ЭКО. 2021. № 7
ПЫЖЕВ А.И., ШАРАФУТДИНОВ Р.А., ЗАНДЕР Е.В.
DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2021-7-40-55
Экологические последствия развития крупных промышленных городов в ресурсных регионах (на примере Красноярска)1
А.И. ПЫЖЕВ, кандидат экономических наук
E-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0001-7909-3227
Сибирский федеральный университет, Красноярск,
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
Р.А. ШАРАФУТДИНОВ, кандидат географических наук
E-mail: [email protected]
Сибирский федеральный университет, Красноярск
Е.В. ЗАНДЕР, доктор экономических наук.
E-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-2135-5084
Сибирский федеральный университет, Красноярск
Аннотация. Устойчивый многолетний отток населения из регионов Сибири и Дальнего Востока остается одним из важных вызовов для государственной политики развития восточных территорий страны. В статье данная проблематика анализируется сквозь призму всё более актуализированной в последнее время проблемы экологии крупных промышленных городов на примере г. Красноярска. В результате реализации ресурсных мегапроектов в XX в. город вырос в один из важнейших экономических центров Сибири. Обратной стороной этого успеха стали экологические проблемы, прежде всего - загрязнение атмосферного воздуха, которое превратилось в один из главных элементов региональной общественной повестки последних лет. В статье обсуждаются причины сложившейся ситуации и меры по решению накопившихся проблем, которые можно реализовать относительно просто, быстро и дешево.
Ключевые слова: экологическая политика; эколого-экономические проблемы; крупные промышленные города; ресурсные проекты; ресурсные регионы; загрязнение атмосферного воздуха; Сибирь; Дальний Восток; Красноярск
Интенсивное экономическое развитие России в XX в. происходило за счет реализации крупных проектов, целью которых было экстенсивное наращивание добычи разнообразных природных ресурсов и их промышленной переработки. Помимо несомненных среднесрочных экономических и социальных выгод, этот
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Красноярского края и Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта № 20-410-242913.
путь привел к накоплению экологических проблем, актуальность решения которых становится всё более очевидной.
В недавно вышедшем докладе НИУ ВШЭ справедливо отмечается, что «современная экологическая политика России недостаточно активна и не в полной мере отвечает вызовам времени...» [Поворот к природе..., 2021. С. 15]. Надо признаться, что до недавнего времени национальная экологическая политика, то есть комплекс активных государственных мероприятий по управлению экологическим развитием, фактически не проводилась, несмотря на более чем тридцатилетний опыт существования профильных органов власти, соответствующих государственных программ и т.п.
Крупные экологические аварии последних лет, социальная напряженность относительно загрязнения окружающей среды и «зеленый» тренд мировой политико-экономической повестки предопределили фокусирование внимания государственной власти на проблемах экологического развития России, что нашло отражение в февральском Указе Президента РФ2. В течение полугода должна быть разработана и утверждена Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития и климатических изменений, которая дополнит меры, заложенные в действующем национальном проекте «Экология» и других, менее масштабных программных документах. Таким образом, экологические задачи, наконец, становятся неотъемлемой частью экономической политики страны.
Эколого-экономические проблемы разнообразны, и каждая требует отдельного анализа и разработки соответствующих решений, поэтому серьезные исследования по данной тематике должны быть сосредоточены на определенных узких задачах. К числу наиболее важных из этих проблем относится высокий уровень загрязнения атмосферы промышленных городов, которое является следствием реализации крупных советских больших ресурсных проектов. Если еще недавно вопросы экологии крупных городов довольно редко попадали в российскую общественную
2 Указ Президента Российской Федерации № 76 от 08.02.2021 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений». URL: http://static. kremlin.ru/media/events/files/ru/AKh2dmiiH3CN8MniSrmxkZAWsi9O8wzj.pdf (дата обращения: 11.03.2021).
повестку, то в последние несколько лет они приобретают всё более объемное публичное звучание [Ховавко, 2018; Забелина, Де-люга, 2019; Рюмина, Аникина, 2009; Глазырина, Фалейчик, 2019].
Настоящая работа посвящена изучению экономических аспектов проблем экологии крупных промышленных городов на примере Красноярска, как одного из наиболее характерных лидеров «антирейтинга» российских городов с наиболее неблагоприятным состоянием атмосферного воздуха.
