Научная статья на тему 'Экологические проблемы перевалки сыпучих грузов в морских портах'

Экологические проблемы перевалки сыпучих грузов в морских портах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
894
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Огай С.А., Огай А.С., Непейвода В.Г.

Предлагаем вниманию читателей обзор экологических проблем, вызванных перевалкой сыпучих грузов в морских портах. Речь прежде всего пойдет об угольных терминалах, «виновных», как показывает практика, в наиболее масштабных загрязнениях окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические проблемы перевалки сыпучих грузов в морских портах»

Экологические проблемы перевалки сыпучих грузов в морских портах

С.А ОГАЙ, АС. ОГАЙ, В.Г. НЕПЕЙВОДА

Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского

Предлагаем вниманию читателей обзор экологических проблем, вызванных перевалкой сыпучих грузов в морских портах. Речь прежде всего пойдет об угольных терминалах, «виновных», как показывает практика, в наиболее масштабных загрязнениях окружающей среды.

В качестве средств, снижающих распространение угольной пыли, служат ветрозащитные экраны с повышенными качествами ветрогашения. Они состоят из эластичных клапанов, закрепленных на вертикальных и горизонтальных тросах, через которые легко проникают потоки воздуха. Такого рода проницаемые барьеры обеспечивают эффективную защиту грузовых терминалов от ветра, благодаря формирующимся в них восходящим потокам воздуха.

Тем не менее, озабоченность экологов общим состоянием территории, окружающей угольные терминалы, остается.

Общая характеристика проблемы

По своему характеру выбросы в атмосферу разделяют на организованные, отводимые от мест выделения системой газоотводов, и неорганизованные — результат нарушения герметичности их отводов или сдува-ния пылевых частиц потоками воздуха с больших поверхностей груза [1].

В этой публикации предлагаем рассмотреть мероприятия по снижению неорганизованных технологических выбросов, вызванных, в частности, перевалкой угля на грузовых терминалах. Этот вид запыленности является наиболее масштабным. В силу разных причин, в том числе технологических и экономических, борьба с этим явлением в портах, непосредственно в местах перевалки грузов еще не привела к решению этой актуальной проблемы. Это подтвердили, например, заме-

ры загрязнений в порту Восточный, где практически повсюду отмечено превышение концентрации угольной пыли.

Выводы, сделанные исследователями здесь и в других местах, еще раз подтвердили необходимость установки на наветренной и подветренной сторонах терминалов ветрозащитных и пылезащитных экранов [2].

В Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского имеются апробированные наработки ветрозащитных устройств для плавучих доков, установка которых позволяет снизить ветровые потоки в их внутрибашенном пространстве. Современные мягкие материалы, стойкие к атмосферному воздействию и не поддерживающие горение, используемые для изготовления экранов, позволяют успешно эксплуатировать изделия в течение 10-15 лет.

Именно так было обустроено укрытие одного из причалов названного нами порта Восточный, где для решении проблемы устранения запыленности угольного терминала при погрузочных работах руководствовались рекоменда-

Рис. 1. Конструктивная схема и принцип действия проница емого композитного экрана

циями японской компании «Ниппон Конвейер Ко. ЛТД» [3] , в основе которых вывод: «нет ветра — нет запыленности».

Продувки композитного ветрозащитного экрана на специальной аэродинамической установке позволили получить визуализацию ветровых потоков за экраном и измерить скорости потоков. Результат подтвердил эффективность описанных выше барьеров, поставленных на пути ветровой эрозии [4].

Из чего они сделаны?

Конструкция проницаемого ветрозащитного экрана имеет небольшую массу, относительно дешева, проста и надежна в эксплуатации. Экран представляет собой композитное полотнище, состоящее из отдельных клапанов 1, имеющих трапециевидную форму в плане и изготовленных из эластичного материала (рис. 1). Клапаны закреплены на горизонтальных и вертикальных связях (канатах). Каждый прикреплен своей нижней кромкой к горизонтальной связи 2 и боковыми кромками — к вертикальным связям 3. Под воздействием ветрового напора свободная верхняя и более длинная кромка каждого клапана (по сравнению с закрепленной нижней кромкой) расправляется и образует отверстие в полотнище, через которое проникает ветровой поток. Здесь он поворачивает и направляется вверх.

Проницаемость композитного экрана позволяет частично разгрузить конструкцию от давления ветра. Материал его клапанов имеет покрытие, стойкое к атмосферному воздействию, что позволяет использовать устройство на протяжении всего года и даже в суровые зимы, когда температура воздуха достигает -30°С. Кроме того, материал клапанов не опасен при производстве сварочных и огневых работ, так как не поддерживает горение.

