Научная статья на тему 'Экологические приоритеты политики Либеральной партии и премьер-министра Канады Джастина Трюдо'

Экологические приоритеты политики Либеральной партии и премьер-министра Канады Джастина Трюдо Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
819
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАДА / ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПАРТИЯ КАНАДЫ / CANADA / LIBERAL PARTY / ПРЕМЬЕР-МИНИСТР / ДЖАСТИН ТРЮДО / JUSTIN TRUDEAU / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENVIRONMENTAL POLICY / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENERGY POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY / ЭНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ / ENVIRONMENTALISM / PRIME-MINISTER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ярыгин Григорий Олегович, Миняева Дарья Дмитриевна

В статье выявляются особенности экологической политики Либеральной партии Канады, победившей в ходе выборов в парламент Канады, состоявшихся в 2015 г. и экологического измерения политики нового премьер-министра Канады Джастина Трюдо. Авторы анализируют предполагаемую внутреннюю и внешнюю экологическую политику нового премьер-министра Канады на основе его предвыборной платформы и предпринятых к моменту проведения исследования действий премьер-министра. Авторы приходят к выводу о том, что экологическая политика Либеральной партии интегрирована в экономическую политику. Ожидается, что премьер-министр Джастин Трюдо будет проводить активную политику в области охраны окружающей среды, как во внутренней политике, так и во внешней, стремясь восстановить «зеленые» позиции Канады, утраченные в период правления Консервативной партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL PRIORITIES OF CANADIAN LIBERAL PARTY POLICY AND PRIME MINISTER OF CANADA JUSTIN TRUDEAU

The authors of the paper identify particular properties of the environmental policy of Canadian Liberal party, which has recently won elections to federal parliament of Canada (October 2015), and key features of environmental dimension of new prime-minister’s Justin Trudeau policy. The authors analyze potential domestic and foreign environmental policy of Justin Trudeau based on his electoral platform and political actions of the prime-minister taken by the moment the research. The authors come to a conclusion that environmental policy of Liberal party has been integrated into economic policy. It is expected that Justin Trudeau will conduct active environmental policy both domestically and internationally striving to reestablish green foundations and positions of Canada, lost with Conservative governance.

Текст научной работы на тему «Экологические приоритеты политики Либеральной партии и премьер-министра Канады Джастина Трюдо»

УДК: 324.8; 316.334.5; 329,12; 327

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРТИИ И ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА КАНАДЫ ДЖАСТИНА ТРЮДО

© 2015

Г.О. Ярыгин, кандидат политических наук, доцент Д.Д. Миняева, магистрант

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург (Россия)

Аннотация. В статье выявляются особенности экологической политики Либеральной партии Канады, победившей в ходе выборов в парламент Канады, состоявшихся в 2015 г. и экологического измерения политики нового премьер-министра Канады Джастина Трюдо. Авторы анализируют предполагаемую внутреннюю и внешнюю экологическую политику нового премьер-министра Канады на основе его предвыборной платформы и предпринятых к моменту проведения исследования действий премьер-министра. Авторы приходят к выводу о том, что экологическая политика Либеральной партии интегрирована в экономическую политику. Ожидается, что премьер-министр Джастин Трюдо будет проводить активную политику в области охраны окружающей среды, как во внутренней политике, так и во внешней, стремясь восстановить «зеленые» позиции Канады, утраченные в период правления Консервативной партии.

Ключевые слова: Канада, Либеральная партия Канады, премьер-министр, Джастин Трюдо, экологическая политика, энергетическая политика, экономическая политика, энвайронментализм.

В течение последнего десятилетия Канада стремительно теряла имидж государства лидера мирового «зеленого» движения, ответственно относящегося к охране окружающей среды и изменению климата. В период правления Консервативной партии Канады, возглавляемой Стивеном Харпером, правительство страны не раз подвергалось критике за чрезмерную поддержку, оказываемую нефтедобывающим компаниям, и ослабление политики в сфере охраны окружающей среды. Отрицательно на «зеленый» образ страны повлиял выход Канады из Киоткского протокола в 2011г. Парламентские выборы в Палату общин, прошедшие 19 октября 2015 г., изменили политический расклад, и, вероятно, изменят и политику страны в сфере сохранения окружающей среды.