Экологический портрет экономики Красноярска
На сегодняшний день Красноярск является одним из самых компактных городов-миллионников России. С запада на восток протяжённость города составляет (по кратчайшему маршруту вдоль улиц) около 41 км, с севера на юг - 37 км. На этой небольшой площади, на дне чаши котловины, находится пять крупных, несколько десятков средних и мелких промышленных предприятий, более 17 тыс. автономных источников теплоснабжения (частные дома, гаражные кооперативы, склады, шиномонтажные мастерские - в основном отапливаемых углем). Здесь же проживает более миллиона человек, ежедневно сжигающих несколько литров моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания 430 тыс. автомобилей.
Специализация экономики Красноярского края на тяжелых ресурсных отраслях (металлургии, добыче угля, нефти и газа) обусловливает большую экологическую нагрузку на население, проживающее на территории присутствия соответствующих промышленных объектов. В результате из 12 крупнейших российских городов, официально характеризующихся высоким и очень высоким уровнем загрязнением атмосферного воздуха, два - Красноярск и Норильск - находятся именно на территории края3.
В Красноярске всё чаще вводится режим неблагоприятных метеоусловий, который в СМИ называют «режимом черного неба». Зимой 2019 г. эта проблема активно обсуждалась в общероссийских СМИ и привела к особому вниманию первых лиц
3 Чистый воздух. Экология России. URL: https://ecologyofrussia.ru/proekt/chistyj-vozduh/ (дата обращения: 15.03.2021).
государства4, журналистов, и даже представителей шоу-бизнеса5. Эффект «черного неба» связан с резким возрастанием концентрации загрязняющих веществ, которое происходит в период возникновения неблагоприятных метеорологических условий, способствующих накоплению промышленных и автомобильных выбросов в нижних слоях атмосферы. К таким метеорологическим условиям относится, в том числе, инверсия, представляющая собой задерживающий слой теплого воздуха, который препятствует рассеиванию примесей по вертикали.
Небо при этом, разумеется, не черное, но в обиходе закрепился именно этот нарочито устрашающий термин. Как всегда, выход темы в общественное пространство резко снизил уровень дискуссии, превратив ее в повод для выплеска негативных настроений, зачастую имеющих мало отношения к предмету обсуждения.
Парадокс ситуации заключается в том, что актуализация отмеченной проблемы происходит на фоне достаточно существенного многолетнего сокращения объема выбросов от промышленных предприятий. С 1990 г., когда работала еще вся советская, практически не контролируемая с экологической точки зрения, промышленность, совокупные выбросы сократились более чем вдвое: с 244 до 110,1 тыс. т в 2019 г.6 При этом Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА5), характеризующий загрязнение воздуха по пяти приоритетным для города загрязняющим веществам, снизился с 53 ед. в 1993 г. до менее 13 ед. в 2019 г. Основными веществами, которые обеспечивают высокий уровень загрязнения воздуха Красноярска, являются: бенз(а)пирен, формальдегид, диоксид азота, взвешенные вещества.
Причин такого существенного сокращения две: массовая ликвидация промышленных предприятий в конце 1990-х - начале 2000-х гг. (к их числу относятся такие в прошлом гиганты, как Красноярский завод телевизоров, Шелковый комбинат
4 Путин ответил про «чёрное небо» Красноярска // REGNUM. 2019. 19 дек URL: https://regnum.ru/news/polit/2812577.html (дата обращения: 15.03.2020).
5«Черное небо» Красноярска. Что происходит в городе, за который вступились Шнуров и Тунберг // Ведомости.. 2020. 22 фев. URL: https://www.vedomosti.ru/ society/galleries/2020/02/22/823496-v (дата обращения: 15.03.2020).
6 Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2019 году». Красноярск, 2020. URL: http://mpr.krskstate.ru/dat/bin/ art/45884_svodnij_doklad_2019.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
ОАО «Шелен», Красноярский шинный завод и др.), а также постепенная модернизация технологий производства на оставшихся.