Рис. 2. Модель проницаемого композитного экрана: а) вид клапана сверху; б) общий вид экрана

Рис. 3. Расположение модели в установке

а) позиционирование анемометра по отношению к модели;

б) общий вид модели

Что показал эксперимент

Экспериментальные исследования ветрозащитных качеств проницаемого композитного экрана, изменяющего направление потока, проводились с целью получения зависимостей для границ ветровой тени за экраном от скорости набегающего потока и его геометрических параметров.

Исследования проводились на моделях (рис. 2) в специально спроектированной и построенной установке. Выборочно полученные результаты проверялись сопоставлением с аналогичными параметрами на натурном образце в плавучем доке.

Установка для измерения скоростей ветровых потоков за проницаемым ветрозащитным экраном состояла из вентилятора, набора спрямляющих решеток и открытой в верхней части рабочей камеры. В процессе эксперимента изменялась скорость ветрового по-

тока и угол наклона экрана к горизонту. Скорость воздушного потока в выбранных точках фиксировалась с помощью цифрового переносного анемометра и термоанемометра. Эксперимент проводился при скоростях воздушного потока 3-8 м/с. Всякий раз они зависели от изменений площади проходного сечения вентилятора.

Была выполнена серия измерений за непроницаемой и проницаемой моделями при их вертикальной установке, а также при наклонах в 15о. Модели располагались между стенками камеры установки вплотную (рис. 3). Измерения производились в плоскости симметрии рабочей части камеры. Позиционирование датчиков для измерения скорости воздушного потока осуществлялось координатором. Вертикальное положение измерителей фиксировалось с помощью ползуна на специальной штанге.

Размеры и скорости обдувания моделей были определены исходя из динамического подобия по критерию Фруда (Бг) в предположении, что на картину воздушного потока за ветрозащитным экраном основное влияние оказывают массовые силы:

L= f да V», g).

Размеры клапанов модели выбраны из условия сохранения коэффициента проницаемости экрана, равного 0,65.

Максимальная относительная погрешность экспериментальных измерений составила 10,2%. Замеры поля скоростей в трубе без модели показали равномерность инициирующего потока. Среднее квадратичное отклонение скорости потока лежит в пределах трех сигм.

Для анализа и сравнения результатов эксперимента введены понятия ветровой тени и зоны комфортности. Предложено точку перегиба на эпюре экспериментально полученных скоростей принимать как границу ветровой тени, которая четко может быть зафиксирована (рис. 4). Под зоной комфортности понимается зона, в которой скорости ветрового потока не выходят за пределы, устанавливаемые специальными руководящими документами в зависимости от параметров окружающей среды и погодных условий. Предложенная методика использована для определения зоны комфортности за ветрозащитным экраном для зимнего периода в городе Владивостоке.

На основании полученных экспериментальных данных построены графики распределения скоростей воздушного потока в каждом сечении по высоте. На рис. 5а приведены графики скоростей для сечения, отстоящего от экрана на расстоянии, равном его двум высотам, при скорости набегающего потока на экран Ум=3,73 м/с. Пунктирная линия 2 соответствует распределению скоростей потока за непроницаемой моделью, сплошная линия 1 — эпюра скоростей за проницаемым вет-

'////////У///////

Рис. 4. К определению ветровой тени и зоны комфортности

Рис. 5. Эпюра распределения скоростей в сечении и зона комфортности за проницаемым композитным экраном

Рис. 6. Картина поля скоростей в пространстве, защищенном проницаемым экраном

за экраном (рис. 7) свидетельствуют о превышении размеров зоны комфортности по высоте (1,5-2 раза) за проницаемым экраном по сравнению с непроницаемым. Еще большего увеличения размеров ветровой тени удается получить за счет наклона экрана по направлению потока.

Согласно полученным экспериментальным зависимостям при высоте ветрозащитного экрана 10 м зона комфо-

замедлять скорость ветра и тем самым предотвращать распыление угольной пыли. Поэтому установкой ветрозащитного ограждения на наветренной стороне обеспечивается эффективное замедление скорости ветра в пределах угольного склада.

Однако ветрозащитное ограждение, в связи с его характеристикой, не может полностью устранить ветер и рассеивание пыли. Поэтому для получения более высокого эффекта необходимо улавливать ее специальным ограждением на подветренной стороне [2]. Замедляя скорость ветра, устройство вызывает оседание угольной пыли.

Японские специалисты [2] рекомендуют в качестве пылезащитных ограждений использовать специальные перфорированные защитные щиты с коэффициентом защиты близким к 70%.

