УДК 62
Фатчева А.Ю.
Тюменский индустриальный университет (г. Тюмень, Россия)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТЕ ВЕРТОЛЕТНОЙ ТЕХНИКИ
Аннотация: процесс эксплуатации и ремонта вертолетной техники сопровождается взаимным деструктивным воздействием летательных аппаратов (ЛА) и окружающей среды. Качество среды, которое понижается в результате эксплуатации авиационной техники, ускоряет процесс ухудшения конструкционных показателей качества летательных аппаратов.
Ключевые слова: вертолетная техника, топливо, экологическая безопасность.
Быстрый рост технологий и их влияние на окружающую среду требует глобального подхода к решению проблемы сохранения экологического баланса.
В России на современном этапе существует острая проблема загрязнения атмосферы от передвижных источников, что обусловливает необходимость организации эффективного контроля за действием предприятий всех отраслей и сфер деятельности и разработки эффективных мер снижения их негативного влияния на окружающую среду [1, с.299].
Международные стандарты КО 9000:2000, 150 9001:2000 и 1БО 9004:2000, их российские аналоги ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р И СО 90012001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 и другие, содержат соответствующие требования к системам управления окружающей средой. Для их реализации в Российской Федерации (РФ) принят ряд законодательных актов: Указ Президента РФ о концепции перехода к устойчивому развитию, Законы «О защите прав потребителей», «О лицензировании отдельных видов
деятельности», «Об охране окружающей природной среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе» и другие.
«Воздушный кодекс РФ» определяет требования к охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, в том числе, при эксплуатации и ремонте гражданской авиационной техники (АТ), которые обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти и должны определяться федеральными авиационными правилами.
В то же время, в Федеральных авиационных правилах (ФАП) по сертификации предприятий по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р) АТ практически отсутствуют требования по наличию в их структуре эффективных механизмов управления экологической безопасностью. В определенных Федеральной Авиационной Службой (ФАС) основных принципах и направлениях формировании и развития системы ТО и Р, в научных работах по вопросам обеспечении безопасности полетов, авиационной безопасности, функциональной структуры Центров ТО и Р, управления эффективностью и качеством на предприятиях гражданской авиации (ГА) не нашли отражения вопросы повышения эффективности управления системами экологической безопасностью при ТО и Р АТ. В составе нормативной базы по сертификационным требованиям вопросы обеспечения экологической безопасности не выделены в виде отдельных самостоятельных документов [2].
Для устранения или уменьшения до безопасных уровней вредного влияния производственных факторов организации и предприятия ГА, осуществляющие ТО и ремонт АТ, обеспечивают внедрение защитных устройств, создание санитарных охранных зон, рассредоточение объектов, обладающих вредным воздействием на окружающую среду, разработку внутренних документов по правилам обращения с токсичными материалами, опробования двигателей, работы с радиолокаторами.
Запрещается размещать на почве, закапывать в землю или распылять радиоактивные вещества, ядохимикаты, стравливать в атмосферу токсичные газы, сливать на почву (в сточные канавы), в воду (при эксплуатации
гидросамолетов, палубных вертолетов) пробы, отходы и остатки кислот, электролита, других токсичных и агрессивных жидкостей, а также нефтепродукты, их отходы, другие вещества, указанные в соответствующих нормативных документах.
Химикаты и агрессивные жидкости обезвреживают или утилизируют в соответствии с действующими санитарными правилами. Сливаемые отработанные нефтепродукты собирают в емкости, располагаемые на МС и плотах. В акваториях гидроаэродромов устанавливают нефтеловушки.
Мойка, дегазация и дезактивация ВС (воздушное судно) разрешается только на специальных площадках, оборудованных устройствами для сбора и удаления (смыва) отходов. После мойки и дегазации ВС, занятых на авиахимработах, отходы подлежат нейтрализации. Мыть гидросамолеты на воде с применением бензина и химических средств запрещается.
Проверку работоспособности и правильности функционирования радиолокационной аппаратуры ВС на аэродроме выполняют при таком направлении ее излучений, которое исключает вредное воздействие на людей и природную среду, а при проверках в зданиях максимально экранируют излучения.
При эксплуатации изотопных приборов необходимо исключать возможность облучения людей, а также попадание ионизирующих материалов в отходы. Порядок получения, учета, хранения и перевозки источников ионизирующих излучений регламентируется санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений.
Опробование газотурбинных двигателей допускается только на специально оборудованных для этого площадках. Техническое оснащение и подготовка таких площадок определяется соответствующими нормативными документами.
Руководители организаций и предприятий ГА, осуществляющих ТО и ремонт АТ, обязаны оказывать содействие представителям органов санитарного
надзора и контроля природной среды в проведении химических анализов атмосферного воздуха, почвы, воды в ближайших водоемах и стоках, а также при замерах уровней шума и вибрации, доз излучения [3].
Из анализа приведенной информации очевидно, что экологическая проблема в авиации является актуальной. Многие страны и авиакомпании работают над ее решением, устанавливая ограничения на выбросы и занимаясь разработкой новых видов топлива, а также модернизацией двигателей. С увеличением спроса на авиационные перевозки необходимо немедленно обратить внимание на эту проблему и искать новые способы ее решения для сохранения чистоты нашей планеты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Юрчук, А. П. Влияние авиации на окружающую среду и меры по ослаблению негативного воздействия / А. П. Юрчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78715/ (дата обращения: 05.10.2024);
2. Феоктитова О.Г. Теоретические основы обеспечения экологической безопасности при техническом обслуживании и ремонте авиационной техники/ О.Г. Феоктистова. — Текст : непосредственный // URL: https://tekhnosfera.com/teoreticheskie-osnovy-obespecheniya-ekologicheskoy-bezopasnosti-pri-tehnicheskom-obsluzhivanii-i-remonte-aviatsionnoy-teh;
3. Приказ Минтранса РФ от 20.06.1994 N ДВ-58 (ред. от 30.11.1995) Об утверждении Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России.
Fatcheva A.Yu.
Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia)
ENVIRONMENTAL PROBLEMS IN OPERATION AND REPAIR OF HELICOPTERS
Abstract: the process of operation and repair of helicopter equipment is accompanied by mutual destructive effects of aircraft and the environment. The quality of the environment, which decreases as a result of the operation of aviation equipment, accelerates the process of deterioration of the structural quality indicators of aircraft.
Keywords: helicopter technology, fuel, environmental safety.