Научная статья на тему 'Экологические и социальные аспекты шумового загрязнения окружающей среды'

Экологические и социальные аспекты шумового загрязнения окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1989
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шум / источники шума / уровень шума / анкетирование / здоровье / noise / noise sources / noise level / questioning / health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — И. Н. Лыков, Т. С. Николаева, К. В. Рахимов

Всемирная организация здравоохранения охарактеризовала шумовое загрязнение как недооцененную угрозу. Шум постепенно становится экологической и социальной проблемой, серьезной угрозой для качества жизни людей. За последние тридцать лет уровень шума во всех городских районах быстро нарастает. Есть многочисленные свидетельства о том, что горожане воспринимают шум как неизбежную часть нашей жизни. Настоящее исследование дает оценку шумового загрязнения в городе Калуге (Россия). Установлено, что основными источниками шума в городе Калуге являются легковые автомобили. Наибольший уровень шума в городе регистрировался днем, а также в утренние и вечерние часы. На территориях, прилегающих к жилым домам, больницам и школам, уровень шума в дневное и вечернее время достигал 78—85 дБ. Для оценки реакции жителей города Калуги на шумовое загрязнение нами проведено анкетирование методом личного интервью по месту жительства респондентов. Всего опрошено 485 респондентов. До 70 % респондентов считают шум от дорожного движения одним из наиболее распространенных и раздражающих источников шума. Наиболее частыми проявлениями длительного воздействия шума у горожан были усталость, нервозность и бессонница. Использование анкетирования может прояснить связь между воздействием городского шума и здоровьем. Результаты исследования показывают, что оценка шумового загрязнения городской среды должна быть составной частью системы экологического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL AND SOCIAL ASPECTS OF NOISE POLLUTION

The World Health Organization has described environmental noise pollution as an underestimated threat. Noise is gradually becoming an environmental and social problem, a serious threat to the quality of people’s lives. Over the past thirty years, the noise level in all urban areas has increased rapidly. There is ample evidence of the fact that the city-dwellers take noise as an inevitable part of their lives. This study provides an assessment of noise pollution in the city of Kaluga (Russia). It is established that the main sources of noise in the city of Kaluga are cars. The highest noise level in the city was recorded in the afternoon, as well as in the morning and evening hours. In the areas adjacent to residential buildings, hospitals and schools, the noise level in the daytime and evening reached 78—85 dB. To assess the response of residents of the city of Kaluga to noise pollution, we conducted a questionnaire using a personal interview at the respondents’ place of residence. A total of 485 respondents were surveyed. Up to 70 % of respondents consider road traffic noise as one of the most common and annoying sources of noise. The most frequent manifestations of prolonged exposure to noise among the townspeople were fatigue, nervousness and insomnia. Using questionnaires can clarify the relationship between urban noise exposure and health. The research results show that the assessment of noise pollution in the urban environment should be an integral part of the environmental monitoring system.

Текст научной работы на тему «Экологические и социальные аспекты шумового загрязнения окружающей среды»

IK

О (Г)

УДК 574.24

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Б01: 10.24411/1816-1863-2019-12080

И. Н. Лыков, д. б. н., профессор, научный

руководитель Института естествознания

Калужского государственного

университета им. К. Э. Циолковского,

linprof47@yandex.ru,

Т. С. Николаева, КФ МГТУ

им. Н. Э. Баумана, tatianan111@rambler.ru,

К. В. Рахимов, студент 4 курса,

Калужского государственного

университета им. К. Э. Циолковского,

kirya.raximov.98@mail.ru

Всемирная организация здравоохранения охарактеризовала шумовое загрязнение как недооцененную угрозу. Шум постепенно становится экологической и социальной проблемой, серьезной угрозой для качества жизни людей. За последние тридцать лет уровень шума во всех городских районах быстро нарастает. Есть многочисленные свидетельства о том, что горожане воспринимают шум как неизбежную часть нашей жизни. Настоящее исследование дает оценку шумового загрязнения в городе Калуге (Россия). Установлено, что основными источниками шума в городе Калуге являются легковые автомобили. Наибольший уровень шума в городе регистрировался днем, а также в утренние и вечерние часы. На территориях, прилегающих к жилым домам, больницам и школам, уровень шума в дневное и вечернее время достигал 78—85 дБ. Для оценки реакции жителей города Калуги на шумовое загрязнение нами проведено анкетирование методом личного интервью по месту жительства респондентов. Всего опрошено 485 респондентов. До 70 % респондентов считают шум от дорожного движения одним из наиболее распространенных и раздражающих источников шума. Наиболее частыми проявлениями длительного воздействия шума у горожан были усталость, нервозность и бессонница. Использование анкетирования может прояснить связь между воздействием городского шума и здоровьем. Результаты исследования показывают, что оценка шумового загрязнения городской среды должна быть составной частью системы экологического мониторинга.