Авторами выполнен проект мяг-кооболочечных конструкций пылезащитных экранов, способных улавливать частицы угольной пыли. Исследовались непроницаемые, проницаемые и комбиниро-ля; ванные конструкции. Непроницаемые экраны выполняются из тканей в виде сплошных полотнищ, закрепляемых на опорах. Проницаемые экраны имеют на поверхности экрана щелевые отверстия, пропускающие набегающий поток воздуха и изменяющие его направление. Комбинированные экраны состоят из двух видов полотнищ — проницаемых и непроницаемых. Необходимые соотношения площадей этих видов полотнищ в экране устанавливаются опытным путем или исходя из критериев эффективности ветрозащитных экранов.

Один из вариантов конструкции непроницаемого ветрозащитного экрана с пылеуловителем приведен на рис. 8. Экран предназначен, одновременно с ветрозащитой, обеспечивать улавливание и накопление пыли. Он содержит опоры 1, которые соединены между собой несущим тросом 2. К тросу 2 крепится кромка экрана — мягкая оболочка 3, при помощи вертикальных синтетических тросов 4, вплетенных в оболочку экрана 3. Тросы 4 закрепляются на грунте. Линия закрепления тросов 4 смещена от опор 1 в наветренную сторону на расстоянии, обеспечивающем оптимальный угол наклона экрана 3. В нижней части оболочка 3 имеет избыточную длину 5 и кромкой закрепляется на грунте по линии, совпадающей с линией крепления тросов 4. В результате при

розащитным экраном. Крестик показывает верхнюю границу зоны ветровой тени, а точка отображает границу зоны комфортности.

Замеры поля скоростей и сформулированное понятие зоны комфортности позволяют построить границу этой зоны. На рис. 5б показаны границы зон комфортности для проницаемых (сплошные линии) и непроницаемых (пунктирные линии) экранов для Fr=1,35 (точки обозначены кругом), для Fr=1,88 (точки обозначены ромбом) и Fr =3,51 (точки обозначены квадратом).

Полученные картины визуализации (рис. 6) подтверждают резкий поворот потока вверх и формирование ветровой тени со значительно увеличенными вертикальным и горизонтальным размерами по сравнению с тенью от сплошной преграды. При моделировании картин визуализации скорости за моделями соответствовали натурным скоростям от 4 до 20 м/с. Ветровая тень в горизонтальном и вертикальном направлении за проницаемым ветрозащитным экраном имеет большую протяженность, чем за сплошным экраном. В вертикальном направлении зона комфортности за проницаемым экраном значительно превышает размеры соответствующей зоны за непроницаемым экраном. Зафиксированные с помощью шелковинок ветровые потоки

Рис. 8. Непроницаемый пыле-ветрозащитный экран: 1 — опора; 2 — соединительный трос; 3 — оболочка экрана; 4 — трос; 5 — оболочка накопителя пыли; 6 — пылеуловитель; 7 — распорки; 8 — лента ускорите 9, 10 — распорки

ртности, в которой скорость ветра не превышает 3,5 м/с, должна наблюдаться на протяжении 60 м по длине за укрытием и от 10 до 18 м по высоте при условии совпадения направления ветра с диаметральной плоскостью дока.

Конструкции пыле-ветрозащитных экранов

Наибольший эффект ветрогашения при закрытии угольного терминала обеспечивается установкой проницаемых укрытий как с наветренной, так и с подветренной стороны [2]. При этом экраны, устанавливаемые с подветренной стороны, должны выполнять роль пылезащитного ограждения. Как было показано выше, ветрозащитное ограждение обладает большой способностью

Г I

Рис. 7. Картина линий тока за вертикально стоящим проницаемым экраном при скорости набегающего потока 3,73 м/с

ветровом напоре на нижней части экрана образуется накопительная ниша, где будет скапливаться пыль, принесенная ветром и ссыпающаяся с поверхности оболочки 3. Для повышения пылеулавливающего эффекта в верхней части экрана на оболочке 3 по всей длине закреплён мягкий козырёк — пылеуловитель 6, верхняя кромка которого удерживается в расправленном состоянии при помощи полужёстких распорок 7. Распорки выполнены из резинокордных трубок и равномерно раскрепляются по всей длине экрана. Выше пылеуловителя 6 по краю оболочки 3 установлен конусный воздухозаборник, который образуется при помощи ленты 8, закреплённой по всей длине экрана при помощи резинокордных трубок 9, 10, имеющих разную длину.

Ветровой поток набегает на экран и скользит по его поверхности. Вместе с потоком на экран попадают частицы пыли, которые задерживаются пылеуловителем 6, и в моменты безветрия ссыпаются по шторе 3, попадая в накопительную нишу 5. При обтекании экрана ветровой поток поступает в воздухозаборник, где его скорость на выходе увеличивается, и в результате над верхней кромкой экрана образуется струйная завеса — дополнительная преграда воздушному потоку и принесённой им пыли.

