УДК 316
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КАЗАНИ ПО МНЕНИЮ ГОРОЖАН
Г.Р. Сафина, В.А. Федорова, С.А. Алексеев1
1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан, проект № 17-13-16003, а (р)
Аннотация. В статье рассмотрены экологические и социальные аспекты качества городской среды в разных районах Казани. Проведенный социологический опрос позволил выявить актуальные для каждого из 7 районов города экологические проблемы (качество питьевой воды, состояние атмосферного воздуха, площадь зеленых насаждений), а также несовершенство современной инфраструктуры (транспортная сеть, наличие парковок, объекты торговли, центры досуга).
Ключевые слова: город, качество городской среды, социологический опрос, мнение горожан, экологическая ситуация, городская инфраструктура.
ENVIRONMENTAL AND SOCIAL ASPECTS OF QUALITY OF URBAN
ENVIRONMENT OF KAZAN FOR THE OPINION OF CITIZENS
G. Safina, V. Fedorova, S. Alekseev
Abstract. The ecological and social aspects of the quality of the urban environment in different areas of Kazan are considered in the article. The conducted sociological survey made it possible to identify the actual environmental problems for each of the city's 7 districts (drinking water quality, atmospheric air, green areas), as well as the imperfection of modern infrastructure (transport network, parking lots, trade objects, leisure centers).
Keywords: city, quality of urban environment, sociological survey, opinion of townspeople, ecological situation, urban infrastructure.
В настоящее время в структуре города Казани выделяются 7 районов: Авиастроительный, Вахитовский, Приволжский, Советский, Московский, Кировский и Ново-Савиновский.
Авиастроительный район общей площадью в 7179 га с численностью населения 116 тыс. человек располагается в северной части города. В районе находятся 9 крупных промышленных предприятий, среди которых - «Казанский вертолетный завод» АО «Вертолеты России», АО «Казанское моторостроительное
производственное объединение», филиал ПАО «Туполев» «Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова», филиал АО «Татэнерго» «Казанская ТЭЦ-2». Среди особенностей района следует отметить входящие в его состав 11 поселков и частный сектор, занимающий значительную часть территории, в котором проживает почти треть жителей.
На северо-востоке Казани располагается Ново-Савиновский район, с численностью населения 213,4 тыс. человек и занимающий площадь в 2066 га. В районе функционируют 3 крупных промышленных предприятия: АО «Завод Элекон», АО «БКК», АО «Татэлектромонтаж». Северо-восточную и восточную части города занимает самый крупный
по численности населения Советский район (305,5 тыс. человек), в состав которого входит поселок-эксклав Дербышки. Площадь района составляет 16700 га. В районе располагаются 22 промышленных предприятия.
Вахитовский район располагается в центральной части города, это самый малочисленный по населенности район (86,6 тыс. человек). Площадь района составляет 2582 га. Район является сосредоточением культурных, образовательных и научных учреждений. Здесь расположено 52 «зеленых» объекта (парков, садов и скверов), занимающих суммарно 393 га площади.
Приволжский район площадью 11517 га с населением 248,8 тыс. человек занимает южную часть города. На территории района расположены 50 крупных предприятий, среди которых - ОАО «Казанский медико-инструментальный завод», АО «Нэфис Косметикс», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», филиал АО «Татэнерго» «Казанская ТЭЦ-1».
Кировский район расположен в северозападной части города. В структуре района особое место занимает поселок-эксклав Юдино, крупнейшая в городе лесопарковая зона. Район имеет площадь 10879 га, численность населения в
нем достигает 114,7 тыс. человек. В районе расположены 15 крупных и средних предприятий.
Также в северо-западной части города находится и Московский район, площадь которого составляет 3881 га, а население 131,9 тыс. человек. На его территории функционируют 27 промышленных предприятий, при этом основным является ПАО «Казаньоргсинтез» [1].
По данным опроса среди жителей Казани, 69% опрошенных придерживаются мнения о том, что задача повышения качества городской среды является наиболее значимой задачей для руководства города. При этом лишь 17% опрошенных считают, что у руководства города есть более значимые проблемы. Точку зрения о высокой значимости задачи повышения качества городской среды разделяют жители всех районов Казани. Доля таковых составляет от 62% опрошенных в Московском районе до 78% опрошенных в Вахитовском районе.
В число наиболее важных составляющих высокого качества городской среды входят
Полученные данные свидетельствуют о том, что сегодня положительную оценку общему экологическому состоянию города дают лишь 41% опрошенных (5% дают составляющей оценку «отлично»; 26% - оценку «хорошо»). Показательно, что оценивают экологическую ситуацию как «плохую» 23% опрошенных казанцев. В большей степени респонденты разделяют мнение о высокой развитости городской инфраструктуры Казани. В отношении этой оставляющей высокой оценки придерживаются 71% (13% дают составляющей оценку «отлично»; 58% - оценку «хорошо»).
