УДК 316.477
DOI 10.18522/2227-8656.2022.6.7 EDN DBBJVZ
Тип статьи в журнале - научная
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ECOLOGICAL VALUES
В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ IN THE STRUCTURE OF
ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОЙ SOCIAL ORIENTATIONS
МОЛОДЕЖИ OF RUSSIAN YOUTH
© 2022 г.
М. Г. Магомедов*
* Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования заключается в обосновании роли системы современного высшего образования в формировании экологической компоненты социального поведения молодых россиян.
Методологическая база исследования основана на концептуальной основе социологической теории развития креативной культуры.
Результаты исследования. В статье проанализирован недостаточно разработанный в отечественной социологии аспект проблемы формирования в структуре социальных ориента-ций молодежи экологических ценностей. Выявлены присущие социологическому дискурсу акценты относительно барьеров, препятствующих смене парадигмы ценностной ориентации молодых россиян с потребительской на экофильную, и путей их преодоления.
Перспективы исследования. Остро возрастает востребованность к усилению роли прежде всего вузовской системы образования в концептуальном обновлении структуры учебных планов и программ в сторону практической реализации экологических императивов, закрепленных в нормативно-правовой базе Рос-
© 2022 M. G. Magomedov*
*Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia
Objective of the study is to substantiate the role of the modern higher education system in the formation of the ecological component of the social behavior of young Russians.
The methodological basis of the research is based on the conceptual basis of the sociological theory of the development of creative culture.
Research results. The article analyzes the insufficiently developed aspect of the problem of formation of ecological values in the structure of social orientations of young people in Russian sociology. The accents inherent in the sociological discourse regarding the barriers preventing the paradigm shift of the value orientation of young Russians from consumer to ecophile, and ways to overcome them, are revealed.
Prospects of the study. The demand for strengthening the role of the university education system, first of all, in the conceptual updating of the structure of curricula and programs towards the practical implementation of environmental imperatives enshrined in the regulatory framework of the Russian
сийской Федерации, для обеспечения компе-тентностной оснащенности студенчества как фактора достижения целей национального развития на пути модернизации всех сфер жизнедеятельности российского социума.
Ключевые слова: экологические ценности; молодежь; потребительская культура; креативная культура; система образования; вуз.
Federation, in order to ensure the competence of students as a factor in achieving the goals of national development towards the modernization of all spheres of life of the Russian society, is sharply increasing.
Keywords: environmental values; youth; consumer culture; creative culture; education system; university.
Введение. Динамика социально-культурной трансформации российского общества за последние тридцать лет в значительной степени характеризуется новыми акцентами в мотивации социального поведения молодого поколения россиян, особенно это проявляется в их отношении к экосфере. Это обусловлено во многом эмоциональным восприятием ими как очевидцами жизненных перипетий в первую очередь своих родителей, а также близкого им круга людей, но и общей картиной драмы становления новой социальной реальности. В таких условиях определяющим моментом в формировании целеполагающей позиции для многих представителей отечественной молодежи выявляется понимание невозможности использовать жизненный опыт старшего поколения, базировавшийся на патерналистских традициях. Образ государства -попечителя, создавшего институциализационную структуру гарантированного обеспечения социальных благ и успешного карьерного роста для граждан, хранимый памятью старших поколений россиян, для молодежи новой России стал архаикой, неким мифообразом, навсегда оставшимся в историческом прошлом. В новом, еще до конца не устоявшемся укладе социальной жизни, его применению уже не находится места. Более того, новая государственность, переживая процесс становления путем проб и ошибок, серьезного разрыва между декларируемыми конституционно закрепленными нормами и, порой, парадоксальной практикой их социального воплощения, апеллирует к компетентностному самовыражению личности как условию достижения жизненного успеха. Однако составляющие жизненного успеха молодежи не всегда связаны с экологическими ценностями. Зачастую в структуре социальных ориен-таций превалируют материалистические ценности, во многом блокирующие перспективы экологизации большинства социальных практик.
В то же время обеспокоенность экологической ситуацией и вопросами состояния окружающей среды постепенно растет, при этом именно среди представителей молодого поколения - так называемых миллениа-лов (родившихся в период с 1980-х до 1996 года) и зумеров (родившихся после 1996 года).
Об этом, в частности, не устает напоминать компания Deloitte в своих ежегодных отчетах, посвященных изучению проблем молодежи и общим тенденциям в изменении ее взглядов на жизнь. В отчете 2021 года эксперты данной огранизации определили, что представители миллениа-лов и зумеров демонстрируют достаточно высокую степень обеспокоенности относительно изменений, происходящих в окружающей среде1.