Проницаемые пыле-ветрозащитные экраны позволяют снижать ветровые нагрузки на опоры экрана, снижать вихреобразование потока при обтека-

Рис. 10. Место привязки ветрозащитного устройства

нии экрана. Пример такой конструкции представлен на рис. 9. В состав экрана входит оболочка 3 со щелевыми отверстиями 4 по всей ширине экрана, пылеуловитель 5 и накопитель пыли 6. Каждое отверстие 4 закрыто мягкой лентой 7, удерживаемой под углом к оболочке 3 при помощи резинокорд-ных стоек 8.

При обтекании экрана частицы пыли, попадающие на оболочку, проваливаются в отверстия 4 и падают в накопитель 6.

Проект ветрозащитного экрана причала порта Восточный

Результаты экспериментальных исследований и конструктивных проработок были использованы при проектировании ветрозащитного экрана в порту Восточный для защиты экологического причала Морской администрации порта от техногенного воздействия угольной пыли. Проектные работы были выполнены по заказу Морской администрации порта Восточный. Цель проекта — отработать конструк-

Рис. 9. Проницаемый пыле-ветроза-щитный экран.

1 — опора; 2 — соединительный трос; 3 — оболочка экрана; 4 — щелевые отверстия; 5 — пылеуловитель; 6 — пылена-копитель; 7 — ленты; 8 — стойки.

тивные решения, основанные на ветрогашении и пылеулавливании, для их последующего применения на угольном терминале.

Конструктивное решение основано на принципах снижения ветровой эрозии и пылеулавливании, так как известно, что величина частиц рассеивающейся угольной пыли пропорциональна скорости ветра, возведенной во вторую степень, а количество рассеивания пропорционально скорости ветра, возведенной приблизительно в четвертую степень. Поэтому путем подавления скорости ветра можно ограничить пылеобразование и значительно уменьшить количество рассеивания.

Основой конструктивных решений стали композитные мягкооболочные устройства. Ориентация экрана относительно сторон света выбрана в соответствии со среднегодовой розой ветров данной местности (рис. 10).

В предполагаемом месте установки ветрозащиты были взяты пробы грунта и произведен выбор и расчет вантовых и ферменных конструкций, необходимых для установки экрана в рабочее положение.

Проект выполнен для двух вариантов закрытий. Первый включает в себя полное укрытие причала на всем его протяжении, второй обеспечивает частичное закрытие экологического причала Администрации морского порта Восточный.

Разработан конструктивный ряд устройств, которые одновременно являются ветрозащитными экранами и уловителями угольной пыли.

Спроектировано закрытие для причала МАП Восточный, состоящее из металлических стоек и проницаемого композитного полотнища длиной 60 м и высотой 15 м (рис. 11).

Рис. 11. Общий вид ветрозащитного закрытия причала

Для отработки конструктивных элементов полномасштабного укрытия спроектирован натурный макет экрана, устанавливаемый на двух железобетонных опорах. Длина макета 15 м, высота 6 м (рис. 12).

Выводы

Таким образом, накопленный опыт эксплуатации и проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Проницаемые композитные ветрозащитные экраны являются эффективными устройствами для защиты открытых угольных терминалов от ветра.

2. Полученные в результате экспериментальных исследований зависимости для границ ветровой тени и зон комфортности проницаемых ветрозащитных экранов позволяют осуществлять выбор конструктивных параметров экранов.

3. Универсальность мягкооболочеч-ных конструкций позволяет построить эффективные ветро- и пылезащитные экраны для защиты открытых угольных терминалов портов.

Литература

1. Снижение вредного воздействия процессов перегрузки навалочных грузов на

окружающую среду. Отчет по НИР (заключит.) / Южный научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота. — Инв. № 627429. — Одесса, 1990. - 155 с.

2. Техническое предложение № 02-9-020 на поставку защитного ограждения для открытых складов угольного комплекса порта Вос-

точный. Марубени Корпорейшн, Ниппон Конвейер Ко. ЛТД, 1989.

3. А.с. 1595739 (СССР). Ветрозащитное закрытие торца дока/ Огай С.А., Малышкин В.В. — Опубл. 1990.

4. Огай С.А. Ветрозащитные экраны плавучих доков и грузовых терминалов / Огай А.С. — М.: Транспортное дело России, 2005.

ПОДПИСКА НА 2007 ГОД

Стоимость подписки на год 1200руб.

Название компании

ФИО директора

ФИО и должность контактного лица Адрес доставки (фактический)

Тел./факс Юридический адрес

Заполните купон и отправьте его в отдел подписки

по тел./факсу (812) 572-6314

E-mail: trfpodpiska@mail.ru; transportrf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.