Научная статья на тему 'Экологические представления студентов: сущность и показатели'

Экологические представления студентов: сущность и показатели Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рубцова Виктория Леонидовна, Макарова Людмила Николаевна

The article reveals the structure of ecological notions: "notions-values", "notions-relations", "notions-needs", and "notions-deeds". The indexes and levels of formedness of students' ecological notions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рубцова Виктория Леонидовна, Макарова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' ecological notions: the essence and indexes

The article reveals the structure of ecological notions: "notions-values", "notions-relations", "notions-needs", and "notions-deeds". The indexes and levels of formedness of students' ecological notions.

Текст научной работы на тему «Экологические представления студентов: сущность и показатели»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ: СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ

В.Л. Рубцова, Л.Н. Макарова

Rubtsova V.L., Makarova L.N. Students’ ecological notions: the essence and indexes. The article reveals the structure of ecological notions: “notions-values”, “notions-relations”, “notions-needs”, and “no-tions-deeds”. The indexes and levels of formedness of students’ ecological notions.

Экологические представления студентов - это чувственно-наглядные, обобщенные образы предметов и явлений природной действительности, отражающие способы взаимодействия студента с окружающей средой, на основе которых личность выстраивает свои действия в профессиональной деятельности. Для развития экологических представлений студентов, на наш взгляд, будет более целесообразным выделить в структуре экологических представлений на четыре группы: представления-ценности; представления-отношения; представления-потреб-

ности; представления-поступки.

Выделяя первую группу - «представле-ния-ценности», мы исходили из утверждения У. Блэкстоуна, который считает, что наиболее существенными причинами экологического кризиса являются ошибочные ценности, способствующие неограниченной эксплуатации природной среды. В связи с этим возникла необходимость в раскрытии сущности и возможно переосмысления экологических «представлений-ценностей». В педагогике категории «ценность» трактуется как специфическое образование в структуре индивидуального или общественного сознания, являющееся идеальным образцом и ориентиром деятельности личности и общества [1]. Ценностным ориентиром применительно к конкретному состоянию личности в конкретных обстоятельствах обычно выступает определенная ценность, следовательно, феномены «ценность» и «ценностные ориентации» органически связаны между собой.

Необходимо отметить, что ценностные ориентации детерминируют поведение человека, в том числе и в профессиональной деятельности. В связи с этим в сфере переосмысления «представлений-ценностных ориентаций» человека особое значение принадлежит вузам, так как в них получают образование будущие специалисты, принимающие

профессиональные решения. Провозглашение тех или иных ценностей еще не является условием их воплощения в конкретном поведении, но их можно рассматривать как фактор, обеспечивающий большую вероятность определенного типа поведения будущего специалиста в условиях конкурирующих внешних воздействий. Следовательно, возникает необходимость отбора актуальных, с точки зрения экологической значимости, ценностей-ориентиров, а также средств их целенаправленного формирования у студентов в вузе.

Проанализировав содержание различных классификаций общечеловеческих и профессиональных, мы выделяем следующую группу, на наш взгляд, «безусловно необходимых», базисных для студента в его будущей профессиональной деятельности экологических «представлений-ценностей»: осуждение антиэкологичного поведения специалиста; познание нового в мире, природе; понимание красоты окружающего мира; способность принятия рациональных решений в профессиональной деятельности; уважение к законам природы; право живого организма на жизнь; благополучие обитателей природы; альтруизм; толерантность; деликатность; терпеливость; природолюбие.

Следует особо отметить, что в современном обществе экологические «представления-ценности», сталкиваясь с социальными и экономическими, уступают последним. Вероятно, данное противоречие закладывается в процессе профессионального становления, в частности, в период обучения в высшей школе. Это способствует проявлению анти-экологических форм поведения будущего специалиста в связи с преобладанием у него «представлений-ценностей» технологической цивилизации и недостаточным развитием экологических «представлений-ценностей»

как у него лично, так и в общественном соз-

нании в целом. В связи с этим студент воспринимает природную среду как условие существования человеческого сообщества и ориентирован на потребление ресурсов природы. Осознание негативных последствий при сохранении нынешних форм природопользования стимулирует разработку нового, иного взаимодействия будущих специалистов с окружающей средой.

При разработке второй группы экологических представлений студентов - «представления-отношения», мы исходили из следующих положений. В работах Б.Г. Ананьева, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева отмечается, что психические свойства личности всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности; в особенностях этих отношений личность проявляется и через эти отношения она формируется. Поэтому индивидуальную систему субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений человека к действительности (к внешнему миру и к самому себе) данные исследователи считают ядром личности [2].

