Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЛГОГРАДСКОГО РЕГИОНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЛГОГРАДСКОГО РЕГИОНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экополитика / экопроблемы / экологический рост / Волгоградская область / environmental policy / environmental problems / environmental growth / Volgograd region

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кобушко О.В., Шипулина Д.И.

В статье представлены основные теоретические моменты экологической политики, на основе статистических данных проведен анализ экологической политики Волгоградской области, на основе него выявлены проблемы и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кобушко О.В., Шипулина Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL PROBLEMS VOLGOGRAD REGION AND WAYS TO SOLUTION THEM

The article presents the main theoretical points of environmental policy, based on statistical data, an analysis of the environmental policy of the Volgograd region is carried out, based on it, problems are identified and ways to solve them are proposed.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЛГОГРАДСКОГО РЕГИОНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 504.06 Кобушко О.В., Шипулина Д.И.

Кобушко О.В.

студент

Волгоградский государственный университет (г. Волгоград, Россия)

Шипулина Д.И.

студент

Волгоградский государственный университет (г. Волгоград, Россия)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЛГОГРАДСКОГО РЕГИОНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация: в статье представлены основные теоретические моменты экологической политики, на основе статистических данных проведен анализ экологической политики Волгоградской области, на основе него выявлены проблемы и предложены пути их решения.

Ключевые слова: экополитика, экопроблемы, экологический рост, Волгоградская область.

С момента своего появления в конце 1980-х годов экологическая политика зарекомендовала себя как центральный ориентир для многих ученых, работающих в данной области. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Методика исследования: анализ источников литературы, математического исчисления, табличный и графический методы.

Сущность этого многогранного и разнообразного теоретизирования, как отмечают некоторые учёные1, сложно свести к нескольким ключевым

1643

положениям. Однако в исследованиях экологической политики постоянно возникают две темы (рисунок 1):

роль экономического развития в снижении воздействия на окружающую среду;

уменьшение полномочий национального государства и

растущая роль негосударственных субъектов в разработке и осуществлении экологического регулирования.

Рисунок 1. Направления экологической политики.

Источник: составлено автором по: Васильева, М. И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды: опыт правового моделирования // Законодательство и экономика. - 2022. - № 2. - С. 8-18., Пономарев, М. В. Экологическая политика России и административная реформа // Законодательство и экономика. - 2020. - № 4. - С. 83-95.

- роль экономического развития в снижении воздействия на окружающую среду,

- уменьшение полномочий национального государства и растущая роль негосударственных субъектов (например, неправительственных организаций, международных неправительственных организаций, международных организаций, корпораций и экспертных сетей) в разработке и осуществлении экологического регулирования.

Ранние работы ученых в области экологической политики2 в первую очередь изучали взаимосвязь между экономическим ростом и экологическими проблемами, выделяя, что страны с развитой рыночной экономикой демонстрируют признаки разделения использования ресурсов и экономического роста.

Считалось, что экономический прогресс связан со снижением давления на окружающую среду за счет новых более чистых технологий и изменения

1644

моделей потребления, что, в свою очередь, означало, что экономический рост мог иметь благоприятные последствия для окружающей среды. Сторонники данного направления утверждают, что эволюция рыночной экономики, а не вмешательство государственной политики, объясняет большую часть улучшений в экологических показателях, наблюдаемых в последние годы. В конечном счете, основное ожидание от экологической политики будет заключаться в том, что экономический рост, а не государственное регулирование, связан с лучшими экологическими последствиями.

Это не означает, что теории в области экономической политики твердо верят в способность рынка решать экологические проблемы. Скорее всего, рынок воспринимается как более мощное средство, чем государство, в снижении негативного воздействия общества на окружающую среду.

Отсюда следует, что экологическая национальная политика, по крайней мере, при определенных обстоятельствах, будет выходить за рамки простой легитимации спроса на рынке. Государство имеет возможность сделать это, и что такая политика способна улучшить экологические показатели рынка и общества.

Анализ целей и результатов реализации экологической политики в Волгоградской области будет строиться на основе данных Росгидромет3.

Проанализируем результаты реализации экологической политики в Волгоградской области. Далее проанализируем тенденции изменений загрязнения атмосферного воздуха России (таблица 1).

1645

Таблица 1. Тенденция изменений показателей экологической политики в Волгоградской области за период 2018-2022 гг.

Загрязняющее вещество Тенденция средних за год концентраций, %

Взвешенные вещества -19

Диоксид азота -8

Оксид азота -9

Диоксид серы 0

Оксид углерода -18

Бенз(а)пирен -24

Формальдегид +4

Источник: составлено автором по: Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в российской федерации за 2022 год [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.meteorf.gov.ru/upload/iblock/f54/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0% ББ%В 1 %80%202022_,Ж00/с^,Ж0%В0%20,Ж 1 %81 ,Ш0%В0,Ж0%В9,Ш 1 %82%20,Ж0%Л0,Ш0%ВЕ,Ш 1 %81 %D0%B3%D0%B8%D0%B4%D 1 %80%D0 %BE%D0%BC%D0%B5%D 1 %82%D0%B0_180823.pdf.