По результатам выборов победу одержала Либеральная партия Канады, возглавляемая харизматич-ным лидером Джастином Трюдо (Justin Trudeau), который занял пост премьер-министра Канады. Либеральная партия Канады традиционно придерживается достаточно энвайронменталистского подхода в политике. Так, в 2004 г. именно Либеральное правительство Канады подписало Киотский протокол, а в 2008 г. партия, возглавляемая тогда Стефаном Дионом, в своей предвыборной кампании «Зеленый поворот» делала очевидный акцент на охране окружающей среды.

«Реальные изменения» («Real Change») - предвыборная кампания Либеральной партии в 2015 г., основывалась на программе «Новый план для сильного среднего класса» (A new plan for a strong middle class) [1]. В 88-ми страничном плане часть, посвященная проблемам окружающей среды и глобального изменения климата, составляет семь страниц. Данная часть содержит пять разделов:

- Глобальное изменение климата,

- «Зеленые» рабочие места,

- Оценка воздействия на окружающую среду,

- Водные ресурсы,

- Национальные парки.

При этом экологическую политику Либеральной партии можно условно разделить на две составляющие: внешнюю и внутреннюю экологическую политику, по тому признаку, с какими акторами будет проходить взаимодействие, и по тому, на кого будет рассчитан эффект проводимой политики.

Приоритеты внутренней экологической политики премьер-министра Трюдо

Первый раздел, касающийся проблемы глобального изменения климата, можно, в некоторой степени, отнести к категории как внешней, так и внутренней политики. Трюдо призывает Канаду вернуть себе звание мирового лидера по борьбе с глобальным изменением климата, потерянное, как утверждают пред-

ставители Либеральной партии, во время правления Консервативной партии. Трюдо напоминает канадцам о международных обязательствах страны в рамках организации G-20 и Парижской конференции по климату 2015 г. Благодаря такой риторике Канада сможет восстановить свой имидж на международной арене, что частично позволяет отнести этот раздел также к сфере внешней политики. Однако при этом методы и объекты предлагаемых инициатив находятся в сфере внутренней политики. Так, в программе подчеркивается, что, во-первых, все предпринятые действия будут способствовать экономическому росту, и, во-вторых, все национальные программы будут внедряться в тесном сотрудничестве с региональными властями. Вопрос распределения полномочий крайне важен в федеративной Канаде, где традиционно большую часть политики в сфере охраны окружающей среды берут на себя власти провинций. В условиях долгого бездействия в данной сфере на федеральном уровне, многие провинции начали самостоятельно внедрять программы по сокращению выбросов парниковых газов в окружающую среду. В то же время другие провинции и территории заметно отстают от них в данной сфере. Поэтому программа действий, предлагаемая Либеральной партией, предполагает проводить политику, опираясь на достижения и опыт провинций и территорий, и предоставляя им свободу выбора стратегии, координировать политики субъектов страны. Среди приоритетных направлений отмечается создание трастового фонда «Низкоуглеродной экономики» (Low Carbon Economy Trust), который будет субсидировать проекты по снижению выбросов углекислого газа (СО2) в окружающую среду, и введение платы за выбросы СО,. Правительство инвестирует 2 млрд долларов в этот Фонд. Введение платы за выбросы углекислого газа имеет много оппонентов среди членов Новой демократической партии Канады, утверждающих, что такая дополнительная плата просто будет учтена в ценах и приведет к их повышению. В результате сами канадцы оплатят загрязнение атмосферы [2]. Также предполагается работать в сотрудничестве с партнерами по Североамериканскому соглашению о свободной торговле - США и Мексикой.