При этом взгляды на перспективы экологической деятельности среди молодых людей разнятся - от фаталистической убежденности, что точка невозврата во взаимоотношениях человека и природы пройдена и никакие действия политиков, общественных деятелей, даже общества в целом уже не в состоянии спасти планету, до весьма оптимистичных позиций. Последние выражаются в уверенности относительно положительного влияния «уроков» пандемии, после которой человечество более осмотрительно будет вести себя в плане культуры потребления, а также в готовности по-прежнему учитывать при выборе товаров политику компании в вопросах упаковки или отказа от нее, экологических стандартов производства и стабильности экологического тренда.
Всероссийский центр изучения общественного мнения совместно с Фондом национальной энергетической безопасности также по результатам своих исследований предоставили информацию о том, что экологическая тема стала более «слышна» и в России, учитывая показатели беспокойства по поводу нарастания экологических проблем. По данным исследователей, «после пандемии каждый четвертый россиянин стал больше задумываться об экологических вопросах»2.
Вместе с тем экологическая обеспокоенность еще не означает завершения формирования системы экологических ценностей, способной к стабильному существованию и воспроизводству. Зачастую понимание значимости экологических проблем, встревоженность по поводу нарастания признаков экологического кризиса и даже наличие специальных знаний в области экологии не влечет за собой изменений в поведении, то есть либо не формирует достаточно крепкую экологическую установку (готовность к экологически позитивным действиям), либо не перерастает в экологическую активность (экологическое поведение).
Таким образом, весьма остро встает вопрос - как в условиях отсутствия экологического ядра в системе ценностей современной моло-
1 Андрей Абрамов. Призыв к ответственности: что беспокоит миллениалов и зумеров в 2021 году. 09.08.2021. Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/education/610d1d2c9a794721e3a3e2fa
2 Итоги 2020-го: события, люди, оценки, ожидания от 2021-го. Аналитический обзор. 22.12.2020. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/itogi-2020-go-sobytija-ljudi-ocenki-ozhidanija-ot-2021 -go
дежи сформировать основы ее экологически ориентированного поведения, без которого нельзя расчитывать и на поддержание здоровья социума, и на сохранение жизненного потенциала биоферной среды. В этом вопросе кроется задача обоснования модели формирования современной личности молодого человека, осознающего всю пагубность своей включенности в процесс симулякризации ценностей и необходимость отказа от так называемых имитационных стратегий, оказавшихся «удобным инструментом выживания и преуспевания в социальной среде, живущей без всяких правил» (Волков, 2021. С. 107). Концептуальной основой такой модели вполне может быть социологическая теория развития креативной культуры. Без сомнения, только креативная культура способна преодолеть упорно распространяющуюся потребительскую культуру, ибо она в противоположность последней «ориентирует человека на активность и творческие усилия, в то время как потребительская культура предлагает расслабление и удовольствия, пассивность, минимизацию усилий, определенный цинизм в мировоззрении» (Волков, 2021. С. 108).
Следует признать, что именно в потребительской культуре находят свое выражение основные ценностные детерминанты большинства молодежи. Но наряду с этим, именно в сфере потребления можно обнаружить обширные ресурсы для экологизации сознания и поведения молодых людей. Появление экологичных брендов одежды, мода на отказ от изделий из меха и кожи, внедрение экологичных трендов в сферу продажи техники и аксессуаров - все это во многом ориентировано на спрос со стороны молодежи и демонстрирует постепенное развитие экологических потребительских практик, воспроизводство которых благотворно влияет на укрепление ценностного компонента в сознании.
И хотя креативные экологические потребительские и иные ценности редко связаны исключительно с экологическим целеполаганием, их не следует воспринимать с позиций классического антропоцентризма как антипод концепту экологизма, ибо, поскольку они, вместе с тем, еще и фундаментально рациональны, то и нацелены на развитие у личности твердых убеждений в необходимости осуществления ею субъектной роли в гармонизации экосоциальных отношений. К таким результатам в формировании социальных ориентаций молодого поколения россиян апеллируют как императивы Конституции Российской Федерации, так и положения, содержащиеся в программных государственно-правовых документах: «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
В данной связи весьма нетривиальным представляется обоснование роли системы современного высшего образования в формировании экологической компоненты социального поведения молодых россиян. На неотложность принятия мер, адекватных вызовам современного этапа модернизации, в этом направлении обращают внимание результаты научных проектов последних лет.