По мнению В.Н. Мясищева, именно отношения человека являются «единицей» психического развития, о которой говорил в свое время С.Л. Выготский. С сознательными отношениями связывается развитие основных качеств личности, способность адекватно отражать действительность в ее основных чертах, отдавать себе отчет в выборе средств воздействия и сообразовывать действия с условиями их осуществления и обобщенным содержанием опыта. Обобщая идеи представительной российских психологических школ, отметим, что они определяют отношение как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания» (выделено нами. - В. Р.). Поэтому исследование личности должно быть направлено на изучение всех жизнеобеспечивающих отношений этого человека, в том числе и в процессе его профессиональной подготовки.

В процессе анализа психолого-педагоги-ческих исследований нами установлено существование различных видов отношений. При разработке экологических «представле-

ний-отношений» мы уделяем особое внимание отношению человека к окружающей среде, которые исследовал А.Ф. Лазурский.

А.Ф. Лазурский рассматривал «отношение» через понятие «экзопсихика», что определяется отношением личности к высшим объектам, к среде». В понятие последней, по его мнению, входят и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага [3].

Отношение человека к естественной природе мы называем экологическими отношениями, которые являются проводником связи человека с природной средой. В мире реально существуют природа и человек, как обособившаяся часть природы. Жизнь человека без природы немыслима и вся система общественных отношений, в конечном счете, возникает и функционирует в целях осуществления, поддержания и развития общественно необходимого процесса обмена веществ между человеком и природой. Поэтому не будет преувеличением сказать, что все виды общественных отношений в той или иной мере имеют экологическую направленность, сущность и содержание.

Если принимать во внимание, что представления - это чувственно-наглядные, обобщенные образы предметов и явлений, а отношения - это связи, возникающие между людьми, предметами и явлениями, то «представления-отношения» человека к окружающей среде мы понимаем как образы связей между людьми и природой, которые определяют его действия.

Проанализировав возможные отношения человека к окружающей среде, мы выделяем следующую группу экологических «представлений-отношений» необходимых, на наш взгляд, для студента в его будущей профессиональной деятельности: взаимодействие

человека и окружающей среды как компонентов целостной системы; равноправный контакт со всеми обитателями природной среды; отношение специалиста к природным ресурсам с позиций рационального природопользования; положительное действие результатов профессиональной деятельности человека (антропогенный фактор) на экосистемы.

Формирование «представлений-отношений» к окружающей среде происходит как непосредственно в процессе познания ее за-

конов и общения с нею, так и через систему реальных отношений с людьми, следовательно, в процессе учебной деятельности. В студенческом возрасте свои экологические отношения личность преломляет через всю систему общественных отношений (политических, идеологических, правовых, международных, нравственных, эстетических, религиозных и др.), соотносит с экологическими отношениями других людей по поводу познания, освоения, преобразования, использования, охране и воспроизводства природы, по обмену ее ресурсами, сотрудничеству в области сохранения окружающей природной среды.

Разрабатывая третью группу предложенной структуры экологических представлений студентов - «представления-потребности», мы опираемся на утверждение И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, что потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу вся культура человечества связана с возникновением, развитием и усложнением потребностей людей. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества [4].

В отечественной науке потребности рассматриваются в качестве источника и причины активности, деятельности человека. По утверждению А. Н. Леонтьева, потребности в своем возникновении и развитии проходят две стадии. Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие деятельности. На этой стадии ценность («представление-ценность». - В. Р.), способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, осуществление которого предполагает сопоставление знания о данной потребности со знанием реального мира, что содействует выбору средств для удовлетворения этой потребности. На второй стадии потребность - реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действительности. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой человека, прежде всего трудом. Психологической формой активности личности, выражающей потребности, является мотивация его поведения.

Так как потребность активизирует деятельность и находит свое завершение в ней, то чем дальше идет развитие деятельности, тем более эта ее предпосылка превращается в ее результат. Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребностей: она выступает одновременно как процесс удовлетворения существующих и как условие создания новых потребностей, а также как процесс разрешения имеющихся противоречий между субъектом и объектом и рождения новых. При этом деятельность является не только процессом изменения и создания нового объекта, но и процессом изменения личности.

В связи с тем, что потребности обращены в будущее, вследствие чего они программируют образцы жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия, созидать новые формы жизни, то в процессе профессионального образования личности необходимо уделять особое внимание «представлениям-потребностям».