The World Health Organization has described environmental noise pollution as an underestimated threat. Noise is gradually becoming an environmental and social problem, a serious threat to the quality of people's lives. Over the past thirty years, the noise level in all urban areas has increased rapidly. There is ample evidence of the fact that the city-dwellers take noise as an inevitable part of their lives. This study provides an assessment of noise pollution in the city of Kaluga (Russia). It is established that the main sources of noise in the city of Kaluga are cars. The highest noise level in the city was recorded in the afternoon, as well as in the morning and evening hours. In the areas adjacent to residential buildings, hospitals and schools, the noise level in the daytime and evening reached 78—85 dB. To assess the response of residents of the city of Kaluga to noise pollution, we conducted a questionnaire using a personal interview at the respondents' place of residence. A total of 485 respondents were surveyed. Up to 70 % of respondents consider road traffic noise as one of the most common and annoying sources of noise. The most frequent manifestations of prolonged exposure to noise among the townspeople were fatigue, nervousness and insomnia. Using questionnaires can clarify the relationship between urban noise exposure and health. The research results show that the assessment of noise pollution in the urban environment should be an integral part of the environmental monitoring system.

Ключевые слова: шум, источники шума, уровень шума, анкетирование, здоровье.

Keywords: noise, noise sources, noise level, questioning, health.

Введение. Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья населения, городской шум является наиболее распространенным и агрессивным. Шум от 2 до 20 дБ практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Но наше тело и разум по-разному реагируют на резкий шум отбойного молотка и на мелодичное журчание ручейка. Естественные звуки формируют мироощущение человека. К ним относятся шорох лис-

тьев, журчание воды, морской прибой, пение птиц, мурлыканье кошки, шум дождя, потрескивание поленьев в костре, хруст свежего снега. Такие шумы оказывают благоприятное действие на человека. Например, у маленьких детей они оказывают стимулирующее влияние на развитие мозговой деятельности [1, 2].

С ростом городов усиливается отрицательное влияние шума на здоровье и благополучие людей, поэтому шумовое загрязнение является растущей экологичес-

80-85 дБ 65-70 дБ

^ ) - 75-80 дБ |-1 - 55-60 дБ

Рис. 1. Точки замера шума на территории города Калуги

- 70-75 дБ | - 45-50 дБ

кой и социальной проблемой. Шум окружающей среды негативно влияет на жизнь горожан. При длительном воздействии шума у них постепенно наблюдается повышенная раздражительность и нарушение сна, снижается производительность труда. Современные горожане страдают от шума больше, чем 20 лет назад. На сегодняшний день почти 70 миллионов европейцев ежедневно подвергаются воздействию шума выше 55 дБ [3].

Хроническое воздействие шума вызывает стресс, характеризующийся повышенным уровнем гормонов стресса, таких как кортизол и катехоламины. Хронический стресс может, в свою очередь, вызывать повышение артериального давления, повышение частоты сердечных сокращений и сердечного выброса, повышение уровня липидов в крови (холестерин, триглице-риды, свободные жирные кислоты, фос-фатиды) и углеводов (глюкоза), а также активацию процессов свертывания крови. Это может в конечном итоге проявиться в виде сердечно-сосудистых заболеваний, таких как артериальная гипертензия, ише-мическая болезнь сердца и инсульт [4, 5].

Особенно негативное воздействие шумовое загрязнение оказывает на детей, у которых снижается память, концентрация

внимания, успеваемость, нарушается сон [6, 7]. Поэтому Всемирная организация здравоохранения охарактеризовала шумовое загрязнение как недооцененную угрозу [8]. Все это требует включения процедуры оценки шумового загрязнения в систему экологического мониторинга.