Раздел, озаглавленный «Зеленые» рабочие места» очень точно отображает подход Либеральной партии к вопросам альтернативной энергетики и энергоэффективности. Вопреки обычной практике, в предвыборной платформе вопросы энергетики не были вынесены либералами в отдельный раздел, вместо этого они были интегрированы в общую программу развития экологически чистых технологий с целью создания «зеленых» рабочих мест для среднего класса.

Для развития «зеленых» технологий предполагается, во-первых, создать благоприятное налоговое законо-

дательство, введя налоговые льготы для компании, занимающихся разработкой, продвижением и созданием экологически чистых технологий и товаров. Это должно привлечь частных инвесторов к данному сектору производства.

Во-вторых, государство само готово выступить инвестором. Так, планируется ежегодно выделять 100 млн долларов на спонсирование молодых и развивающихся компаний, занимающихся производством экологически чистых технологий. Также отдельная поддержка (например, необходимая информация, техническая и профессиональная помощь) будет оказываться компаниям, экспортирующим «зеленые технологии». Кроме того, ежегодно еще 200 млн долларов будет выделяться на внедрение инновационных и экологически чистых технологий в лесной промышленности, рыболовстве, в сфере добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и энергетики. Для развития и поддержки альтернативной энергетики Инфраструктурный банк Канады выпустит так называемые «Зеленые облигации» (the Canada green investment bonds), ценные бумаги, средства от которых идут на инвестирование в такие проекты, как станции зарядки электромобилей и электросети, в которые будут интегрированы возобновляемые источники энергии. В сфере энергетики также планируется повысить уровень энергоэффективности на промышленных, коммерческих и жилых объектах.

В-третьих, само государство, как главный работодатель, покупатель и арендодатель, планирует выступить примером для частных лиц, выступая в авангарде глобальных изменений в природоохранной и энергетической сферах. Будет повышена энергетическая эффективность государственных зданий и правительственного автопарка, также государство будет во многом выступать в качестве «испытательной площадки» для новых экологически чистых технологий. В рамках программы Канадских исследовательских кафедр, в которую вовлечены лучшие ученые мира, будет создана Исследовательская кафедра в сфере устойчивого развития энергетики.

Вся предполагаемая работа будет проводиться в тесном сотрудничестве с правительствами провинций и территорий Канады. Будет изменена и доработана так сильно нуждавшаяся в улучшениях Канадская Энергетическая стратегия, в нее будут интегрированы концепции энегоэффективности и альтернативная энергетика.

Такой план действий может оказаться успешной моделью, так как подразумевает не просто дотационное развитие отрасли, но получение реальных экономических и экологических выгод.

Более детально вопрос взаимодействия разработки природных ресурсов страны и природоохранной деятельности был рассмотрен в третьем разделе «Оценка воздействия на окружающую среду». Разработка природных ресурсов составляет значительную часть доходов страны, создают рабочие места, привлекают инвестиции. Либеральная партия предлагает ужесточить контроль над соблюдением экологических норм и вернуться к проведению наиболее тщательной оценки воздействия тех или иных проектов на окружающую среду. Так, процесс оценки предлагается усовершенствовать. Во-первых, ужесточив контроль на федеральном уровне (при этом сохранив взаимодействие с правительством провинций и территорий). Во-вторых, принимая решения, основываясь на научных доказанных фактах и в соответствии с общественным интересом. В-третьих, обеспечив гражданам возможность открыто выражать свои мнения по проектам. В-четвертых, обязав разработчиков проектов использовать наиболее современные и экологически чистые технологии, а также проводить экологическую оценку своевременно. Кроме того, Либеральная партия считает необходимым провести ряд реформ на федеральном уровне, модернизировав Национальный

энергетический совет Канады с тем, чтобы его члены представляли интересы всех регионов и обладали достаточными знаниями в таких сферах, как сохранение природы, развитие местных общин и традиции коренных народов Канады. Также будет прекращена ранее распространенная практика Министерства природных ресурсов, которая допускала вмешательство Министерства в процесс оценки воздействия на окружающую среду.

Либеральная партия критикует консерваторов за поэтапное ослабление канадских природоохранных законов, и призывает к реформе сложившегося за период правления консервативной партии экологического законодательства.