В целом взвешенные вещества в атмосферном воздухе Волгоградской области снизились за 2022 год на 19%. Диоксид азота снизился на 8%, оксид азота на 9%, оксид углерода на 18%, бензапилен на 24%. Рост наблюдается только у формальдегида, но его класс опасности минимальный, поэтому изменение не существенно. Диоксид серы в атмосферном воздухе Волгоградского региона остался неизменным. Факты снижения показателей свидетельствуют о проводимой работе по экологической политике региона.

Приведем общую оценку уровня загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах Волгоградской области (рисунок 2).

1646

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

среднее значение верхнее значение

У

^ У

^ ^ ^ ж #

3 ^ О* ^ **

Рисунок 2. Тенденция изменений средних за год концентраций загрязняющих веществ в Волгоградской области за период 2018-2022 гг. Источник: составлено автором по: Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в российской федерации за 2022 год [Электронный ресурс]. Режим доступа:

ИАрБ^А^^^ ше1еог£ gov.ru/upload/ 1ЫосМ54/%В0%9Е%В0%В 1 %В0%В7%В0% ВЕ%В 1 %80%202022_%В0%ВВ%В0%В0%20%В 1 %81 %В0%В0%В0%В9%В 1 %82%20%В0%Л0%В0%ВЕ

Взвешенные вещества в атмосферном воздухе за период 2018-2022 гг. составляли в среднем 96 мкг/м3. Наибольшее значение имеет оксид углерода -среднее 812 мкг/м3 при максимальном 6303 мкг/м3.

Далее проведем анализ загрязнения почвы в Волгоградском регионе (рис. 3).

Допустимое загрязнение почвы характерно для 86,7% территории Волгоградской области, умеренная опасная зона наблюдается у 9,2% и опасная у 4,1%.

1647

■^хтуспшая Ш ищи

■ умеренно опасная

Рис. 3. Доля обследованных в 2013-2022 гг. населенных пунктов Волгоградской

области, почвы которых относятся к разным категориям загрязнения. Источник: составлено автором по: Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в российской федерации за 2022 год [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www. meteorf. gov.ru/upload/ iblock/f54/%D0%9E%D0%B 1 %D0%B7%D0% BE%D 1 %80%202022_%D0%BD%D0%B0%20%D 1 %81 %D0%B0%D0%B9%D 1 %82%20%D0%Л0%D0%BE%D 1 %81 %D0%B3%D0%B8%D0%B4%D 1 %80%D0 %BE%D0%BC%D0%B5%D 1 %82%D0%B0_180823.pdf

Результаты исследования: анализ основных показателей экологии -атмосферного воздуха и почвы было выявлено в целом улучшение показателей в годы реализации экологической политики Волгоградской области, но есть недоработки, которые нуждаются в корректировке.

Экологическая политика в Волгоградской области является основным рычагом воздействия на улучшение ситуации с защитой и поддержанием окружающей среды. Важным условием укрепления экологической повестки в регионе является повышение экологической культуры среди населения и укрепление экологической осознанности. Все отчетливее появляется запрос не просто на благоприятную окружающую среду, но и прямое участие в ее формировании не только посредством физической вовлеченности, но и интеллектуальной.

1648

Большинство развитых стран пережили быстрое и всеобъемлющее расширение законодательных правил в сфере окружающей среды. Это развитие началось в конце 1960-х годов и представляет собой постепенное накопление нормативных мер, возникающее в результате регулирования набора экологических проблем, происходящих как внутри национальных границ, так и за их пределами. В течение того же периода наблюдается постепенное снижение остроты некоторых экологических проблем (обычно промышленного роста из точечных источников), в то время как другие проблемы (обычно связанные с диффузными источниками и, таким образом, жизнью) являются более устойчивыми.

Политика и регулирование являются ключевыми инструментами, с помощью которых Волгоградская область может решать экологические проблемы. Уровень, на котором региональная политика способна противодействовать деградации окружающей среды, позволяет лучше понять роль региона в этой проблеме.

Предполагаем, что издание нормативных актов является мерой, которая может быть использована регионом для решения экологических проблем, но развитие экологической политики является одним из наиболее важных инструментов, которые есть в Волгоградской области.

Вторая тема в области экономической политики в Волгоградской области вращается вокруг снижения роли региона как источника экологических реформ. Подход основан на скептическом мнении в способности правительства решать проблемы деградации окружающей среды4. Вместо этой теории основное внимание уделяется новым формам управления, таким как государственно-частное партнерство, корпоративная ответственность и добровольные инструменты регулирования, в которых регион является лишь одним из многих участников энергетических сетей.

С этой точки зрения принятие экологических норм в рамках Волгоградского региона может сопровождаться или способствовать рыночному улучшению экологических результатов, а не служить прямым определяющим

1649

фактором экологических показателей эффективности экологической политики региона. Однако в целом подход прогнозирует слабое или даже несуществующее влияние вмешательства регионального регулирования на экологические проблемы.