К сравнению показателей валовых выбросов нужно относиться осторожно, поскольку входящие в их структуру загрязняющие вещества имеют разную физико-химическую природу и токсическое воздействие для организма человека, но, если принимать это соображение во внимание, некоторые сопоставления могут быть полезны (рис. 1).
Источник. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2019 году».
Рис. 1. Структура и динамика выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в г. Красноярске в 2015-2019 гг., тыс. т
Известна критика в отношении самого крупного и грязного красноярского производства - алюминиевого завода, принадлежащего АО «РУСАЛ Красноярск», ответственного за почти половину всех выбросов в городе [Сибгатулин, Шишацкий, 2018]. Однако предприятие в результате внедрения наилучших доступных технологий сократило валовые выбросы на 40% за последние 15 лет. И хотя эти оценки, основанные на данных самой компании, часто критикуются за необъективность, в любом случае вряд ли возможно отрицать очень существенное снижение выбросов.
Три красноярские ТЭЦ (АО «Красноярская ТЭЦ-1», филиалы «Красноярская ТЭЦ-2» и «Красноярская ТЭЦ-3» АО «Енисейская
ТГК (ТГК-13)»), снабжающие город теплом и электроэнергией, имеют стабильные объемы выбросов в течение многих лет. В связи с ростом стоимости и сроков ожидания на подключения к центральному отоплению и электроснабжению, в Красноярске растет доля автономных источников теплоснабжения на угле, пеллетах и дровах - прежде всего, это гаражи индивидуального пользования, небольшие автосервисы, мастерские, склады, жилые дома.
Принципиально иная картина наблюдается с передвижными источниками загрязнения, в первую очередь автомобильным транспортом. Поскольку идеология советского периода предполагала аскетичные потребности большей части населения и массовое пользование общественным городским транспортом, планы развития города строились на устаревших сегодня представлениях о способах перемещения жителей. К концу 2010-х гг., по данным Красноярскстата, количество личных легковых автомобилей в городе возросло в 4,5 раза относительно 1990 г., пропорционально же увеличился объем выбросов загрязняющих веществ7. Очевидно, что усовершенствование выхлопных систем автомобилей, сопровождающееся сокращением удельных выбросов, не в состоянии компенсировать столь существенный прирост автопарка, особенно на фоне его внушительного среднего возраста, превышающего 15 лет, согласно оперативным данным ГИБДД.
Мнение о том, что выбросы от автотранспорта менее вредны, чем от предприятий, ошибочно. В составе выхлопных газов автомобилей содержится более 280 соединений, в основном -газообразные вещества, многие из которых по химическим свойствам, характеру воздействия на организм человека являются токсичными: оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, углеводороды, сажа, тяжелые металлы, бенз(а)пирен.
Еще одним негативным фактором ухудшения качества атмосферного воздуха является неуклонно снижающаяся скорость ветра, приводящая к снижению потенциала самоочищения атмосферы, что становится особенно критичным в условиях котловинного рельефа, в котором расположен город.
7 Поскольку методики расчета объемов загрязняющих веществ от передвижных источников существенно менялись в последние десятилетия, соответствующие оценки здесь не приводятся во избежание искажения выводов.
Данная ситуация характерна не только для Красноярска или Сибири: общее падение скоростей ветра фиксируется несколько десятилетий практически на всей территории Евразии, а в последнее время это явление становится более выраженным [Hrebtov, Hajalic, 2017; Lin et al., 2020].
Если в середине 1970-х годов среднегодовая скорость ветра в г Красноярске составляла около 3 м/с, то в 2016 г. - чуть больше 1 м/с (рис. 2). Характерным явлением для территории города стала большая повторяемость штилей, частота которых зимой достигает 45-50%.
Источник: данные Росгидромета.
Рис. 2. Среднегодовые скорости ветра в 1966-2017 гг.
на метеостанции Опытное поле (Красноярск), м/с
В определенной степени эти негативные изменения обусловлены усиливающимся влиянием Сибирского антициклона, который играет ключевую роль в формировании как основного характера атмосферных процессов над азиатским материком, так и всего механизма общей циркуляции атмосферы в Северном полушарии нашей планеты. Согласно прогнозной модели Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), предполагалось, что интенсивность Сибирского антициклона будет постепенно падать с конца XX в. на протяжении всего XXI в. Однако в действительности происходит противоположное: в последние два десятилетия наблюдается резкий рост его интенсивности.