В программе партии также заявлен пересмотр ряда спорных изменений, внесенных ранее в природоохранное законодательство, касающееся охраны фауны Канады. Речь идет о Законе о рыболовстве (the Fisheries Act), природоохранные положения которого были ослаблены, и Законе о водах для навигации (the Navigable Waters Act), действие которого было приостановлено в период правления консерваторов. Так, например, Канада планирует восстановить ранее существовавшие природоохранные водные зоны, и далее увеличить эти зоны к 2017 г. с 1,3% до 5%, а к 2020 г. расширить природоохранные зоны до 10% канадских водных территорий. Сегодня по этому показателю Канада занимает только десятое место среди прочих стран мира. Либеральное правительство планирует вернуть ежегодное финансирование в 40 млн долларов федеральной правительственной программы по исследованию и мониторингу океана. Такое финансирование было прекращено Консервативной партией.

Отдельным пунктом в программе партии вынесено взаимодействие с коренными народами Канады, которые оказываются наиболее уязвимыми из-за изменений в окружающей среде, вызванных разработкой полезных ископаемых и других природных ресурсов.

Четвертый раздел посвящен водным ресурсам страны. В его первой части говориться о важности защиты качества и экосистем пресных водоемов Канады. Для улучшения качества будут развиваться программы экологического образования, геокартирования, охраны водоразделов, и инвестирования в водоочистные технологии. Будет также усилена охрана Великих озер, озера Виннипег и бассейна реки Святого Лаврентия и реки Фрейзер. Предполагается возобновление отмененного правительством Харпера ежегодного финансирования исследовательских программ исследовательской экспериментальной станции в озерном регионе округа Кенора в размере 1,5 млн долларов. Вторая часть раздела посвящена проблеме охраны океанов. Для этих целей ежегодно будет выделяться 8 млн долларов инвестиций.

Последний раздел касается еще одной важной составляющей канадской экономики - национальных парков, которые ежегодно приносят в бюджет страны около 5 млрд долларов и обеспечивают работой 65000 человек. Решением Либеральной партии Канады до 2017 г. включительно вход во все парки для всех будет сохранен бесплатным, а с 2018 г. возможностью бесплатного посещения парков смогут пользоваться дети до 18 лет, а также те, кто в течение 12 месяцев до этого получил канадское гражданство. Будет возвращено государственное финансирование программ государственной организации «Парки Канады» в размере 25 млн долларов; до 25 млн долларов будет увеличено финансирование научных исследований, проводимых в национальных парках; кроме того, будет дополнительно выделяться 50 млн долларов на развитие канадской Национальной парковой системы.

Очевидно, что элементы энвайронментализма в программе Трюдо носят не основополагающий, а дополняющий характер, встраиваясь в общую структуру, основанную на идее развития среднего класса и балансирования между федеральным центром и правительствами

провинций. Стоит помнить о том, что наличие сильного среднего класса является одной из основ успешной политики в сфере охраны окружающей среды, поэтому в долгосрочной перспективе такую стратегию можно с большой вероятностью назвать успешной. Однако правительство Трюдо может столкнуться с протестами со стороны канадских «Зеленых», если видимые результаты такой политики будут не слишком очевидными или быстрыми.

Приоритеты внешней экологической политики премьер-министра Трюдо.

Восстановление образа «Зеленой Канады» в глазах мирового сообщества и позиций страны в качестве одного из лидеров международных усилий по сохранению окружающей среды стало одним из приоритетов предвыборной кампании Либеральной партии. Это направление кампании не было самостоятельным и магистральным, однако оно было тесно связано с вопросами внешней и внутренней энергетической политики Канады, непосредственно затрагивало аспект межпровинциальных отношений, а также перспектив экономического развития страны. Таким образом, внешняя экологическая политика оказалась существенно интегрированной в экономическую Либеральную повестку.

Окружающая среда и энергетика во внешней политике Канады.

