Том 150, кн. 4
Естественные науки
2008
УДК 504(1-21)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИСТОЧНИК ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Ю.С. Рысаева, В.А. Белоногое Аннотация
В статье рассмотрены основные виды экологических ограничений хозяйственной деятельности, несоблюдение которых приводит к возникновению градостроительных конфликтов. Предложен комплекс мероприятий по предотвращению и устранению конфликтов и показана необходимость развития системы информационного обеспечения при разработке документов территориального планирования.
Ключевые слова: документы территориального планирования, информационное обеспечение, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, особо охраняемые природные территории.
Введение
Создание благоприятной окружающей среды (ОС) является важнейшим условием обеспечения экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития общества. Однако стремительный процесс урбанизации порождает многочисленные экологические противоречия и конфликты, разрешение которых обычно упирается в проблему ограниченности территориальных ресурсов. Данные конфликты и противоречия в большинстве случаев носят скрытый характер (так называемые потенциальные конфликты), но порой могут перерастать в открытые формы.
В соответствии с требованиями нормативных документов в области охраны ОС при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции городских и иных поселений должен соблюдаться комплекс ограничений, обеспечивающих благоприятные условия для жизнедеятельности человека и функционирования природных экосистем. Экологические ограничения подразделяются на 2 категории: планировочные и природные. К планировочным относятся ограничения, установленные экологическими нормативами, регламентирующими состояние ОС и допустимое воздействие на нее. Они включают:
- защитные зоны, выделяемые для ослабления и устранения негативного воздействия на ОС и здоровье человека (санитарно-защитные зоны (СЗЗ) промышленных предприятий и территорий специального назначения (скотомогильников, полигонов захоронения отходов, кладбищ и пр.));
- охранные зоны, предназначенные для ограничения внешнего вредного воздействия на ОС с целью сохранения природных объектов (особо охраняемые природные территории (ООПТ) и охранные зоны вокруг них, защитные
леса, водоохранные зоны (ВОЗ) и прибрежные полосы поверхностных водных объектов, зоны санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения, округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов) [1].
Природные ограничения обусловлены распространением и активизацией в населенных пунктах неблагоприятных инженерно-геологических процессов и явлений (подтопление и затопление территорий, карстовые, эрозионные, оползневые процессы, просадки грунтов и пр.), в том числе и спровоцированных интенсивной хозяйственной деятельностью без учета особенностей геоэкологических условий территории.
Необходимость учета экологических требований ставит задачу разработки документов территориального планирования, предусматривающих строгое соблюдение экологических норм и правил, регламентирующих градостроительную деятельность и обеспечивающих возможность планомерного решения конфликтных ситуаций.
Материалы и методика
В основу работы положены материалы разрабатываемых в настоящее время документов территориального планирования городов и райцентров Республики Татарстан (РТ). В ходе работы на основе картографических материалов масштаба 1:2 000 - 1:10 000 был проведен пространственный анализ распространения основных видов экологических ограничений, установлена степень опасности природных процессов, определено хозяйственное использование территорий с различными регламентами и выявлены несоответствия установленных для них требований, предложены градостроительные мероприятия, направленные на предотвращение и устранение нарушений.
В работе использованы опубликованные и фондовые материалы специально уполномоченных государственных органов в области охраны ОС, Управления по гидрометеорологии и мониторингу ОС РТ, Управления Роспотребнад-зора по РТ и их территориальных подразделений, научно-исследовательских, проектно-изыскательских и производственных организаций различных министерств и ведомств, городских и районных органов по делам строительства и архитектуры, производственных предприятий и др.
Полученные данные позволяют провести качественную и количественную оценку ситуации в городах и райцентрах РТ.
