Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ '

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пассажирский транспорт / экологические проблемы / passenger transport / ecological problems

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Е Н. Смирнов, Е А. Ведерникова, В А. Федоров

Описаны экологические проблемы городского пассажирского транспорта в Красноярском крае. Предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Е Н. Смирнов, Е А. Ведерникова, В А. Федоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL PROBLEMS OF THE CITY PASSENGER TRANSPORT OF THE KRASNOYARSK REGION

The environmental problems of urban passenger transport in the Krasnoyarsk Territory are described. Ways to solve them are proposed.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ »

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2

УДК 656.076.2

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО

ТРАНСПОРТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

*

Е. Н. Смирнов , Е. А. Ведерникова Научный руководитель - В. А. Федоров

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Описаны экологические проблемы городского пассажирского транспорта в Красноярском крае. Предложены пути их решения.

Ключевые слова: пассажирский транспорт, экологические проблемы.

ECOLOGICAL PROBLEMS OF THE CITY PASSENGER TRANSPORT OF THE KRASNOYARSK REGION

E. N. Smirnov*, E. A. Vedernikova Scientific superviser - V. A. Fedorov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: [email protected]

The environmental problems of urban passenger transport in the Krasnoyarsk Territory are described. Ways to solve them are proposed.

Keywords: passenger transport, ecologicalproblems.

Городской пассажирский транспорт - один из важных факторов обеспечения жизнедеятельности более чем 1300 городских поселений России. Ежедневно он перевозит свыше 120 млн. пассажиров. В Красноярске зарегистрировано 5 муниципальных транспортных предприятий и 107 индивидуальных предпринимателей и коммерческих предприятий, специализирующихся на перевозках пассажиров. Интенсивность передвижения населения в городском транспорте составляет около 450 поездок в год на каждого человека и продолжает увеличиваться. Пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает 85% бытовых поездок населения и является важнейшим составным элементом городской инфраструктуры [1].

В целом, текущее состояние пассажирского транспорта в городе Красноярске не полностью соответствует современной городской инфраструктуре и современным экологическим требованиям. Особое беспокойство вызывают экологические проблемы городского транспорта. В настоящее время среди субъектов Сибирского федерального округа Красноярский край находится на первом месте по количеству выбросов загрязняющих веществ, при этом автотранспорт обеспечивает около 27% от общего объема выбросов [2]. Требуется реформа системы городского транспорта, целью которой является создание эффективной, надежной, экологичной системы городского пассажирского транспорта. Реформа должна носить комплексный характер и затрагивать разные аспекты как самой системы общественного транспорта так и ее инфраструктуры.

Секция «Инновационная экономика и управление»

Снижение загрязнения окружающей среды может быть достигнуто путем перехода на современный вид общественного транспорта, работающего на электроэнергии или гибридных силовых установках. В Красноярске традиционно сильны позиции электротранспорта. По состоянию на 2020 год Красноярский флот пассажирского электротранспорта насчитывает 59 трамваев, 102 троллейбуса [3]. Троллейбусы и трамваи не выбрасывают вредные вещества в атмосферу города, но этот вид транспорта в существующем виде имеет свои недостатки: парк подвижного состава и инфраструктура электротранспорта физически и морально устарели, что существенно ограничивает скорость движения, эффективность использования энергетических мощностей мала из-за утечек энергии вследствие, различных аварийных ситуаций в токоподающих сетях.

Широкое использование личного транспорта является основной причиной заторов на дорогах, поэтому важно обеспечить приоритетное развитие общественного транспорта над индивидуальным транспортом. Общественный транспорт станет конкурентоспособным с автомобилями только тогда, когда его пропускная способность и скорость передвижения увеличатся как минимум вдвое. Это может быть достигнуто за счет внедрения скоростных трамваев, что требует разработки программы развития скоростного трамвая и определения источников инвестиционных ресурсов для выполнения проекта. Вполне возможно, что процесс реализации этого проекта в Красноярске займет не менее 5 лет, когда транспортная ситуация будет в несколько раз сложнее и скоростной трамвай принесет минимальные результаты в решении проблемы [4].

Постепенный переход к новым экологическим нормам, регулирующим содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей и усиление контроля за выполнением этих норм также окажет положительное влияние на экологическую ситуацию.

Развитие и популяризация велотранспорта, включая устройства на электротяге, в крупных городах позволит значительно сократить выбросы вредных веществ. Однако климат в Красноярске не способствует круглогодичному использованию таких видов транспорта.

Таким образом, решение экологических проблем городского пассажирского транспорта возможно путем комплексного подхода, включающего обновление и модернизацию электротранспорта и его инфраструктуры, активного внедрения автобусов с электродвигателями и гибридными силовыми установками и использование индивидуальных транспортных средств на электрической тяге.

Библиографические ссылки

1. Реформа системы управления городским транспортом, рост автопарков: экономические, социальные и экологические проблемы: сайт [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/1103462/obschestvennyy_transport_goroda_krasnoyarska (дата обращения: 25.04.2020).

2. Выбросы загрязняющих веществ в Красноярском крае: сайт [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/17_124754_vibrosi-zagryaznyayushchih-veshchestv-v-krasnoyarskom-krae.html (Дата обращения 26.04.2020).

3. Красноярский городской совет депутатов: сайт [Электронный ресурс]. URL: http://krasnoyarsk-gorsovet.ru/posts/1849-ekologicheskiy-transport-gorodu-nuzhen (Дата обращения 26.04.2020).

4. Дягтерев А. Красноярск объедет пробки на скоростном трамвае // Бела.т. 2012. URL: http://www.dela.ru/articles/krasnoyarsk-lightrail (Дата обращения 26.04.2020).

© Смирнов Е. Н., Ведерникова Е. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.