Это привело к тому, что неблагоприятные условия для рассеивания загрязняющих веществ стали возникать чаще, что хорошо продемонстрировал январь 2016 г., когда в городе стояла наиболее холодная погода за всю историю метеонаблюдений, в результате чего среднемесячная температура составила -24,5 °С, а уровень загрязнения атмосферного воздуха достиг критических значений.
Еще одна климатогеографическая особенность города - наличие незамерзающей полыньи реки Енисей, которая появилась после ввода в строй в 1972 г Красноярской ГЭС. В зимнее время, даже в 40-градусные морозы река продолжает испарять влагу и не застывает, что в некоторых случаях способствует формированию устойчивых аэрозольных образований.
Свой негативный вклад вносит и всё большая интенсивность лесных пожаров, которые происходят близко к городу [Порфи-рьев, 2019]. Вкупе с отмеченными особенностями задержки рассеивания вредных примесей, данный фактор приводит к существенному задымлению воздуха города в течение нескольких десятков дней в летний период.
Социальные причины экологического резонанса
Проблема критического загрязнения атмосферного воздуха не нова и актуальна для многих ведущих промышленных стран мира, прежде всего, США, Китая, Индии. Однако лишь в последние десятилетия данные вопросы вызывают пристальное внимание общества, что можно связать с улучшением качества жизни населения, повышением общего образовательного уровня и степени вовлеченности граждан в глобальную медиаповестку.
В этом смысле ни Россия, ни отдельно взятая ее часть не могут оставаться в стороне от глобальной тенденции [Зубаревич, 2017; Revich et а1., 2016]. Красноярск весь ХХ в. развивался как промышленный город, с соответствующими экологическими последствиями. Сложная обстановка с загрязнением атмосферы отмечалась публично еще в перестроечные 1980-е, когда приехавший в город М. С. Горбачев в своей речи коротко и очень осторожно упомянул то, что уже невозможно было скрывать: «Слабо решаются ... экологические проблемы, которые стали подступать к Красноярску, Норильску, Канско-Ачинскому комплексу, другим городам и поселкам» [Горбачев, 1989. С. 554].
Несколько ранее, в самом начале 1988 г., ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли объемное Постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране»8. Несмотря на довольно амбициозное название, как и многие инициативы того времени, данный элемент «перестройки» закончился лишь большой административной реформой отрасли с переподчинением профильных организаций вновь созданному Государственному комитету СССР по охране природы.
Теперь же, видимо, дело в смене поколений. Качественный воздух - благо, запрос на которое не является самоочевидным, и поколения россиян, сформировавшиеся в советский период развития страны, такой запрос не предъявляют. Это объяснимо: бурное развитие промышленности в течение всего XX в. обеспечило десятки миллионов советских граждан социальными лифтами, которые позволили им урбанизироваться и совершить качественный рывок в уровне жизни. В этой картине мира экологические экстерналии представлялись неизбежной и не такой уж высокой платой за социально-экономический прогресс. Да, для многих работников вредных производств это обращается сокращением ожидаемой продолжительности жизни, но эти эфемерные категории всегда трудно измерить и осознать. Зато они имели более высокие заработки за счет доплат «за вредность труда», право на более продолжительные отпуска, раннюю пенсию, доступ к санаторно-курортному лечению на лучших курортах страны и прочие льготы.
Никто не обращал внимания на катастрофическую экологическую обстановку в Карабаше, Норильском промышленном районе, Новокузнецке, Братске, когда первые поколения ехали осваивать комсомольские стройки. Но современные молодые люди, те, которым сегодня 30-40 лет, не готовы ни на подобные «подвиги», ни на то, чтобы игнорировать экологию как важнейший фактор качества жизни.
Новые поколения, в том числе взрослеющие дети 2000-х, будут предъявлять совершенно иной социальный запрос, частью которого станет экологизация условий жизни в крупных городах, где концентрируется всё большая доля населения страны. Власти
8 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07 января 1988 г. № 32. URL: https://docs.cntd.ru/document/765705008 (дата обращения:11.03.2021).