При определении сущности экологических «представлений-потребностей» мы учитывали существующее противоречие между растущими потребностями человечества в природных ресурсах - с одной стороны и со снижением возможности природы восстанавливать их - с другой стороны. В результате возникает проблема ограниченности самих природных ресурсов (топливно-энергетических, минеральных), ограниченности темпов природы в восстановлении их качества (воздуха, воды, почвы), разнообразия (неорганического и органического мира) и количества (истощение ресурсов).

Проанализировав потребности человека в природных ресурсах и возможности природы в их обеспечении, мы выделяем следующую группу экологических представлений-потребностей, которые, по нашему мнению, должны быть источниками активности студента в его будущей профессиональной деятельности: потребность в освоении исследовательских методов рационального природопользования в процессе профессионального образования; потребность в оказании помощи обитателям природы; потребность в освоении нового вида профессиональной деятельности, направленного на предупреждение антиэкологичного поведения; потребность в познании нового в мире, природе;

потребность в проявлении уважения к законам природы; потребность в вовлечении однокурсников в деятельность по охране природы.

Потребности, прямо или косвенно связанные с использованием природных ресурсов, охватывают все сферы политической, экономической, социальной, культурной жизни человека и, следовательно, обязательно пересекаются с проблемами охраны окружающей природной среды. Это означает, что формирование «представлений-потребностей» способствует формированию экологических представлений, а именно экологических представлений студентов, так как именно эта социальная группа в первую очередь испытывает на себе влияние научнотехнического прогресса и революции.

При рассмотрении четвертой группы экологических представлений - «представления-поступки» мы опирались на определение поступка, которое дано в педагогической энциклопедии: поступок - это действие человека, рассматриваемое в его соотношении с социальным, в том числе этическими и правовыми нормами, принятыми в обществе... поступок внутренне мотивирован, сознателен, целенаправлен, побуждается осознанными мотивами. Он возникает по внешним или внутренним поводам, являющимися побудителями поступка; возникающие в связи с этим побуждения контролируются сознанием (обсуждение мотивов поступка). В отличие от импульсивных действий поступок совершается в соответствии с принятым намерением, на основе сознательного решения [5]. В.Б. Шапарь определяет поступок как сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе [6].

Согласно точке зрения Л.М. Фридмана, поведение - это деятельность, которая состоит из отдельных действий, следовательно, поступки являются элементами поведения, его составными компонентами. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, в котором представлено сознательно выбранное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последст-

вий. В целом «поступок» определяется как элемент нравственно-практической деятельности и является единицей социального поведения, социально значимым действием.

Каждое действие человека неизбежно включено в систему общественных отношений. В некоторых действиях или актах поведения именно отношение («представление-отношение». - В. Р.) становится ведущим: оно определяет мотивы поведения и его содержание. Эти действия С.Л. Рубинштейн называет поступками. В отличие от категории действия, которая отражает единицу предметной деятельности как безличного преобразования объекта, категория поступок фиксирует действие человека с позиции выражаемого им отношения к другим людям и себе самому (Б.Г. Ананьев, В.А. Артемов, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин,

В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.). Таким образом, отношение и поступок находятся во взаимосвязи, которая не является механическим соприкосновением одного и другого, так как человек, выражая отношение, ищет подходящий для него поступок, «подбирает» его. Эта взаимосвязь не является также и их тождеством, так как, совершая поступок, человек не столько выражает уже готовое отношение, сколько проясняет его и, выражая, одновременно формирует.

Поскольку главной причиной ухудшения состояния окружающей среды являются последствия деятельности человека (антропогенные факторы), то решение экологической проблемы возможно лишь на уровне изменения характера и способа человеческой деятельности. Поэтому мы уделяем особое внимание экологическим «представлениям-поступкам».

Отношение к природе проявляется в том, какой смысл имеют для человека совершаемые им экологически значимые действия, то есть поступки, выполнение которых может более или менее непосредственно сказываться на природном окружении. Смысл же таких действий раскрывается в представлениях об их мотивационной основе. Помимо выделенной нами группы «представлений-потребностей», экологический поступок может быть мотивирован развитием потребностей общения с природой, обеспечением сознательного соблюдения норм поведения в при-

роде, исключающее нанесение ущерба, загрязнениям или разрушениям природной среды, предотвращением негативных воздействий на природу во всех видах деятельности.

В связи с этим мы считаем, что необходимо сформировать следующую группу экологических «представлений-поступков», которые, по нашему мнению, необходимы личности в профессиональной деятельности: участвовать в очищении окружающей среды; защищать и восполнять растительные и животные ресурсы; экономить и рационально использовать природные ресурсы; принимать экологически верные решения в профессиональной деятельности.

