Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТОНОСИТЕЛЕЙ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТОНОСИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
220
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧВА / ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / РАКЕТНОЕ ТОПЛИВО / НЕСИММЕТРИЧНЫЙ ДИМЕТИЛГИДРАЗИН / SOIL / CHEMICAL POLLUTION / ROCKET FUEL / ASYMMETRIC DIMETHYLHYDRAZINE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Дубынин П.А., Баранов М.Е.

Изложены основные экологические проблемы, связанные с эксплуатацией ракетно-космической техники. Приведены данные по влиянию компонентов ракетного топлива на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Дубынин П.А., Баранов М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF EXPLOITATION OF CARRIER ROCKETS

The article describes the main environmental problems associated with the operation of rocket and space technology. Data on the impact of rocket fuel components on the environment are presented.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТОНОСИТЕЛЕЙ»

УДК 536.46

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТОНОСИТЕЛЕЙ

П. А. Дубынин, М. Е. Баранов* Научный руководитель - Л. А. Герасимова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: me_baranov@mail.ru

Изложены основные экологические проблемы, связанные с эксплуатацией ракетно-космической техники. Приведены данные по влиянию компонентов ракетного топлива на окружающую среду.

Ключевые слова: почва, химическое загрязнение, ракетное топливо, несимметричный ди-метилгидразин.

ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF EXPLOITATION OF CARRIER ROCKETS

P. A. Dubynin, М. Е. Baranov* Scientific Supervisor - L. А. Gerasimova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: me_baranov@mail.ru

The article describes the main environmental problems associated with the operation of rocket and space technology. Data on the impact of rocket fuel components on the environment are presented.

Keywords: soil, chemicalpollution, rocket fuel, asymmetric dimethylhydrazine.

Обеспечение экологической безопасности при эксплуатации ракетно-космической техники (РКТ) связано с оценкой реакции природной среды на скоротечные воздействия химически опасных веществ. К числу таких веществ относятся компоненты ракетного топлива: НДМГ (несимметричный диметилгидразин) и АК (азотная кислота) [1]. Экспертиза состояния экосистем в местах проливов токсичных компонентов ракетного топлива (КРТ) свидетельствует о серьезности экологической ситуации на военных объектах [2].

В результате аварийных ситуаций при сливе из ракет и специальных емкостей КРТ происходит химическое загрязнение почвы. Ракетное топливо очень подвижно в ландшафтах, хорошо смешивается с водой, что также предопределяет возникновение отдельных техногенных аномалий. Гидразиновые горючие при попадании в почву разлагаются и окисляются с образованием воды, углекислого газа и молекулярного азота, а также ряда высокотоксичных продуктов: диме-тиламина, формальдегида, синильной кислоты и других опасных веществ. Такие горючие прочно связываются с органоминеральным комплексом почвы и могут длительное время (месяцы и годы) сохраняться, накапливаясь в поверхностном слое и мигрируя в более глубокие слои [3].

Исследования загрязненных компонентами ракетного топлива мест эксплуатации ракетной техники разной давности (от 5 до 23 лет) показало, что уменьшение концентрации гидразиновы-ми горючими до уровня 1-2 ПДК происходит более чем за 20 лет. Концентрации остатков топлива в местах заправки и хранения КРТ могут достигать 1,2-3,4 мг/кг. Максимальные концентрации отмечаются в верхних горизонтах почвы, что эквивалентно 10-30 ПДК [4]. Гидразиновые горючие имеют выраженную щелочную реакцию (рН12). При их проливе на растительный покров происходят щелочные ожоги. Пораженная растительность приобретает вид «вареной» зелени, высыхая, становится коричневой. Проникая в ткани растений, они способны сохраняться

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 2

длительное время (более 1 года) и варьировать в пределах концентраций 0,1-5 мг/кг. Несимметричный диметилгидразин (гептил) - один из самых токсичных компонентов ракетного топлива [5]. Например, среди высших растений наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды хвойные растения. В исследованиях по биоиндикации чаще всего используется сосна обыкновенная, как наиболее распространенная и изученная культура. Загрязняющие вещества накапливаются в ее хвое, коре и древесине. Они оказывают влияние на рост, жизнеспособность и общую продолжительность жизни деревьев. Особенно заметно это воздействие на хвое. В загрязненных районах хвоинки закручиваются на концах или спирально по всей длине, покрываются пятнами, сохнут раньше времени и отпадают.

В настоящее время на фазе предстартовой подготовки полета разработаны эффективные мероприятия, позволяющие существенно снизить экологическую нагрузку на окружающую среду. Например, процессы нейтрализации паров и жидкой фазы окислителя с помощью поглотителей, дожигание горючего в специальных аппаратах и т. д.

На остальных фазах выведения космических аппаратов на орбиту существует ряд проблем экологии, требующих своего разрешения. Прежде всего, это загрязнение атмосферы и космического пространства продуктами сгорания и компонентами топлива (для нештатной ситуации). На экологическое состояние всех слоев атмосферы основное влияние оказывают продукты сгорания, состав которых определяется компонентами топлива. В стратосфере движение ракетоносителя связано с проблемой нарушения озонового слоя. При полете любой ракеты-носителя (РН) в озоновом слое возникает «окно», которое со временем затягивается.