и бизнесу больше не удастся не обращать внимания на эти проблемы, что приведет к необходимости внедрения комплексных мер, способствующих решению, в том числе самой общественно резонансной проблемы, связанной с загрязнением атмосферного воздуха.
Представляется, что без осмысленных и понятных населению действий по исправлению сложившегося положения трудно ждать, что молодежь будет стремиться остаться жить в родных регионах, даже при наличии качественных и достойно оплачиваемых рабочих мест. Причем, помимо сугубо технических и экономических аспектов решения данной проблемы, нельзя забывать и о необходимости максимально широкого и открытого диалога власти с населением. Разумный оптимум интересов достигается только в деятельных попытках договориться.
Экономические решения экологических проблем
По меткому и горькому выражению В. Е. Гимпельсона, мы в России обычно ждем очередного «чуда» вместо того, чтобы совершать осмысленные действия с целью постепенного повышения эффективности [Гимпельсон, 2016]. Поскольку «чудо» еще ни разу в истории не случилось, приходит мысль о том, что такая модель не работает. Нужна долгосрочная (не проектная, коротко сформулированная) концепция малых шагов на пути к действительно важным целям. И важно здесь не просто начать распутывать сложный клубок накопившихся проблем, но и послать обществу сигнал о положительных изменениях.
Причины неблагоприятной экологической обстановки в г. Красноярске многообразны, и ни одна из них не является единственной виновницей сложившегося положения. Поэтому необходим комплексный план, состоящий из относительно недорогих и быстрых способов преодоления отдельных проблем. Мы намеренно не рассматриваем сложные и дорогостоящие проекты, реализацию которых необходимо начинать «с нуля», поскольку это представляется темой для отдельного обсуждения, а выделяем лишь те условные мероприятия, которые можно реализовать в обозримой перспективе.
1. Поскольку очень быстрая автомобилизация - это одна из важнейших причин экологического неблагополучия многих
городов, даже тех, которые не являются мощными индустриальными центрами (например, Читы, Улан-Удэ или Омска), первоочередные меры должны быть направлены на совершенствование дорожно-транспортной сети с целью сокращения перепробега автомобилей и времени нахождения в заторах [Зиязов и др., 2019].
Простые решения, направленные на увеличение пропускной способности дорог, способны приносить ощутимый эффект для сокращения избыточного времени работы автомобильных двигателей: так, например, обустройство 22 правоповоротных шлюзов в городе в 2011 г. стоило 198,5 млн руб., но привело к ощутимой и довольно широко обсуждаемой разгрузке уличного движения9.
Кроме того, необходимо ужесточить правила прохождения технического осмотра автомобилей, обеспечить оценку реального состояния транспорта, в частности - наличия каталитического нейтрализатора, ограничить проезд транспортных средств низкого экологического класса на отдельных проблемных участках города.
2. Ограничение роста автомобильного парка неизбежно произойдет за счет сугубо экономического механизма. Но на первых порах речь идет об организации платных автопарковок в наиболее загруженных частях города (прежде всего, Центральный район и микрорайон «Взлетка»). Проект такого рода начинался в городе в 2014 г., но так и не был полноценно реализован как коммерческий, хотя в некоторых отдельных районах в итоге заработали небольшие муниципальные паркинги закрытого типа.
3. Важно обратить внимание на газификацию неблагоустроенного жилья с печным отоплением, которого в Красноярске еще очень много, как и в большинстве российских городов. Естественная ликвидация этого жилого фонда происходит лишь на коммерчески привлекательных площадях в центральных районах крупных городов, во всех остальных случаях эти дома будут существовать еще очень долго, поэтому здесь тоже нужен экологический подход.
Рассчитывать на сугубо рыночные механизмы не приходится, поскольку если бы у людей, живущих в таких условиях, была возможность переехать в более комфортные многоквартирные
9 Дороги завтрашнего дня. Красноярскгражданпроект. URL: http://www.krasgp. ru/en/node/312 (дата обращения: 20.03.2021).
дома, они бы давно это сделали. В то же время, наряду с автотранспортом, автономные источники отопления, относящиеся к низким источникам выбросов, в наибольшей степени влияют на ухудшение качества атмосферы в период неблагоприятных метеорологических условий, и выбросы от них необходимо сокращать в первую очередь при прочих равных условиях.