Методика исследования. Измерения шума проводились в различных районах города Калуги (рис. 1) с корреляцией акустических данных с данными о погоде (отсутствие осадков) и скорости ветра (от 2 до 5 м/с).

Поскольку характер шума в контрольных точках близок к постоянному (изме-

н о/

3%

5%

85%

Ш Транспортные средства В Стройки В Предприятия О Бытовая техника

О)

о

О -1

Рис. 2. Основные источники шумового загрязнения в городе Калуге

О

нялся во времени не более чем на 5 дБ), в процессе мониторинга контролировался только общий уровень шума. Измерение уровня шума проводили с использованием шумомера 3-го класса точности «Шум-3» в троекратной повторности с последующим нахождением среднего арифметического значения. Замеры проводили 4 раза в день (8:00, 14:00, 18:00, 22:00), в будние и выходные дни в различные сезоны года на

высоте от 1,3 до 1,5 м над поверхностью земли, не менее 3,0 м от отражающих поверхностей. Точки замера шума располагали в зонах отдыха, возле больниц, в жилых районах, в центре города, вдоль городских дорог, возле промышленных предприятий.

Для оценки реакции жителей города Калуги на шумовое загрязнение нами проведено анкетирование. Анкета была

юооо

9000 8000 — 7000 -6000 — 5000 — 4000 -3000 2000 1000

о

I

У д

Легковые

В § Щ

У д

Автобусы

У д

Троллейбусы

У д

Микроавтобусы

0 Ул. С.-Щедрина □ пл. Победы И Ул. Кирова (к-т центр.)

В Ул. Гагарина (бшкола) И Ул. Ленина (Силует) И Ул. Жукова (торг. база) Ул. Телевизионная

Рис. 3. Качественный и количественный состав транспортных средств, курсирующих по основным магистралям города Калуги

■а

С-Щедрина Пл. Победы Кирова

Гагарина Ленина

Жукова Телевизионная Билибина

I Утро шш День —•— Вечер —■— Ночь

Рис. 4. Динамика шумового загрязнения территории города Калуги

Н Дороги □ Больницы ■ Школы ЕЯ Жилые зоны ВЗ Зоны отдыха

Рис. 5. Шумовая нагрузка на различные районы города

составлена таким образом, чтобы ее можно было заполнить за 15—20 минут в доме респондента, и содержит стандартные закрытые вопросы (с ответами: да, нет и я не знаю), вопросы с заданными возможными ответами и вопросы-фильтры.

Результаты исследований. Типичными источниками шумового загрязнения в городе Калуге являются транспортные средства, стройки, промышленные предприятия, а также бытовая техника (рис. 2).

Из всех транспортных средств наиболее часто курсируют по улицам города легковые автомобили, микроавтобусы и автобусы (рис. 3). Именно они и формируют шумовое загрязнение городской среды.

Наибольший уровень шума мы регистрировали вдоль дорог с интенсивным движением. Даже в вечерние и ночные часы уровень шума на этих трассах превышал предельно допустимые уровни (рис. 4). Наибольший уровень шума нами регистрировался в утренние и вечерние часы, когда жители города едут на работу и с работы.

На территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам, больницам и школам, уровень шума в дневное и вечернее время достигал 78—85 дБ (рис. 5). Наименьший шумовой фон нами отмечен в зонах отдыха (от 30 до 40 дБ).

Результаты анкетирования горожан показали, что более 70 % респондентов считают шум от дорожного движения одним

из наиболее распространенных и раздражающих источников шума. Несмотря на высокие значения уровней шума в жилом районе, многие респонденты (45 %) описывали шум как средний, 27 % — как высокий, 24 % — как низкий и только 4 % жаловались на очень высокий уровень шума. Эти данные говорят о привыкании респондентов к шуму, что является опасной тенденцией. Несмотря на снижение порога восприятия шума центральной нервной системой, вегетативная нервная система продолжает реагировать на него.

Усталость н Нервозность

■ Снижение внимания в Дискомфорт

в Снижение работоспособности □ Бессонница

Рис. 6. Результаты анкетирования жителей города Калуги, подвергавшихся длительному воздействию шумового загрязнения

Последствиями длительного воздействия х шума у наших респондентов стали уста-о лость, нервозность, бессонница (рис. 6). о

Выводы

1. Основными источниками шума в городе Калуге являются легковые автомобили.