Разрушение озонового слоя определяется следующими процессами. Озон разрушается в результате воздействия водяных паров продуктов сгорания ракетных топлив, а также окислов азота, образующихся из азота и кислорода воздуха под воздействием высоких температур в факелах ракетных двигателей. В следе ракеты озон разрушается полностью на всех высотах.

В общем, с учетом всех процессов одиночный запуск ракеты-носителя типа «Энергия» приводит к уменьшению концентрации озона по траектории полета на 1,7 %. В ионосфере антропогенное воздействие прохождения ракеты-носителя проявляется в образовании так называемых ионосферных «дыр» вблизи следа ракеты. Ионосферная «дыра»- это результат взаимодействия воды, находящейся в продуктах сгорания, с ионосферной плазмой. Кроме ионосферных «дыр», на высотах 70-90 км, где наиболее низкая температура атмосферы, молекулы воды конденсируются и образуют кристаллики льда. В результате образуются искусственные облака, наподобие естественных серебристых облаков. Искусственные серебристые облака и зоны ионосферных «дыр» с пониженной плотностью электронов вызывают различного рода аномалии в области свечения ионосферы, распространения электромагнитных колебаний в оптическом и радиодиапазонах т. п. Кроме загрязнения окружающей среды продуктами сгорания выхлопная струя оказывает механическое воздействие на тропосферу, приводящее к образованию мощных вихревых потоков в приземном слое. Такие вихревые образования могут являться очагами смерчей, ураганов и т. п.

Существенной экологической проблемой при эксплуатации РКТ является необходимость отчуждения значительной поверхности Земли для обеспечения безопасности ее жителей при падении отработавших ступеней РН и других отделяющихся элементов конструкции на территории, расположенные вдоль трасс пусков.

В процессе вывода объекта на орбиту после выработки топлива последовательно отделяются: стартовые ускорители, ступени, сбрасываются головные обтекатели, переходные отсеки последующих ступеней и т. д. Все указанные элементы различаются по массе и конфигурации, имеют различные аэродинамические характеристики, отделяются в разное время полета и на различной удаленности от точки старта, что приводит к значительному рассеиванию по поверхности Земли. Следующей экологической проблемой является проблема засорения околоземного космоса фрагментами ракетно-космической техники. В литературе эту проблему называют проблемой «космического мусора».

По некоторым данным на начало 1991 года в космосе находилось около 7 200 наблюдаемых объектов искусственного происхождения, причем лишь 5 % из них - действующие космические аппараты (КА). Основная опасность «космического мусора» связана с высокими скоростями

столкновения орбитальных фрагментов с КА. В космосе частица диаметром 0,5 мм может пробить космический скафандр, даже если он изготовлен из многослойного материала. Наряду с механическим загрязнением космоса серьезную опасность представляют возможные аварии и отказы КА с радиоизотопными и ядерными энергоустановками на борту. В настоящее время имеются проекты и предложения по решению некоторых задач перечисленных выше проблем экологии при эксплуатации РКТ. В США ведутся работы по созданию одноступенчатого национального аэрокосмического самолета, снабженного многорежимной двигательной установкой, позволяющего доставлять объекты в космос и обратно с минимальной экологической нагрузкой на атмосферу и космос. Аналогичные проекты имеются и в России. Однако решение перечисленных проблем находится лишь в начальной стадии.

Библиографические ссылки

1. Зрелов В. Серегин Е. Жидкие ракетные топлива. М. : Химия, 1975. 320 с.

2. Независимый экологический мониторинг состояния окружающей природной среды вокруг центра ликвидации межконтинентальных баллистических ракет / В. Ф. Занозина, М. В. Хмелева, Л. Е. Самсонова. и др. // Экологические проблемы промышленных городов : сб. науч. тр. по материалам 6-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ч. 1. Саратов, 2013. С. 192-194.

3. Ермаков Е. И., Попова Г. Г., Петрова З. М. Влияние несимметричного диметилгидразина на состояние почвенно-растительной системы // Экологические аспекты воздействия компонентов жидких ракетных топлив на окружающую среду : материалы науч.-практ. конф. СПб. : РНЦ «Прикладная химия», 1996. С. 15-19.

4. Справочник по токсикологии и гигиеническим нормативам (ПДК) потенциально опасных химических веществ / под ред. канд. мед. наук В. С. Кушневой и канд. мед. наук Р. Б. Горшковой. М. : ИздАт, 1999. 272 с.

5. Седова Г. И., Коваленко И. В. К вопросу о стабильности НДМГ в подзолистой супесчаной почве. Бюллетень токсикологии, гигиены и профпатологии ракетных топлив. 1976. № 23. С. 163-164.

© Дубынин П. А., Баранов М. Е., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.