Более поздняя дискуссия на тему экологической политики и управления касается возможности возникновения экологического государства (или иногда «зеленого государства» или «экогосударства»5). Такое государство можно понимать как аналог государства всеобщего благосостояния в том смысле, что государство использует свои регулирующие, организационные, генерирующие знания и перераспределяющие возможности для решения проблем внешней экстернализации окружающей среды.

Учитывая то, что государство всеобщего благосостояния когда-то возникло как ответ на проблему экстернализации социальных издержек, ученые полагают, что возникшее экологическое состояние можно наблюдать в основных причинах, и приводят следующие условия в стране как ответ на проблему экстернализации экологических издержек.

Современные регионы имеют обширную систему муниципального управления окружающей средой и комплексный набор экологических правил и политики, привлекают значительные ресурсы в области экологических исследований и мониторинга, облагают налогами в сфере окружающей среды, а также обращают внимание на ресурсы для создания экологических объектов.

Ключевое понятие в экологической политике Волгоградской области заключается в том, что регион играет свою роль в решении проблем внешних воздействий. То есть рассматривает регион (при определенных обстоятельствах) как способное и желающее решить проблемы окружающей среды.

Признавая, что фундаментальное противоречие между экологическими требованиями и экономическим ростом Волгоградской области накладывает весьма ощутимые ограничения на способность региона решать экологические проблемы. Подход при этом считает, что сочетание правил и политики

1650

«зеленого» управления, и более экологически мыслящая общественность может выработать достаточно мощную политическую реакцию, чтобы оказать заметное влияние на решение многих экологических проблем в Волгоградской области.

Вывод: анализ основных показателей экологии - атмосферного воздуха и почвы было выявлено в целом улучшение показателей в годы реализации экологической политики Волгоградской области, но есть недоработки, которые нуждаются в корректировке. Предполагаемые мероприятия: совершенствование нормативно-правового регулирования и развитие концепции «зеленого» государства в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. 2007 г. объявлен «годом экологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/news/689041/ (дата обращения: 02.12.2023);

2. Акимова, Т.А. Переход неизбежен // Экология и жизнь. - 2021. - № 2. -С. 18-23;

3. Аксененок Г.А., Иконицкая И.А., Краснов Н.И. Общая теория советского земельного права / отв. ред. Г. А. Аксененок и др. - М., 2023. - 201с;

4. Васильева, М.И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды: опыт правового моделирования // Законодательство и экономика. - 2022. - № 2. - С. 8-18;

5. Зотов, В.Д. Глобальная экологическая политика - категорический императив XXI века // Соц.-гуманитар. Знания. - 2019. - № 6. - С. 3-20;

6. Иванов О.П. Основные направления реформирования современной природно-ресурсной политики России // Использование и охрана природных ресурсов в России. - №3. - 2021. - С. 40-45;

7. Костин, А.И. Ресурсы и политика в условиях глобализации // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 12, Полит. науки. - 2022. - № 2. - С. 52-63;

1651

8. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в российской федерации за 2022 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.meteorf.gov.ru/ (дата обращения: 02.05.2024);

9. Пономарев, М.В. Экологическая политика России и административная реформа // Законодательство и экономика. - 2020. - № 4. - С. 83-95;

10. Указ Президента России от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 02.05.2024)

Kobushko O. V., Shipulina D.I.

Kobushko O.V.

Volgograd State University (Volgograd, Russia)

Shipulina D.I.

Volgograd State University (Volgograd, Russia)

ECOLOGICAL PROBLEMS VOLGOGRAD REGION AND WAYS TO SOLUTION THEM

Abstract: the article presents the main theoretical points of environmental policy, based on statistical data, an analysis of the environmental policy of the Volgograd region is carried out, based on it, problems are identified and ways to solve them are proposed.

Keywords: environmental policy, environmental problems, environmental growth, Volgograd region.

1652

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Васильева, М.И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды: опыт правового моделирования // Законодательство и экономика. - 2022. - № 2. - С. 8-18.; Пономарев, М.В. Экологическая политика России и административная реформа // Законодательство и экономика. - 2020. - № 4.- С. 83-95;

2 Зотов, В.Д. Глобальная экологическая политика - категорический императив XXI века // Соц.-гуманитар. Знания. - 2019. - № 6. - С. 3-20.; Костин, А. И. Ресурсы и политика в условиях глобализации // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 12, Полит. науки. - 2022. - № 2. - С. 5263;

3 Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в российской федерации за 2022 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.meteorf.gov.ru/upload/iblock/f54/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80% 202022_%D0%BD%D0%B0%20%D 1 %81 %D0%B0%D0%B9%D 1 %82%20%D0%A0%D0%BE %D1%81%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B 0_180823.pdf;

4 Акимова, Т.А. Переход неизбежен // Экология и жизнь. - 2021. - № 2. - С. 18-23;

5 Аксененок Г.А., Иконицкая И.А., Краснов Н.И. Общая теория советского земельного права / отв. ред. Г.А. Аксененок и др. - М., 2023. - 201с

1653

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.