4. Необходимо ограничить выдачу строительным компаниям разрешений на строительство жилых зданий за пределами зон, занятых частным сектором. Это принудительная мера, призванная застройщиков выкупать землю у жителей частного сектора под строительство многоквартирных домов, использующих действующую инфраструктуру централизованных источников отопления.
5. В рамках проекта газификации региона следует обеспечить доступность природного газа как источника теплоснабжения. Представляется эффективным вариант транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) из Богучанского района - в случае ввода в эксплуатацию скважин на Имбинском лицензионном участке ПАО «Газпром» (запасы категории С2 составляют 12,67 млрд м3), с последующим строительством небольшого завода по сжижению природного газа. В этом случае значительно сократится транспортное плечо газопровода, поскольку газ из Богучан можно будет транспортировать в Красноярск по существующей железнодорожной ветке Карабула - Тайшет.
6. Новая градостроительная политика должна быть направлена на снижение плотности застройки, предотвращение появления новых компактных спальных районов без заблаговременного развития транспортной инфраструктуры, пространственное расширение города с учетом перспективной рассредоточенности основных источников выбросов загрязняющих веществ, а также выведение новой инфраструктуры за пределы котловины, в которой расположен город. При этом новые микрорайоны необходимо обеспечить автономным теплообеспечением за счет строительства местных газовых теплоэлектростанций.
7. Строительство и ввод в строй первой очереди Красноярского метрополитена, которое, по всей видимости, всё-таки состоится на горизонте ближайшего десятилетия, позволит частично компенсировать наземные потоки перемещения населения за счет куда более экологичного вида транспорта.
8. Необходимо продолжать политику краевой и муниципальной властей, направленную на планомерное сокращение малых источников выбросов, в первую очередь - асфальтобетонных заводов - с их выведением за пределы городской черты.
9. Постепенная модернизация мощностей тепловой и электрической угольной генерации, проводимая «Сибирской генерирующей компанией»10, будет приводить к сокращению удельных выбросов загрязняющих веществ. Кроме того, часть электрических мощностей тепловой генерации можно замещать избытками гидроэнергетических ресурсов на основе механизма компенсации разницы в тарифах и предоставления субсидий для более экологически чистой энергии.
Заключение
Реализация проектов ресурсного освоения территорий всегда подразумевает возникновение экологических внешних эффектов. Актуальность решения таких проблем лишь нарастает с развитием общества, которое начинает предъявлять всё более выраженный запрос на изменения качества жизни, важной составляющей которого является состояние окружающей среды.
Было бы нонсенсом потребовать ликвидации всех построенных промышленных предприятий ради улучшения экологической обстановки в городах. Разумные же действия по планомерному решению подобных проблем достаточно начать с грамотного, кропотливого планирования дорог и общественных пространств, постепенного перевода малых котельных на альтернативные источники энергии, стимулирования реализации адекватной градостроительной политики.
На фоне устойчивого оттока населения из азиатской части страны важнейшее, а с учетом очевидных геостратегических приоритетов развития территорий Сибири и Дальнего Востока -особое значение приобретает разворот социально-экономической политики в направлении создания стимулов для закрепления населения на востоке страны. Эту задачу не решить с помощью «кнута» - необходимы действенные, очевидные для населения
10 Красноярские ТЭЦ снизили выбросы на треть. СГК Online. URL: https://sibgenco. online/news/element/krasnoyarskie-tets-snizili-vybrosy-/ (дата обращения:12.12.2020).
«пряники». Прежде всего, здесь должны развиваться удобные, комфортные для жизни города.
Главным адресатом такой политики является нынешнее молодое поколение сибиряков и жителей Дальнего Востока, которым необходимо создать условия для достойной жизни в домашних регионах, чтобы часть из них не уезжали за качественными рабочими местами в Москву и за рубеж, как это происходит сейчас.
Пожалуй, для всего этого требуются не только и не столько деньги, на извечное отсутствие которых любят ссылаться распорядители бюджетов, но которых регулярно становится так много, что их нельзя потратить. Важно не забывать, что успешность любых экологических проектов существенно зависит от качества институтов, в рамках которых они реализуются. Представляется, что по этому поводу необходимо отдельное обсуждение, которое можно начать, отталкиваясь от предложений, подобных тем, что описаны в настоящей статье.