Так масштабный проект экспорта канадских энергоресурсов в страны Азиатско-тихоокеанского региона может быт отложен на неопределенный срок по причинам, среди прочих, включающих природоохранные. В период предвыборной кампании Либеральная партия вновь и вновь привлекала внимание к необходимости формализации моратория на хождение нефтяных танкеров у побережья провинции Британская Колумбия. Такая мера сделает невозможной реализацию проекта Северные ворота (Enbridge Northern Gateway pipelines), который подразумевает строительство газопровода в Альберту и нефтепровода из Альберты в порт Китимат (Kitimat) Британской Колумбии для транспортировки нефти с целью дальнейшей ее отправки танкерами в страны Азии и западные штаты США. Проектные мощности Северных ворот подразумевают ежегодную загрузку и отправку 225 танкеров ежегодно. Нефтяной трафик такой интенсивности даже при соблюдении всех мер предосторожности неизбежно будет наносить вред прибрежной окружающей среде, и как следствие, экономике региона, значительная часть которой связана с хозяйственной деятельностью в прибрежном регионе [3]. В июне 2014 г. федеральное правительство утвердило проект, но перспективы его реализации оставались туманными.

В 2010 г. Палата общин уже приняла резолюцию по недопущению танкерного судоходства в прибрежной зоне, предложенную Новой демократической партией, но резолюция имела рекомендательный характер. По этой причине правительство консерваторов не уделяло ей внимания.

В тоже время позицию Консервативной партии по проекту Северные ворота нельзя охарактеризовать антиэкологической, скорее энергетически и экономически ориентированной. Проект Северные ворота является очередной попыткой Канады диверсифицировать свой экспорт энергоресурсов и снизить традиционную зависимость на этом рынке от США. Сегодня 99% канадской нефти и 98% газа покупает США. Объемы двусторонней торговли энергоресурсами в 2014 г. достиг 140 млрд долларов. Канада стремится выйти на новые, насыщенные спросом энергетические рынки сбыта. Такие амбициозные планы Канады экономически обоснованы.

В условиях давно ожидаемой отмены на запрет экспорта энергоресурсов из США, и как следствие, выхода американских энергетических компаний на новые рынки сбыта, Канада предпринимает превентивные усилия по обеспечению своей энергетической безопасности.

Конкурировать с крупными энергетическими компаниями США на новых рынках будет крайне сложно. Энергетическая безопасность понимается Канадой не в качестве обеспечения стабильных поставок энергоресурсов в Канаду, а, наоборот, в качестве организации стабильного максимально доходного импорта своих энергоресурсов.

В данном контексте решение Трюдо оказывать поддержку проекту строительства нефтепровода «Кистоун ЭксКль» (Keystone XL), который должен соединить нефтеносные пески провинции Альберта и распределительный центр в штате Небраска, США, для последующей перекачки к побережью Мексиканского залива, видится противоречивым с экологической точки зрения, но экономически обоснованным. Этот проект вызывает сильнейшую негативную реакцию со стороны природоохранных движений, считающих, что добыча нефти из нефтеносных песков Канады оказывает сильнейшее воздействие на глобальную экосистему, а сам нефтепровод - на те экосистемы, через которые он будет проходить. Так, известный канадский природоохранный активист и ученый Дэвид Сузуки резко отозвался о Джастине Трюдо, назвав его политику в сфере охраны окружающей среды «лицемерной чепухой» [4]. Хотя Трюдо и утверждал, что развитие проекта возможно только при строжайшем контроле над соблюдением экологических норм, тем не менее, он подчеркивал исключительную важность проекта для канадской экономики и не планировал отказываться от проекта. Канадская компания «Транс Канада пайплайнс» (TransCanada Pipelines), являющаяся владельцем и оператором почти всех нефтепроводов в Канаде, а также части нефтепроводов в США, скорректировала проект маршрута прохождения нефтепровода «Кистоун ЭксЭль» с учетом требований природоохранных организаций США и властей штата Небраска. В результате чего губернатор штата Небраска одобрил проект. Но в ноябре 2015г. президент США Барак Обама окончательно отказался от реализации данного проекта [5], Трюдо выразил свое разочарование, но, тем не менее, подчеркнул, что вопросы охраны окружающей среды и энергетики - одни из наиболее приоритетных для канадо-американских отношений, и что эти отношения «подразумевают под собой нечто более, чем этот один проект»[6].