В результате этого возможна активизация деятельности студентов по улучшению природной и преобразовательной среды, их участия в пропаганде идей охраны природы, овладения прикладными знаниями, принятия правильных решений по ее улучшению, не допускать негативных воздействий на природу во всех видах общественной и профессионально-трудовой деятельности.

Оценка сформированное™ экологических представлений студентов осуществлялась по следующим показателям: экологические «представления-ценности» оценивались по наличию ценностных ориентаций экологической направленности, по умению осмысливать общественный и индивидуальный контекст ценностных ориентаций, по умению трансформировать ценностные ориентации экологической направленности в экологическое поведение; экологические «представления-отношения» оценивались по наличию идеального образца отношений человека к природе, по позитивному отношению к формируемым экологическим представлениям, по проявлению экологического отношения к природе; экологические «представления-потребности» оценивались по умению регулировать свои потребности; экологические «представления-поступки» - по оценке поступков в контексте формируемых экологических представлений, по экологической регуляции поведения.

Степень выраженности показателей по каждому компоненту явилась основанием для выделения уровней сформированное™ экологических представлений студентов: потребительского, утилитарного, рационального.

Потребительский уровень сформированное™ экологических представлений студентов характеризуется отсутствием ценностных ориентаций экологической направленности; неумением дифференцировать общественные и индивидуальные ценности и ценностные ориентации, дать им свое объяснение; неиспользованием ценностей экологической направленности в качестве ориентира профессиональной деятельности; отсутствием интереса к отношениям человека с природой, в определении идеальных отношений человека к природе считает себя покорителем природы; неосознанным пониманием (отражением) ценности экологических представлений; проявлением безразличия и безответственного отношения к окружающей среде; отсутствием умений соотносить свои потребности с возможностями природной среды; затруднением или непониманием собственных поступков по отношению к природе, отсутствием их мотивации, отсутствием желания перенести экологические представления на профессиональную деятельность; неумением предвидеть результаты своей деятельности и поведения по отношению к природе.

Утилитарный уровень сформированно-сти экологических представлений студентов выражается в незначительном наличии ценностных ориентаций экологической направленности; в умении дифференцировать общественные и индивидуальные ценностные ориентации, попытке дать им свое объяснение, доказать свой выбор и действия, в проявлении желания и интереса к познанию окружающего мира только при побуждении преподавателя; в эпизодическом использовании ценностных ориентаций экологической направленности в качестве ориентиров профессиональной деятельности; в эпизодическом проявлении желания следовать образцу бережных отношений человека к природе, в которых считает себя приоритетным обитателем природной среды; в попытках принятия участия в деятельности по охране окружающей среды; в осознании значимости экологических представлений в профессиональном образовании только при побуждении преподавателя; в попытке ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести вред природе, а в последствие ему лично; в неадекватном понимании собственных поступков по отношению к окружающей

среде, в критичности поступков в профессиональной деятельности других людей; в умении в основном предвидеть результаты своей профессиональной деятельности и деятельности других по отношению к природе.

Рациональный уровень сформированное™ экологических представлений студентов характеризуется наличием осознанных, обобщенных экологических ценностей, пониманием (признанием) значимости ценностей и ценностных ориентаций экологической направленности, осмыслением имеющихся ценностей; безошибочной классификацией и обобщением ценностных ориентаций, осознанием сущности, места и роли ценностных ориентаций в профессиональной деятельности; умением использовать ценностные ориентации экологической направленности в качестве активатора действий в профессиональной деятельности; сформирован-ностью образца идеальных отношений человека и природы, в которых считает человека равноправным обитателем природной среды, умением объяснить и доказать свой выбор; осознанием значимости экологических представлений студентов в профессиональном образовании, отражением экологических представлений в своем поведении; желанием активно сотрудничать в создании оптимальных отношений человека к природе; умением и желанием ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести ущерб

природе и людям, обсуждением возможных путей поиска альтернативных ресурсов; адекватным пониманием и регулированием как своих поступков, так и других людей, критичностью своих поступков, умением предвидеть и дать адекватную оценку своей профессиональной деятельности и деятельности людей, способностью мотивировать свою оценку; умением предвидеть последствия безответственного отношения к окружающей среде, умением объяснить свои действия, активизацией деятельности по улучшению природной среды.

11. Педагогический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1983.

12. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград, 2001.

13. Старое М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя. М.; Тамбов, 1996.

14. Сластенин В.А., Исаев И Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002.

15. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. М., 1965. Т. 2.

16. ШапаръВ.Б., Россаха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. Ростов н/Д, 2005.

Поступила в редакцию 21.05.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.