В частности, исследование, посвященное выявлению паттернов экологического поведения молодежи Юга России, показало, что к главным из барьеров, препятствующих решению проблемы формирования и развития экологического поведения современной молодежи, согласно исследованию мнения самих молодых людей и их преподавателей, можно отнести административный барьер в различных его ипостасях. У студентов в этой связи лидирующую позицию заняла переменная «отсутствие продуманной государственной политики» (47,56 %), а у преподавателей - «отсутствие системы и преемственности экологического обучения между уровнями образования» (79,75 %) (Захарова, 2022. С. 113).
Междисциплинарность, в содержательном поле которой сегодня принято подходить к решению экологических проблем, характерна и для образовательной сферы, поэтому координация образовательных институтов, методик и стратегий выступает важным условием экологизации образовательной сферы как фактора социально-экономического развития страны. В данной связи мы солидарны с позицией Р. В. Опарина, обосновавшего диалектику взаимосвязи образования и экологической проблематики следующим образом: «Система образования должна иметь экологический характер уже потому, что междисциплинарный состав экологических знаний оказывает влияние на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания. Содержание экологического образования реализуется через межпредметные связи и основывается на системе научных идей, закладываемых в соответствующие учебные предметы: развитие и целостность природы в сфере жизни, изменение природы в процессе труда; влияние среды на здоровье человека; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности; оптимизация взаимодействия в системе "природа -государство - общество - человек"» (Опарин, 2009. С. 205).
Если обратиться к результатам упоминавшегося выше исследования, увидим, что с подобными утверждениями в целом солидарны как студенты, так и преподаватели вузов, однако обе группы убеждены, что в реальности современная система высшего образования не формирует экологическую культуру у молодого поколения, или же лишь отчасти уделяет должное внимание экологическому воспитанию посредством
проведения точечных акций, иногда даже не связанных между собой на платформе комплексного подхода к планированию образовательно-воспитательных мероприятий.
Парадоксально, что несмотря на то, что в вузах преподаются дисциплины экологической направленности, на уровне высшего профессионального образования экология не входит в федеральный компонент общеобязательных дисциплин. Само по себе это мало соответствует как новым компетентностным требованиям, предъявляемым государственной образовательной стратегии, так и, собственно, острым вызовам кризисной экологической реальности. В частности, в вузах, включенных в программу приводимого здесь исследования, в зависимости от профиля подготовки читаются курсы инженерной экологии, концепции современного естествознания, экология территорий, в которых практически не уделяется место экологическим ценностям и этическим аспектам, содержание курсов сосредоточено на философских основаниях естественнонаучных теорий, нормативно-правовом регламентировании экологической сферы и т. д.
Вместе с тем в студенческом сообществе присутствует запрос на экологизацию. Так, респонденты считают, что вуз должен реализовывать не только основную программу экологического образования (47,56 %), но и дополнительную (31,14 %), независимо от направления подготовки. С данным мнением согласны и преподаватели (Захарова, 2022. С. 111).
Помимо административного барьера, молодые люди также говорят о том, что повышению активности участия в экологических практиках препятствуют проблемы с экологической инфраструктурой. Получается, что даже если учебное заведение справляется с функцией воспитания комплекса экологических ценностей молодежи, их буквально бывает негде применить - отсутствует стабильно функционирующая система пунктов для сдачи вторичного сырья для переработки, раздельный сбор мусора на практике оборачивается имитационными практиками и т. д. Одним из самых дестабилизирующих факторов, в особенности в регионах, является нарушение системности в развитии и инфраструктурных компонентов экологических практик. Некоторые из них дают возможность реализовать экологические ценностные позиции, приучают людей, в большинстве своем - молодежь, чувствительную к инновациям и неравнодушную к экологическим мотивам деятельности, - к экологичному стилю жизни, но затем нередко следует ряд факторов, дестабилизирующих основы системы ценностей. У общественной организации, выигравшей грант на развитие системы вторичной переработки, заканчивается срок финансирования, и она прекращает свою деятельность, а где искать альтернативы - неизвестно; беспрестанно меняются подрядчики в сфере предоставления услуг по вы-
возу мусора и обслуживанию контейнеров для раздельного сбора; при принятии решения о покупке электрокара автоматически возникает проблема доступности заправок; экологичные продукты становится нерентабельно производить без субсидий и поддержки со стороны государства, и т. д. - подобные факторы имеют чрезвычайно негативное воздействие на систему ценностей молодого человека, так как нивелируют уже зародившуюся готовность к экологическим действиям, возбуждая вместо этого чувство разочарования или протеста.