Градостроительные экологические конфликты и острота их проявления
В настоящее время из всех видов градостроительных экологических конфликтов наиболее актуальным и требующим незамедлительного решения является несоблюдение режима функционального использования территорий СЗЗ. Занимая обширные площади в структуре городских территорий, производственные и коммунальные зоны имеют высокую степень концентрации вредных производств и являются причиной формирования устойчивых ареалов загрязнения воздушного и водного бассейнов. Наиболее неблагоприятные условия формируются в селитебных зонах, расположенных в непосредственной близо-
сти от промышленных предприятий. Чаще всего отрицательному воздействию производственных объектов подвергается население небольших райцентров, характеризующихся чересполосицей производственных и жилых зон. В современных городах, застраивавшихся в соответствии с генеральными планами, учитывающими расположение основных промышленных узлов и необходимость их локализации на удалении от жилой застройки и рекреационных зон, нарушения отмечаются в основном в старых частях, с которых начиналось градостроительное развитие данных территорий.
В городах и райцентрах РТ доля СЗЗ объектов, требующих введения ограничительного режима градостроительной деятельности, составляет до 40-50% площади поселений. Вопреки регламентации санитарных правил и норм на таких экологически опасных территориях органами власти повсеместно согласуется строительство жилья и социальных объектов без учета экологических последствий такого размещения. Не менее острыми являются экологические конфликты, возникающие по поводу строительства новых, а также реконструкции и расширения существующих промышленных предприятий и загрязнения ими ОС.
Кроме воздействия объектов производственной инфраструктуры, острой проблемой является размещение скотомогильников в поселениях. Согласно данным Главного Управления Ветеринарии РТ по состоянию на 1 января 2007 г. на территории республики локализовано более 2 тыс. действующих и законсервированных скотомогильников, в СЗЗ которых попадает 649.7 тыс. га, или около 10% площади РТ. Регламент использования территорий СЗЗ скотомогильников значительно строже, чем промышленных предприятий, их вынос категорически запрещается. Нередко количество населения, проживающего в СЗЗ скотомогильников, превышает аналогичный показатель по производственным объектам, достигая 40-60% общей численности населения райцентров.
ВОЗ поверхностных водных объектов в ряде населенных пунктов также занимают обширные территории, достигая 45-65% от общей площади. Данный факт обусловлен наличием большого числа природных водных объектов, на берегах которых исторически создавались города, а в последние десятилетия - и созданием водохранилищ и прудов.
ЗСО источников питьевого водоснабжения занимают наибольшие площади в райцентрах сельского типа, где водоснабжение осуществляется из многочисленных рассредоточенных скважин (60-75% от общей площади). Территории отдельных райцентров (например г. Мензелинск) полностью расположены в ЗСО поверхностных водозаборов.
Конфликты, вызванные необходимостью соблюдения режима ВОЗ и ЗСО, связаны прежде всего с наличием индивидуальной селитебной застройки, не имеющей централизованной канализации; промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов обслуживания автотранспорта, являющихся потенциальными источниками загрязнения поверхностных и подземных вод; добычей полезных ископаемых; размещением территорий специального назначения и сельскохозяйственных угодий.
Основными проблемами, связанными с содержанием зеленого фонда в городах, являются недостаточный уровень озеленения, ослабленное состояние и упрощенная структура насаждений. Установлено, что при норме объектов озе-
ленения общего пользования в городах 10 м2/чел. в отдельных городах и райцентрах на 1 человека приходится всего 4-6 м2. Несмотря на недостаточность зеленых насаждений, повсеместно распространена практика уплотнения городской застройки за счет озелененных территорий. При этом отвод земель осуществляется, как правило, без предварительного решения вопроса о целесообразности сноса зеленых насаждений, что вызывает многочисленные протесты населения. Актуальными вопросами также являются создание озелененных территорий общего пользования в новых жилых микрорайонах и на периферии населенных пунктов, самовольные вырубки и захваты земель на территории городских лесов [2].
ООПТ федерального и регионального значения имеются во многих населенных пунктах или в непосредственной близости от них. Однако в настоящее время режим использования данных территорий не соответствует установленному статусу. Развитие городских поселений вблизи ООПТ делает проблематичным обеспечение сохранности ценных природных объектов. Наступление застройки приводит к сокращению размеров и фрагментации природных комплексов, что является одной из важнейших предпосылок снижения устойчивости экосистем к антропогенным воздействиям. Ситуация усугубляется тотальной рекреацией, браконьерством, выпасом скота, распашкой, сенокошением. Одним из наиболее губительных видов антропогенного воздействия на ООПТ является так называемая «эрозия краев» природных территорий, последствия которой связаны с размещением индивидуальной коттеджной застройки, автостоянок, мест отдыха, технических объектов и учреждений обслуживания [3].
