Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2
УДК 656.076.2
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО
ТРАНСПОРТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
*
Е. Н. Смирнов , Е. А. Ведерникова Научный руководитель - В. А. Федоров
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Описаны экологические проблемы городского пассажирского транспорта в Красноярском крае. Предложены пути их решения.
Ключевые слова: пассажирский транспорт, экологические проблемы.
ECOLOGICAL PROBLEMS OF THE CITY PASSENGER TRANSPORT OF THE KRASNOYARSK REGION
E. N. Smirnov*, E. A. Vedernikova Scientific superviser - V. A. Fedorov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The environmental problems of urban passenger transport in the Krasnoyarsk Territory are described. Ways to solve them are proposed.
Keywords: passenger transport, ecologicalproblems.
Городской пассажирский транспорт - один из важных факторов обеспечения жизнедеятельности более чем 1300 городских поселений России. Ежедневно он перевозит свыше 120 млн. пассажиров. В Красноярске зарегистрировано 5 муниципальных транспортных предприятий и 107 индивидуальных предпринимателей и коммерческих предприятий, специализирующихся на перевозках пассажиров. Интенсивность передвижения населения в городском транспорте составляет около 450 поездок в год на каждого человека и продолжает увеличиваться. Пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает 85% бытовых поездок населения и является важнейшим составным элементом городской инфраструктуры [1].
В целом, текущее состояние пассажирского транспорта в городе Красноярске не полностью соответствует современной городской инфраструктуре и современным экологическим требованиям. Особое беспокойство вызывают экологические проблемы городского транспорта. В настоящее время среди субъектов Сибирского федерального округа Красноярский край находится на первом месте по количеству выбросов загрязняющих веществ, при этом автотранспорт обеспечивает около 27% от общего объема выбросов [2]. Требуется реформа системы городского транспорта, целью которой является создание эффективной, надежной, экологичной системы городского пассажирского транспорта. Реформа должна носить комплексный характер и затрагивать разные аспекты как самой системы общественного транспорта так и ее инфраструктуры.
Секция «Инновационная экономика и управление»
Снижение загрязнения окружающей среды может быть достигнуто путем перехода на современный вид общественного транспорта, работающего на электроэнергии или гибридных силовых установках. В Красноярске традиционно сильны позиции электротранспорта. По состоянию на 2020 год Красноярский флот пассажирского электротранспорта насчитывает 59 трамваев, 102 троллейбуса [3]. Троллейбусы и трамваи не выбрасывают вредные вещества в атмосферу города, но этот вид транспорта в существующем виде имеет свои недостатки: парк подвижного состава и инфраструктура электротранспорта физически и морально устарели, что существенно ограничивает скорость движения, эффективность использования энергетических мощностей мала из-за утечек энергии вследствие, различных аварийных ситуаций в токоподающих сетях.
Широкое использование личного транспорта является основной причиной заторов на дорогах, поэтому важно обеспечить приоритетное развитие общественного транспорта над индивидуальным транспортом. Общественный транспорт станет конкурентоспособным с автомобилями только тогда, когда его пропускная способность и скорость передвижения увеличатся как минимум вдвое. Это может быть достигнуто за счет внедрения скоростных трамваев, что требует разработки программы развития скоростного трамвая и определения источников инвестиционных ресурсов для выполнения проекта. Вполне возможно, что процесс реализации этого проекта в Красноярске займет не менее 5 лет, когда транспортная ситуация будет в несколько раз сложнее и скоростной трамвай принесет минимальные результаты в решении проблемы [4].
Постепенный переход к новым экологическим нормам, регулирующим содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей и усиление контроля за выполнением этих норм также окажет положительное влияние на экологическую ситуацию.
Развитие и популяризация велотранспорта, включая устройства на электротяге, в крупных городах позволит значительно сократить выбросы вредных веществ. Однако климат в Красноярске не способствует круглогодичному использованию таких видов транспорта.
Таким образом, решение экологических проблем городского пассажирского транспорта возможно путем комплексного подхода, включающего обновление и модернизацию электротранспорта и его инфраструктуры, активного внедрения автобусов с электродвигателями и гибридными силовыми установками и использование индивидуальных транспортных средств на электрической тяге.
Библиографические ссылки
1. Реформа системы управления городским транспортом, рост автопарков: экономические, социальные и экологические проблемы: сайт [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/1103462/obschestvennyy_transport_goroda_krasnoyarska (дата обращения: 25.04.2020).
2. Выбросы загрязняющих веществ в Красноярском крае: сайт [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/17_124754_vibrosi-zagryaznyayushchih-veshchestv-v-krasnoyarskom-krae.html (Дата обращения 26.04.2020).
3. Красноярский городской совет депутатов: сайт [Электронный ресурс]. URL: http://krasnoyarsk-gorsovet.ru/posts/1849-ekologicheskiy-transport-gorodu-nuzhen (Дата обращения 26.04.2020).
4. Дягтерев А. Красноярск объедет пробки на скоростном трамвае // Бела.т. 2012. URL: http://www.dela.ru/articles/krasnoyarsk-lightrail (Дата обращения 26.04.2020).
© Смирнов Е. Н., Ведерникова Е. А., 2020