Одним из приоритетов своей внешней политики в рамках трехсторонних отношений между США, Канадой и Мексикой Джастин Трюдо обозначил заключение с США и Мексикой Соглашения о чистой энергии и охране окружающей среды («North American clean energy and environmental agreement»).

Изменение климата и приоритеты внешней политики Канады

Как уже отмечалось выше, премьер-министр Джастин Трюдо стремится к обновлению позиции Канады по вопросу изменения климата. 23 ноября 2015г. в преддверии Саммита ООН по проблемам климата в Париже он провел четырех часовую встречу с премьер-министрами провинций и лидерами территорий, в ходе которой согласовывалась общая канадская позиция по вопросу изменения климата. Концептуального прорыва такая встреча не принесла. Противоречия как между регионами и федеральным центром, так и между самими регионами о единой позиции Канады по вопросу сокращения выбросов, так и остались не устраненными. Премьер Саскачевана Брэд Уолл (Brad Wall) снова указал на возможную потерю рабочих мест при принятии Канадой завышенных и неоправданных обязательств по противодействию изменению климата. Премьер Британской Колумбии Кристи Кларк (Christy Clark) обратила внимание на тот факт, что уже существующие провинциальные экологические стандарты заслуживают более пристального внимания и уважения. Так, например, Британская Колумбия, Альберта и Квебек уже в разных формах ввели плату за выбросы углекислого газа,

а правительство Онтарио закрыло большинство угольных электростанций. В тоже время Премьер Альберты Рейчел Нотли (Rachel Notley) представила новый план по сокращению выбросов в атмосферу и нового регулирования добычи нефти из нефтеносных песков. Премьер Квебека Филипп Куйяр (Philippe Couillard) подвел своеобразный итог встречи, отметив, что Саммит в Париже должен стать моментом экологического ребрендинга Канада [7].

Помимо государственных органов и институтов в диалог могут быть включены ключевые неправительственные организации, среди которых «Гринпис Канада» («Greenpeace Canada»), «Институт Пембина» («Pembina Institute»), «Общество национальных парков и дикой природы» («Canadian Parks and Wilderness Society»), «Природа Канады» («Nature Canada»), «Сьера Клуб Канада» («Sierra Club Canada»), «Фонд Девида Сузуки» («David Suzuki Foundation»), «Фонд дикой природы» («World Wildlife Fund»), «Экологическое право Западного побережья» («West Coast Environmental Law»), «Экосправедливость» («Ecojustice»), «Экологическая оборона» («Environmental Defence»). В период избирательной компании эти организации предпринимали усилия по информированию политических партий о необходимых реформах канадского политического, экономического и экологического процессов.

Встреча имела скорее демонстративный характер, говорящий о том, что позиция Канады по вопросам окружающей среды теперь будет скоординированной с властями регионов, с одной стороны, и о том, что ответственность за определенную позицию и политические издержки Премьер-министр Канады будет разделять с лидерами субъектов федерации, с другой. Таким образом, Джастин Трюдо отправил два послания: одно внешней аудитории, а второе внутренней.

На 21 Конференции стран членов Рамочной конвенции ООН по изменению климата, прошедшей в Париже с 30 ноября по 11 декабря 2015 г., в которой приняли участие лидеры более 150 стран мира, Премьер-министр Трюдо заявил, что Правительство Канады видит борьбу с изменением климата в качестве высшего приоритета. Делегация Канады выглядела убедительно и представительно, состояла из премьер-министров регионов Канады, лидеров федеральных партий, членов правительства и мэров городов.