Направления развития городов, темпы развития территорий в значительной степени определяются сложностью инженерно-геологической обстановки. Требование повышения эффективности использования городских ресурсов приводит к необходимости освоения практически всех не использовавшихся прежде территорий в границах населенных пунктов, большую часть из которых составляют ограниченно пригодные территории - участки, которые в естественном состоянии по природным инженерно-геологическим условиям не могут использоваться для градостроительных целей [4]. Вместе с тем интенсивные темпы урбанизации, происходящие в последние десятилетия и оказывающие негативное воздействие на геологическую среду, многократно увеличивают уязвимость городских техносфер к воздействиям опасных геологических процессов [5].
Из всех видов природных экологических ограничений наибольшее площадное распространение в городах получил процесс подтопления территорий. Доля подтопленных территорий в отдельных городах достигает 40-65% от общей площади. Для большинства населенных пунктов характерным является тех-ногенно-природное подтопление, связанное прежде всего с гидротехническим и гражданским строительством [6]. Но в отдельных случаях (например, с. Но-вошешминск) ведущая роль, напротив, принадлежит природному подтоплению, вызванному слабым дренирующим воздействием рек и озер, наличием в верхней части геологического разреза переслаивания грунтов с низкими и высокими фильтрационными свойствами. Меньшее распространение (но более серьезные последствия) имеет процесс затопления паводковыми водами. Доля затопляемых территорий в отдельных населенных пунктах может достигать 20-35%.
Из склоновых и береговых экзогеодинамических процессов наиболее характерными для поселений являются процессы овражной эрозии, связанные с деятельностью постоянных и временных водотоков. Оползневые явления отмечаются на склонах оврагов гг. Елабуга, Мензелинск, Лаишево и др. Процессы бе-регопереработки получили свое развитие на большей части правобережья Куйбышевского водохранилища. Однако большая часть территорий населенных пунктов характеризуется благоприятными условиями для строительства. Доля ограниченно пригодных и непригодных участков достигает 6-8%.
Карстово-суффозионные проявления, нередко спровоцированные утечками вод из водонесущих коммуникаций, работой грунтовых водозаборов, вибродинамическими воздействиями на грунтовые основания и т. д., отмечаются лишь в отдельных населенных пунктах, но и там конфликтные территории не превышают 4% их общей площади. Просадочные грунты также имеют распространение в отдельных городах. Но их доля составляет от 5 до 20% территорий. Интенсивному развитию просадочных явлений в пределах городов также способствует техногенное замачивание или повышение влажности грунтов.
Мероприятия по предупреждению и устранению конфликтов
Своевременный учет планировочных и природных экологических ограничений возможен при наличии градостроительной и проектной документации, учитывающей существующие планировочные и природные экологические ограничения. При этом особенно важным для предотвращения экологических конфликтов является предоставление органам власти и общественности возможности согласовать свои точки зрения еще в процессе создания проектов градостроительной документации.
Разрабатываемые в настоящее время документы территориального планирования предлагают проведение архитектурно-планировочных, инженерно-технических и организационно-административных мероприятий по решению существующих и потенциально возможных экологических конфликтов.
Основными архитектурно-планировочными мероприятиями являются:
- вынос и перепрофилирование производственных объектов с территорий селитебной застройки, а также жилого фонда за пределы СЗЗ предприятий;
- резервирование площадок для размещения производств и нового жилищного строительства на удалении друг от друга с учетом геоэкологических и метеорологических особенностей территории;
- организация многофункциональных производственно-деловых зон, являющихся буферными зонами между промышленными и селитебными территориями;
- оптимизация транспортно-планировочной и инженерной инфраструктуры;
- организация системы природно-экологического каркаса поселений.