Литература
Гимпельсон В. Е. Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 129-143.
Глазырина И. П., Фалейчик Л. М. К вопросу о сохранении человеческого капитала на Востоке России: жизнь учителя и врача после «майских указов» // ЭКО. 2019. № 5. С. 48-65. DOI:10.30680/ЕСО0131-7652-2019-5-48-65 Горбачев М. С. Избранные речи и статьи. Т. 6. М.: Политиздат, 1989. Забелина И. А., Делюга А. В. Эколого-экономические тенденции в Байкальском регионе и на Дальнем Востоке в условиях институциональных изменений // ЭКО. 2019. № 5. С. 66-88. DOI:10.30680/ЕСО0131-7652-2019-5-66-88
Зиязов Д. С., Пыжев А. И., Пыжева Ю. И. Экономические механизмы борьбы с загрязнением атмосферного воздуха крупных российских городов // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. № 10. С. 1991-2008. DOI: 10.24891/ге.17.10.1991
Зубаревич Н. В. Развитие российского пространства: барьеры и возможности региональной политики // Мир новой экономики. 2017. № 11 (2). С. 46-57.
Поворот к природе: новая экологическая политика России в условиях "зеленой" трансформации мировой экономики и политики: доклад по итогам серии ситуационных анализов / Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Факультет мировой экономики и мировой политики. М.: Международные отношения, 2021.
Порфирьев Б. Н. О мнимой и реальной эффективности борьбы с лесными пожарами в Сибири // ЭКО. 2019. № 11(545). С. 8-26. DOI:10.30680/ ЕСО0131-7652-2019-11-8-26
Рюмина Е. В., Аникина А.М. Экологически скорректированная оценка экономического развития регионов // Проблемы прогнозирования. 2009. № 2 (113). С. 78-94.
Сибгатулин В. Г., Шишацкий Н. Г. Красноярский алюминиевый завод: экологический фактор // ЭКО. 2018. № 4 (526). С. 48-68.
Ховавко И. Ю. Устойчивое развитие: местные знают лучше // ЭКО. 2018. № 1 (523). С. 127-141.
Hrebtov M., Hanjalic K. Numerical Study of Winter Diurnal Convection Over the City of Krasnoyarsk: Effects of Non-freezing River, Undulating Fog and Steam Devils // Boundary-Layer Meteorology. 2017. Vol. 163. No. 3. Pp. 469-495. DOI: 10.1007/s10546-016-0231-0
Lin C. et al. Observation of PM2.5 using a combination of satellite remote sensing and low-cost sensor network in Siberian urban areas with limited reference monitoring // Atmospheric Environment. 2020. Vol. 227. No. 117410. DOI: 10.1016/j. atmosenv.2020.117410.
Revich B. A., Avaliani S. L., Simons G. J. Air pollution and publich health in a megapolis: a case study of Moscow // Ekonomika regiona [Economy of Region]. 2016. Vol. 12, no. 4. Pp. 1069-1078. DOI: 10.17059/2016-4-9.
Статья поступила 15.04.2021 Статья принята к публикации 18.05.2021
Для цитирования: Пыжев А. И., Шарафутдинов Р. А., Зандер Е.В. Экологические последствия развития крупных промышленных городов в ресурсных регионах (на примере Красноярска)// ЭКО. 2021. № 7. С. 40-55. DOI: 10.30680/ ECO0131-7652-2021-7-40-55
Summary
Pyzhev, A.I., Cand. Sci. (Econ.), Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Institute of Economics and Industrial Engineering, SB RAS, Novosibirsk, Sharafutdinov, R.A., Cand. Sci. (Geog.), Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Zander, E.V., Doct. Sci. (Econ.), Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Environmental Consequences of Economic Development of Large Industrial Cities in Resource Regions (a Case Study of Krasnoyarsk, Russia)
Abstract. A persistent long-term outflow of population from Siberia and the Far East remains one of the important challenges for the state policy of development of the eastern territories of the country. The paper analyzes this problem through the prism of environmental problems of large industrial cities, which have recently become ever more relevant, using Krasnoyarsk as an example. As a result of large Soviet megaprojects in the 20th century the city has grown into one of the most important economic centers of Siberia. The back side of this success was environmental problems, primarily the atmospheric air pollution, which has become one of the central elements of the regional public agenda in recent years. The paper discusses reasons for this situation and measures to solve the accumulated problems, which can be implemented relatively easily, quickly, and cheaply.
