Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТЕ ВЕРТОЛЕТНОЙ ТЕХНИКИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТЕ ВЕРТОЛЕТНОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вертолетная техника / топливо / экологическая безопасность / helicopter technology / fuel / environmental safety

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Фатчева А. Ю.

Процесс эксплуатации и ремонта вертолетной техники сопровождается взаимным деструктивным воздействием летательных аппаратов (ЛА) и окружающей среды. Качество среды, которое понижается в результате эксплуатации авиационной техники, ускоряет процесс ухудшения конструкционных показателей качества летательных аппаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Фатчева А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL PROBLEMS IN OPERATION AND REPAIR OF HELICOPTERS

The process of operation and repair of helicopter equipment is accompanied by mutual destructive effects of aircraft and the environment. The quality of the environment, which decreases as a result of the operation of aviation equipment, accelerates the process of deterioration of the structural quality indicators of aircraft.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТЕ ВЕРТОЛЕТНОЙ ТЕХНИКИ»

УДК 62

Фатчева А.Ю.

Тюменский индустриальный университет (г. Тюмень, Россия)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТЕ ВЕРТОЛЕТНОЙ ТЕХНИКИ

Аннотация: процесс эксплуатации и ремонта вертолетной техники сопровождается взаимным деструктивным воздействием летательных аппаратов (ЛА) и окружающей среды. Качество среды, которое понижается в результате эксплуатации авиационной техники, ускоряет процесс ухудшения конструкционных показателей качества летательных аппаратов.

Ключевые слова: вертолетная техника, топливо, экологическая безопасность.

Быстрый рост технологий и их влияние на окружающую среду требует глобального подхода к решению проблемы сохранения экологического баланса.

В России на современном этапе существует острая проблема загрязнения атмосферы от передвижных источников, что обусловливает необходимость организации эффективного контроля за действием предприятий всех отраслей и сфер деятельности и разработки эффективных мер снижения их негативного влияния на окружающую среду [1, с.299].

Международные стандарты КО 9000:2000, 150 9001:2000 и 1БО 9004:2000, их российские аналоги ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р И СО 90012001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 и другие, содержат соответствующие требования к системам управления окружающей средой. Для их реализации в Российской Федерации (РФ) принят ряд законодательных актов: Указ Президента РФ о концепции перехода к устойчивому развитию, Законы «О защите прав потребителей», «О лицензировании отдельных видов

деятельности», «Об охране окружающей природной среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе» и другие.

«Воздушный кодекс РФ» определяет требования к охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, в том числе, при эксплуатации и ремонте гражданской авиационной техники (АТ), которые обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти и должны определяться федеральными авиационными правилами.

В то же время, в Федеральных авиационных правилах (ФАП) по сертификации предприятий по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р) АТ практически отсутствуют требования по наличию в их структуре эффективных механизмов управления экологической безопасностью. В определенных Федеральной Авиационной Службой (ФАС) основных принципах и направлениях формировании и развития системы ТО и Р, в научных работах по вопросам обеспечении безопасности полетов, авиационной безопасности, функциональной структуры Центров ТО и Р, управления эффективностью и качеством на предприятиях гражданской авиации (ГА) не нашли отражения вопросы повышения эффективности управления системами экологической безопасностью при ТО и Р АТ. В составе нормативной базы по сертификационным требованиям вопросы обеспечения экологической безопасности не выделены в виде отдельных самостоятельных документов [2].

Для устранения или уменьшения до безопасных уровней вредного влияния производственных факторов организации и предприятия ГА, осуществляющие ТО и ремонт АТ, обеспечивают внедрение защитных устройств, создание санитарных охранных зон, рассредоточение объектов, обладающих вредным воздействием на окружающую среду, разработку внутренних документов по правилам обращения с токсичными материалами, опробования двигателей, работы с радиолокаторами.

Запрещается размещать на почве, закапывать в землю или распылять радиоактивные вещества, ядохимикаты, стравливать в атмосферу токсичные газы, сливать на почву (в сточные канавы), в воду (при эксплуатации

гидросамолетов, палубных вертолетов) пробы, отходы и остатки кислот, электролита, других токсичных и агрессивных жидкостей, а также нефтепродукты, их отходы, другие вещества, указанные в соответствующих нормативных документах.

Химикаты и агрессивные жидкости обезвреживают или утилизируют в соответствии с действующими санитарными правилами. Сливаемые отработанные нефтепродукты собирают в емкости, располагаемые на МС и плотах. В акваториях гидроаэродромов устанавливают нефтеловушки.

Мойка, дегазация и дезактивация ВС (воздушное судно) разрешается только на специальных площадках, оборудованных устройствами для сбора и удаления (смыва) отходов. После мойки и дегазации ВС, занятых на авиахимработах, отходы подлежат нейтрализации. Мыть гидросамолеты на воде с применением бензина и химических средств запрещается.

Проверку работоспособности и правильности функционирования радиолокационной аппаратуры ВС на аэродроме выполняют при таком направлении ее излучений, которое исключает вредное воздействие на людей и природную среду, а при проверках в зданиях максимально экранируют излучения.

При эксплуатации изотопных приборов необходимо исключать возможность облучения людей, а также попадание ионизирующих материалов в отходы. Порядок получения, учета, хранения и перевозки источников ионизирующих излучений регламентируется санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений.

Опробование газотурбинных двигателей допускается только на специально оборудованных для этого площадках. Техническое оснащение и подготовка таких площадок определяется соответствующими нормативными документами.

Руководители организаций и предприятий ГА, осуществляющих ТО и ремонт АТ, обязаны оказывать содействие представителям органов санитарного

надзора и контроля природной среды в проведении химических анализов атмосферного воздуха, почвы, воды в ближайших водоемах и стоках, а также при замерах уровней шума и вибрации, доз излучения [3].

Из анализа приведенной информации очевидно, что экологическая проблема в авиации является актуальной. Многие страны и авиакомпании работают над ее решением, устанавливая ограничения на выбросы и занимаясь разработкой новых видов топлива, а также модернизацией двигателей. С увеличением спроса на авиационные перевозки необходимо немедленно обратить внимание на эту проблему и искать новые способы ее решения для сохранения чистоты нашей планеты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Юрчук, А. П. Влияние авиации на окружающую среду и меры по ослаблению негативного воздействия / А. П. Юрчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78715/ (дата обращения: 05.10.2024);

2. Феоктитова О.Г. Теоретические основы обеспечения экологической безопасности при техническом обслуживании и ремонте авиационной техники/ О.Г. Феоктистова. — Текст : непосредственный // URL: https://tekhnosfera.com/teoreticheskie-osnovy-obespecheniya-ekologicheskoy-bezopasnosti-pri-tehnicheskom-obsluzhivanii-i-remonte-aviatsionnoy-teh;

3. Приказ Минтранса РФ от 20.06.1994 N ДВ-58 (ред. от 30.11.1995) Об утверждении Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России.

Fatcheva A.Yu.

Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia)

ENVIRONMENTAL PROBLEMS IN OPERATION AND REPAIR OF HELICOPTERS

Abstract: the process of operation and repair of helicopter equipment is accompanied by mutual destructive effects of aircraft and the environment. The quality of the environment, which decreases as a result of the operation of aviation equipment, accelerates the process of deterioration of the structural quality indicators of aircraft.

Keywords: helicopter technology, fuel, environmental safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.