Трюдо определил пять принципов, на основе которых будет разрабатываться и реализовываться политика Канады по предотвращению изменения климата:

- Принятие решений на основе научного подхода и экспертизы,

- Реализация политики по развитию низкоуглеродной энергетики и введение платы за выбросы углекислого газа,

- Координация правительственной политики с лидерами провинций и территорий, мэрами городов, представителями коренных народов,

- Содействие развивающимся странам в борьбе с вызовами, связанными с изменением климата,

- Восприятие изменения климата не только в качестве угрозы, но и в качестве стимула к построению устойчивой «зеленой» экономики [8].

Заслуживающими особого внимания представляются планы Либерального правительства Канады по модернизации вооруженных сил Канады с целью включения в их функции реагирования на экстренные ситуации природного характера. Согласно предвыборной программе Либеральной партии вооруженные силы Канады должны стать мировыми лидерами в этой сфере [9].

Либеральная партия в период предвыборной кампании призывала к ответу консервативную партию за пренебрежение разработкой новых «зеленых» технологий. Либералы уверены в том, что такая политика привела к отставанию Канады в этой сфере и, как следствие, утрате позиций на мировом рынке «зеленых» технологий 106

гласно заявлениям Либералов, доля Канады на мировом рынке «зеленых» технологий сократилась на 71%), которые будет крайне сложно восстановить в сжатые сроки.

Новая демократическая и «Зеленая» партии Канады активно критиковали Джастина Трюдо за поверхностные, не подкрепленные детальной проработкой стратегии. В отличие от платформ первых двух партий предвыборная платформа Трюдо не содержала целевых индикаторов реализации национальной программы по предотвращению изменения климата. Этот факт демонстрирует новый подход к установлению национальных и международных обязательств Канады по сокращению выбросов в атмосферу. Целевые индикаторы будут вырабатываться на основе внутриканадского многостороннего диалога властей разного уровня, а также с привлечением заинтересованных групп.

Таким образом, очевидно, что хотя Либеральная партия Канады стремиться создать имидж партии, которая активно занимается вопросами охраны окружающей среды, ее подход можно охарактеризовать как осторожный и достаточно реалистичный. Экологическое измерение предвыборной кампании Либеральной партии стало вторым приоритетом после экономического измерения. Можно говорить о том, что оно было успешно интегрировано в экономическую проблематику. Используемые элементы популизма направлены в первую очередь не на энвайронменталистов, а на средний класс страны, и вся партийная программа строится вокруг одной идеи - идеи сильного среднего класса. Все предлагаемые природоохранные инициативы предполагают под собой экономическую выгоду, прямую или косвенную. Большая часть раздела предвыборной программы, посвященного вопросам сохранения окружающей среды, относится к сфере внутренней политики - в первую очередь, это поддержка «зеленого» бизнеса, оптимизация (но не кардинальное изменение) природоохранного законодательства и совершенствование оценки воздействия на окружающую среду. Также важно отметить, что значительное внимание уделено взаимодействию между федеральным центром и регионами, а также коренными народами. Отсутствие постоянного многостороннего взаимодействия в сфере охраны окружающей среды долгое время переставляло большую сложность в развитии канадской экологической политики, и мешало эффективному развитию экологических инициатив в стране. Экономическое и социальное развитие, в понимании Джастина Трюдо, должны сосуществовать с постоянным контролем над состоянием окружающей среды. От либерального правительства Джастина Трюдо следует ожидать активной политики в сфере охраны окружающей среды. Премьер-министр Канады заявил, что в феврале 2016г. его правительство представит новый план по предотвращению изменений климата. Новый план станет своеобразным индикатором, по которому общественное мнение и специалисты будут судить о том, насколько либеральная политика действительно будет отличаться от консервативной, как это было заявлено в ходе предвыборной кампании.

Премьер-министр Джастин Трюдо будет стремиться восстановить «зеленые» основы внутренней и внешней политики Канады, которые были утрачен в период правления консерваторов.

