприятия, производство асфальта, загрязнение атмосферного воздуха

Keywords: road repair companies, asphalt production, air pollution

Дорожно-ремонтные предприятия являются источником поступления в атмосферу ряда токсических веществ, часть из которых является канцерогенной или вызывает обострение глобальных экологических проблем [1]. В данном исследовании экологическая безопасность дорожно-транспортных предприятий рассматривалась на примере ГП «Дорожное ремонтно-строительное управление 6», расположенного на территории города Калачинска Омской области.

Основные цеха и техника ГП ДРСУ № 6 находятся в южной части города Омска, производство асфальта ведется в северной стороне, в 200 м от города. Наложения санитарно-защитной зоны на селитебную территорию не происходит: вокруг предприятия находится лесостепная зона.

Асфальт, выпускаемый предприятием, представляет собой смесь, включающую песок, мелкую и среднюю фракцию щебня, минеральный порошок и битум, который выполняет

функцию связывающего звена между остальными компонентами материала. 85% асфальтного материала составляет гравий или щебень, 6% от общего объёма приходится на битум. Производство асфальта предполагает соединение и перемешивание всех необходимых компонентов и моментальную укладку полученного на дорожное покрытие [2, 3].

Технологический процесс производства асфальтов включает:

- приготовление смесей, включая: предварительное дозирование минеральных материалов, нагрев, сушку, сортировку по фракциям (грохочение) и кратковременное хранение нагретых каменных материалов, точное дозирование минеральных материалов, битума, минерального порошка и добавок, смешение составляющих в мешалке и выгрузка из мешалки готовой (товарной) асфальтобетонной смеси;

- технологические операции по приему, хранению и подаче в бункеры по фракциям каменных материалов, а при необходимости - получение на АБЗ необходимых по крупности фракций щебня и песка путем дробления и сортировки более крупных фракций щебня;

- технологические операции по приему, хранению, нагреву и подаче в дозаторы минерального порошка (заполнителя), битума и поверхностно-активных веществ (ПАВ);

- технологические операции по складированию, кратковременному хранению и отгрузке готовой асфальтобетонной смеси [3].

При работе асфальтобетонного завода в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: неорганическая пыль, с разным содержанием диоксида кремния; оксиды углерода и азота; ангидрид сернистый (серы диоксид); предельные углеводороды; полициклические углеводороды; мазутная зола (в пересчете на ванадий) при применении мазута в качестве топлива; бенз(а)пирен и сажа как побочные продукты горения битума; сажа - при работе транспорта на дизельном топливе; свинец и его неорганические соединения - при работе транспорта на этилированном бензине (табл. 1, 2).

Количество свободной двуокиси кремния в пыли зависит от типа перерабатываемой горной породы: в кварцитах ее - 52 - 57 %, в песчаниках - 30 - 75 %, в гнейсах - 27 - 74 %, в гранитах - 25 - 65 %, в известняках - 3 - 37 %. Санитарные нормы регламентируют содержание пыли в воздушной среде (в рабочей зоне) в зависимости от содержания в перерабатываемой породе двуокиси кремния. При переработке горных пород, содержащих в своем со..........3

ставе более 70 % БЮ2, величины ПДК пыли в зоне установок допускают не свыше 1 мг/м , ПДК для известняков - не более 6 мг/м3 [1-3].

При приготовлении асфальтобетонных смесей вентиляционные выбросы содержат в своем составе продукты сгорания мазута и пары битума. Присутствие мазута и битума влияет на гидрофобность каменной пыли, и гидрофильные вещества становятся гидрофобными.

Компенсация экологического ущерба рассчитывалась нами по формуле:

Эк+Св.н. „

К = Эк.у. , где Эк - экологические платежи в пределах нормативов;

Св. н- сверх норматива; Эк.у. - экологический ущерб.

К = ' = 0,04, то есть экологический ущерб компенсируется крайне слабо (значе-

167

ние горУ?дрЭВнм11коесть. продукции определялась по формуле:

У = Эку , где Об - объем выпускаемой продукции.

У = 167 = 0,6 , таким образом на каждый рубль выпускаемой продукции приходится

276

60 коп.ПррдачЖго уыч?с»ена по формуле:

„ Пр+Св.н. „

П = , где п -природно-ресурсные платежи в пределах нормативов.