Указанные проблемы актуализируют тему комплексного подхода к решению задач экологизации культуры и поведения молодежи, поскольку усилия одного из социальных институтов в этом направлении будут эффективными лишь при корреспондировании их усилиям других институтов. К примеру, сфера образования обладает значительными ресурсами и возможностями в сфере воспитания комплекса экологических ценностей молодого человека, однако, выходя за пределы учебного заведения, человек нуждается в воспроизведении экологических императивов в деятельности государственных органов, в сфере производства, межличностной коммуникации, потребления, досуга, рекреации. В обратном случае, интерес и обеспокоенность вокруг экологической тематики могут остаться в статусе оценочно-декларируемых, так и не оформившись в конкретную деятельность, или, что еще более пагубно, переродившись в деформацию экологического сознания.
Заключение. Результаты современных социологических исследований выявляют дефицит институционального влияния на процесс формирования экологических ценностей и мотивирования включенности молодых россиян в экологически ориентированные практики. При наличии реального запроса у молодежи на участие в экоориентированных практиках это обусловливает переферийное положение экологических ценностей в структуре ее социальных ориентаций. Остро возрастает востребованность к усилению роли прежде всего вузовской системы образования в концептуальном обновлении структуры учебных планов и программ в сторону практической реализации экологических императивов, закрепленных в нормативно-правовой базе Российской Федерации, для обеспечения компетентностной оснащенности студенчества как фактора достижения целей национального развития на пути модернизации всех сфер жизнедеятельности российского социума.
Литература
Волков Ю. Г. Российское общество в XXI веке: личностное измерение социального развития / Ю. Г. Волков. - Москва: Об-
References
Volkov Yu. G. (2021) Russian society in the XXI century: the personal dimension of social development / Yu. G. Volkov. - Moscow: Rusains
щество с ограниченном ответственностью «Русайнс», 2021. - 104 с. - ISBN 978-54365-8970-1. - EDN KFCDSE.
ВЦИОМ. Россияне стали больше думать об экологии, но не готовы жертвовать своим комфортом ради природы. - 19 августа. - 2020. -URL: https://www.asi.org.ru/news/2020/08/19/ vtsiom-ekologiya (дата обращения: 10.12.2022)
Захарова В. А. Экологическое поведение современной молодежи: общероссийские и региональные тенденции / В. А. Захарова. -Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. - 280 с. - ISBN 978-5-466-01486-0. - EDN AYLMAK.
Опарин Р. В. Экологическое образование как ведущий принцип современного личност-но-ориентированного образования / Р. В. Опарин // Мир науки, культуры, образования. -2009. - № 4(16). - С. 204-206. - EDN KZPCVB.
Limited Liability Company. - 104 p. - ISBN 9785-4365-8970-1.
VTSIOM. (2020) Russians began to think more about ecology, but are not ready to sacrifice their comfort for the sake of nature. - August 19. -URL: https://www.asi.org.ru/news/2020/08/19/ vtsiom-ekologiya (date of application: 10.12.2022).
Zakharova V. A. (2022) Ecological behavior of modern youth: all-Russian and regional trends / V. A. Zakharova. - Moscow: Rusains Limited Liability Company. - 280 p. - ISBN 978-5-46601486-0.
Oparin R. V. (2009) Ecological education as the leading principle of modern personality-oriented education / R. V. Oparin // The world of science, culture, education. - № 4(16). - Pp. 204206.
Для цитирования: Магомедов М. Г. Экологические ценности в структуре социальных ориентаций российской молодежи // Гуманитарий Юга России. - 2022. - Т. 11. -№ 6(58). - С. 137-144. Б01 10.18522/2227-8656.2022.6.7 EDN БВВТО
История статьи:
Поступила в редакцию - 26.08.2022 г. Получена в доработанном виде -14.10.2022 г. Одобрена - 27.10.2022 г.
Сведения об авторе Магомедов Магомед Гасанханович
Information about author
Magomed G. Magomedov
Доктор социологических наук, профессор, проректор по социальным вопросам Донского государственного технического университета, председатель Первичной профсоюзной организации работников ДГТУ 344006, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1, e-mail: srasto@mail.ru
Doctor of Sociological Sciences, professor, Vice-Rector for Social Affairs of the Don State Technical University, Chairman of the Primary Trade Union Organization of DSTU Employees
344006, Rostov-on-Don, Gagarin Square, 1, e-mail: srasto@mail.ru