Инженерно-технические и технологические мероприятия включают:
- комплексное инженерное благоустройство существующей и проектируемой застройки;
- модернизацию и реконструкцию промышленных предприятий с ликвидацией источников загрязнения и внедрением новых усовершенствованных технологий;
- проведение мероприятий по обеспечению безопасности территорий специального назначения.
Наконец, организационно-административные решения включают:
- соблюдение установленных режимов в зонах различных видов экологических ограничений;
- организацию зон с особыми условиями использования территории, в пределах которых реализация градостроительных решений возможна только после проведения мероприятий по локализации источника опасности;
- социальные мероприятия для населения, проживающего на конфликтных территориях на период проведения архитектурно-планировочных и инженерно-технических мероприятий.
Заключение
Процесс подготовки раздела «Охрана ОС» документов территориального планирования сопряжен с множеством вопросов, связанных с отсутствием методологии, правовых основ и механизмов его создания. Эти вопросы касаются прежде всего недостаточной информационной обеспеченности разрабатываемых документов. При проведении анализа экологической ситуации разработчики проектов сталкиваются с проблемой неполноты и разрозненности сведений, представляемых государственными органами, предприятиями и организациями. Отсутствие проектной экологической документации вынуждает использовать формальные нормативные показатели СЗЗ, ВОЗ, ЗСО. Неполнота и неопределенность исходной информации, в свою очередь, приводят к появлению рекомендаций о необходимости разработки сводных проектов ПДВ, программ защиты территорий от опасных инженерно-геологических процессов, инвентаризации зеленых насаждений, хотя данные вопросы должны решаться в рамках инженерных (в том числе инженерно-экологических) изысканий до разработки документов территориального планирования.
Совершенствование градостроительной политики требует усиления ее информационного обеспечения. Назрела необходимость создания информационно-аналитических центров проблем развития городов, единых общедоступных геоинформационных систем, представляющих в электронном виде картографический и справочный материал об экологическом состоянии городских территорий.
Развитие системы информационного обеспечения позволит повысить объективность решений, закладываемых в документы территориального планирования, что будет способствовать предотвращению возможные конфликтов и противоречий.
Summary
Yu.S. Rysayeva, V.A. Belonogov. Ecological Limitations on Economic Activity as a Source of Urban Conflicts.
This article considers the main types of ecological limitations on economic activity, non-observance of which may cause urban conflicts. A complex of measures intended for conflict prevention and solution is offered, and the necessity of developing the information securing system when working out urban planning documents is revealed.
Key words: urban planning documents, information securing, sanitary-protection zones, water protection zones, particularly protected nature territories.
Литература
1. Белоногов В.А., Ратанова С.В. Экологические ограничения размещения объектов хозяйственной деятельности в Российской Федерации // Экол. консалтинг. - 2007. -№1 (25). - С. 2-9.
2. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и охраны окружающей среды РТ в 2005 г. - Казань, 2006. - 495 с.
3. Москва-Париж. Природа и градостроительство / Под общ. ред. Н.С. Краснощеко-вой, В.И. Иванова. - М.: Инкомбук, 1997. - 173 с.
4. Чистякова С.Б. Охрана окружающей среды. - М.: Стройиздат, 1988. - 272 с.
5. Краснов А.А., Шеина С.Г., Шумев В.Г. ГИС в комплексной оценке технического состояния жилищного фонда города [Электронный ресурс] // Материалы 3-го семинара пользователей программных продуктов ESRI & LEICA GEOSYSTEMS «Использование ГИС для управления территориями, городами, предприятиями». -2004. - Режим доступа: http://www.cbt.ru/conf2004/d15.php.
6. Генеральный план г. Казани. Раздел «Охрана окружающей среды». Материалы по обоснованию проекта. - Казань: ОАО Институт «Казгражданпроект», 2004-2006.
Поступила в редакцию 06.05.08
Рысаева Юлия Сергеевна - ведущий инженер-эколог ГУП «Татинвестграждан-проект», г. Казань.
E-mail: [email protected]
Белоногов Виктор Анатольевич - кандидат географических наук, доцент кафедры ландшафтной экологии Казанского государственного университета. E-mail: [email protected]