0 7+б 1

П = 0,/+1Д = 0,006

Для повышения экологичности предприятия с нашей точки зрения необходимо предусмотреть тщательную гидроизоляцию силосов для хранения цемента, скиповые подъемники с минимальным выбросом пыли для подачи инертных материалов в бетоносмеситель, ленточные транспортеры, помещенные в пластиковый разборный кожух. Тщательная герметизация укрытий на 80-90% гарантирует устранение возможности попадания пыли за пределы кожухов. Также необходимо усовершенствование технологических процессов, сопровождаемых пылением, а именно: установление точного тензометрического весового оборудования, которое обеспечивает погрешность дозирования инертных компонентов в 2%, а погрешность дозирования вяжущих и химических добавок - 1%; интегрирование системы автоматизации асфальтобетонного завода, позволяющее контролировать все операции, осуществляемые оборудованием для снижения экологической нагрузки на окружающую среду; обеспечение системы очистных установок, задерживающих цементную пыль и песок. Подобный комплекс технологических решений позволяет максимально снизить уровень запыленности атмосферного воздуха и создать благоприятные условия для проживания в относительной близости к предприятию [1-3].

Для обеспечения системы очистки на предприятии до недавнего времени использовался циклонный пылеуловитель 1980 г. выпуска отечественного производства. Отвод очищенного газа в атмосферу в циклоне осуществлялся с помощью колена, общего сборника и через выхлопную трубу. Достоинствами циклона является его невысокая стоимость и простота конструкции. К недостаткам циклона следует отнести его высокое аэродинамическое сопротивление (50-80 кгс/м2), большие размеры по высоте (4-5м), невысокая эффективность очистки от пылевых частиц субмикронных размеров. Циклон улавливает крупнодисперсную пыль, которая не представляет значительной экологической опасности. Опасная для организма человека пыль с размером частиц менее 10 мкм улавливается только мокрыми аппаратами и тканевыми фильтрами.

Таблица 1

Дисперсный состав пыли в выбросах асфальтобетонных установок

Размер частиц, мкм До 6 6 - 20 20 - 74 74 - 125 125 - 250 250 - 1000 1000

Содержание частиц, % 7,4 13,2 20,8 22,7 25,1 10 - 24 0,5

Таблица 2

Плата за выбросы в атмосферу ГП ДРСУ № 6

№ п/п Наименование загрязняющих веществ Валовый выброс загрязняющего вещества, т/год Плата за выбросы в атмосферу, руб./год

1. Азота диоксид 0,381 39,62

2. Азота оксид 0,0619 4,33

3. Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен) 1,1210-6 4,6

4. Ангидрид сернистый (серы диоксид) 5,586 234,6

5. Железа оксид (III) 0,000307 0,032

6. Керосин 0,000092 0,00046

7. Марганец и его соединения 0,0000544 0,223

8. Пыль неорганическая ^Ю2:70-20 %) 2,091 87,82

9. Сажа 0,150 24

10. Алканы (С12 - С19) 0,136 1,36

11. Углерода окись (углерода оксид) 1,995 2,4

12. Фтора газообразные соединения 0,000063 0,052

13. Мазутная зола (в пересчете на ванадий) 0,0333 68,27

Итого по предприятию: 467,3

С 2012 года на предприятии установлено устройство для мокрой очистки газа германского производства, которое состоит из цилиндрического корпуса с коагуляционными пла-

стинами, водоразбрызгивающими форсунками. Запыленный воздух подвергается орошению водой; смоченные отдельные частички пыли либо ударяются о поверхность коагуляционных пластин, либо проходят через отверстия в пластинах. Благодаря поворотно-вращательному движению пластин происходит коагуляция частичек пыли как на поверхности пластин, так и при прохождении газа через отверстия. Поворотные движения коагуляционных пластин исключают возможность появления сухих неорошаемых участков, препятствуя налипанию и скапливанию пыли на пластинах, а также способствуют диспергированию жидкости на мелкие капли, исключая возможность появления прямоточных струйных потоков. Проходя через отверстия ряда последовательно установленных пластин, пыль все более плотно коагулируется в жидкий шлам, который стекает в коническое днище, а воздух, очищенный от пыли, проходит между цилиндрическими стенками корпуса и поступает в атмосферу. Увеличивая число коагуляционных пластин, можно добиться высокой степени очистки воздуха, вследствие увеличения эффективности коагуляции пыли в двухфазном пылевоздушном потоке. Данная установка будет запущена в 2014 году.

Библиографический список

1. Манохин, В. Я. Основные проблемы экологической безопасности производства асфальтобетона / В. Я.Манохин // Безопасность жизнедеятельности. - 2007. - № 5 - С. 37-40.

2. Карасева, И. А. К оценке степени воздействия асфальтобетонных заводов на загрязнение атмосферы / И. А. Карасева // Безопасность жизнедеятельности. - 2007. - № 5 -С. 43-46.

3. Пособие дорожного мастера по охране окружающей среды. - М. : Министерство транспорта РФ. Государственная служба дорожного хозяйства (Росавтодор), 2003. - 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.