Необходимо принимать во внимание, что Либеральной партии сегодня в сфере охраны окружающей среды придется конкурировать с природоохранными инициативами Консервативной партии, озвученными перед своим уходом премьер-министром Стивеном Харпером. Так в мае 2015 г. Консервативная партия задекларировала намерение Канады к 2030 г. сократить выбросы в атмосферу на 30 % ниже уровня 2005 г. В июне 2015 г. на саммите Большой семерки Премьер-министр заявил о полном прекращении использования ископаемого топлива к концу XXI века [10]. Очевидно, что у нынешнего правительства Канады не будет воз-

можности отвечать за выполнение таких обязательств, однако, в своей политике и в предстоящих предвыборных гонках учитывать их придется.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Real change: A new plan for a strong middle class // Liberal Party of Canada, 2015, 88 p.

2. Trinh Theresa Do, Justin Trudeau's environment plan: End fossil fuel subsidies, invest in clean tech // CBS News, 29.06.2015 http://www.cbc.ca/news/politics/justin-trudeau-s-environment-plan-end-fossil-fuel-subsidies-invest-in-clean-tech-1.3131607 (accessed November 19, 2015).

3. B.C. oil tanker ban motion passes in Commons http:// www.cbc.ca/news/politics/b-c-oil-tanker-ban-motion-passes-in-commons-1.948609 (accessed November 19, 2015).

4. Goldenberg S. Trudeau victory may not signal a U-turn in Canada's climate policy// The Guardian, 20.10.2015 http://www.theguardian.com/politics/2015/ oct/20/trudeau-victory-not-signal-u-turn-canadas-climate-policy (accessed November 19, 2015).

5. Goldenberg S., Roberts D. Obama rejects Keystone XL pipeline and hails US as leader on climate change //

The Guardian, 6.11.2015 http://www.theguardian.com/ environment/2015/nov/06/obama-rejects-keystone-xl-pipeline (accessed November 19, 2015).

6. Koring Paul. Obama rejects TransCanada's Keystone XL pipeline // The Globe and Mail, 6/11/2015 http://www. theglobeandmail.com/report-on-business/industry-news/ energy-and-resources/obama-to-reject-transcanadas-keystone-xl-pipeline-source-says/article27144973/ (accessed November 19, 2015).

7. Bryden Joan. The Canadian Press. Trudeau, premiers aim to rebrand Canada, shed image as environmental pariah. November 23, 2015. (accessed November 19, 2015).

8. «Canada is back» Trudeau tells delegates at COP21 in Paris. http://www.ctvnews.ca/politics/canada-is-back-trudeau-tells-delegates-at-cop21-in-paris-1.2679690 (accessed December 12, 2015)

9. Real change. A new plan for Canada's environment and economy. 2015.

10. Justin Trudeau's environment plan: End fossil fuel subsidies, invest in clean tech http://www.cbc.ca/news/ politics/justin-trudeau-s-environment-plan-end-fossil-fuel-subsidies-invest-in-clean-tech-1.3131607 (accessed December 1, 2015)

ENVIRONMENTAL PRIORITIES OF CANADIAN LIBERAL PARTY POLICY AND PRIME MINISTER OF CANADA JUSTIN TRUDEAU

© 2015

G.O. Yarygin, candidate of political sciences, Associate Professor, Department of American Studies D.D. Miniaeva, graduate student, Department of American Studies

St.Petersburg State University, St.Petersburg (Russia)

Abstract: The authors of the paper identify particular properties of the environmental policy of Canadian Liberal party, which has recently won elections to federal parliament of Canada (October 2015), and key features of environmental dimension of new prime-minister's Justin Trudeau policy. The authors analyze potential domestic and foreign environmental policy of Justin Trudeau based on his electoral platform and political actions of the prime-minister taken by the moment the research. The authors come to a conclusion that environmental policy of Liberal party has been integrated into economic policy. It is expected that Justin Trudeau will conduct active environmental policy both domestically and internationally striving to reestablish green foundations and positions of Canada, lost with Conservative governance.

Key words: Canada, Liberal party, prime-minister, Justin Trudeau, environmental policy, energy policy, economic policy, environmentalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.