Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое воспитание / экологическая игра / младший школьник / ecological education / ecological game / junior schoolboy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П. А. Красова

В статье рассмотрена проблема воспитания экологической культуры младших школьников. Определено значение экологических игр в воспитании экологической культуры младших школьников. Проанализированы основные этапы подготовки и проведения экологической игры. Представлена классификация экологических игр и рассмотрены особенности использования некоторых экологических игр в работе с младшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL GAMES AS A MEANS OF EDUCATING THE ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The problem of education of ecological culture of younger schoolchildren is considered. The importance of ecological games in the education of ecological culture of younger schoolchildren is determined. The main stages of preparation and implementation of the ecological game are analyzed. The classification of environmental games is presented and the features of using some environmental games in working with younger schoolchildren are considered.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

П. А. Красова, обучающаяся группы НС-31 Научный руководитель — к. п. н., доцент И. Н. Усачева

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ЕГУ), Елец, Россия

ECOLOGICAL GAMES AS A MEANS OF EDUCATING THE ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

P. A. Krasova, A Student of The NS-31 Group Scientific Supervisor — PhD, Associate Professor I. N. Usacheva

Bunin Yelets State University (YelSU), Yelets, Russia

В статье рассмотрена проблема воспитания экологической культуры младших школьников. Определено значение экологических игр в воспитании экологической культуры младших школьников. Проанализированы основные этапы подготовки и проведения экологической игры. Представлена классификация экологических игр и рассмотрены особенности использования некоторых экологических игр в работе с младшими школьниками.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая игра, младший школьник..

The problem of education of ecological culture of younger schoolchildren is considered. The importance of ecological games in the education of ecological culture of younger schoolchildren is determined. The main stages of preparation and implementation of the ecological game are analyzed. The classification of environmental games is presented and the features of using some environmental games in working with younger schoolchildren are considered.

Keywords: ecological education, ecological game, junior schoolboy.

На сегодняшний день экологическое воспитание и образование детей является одним из наиболее актуальных направлений педагогики, возникших в последнее время. Главной целью экологического воспитания младших школьников считается формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознание и культурой. Под экологической культурой понимают процесс восстановления, развития и сохранения всей совокупности общественно-природных ценностей, совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Процесс воспитания экологической культуры младших школьников — длительный и многоплановый. Так, Е. С. Сбитнева придерживается мнения, что он должен начинаться с первых уроков в начальной школе, поскольку младшие школьники наиболее восприимчивы к получаемой информации. Отмечается, что у детей младшего школьного возраста формируются знания о природе и обществе, эмоционально-ценностное отношение к природе, осознанное отношение к себе, к окружающему миру и тесное взаимодействие с ним [3].

В наше время актуальным является поиск новых эффективных форм, методов и средств воспитания экологической культуры младших школьников, которые

должны быть логически совмещены в рамках учебного времени и во внеучебной деятельности.

Важно отметить, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность как ведущая тесно связана с игровой, актуальность которой сохраняется и которая также способствует формированию интереса у младших школьников к окружающей среде.

Поскольку в игре ребенок условно пытается «сделать прыжок» над уровнем своего обычного поведения, это свидетельствует об ее развивающем потенциале. Ж. К. Кениспаев в своем исследовании указывает, что игра имеет влияние на умственное, психическое и физическое развитие ребенка, а также на развитие его специальных способностей [2].

Одной из действенных форм по воспитанию экологической культуры младших школьников является экологическая игра. Современные педагоги определяют экологическую игру как одну из форм экологического образования, основанную на осуществлении коллективной игровой деятельности участников, которая способствует обогащению чувственного и умственного опыта обучающегося, формирует у него мотивацию и интерес к окружающему миру. В игре в младших

школьников формируется экологическая грамотность и основы экологически ответственного поведения.

Экологическая игра для ребенка — это не только развлечение, играя, он учится жить в окружающем мире, тесно общаться с его обитателями, предметами и явлениями [4]. Как свидетельствует анализ педагогической практики, с помощью экологических игр учителю начальных классов легче уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания младших школьников об окружающем мире.

Задачи педагога при использовании экологической игры в ходе учебного процесса следующие:

1) формирование знаний о структуре окружающей среды;

2) формирование потребностей, навыков, установок, экологически допустимого поведения в природе и деятельности;

3) формирование умений и навыков эффективно общаться.

Подготовка и проведение экологической игры требует исполнения следующего алгоритма:

1) выбор темы игры;

2) определение цели и задач игры;

3) подготовка и проведение игры (учитель сообщает детям тему экологической игры, осуществляет подготовку раздаточного материала, непосредственно проводит игру и подводит итоги).

Эффективность использования экологической игры зависит от соблюдения определенных требований:

— соответствие игры учебно-воспитательным задачам, образовательной программе;

— игра должна быть веселой и интересной, не совсем легкой, но выполнимой, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности обучающихся начальных классов;

— на каждом уроке должно использоваться разнообразные по своему содержанию игры и игровые ситуации;

— всячески способствовать вовлечению в игру всех учеников класса.

В. В. Григорова в своем исследовании рассматривает классификацию экологических игр по принципам, с помощью которых можно расширить кругозор обучающихся и воспитывать у них чувство от-

Литература

1. Григорова В. В. Игра как средство экологического воспитания младших школьников. Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сборник статей. М., 2018: 249—257.

2. Кениспаев Ж. К. Сознание современного человека. Проблемы развития сознания в культуре и образовании. Барнаул. АлтГПА, 2014. 429 с.

ветственности за состояние родной природы и выделяет следующие игры:

— творческие (сюжетно-ролевые; театрализованные, строительные) и с правилами (дидактические, подвижные);

— самостоятельные и совместные;

— предметные, имитационные и конкурсы [1].

Среди всего разнообразия экологических игр для

младших школьников, ключевую воспитательную и развивающую роль имеют игры с правилами, направленные на формирование внутренней мотивации и интереса ребенка. Благодаря участию в данном виде игры, младший школьников учится фокусировать свое внимание на поставленной задаче, моментально реагировать на определенную игровую ситуацию и адаптироваться согласно условиям игры.

Творческие экологические игры используются для формирования эмоциональной заинтересованности младших школьников к экологической культуре. Они имеют влияние на формирование в младших школьников положительного отношения к объектам природы при условии смоделированной ситуации и своеобразном использовании предметов в процессе игры. Среди таких игр можно выделить: «Зоопарк», «Лесной заповедник» и др.

Среди множества дидактических игр экологической направленности выделяют игры с предметами природного материала (листья, семена), которые направленны на развитие сенсорных качеств (цвет, величина) младших школьников.

Имитационные экологические игры используются учителем в образовательном процессе для наблюдения за окружающим миром (растения и животные), с целью моделировать движения различных диких зверей, птиц и растений. Имитационные игры полезно проводить параллельно с экскурсиями по заповеднику или зоопарку.

Таким образом, экологические игры являются одной из эффективных форм воспитания экологической культуры младших школьников, поскольку позволяют получать обучающимся знания самостоятельно с помощью решения определенных игровых задач. Участие младших школьников в экологических играх способствует их умственному и физическому развитию, созданию положительного эмоционального фона, что является важным фактором для формирования их экологической культуры.

3. Сбитнева Е. С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Молодой ученый. 2016. № 26: 692—694.

4. Таирова Л. Р. Экологические игры на уроках окружающего мира как средство формирования экологической культуры младших школьников. Проблемы региональной экологии, экономики и географии: материалы I Международной научно-практической конференции, 2018: 78—80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.