Keywords: environmental policy; environmental and economic problems; large industrial cities; resource projects; resource regions; atmospheric air pollution; Siberia; the Far East; Krasnoyarsk
References
A Turn Toward Nature: Russia's New Environmental Policy in the Conditions of "Green" Transformation of the World Economy and Politics: Report on the Results of a Series of Situation Analysis. (2021). National Research University "Higher School of Economics", Faculty of World Economy and World Politics. Moscow, International Relations.(In Russ.).
Gimpelson, V.E. (2016). Does Russian Economy Need Human Capital? Ten doubts. Voprosy ekonomiki. No. 10. Pp. 129-143. (In Russ.).
Glazyrina, I.P., Faleychik, L.M. (2019). To a question about preservation of the human capital in the East of Russia: life of a teacher and a doctor after "May decrees". ECO. No. 5. Pp. 48-65. (In Russ.). D0I:10.30680/EC00131-7652-2019-5-48-65 Gorbachev, M.S. (1989). Selected speeches and articles. Vol. 6. Moscow: Politizdat. (In Russ.).
Hrebtov, M., Hanjalic, K. (2017). Numerical Study of Winter Diurnal Convection Over the City of Krasnoyarsk: Effects of Non-freezing River, Undulating Fog and Steam Devils. Boundary-Layer Meteorology. Vol. 163. No. 3. Pp. 469-495. DOI: 10.1007/s10546-016-0231-0
Khovavko, I. Yu. (2018). Sustainable development: local society knows better (in Russian). EСO. No. 1 (523). Pp. 127-141. (In Russ.).
Lin, C. et al. (2020). Observation of PM2.5 using a combination of satellite remote sensing and low-cost sensor network in Siberian urban areas with limited reference monitoring. Atmospheric Environment. Vol. 227. No. 117410. DOI: 10.1016/j.atmosenv.2020.117410
Porfiriev, B.N. (2019). On the imaginary and real effectiveness of the forest fire fighting in Siberia (in Russian). ECO. No. 11(545). Pp. 8-26. (In Russ.). DOI:10.30680/EC00131-7652-2019-11-8-26
Revich, B. A., Avaliani, S. L., Simons, G. J. (2016). Air pollution and publich health in a megapolis: a case study of Moscow. Ekonomika regiona [Economy of Region]. Vol. 12, no. 4. Pp. 1069-1078. DOI: 10.17059/2016-4-9.
Ryumina, E.V., Anikina, A.M. (2009). Ecologically adjusted estimation of the regions' economic development. Problemyprognozirovaniya. No. 2 (113). Pp. 78-94. (In Russ.).
Sibgatulin, V.G., Shishatskiy, N.G. (2018). Krasnoyarsk aluminium plant: an ecological factor. ECO. No. 4 (526). Pp. 48-68. (In Russ.).
Zabelina, I.A., Deluga, A.V. (2019). Ecological and economic tendencies in the Baikal region and in the Far East under conditions of institutional changes. ECO. No. 5. Pp. 66-88. (In Russ.). DOI:10.30680/EC00131-7652-2019-5-66-88
Ziyazov, D.S., Pyzhev, A.I., Pyzheva, Yu. I. (2019). Economic mechanisms of the large Russian cities air pollution control (in Russian). Regional economics: theory and practice. Vol. 17. No. 10. Pp. 1991-2008. DOI: 10.24891/re.17.10.1991 Zubarevich, N.V. (2017). Development of the Russian space: barriers and opportunities for the regional policies. World of a new economy. No. 11 (2). Pp. 46-57. (In Russ.).
For citation: Pyzhev, A.I., Sharafutdinov, R.A., Zander, E.V. (2021). Environmental Consequences of Economic Development of Large Industrial Cities in Resource Regions (a Case Study of Krasnoyarsk, Russia). ECO. No. 7. Pp. (In Russ.) DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2021-7-40-55.