2. Наибольший уровень шума регистрировался днем, а также в утренние и вечерние часы.

3. На территориях, прилегающих к жилым домам, больницам и школам, уровень

шума в дневное и вечернее время достигал 78-85 дБ.

4. 70 % респондентов считают шум от дорожного движения одним из наиболее распространенных и раздражающих источников шума.

5. Наиболее частыми проявлениями длительного воздействия шума у горожан были усталость, нервозность и бессонница.

6. Оценка шумового загрязнения городской среды должна быть составной частью системы экологического мониторинга.

Библиографический список

1. Лыков И. Н., Николаева Т. С., Голофтеева А. С., Заикин С. М. Шум в городской среде // Экология урбанизированных территорий № 2, 2016. — C. 105—108.

2. Лыков И. Н. Человек. Биология и экология. — Калуга: Издатель Захаров С. И. («СерНа»). 2019. — 376 с.

3. European Environment Agency. Noise in Europe 2014. 2014. www.eea.europa.eu/publications/noise-in-europe-2014

4. Münzel T., Gori T., Babisch W., Basner M. Cardiovascular effects of environmental noise exposure. Eur. Heart. J. 2014; 35:829—36.

5. Dratva J., Phuleria H. C., Foraster M. et al. Transportation noise and blood pressure in a population-based sample of adults. Environ Health Perspect. 2011. Vol. 120. Р. 50—55.

6. Lusk S. L., Gillespie B., Hagerty B. M., Ziemba R. A. Acute effects of noise on blood pressure and heart rate. Arch Environ Health. 2004. Vol. 59. Р. 392—329.

7. Chang T. Y., Lai Y. A., Hsieh H. H. et al. Effects of environmental noise exposure on ambulatory blood pressure in young adults. Environ Res 2009. Vol. 109. Р. 900—905.

8. World Health Organization. Burden of disease from environmental noise. http://www.euro.who.int/__data/ assets/pdf_file/0008/136466/e94888

ENVIRONMENTAL AND SOCIAL ASPECTS OF NOISE POLLUTION

I. N. Lykov, Ph. D. (Medicine), Ph. D. (Biology), Dr. Habil., Professor, Scientific Director of the Institute of Natural Sciences. Tsiolkovskiy Kaluga State University, T. S. Nikolaeva, Bauman Moscow State Technical University,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

K. V. Rakhimov, Undergraduate, Tsiolkovskiy Kaluga State University, linprof47@yandex.ru, Kaluga, Russia

References

Lykov I. N., Nikolaeva T. S., Golofteeva A. S., Zaikin S. M. Shum v gorodskoj srede [Noise in the Urban Environment]. Ekologiya urbanizirovannyh territorij. 2016. No. 2. P. 105—108. [in Russian]. Lykov I. N. Chelovek. Biologiya i ehkologiya [Human. Biology and ecology]. Kaluga: Izdatel' Zaharov S. I. (SerNa). 2019. 376 p. [in Russian].

European Environment Agency. Noise in Europe 2014. 2014. www.eea.europa.eu/publications/noise-in-europe-2014

Münzel T., Gori T., Babisch W., Basner M. Cardiovascular effects of environmental noise exposure. Eur Heart J. 2014; 35:829—36.

Dratva J., Phuleria H. C., Foraster M. et al. Transportation noise and blood pressure in a population-based sample of adults. Environ Health Perspect. 2011. Vol. 120. P. 50—55.

Lusk S. L., Gillespie B., Hagerty B. M., Ziemba R. A. Acute effects of noise on blood pressure and heart rate. Arch Environ Health. 2004. Vol. 59. P. 392—329.

Chang T. Y., Lai Y. A., Hsieh H. H. et al. Effects of environmental noise exposure on ambulatory blood pressure in young adults. Environ Res. 2009. Vol. 109. P. 900—905.

World Health Organization. Burden of disease from environmental noise. http://www.euro.who.int/__data/

assets/pdf_file/0008/136466/e94888.pdf

№2, 2019

1. 2.

3.

4.

5.

6. 7.

84 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.