При этом наибольшая удовлетворенность экологической ситуацией наблюдается у жителей Вахитовского и Приволжского районов, а наименьшая - у жителей Авиастроительного, Московского и Ново-Савиновского районов.
благоприятная экологическая ситуация в городе и развитая городская инфраструктура. В отношении обеих составляющих казанцы придерживаются мнения о их высокой значимости. Так, для 68% опрошенных жителей города наличие развитой городской инфраструктуры представляется важным.
Высокая доля опрошенных казанцев придерживается и мнения о значимости экологической ситуации в городе. Она важна для 67% респондентов, а для 28% опрошенных представляется скорее важной, чем нет. Доли опрошенных жителей по районам Казани, высоко оценивающих значимость экологической ситуации и развития городской инфраструктуры, приведены в табл. 1. В то же время такая высокая оценка значимости составляющих городской среды входит в определенное противоречие с оценками реальной ситуации, сделанной опрошенными.
Степенью развитости городской инфраструктуры в наибольшей степени удовлетворены жители Вахитовского, Ново-Савиновского и
Приволжского районов, а в наименьшей степени жители Кировского и Авиастроительного, см. табл. 2.
Если обратиться к отдельным составляющим, определяющим экологическую ситуацию, то наибольшее беспокойство у опрошенных жителей вызывает качество воды. Так, в Приволжском, Ново-Савиновском и
Авиастроительном районах на низкое качество питьевой воды указывают 71% опрошенных; Советском - 76%; в Кировском - 69%. Ситуация лучше лишь в Вахитовском районе - доля дающих низкую оценку качеству питьевой воды здесь лишь 53%.
Таблица 1. - Оценка важности составляющих городской среды
Районы г. Казани Составляющие качества городской среды
Экологическая ситуация Развитая городская инфраструктура
Важна Скорее важна, чем нет Важна Скорее важна, чем нет
Приволжский 69% 24% 62% 28%
Московский 71% 24% 63% 25%
Ново-Савиновский 70% 23% 74% 21%
Вахитовский 63% 36% 70% 28%
Авиастроительный 69% 32% 74% 24%
Советский 63% 29% 75% 17%
Кировский 61% 33% 61% 28%
Таблица 2. - Доля респондентов, дающих положительную оценку составляющим качества городской среды по районам г. Казани
Районы г. Казани Составляющие качества городской среды
Экологическая ситуация в районе Городская инфраструктура в районе
Отличная и Отличная Хорошая Отличная и Отличная Хорошая
хорошая хорошая
Приволжский 53% 6% 47% 67% 14% 54%
Московский 32% 1% 31% 60% 11% 50%
Ново-Савиновский 36% 2% 34% 70% 12% 57%
Вахитовский 59% 8% 51% 78% 10% 69%
Авиастроительный 32% 3% 28% 51% 5% 46%
Советский 42% 2% 41% 63% 9% 54%
Кировский 38% 15% 23% 56% 11% 45%
Всего 44% 5% 40% 65% 11% 54%
Исследование указывает на наличие проблем с санитарным состоянием районов. Так, в 5 городских районах опрошенные жители дают этой составляющей низкую оценку. В Московском районе такого мнения придерживаются 66% опрошенных; в Ново-Савиновском - 58%; в Авиастроительном - 60%; Советском - 63%; в Кировском - 58%. В отношении же состояния придомовой территории мнение жителей делится примерно поровну. Лишь в Приволжском и Вахитовском районах чуть больше дающих высокую оценку этой составляющей - 57% опрошенных.
При оценке состояния атмосферного воздуха выявлено 2 района, в которых жители в основной массе высказывают недовольство - это Авиастроительный и Московский районы. Ситуация в этих районах определяется деятельностью ПАО «Казаньоргсинтез», представляющим один из основных стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха в г. Казани [2;3]. В Авиастроительном районе низкую оценку состоянию атмосферного воздуха дают 86% опрошенных; в Московском - 69%.
Относительно благоприятной можно называть ситуацию с площадью зеленых насаждений и состоянием мест отдыха. Так, площадью зеленых насаждений удовлетворены 61% опрошенных в Приволжском и Вахитовском районах; 58% в Советском; 55% в Кировском. Состоянием мест отдыха в наибольшей степени удовлетворены жители Вахитовского (69%); Приволжского (64%) и Московского (62%) районов.В целом от 67 до 87% опрошенных горожан указывают на то, что им доступны благоустроенные места отдыха. Однако их состояние зачастую оставляет желать лучшего. Так, в зависимости от районов от 15 до 28%
респондентов указали на то, что места отдыха находятся в плохом состоянии, см. рис. 1.
В наибольшей степени это касается Кировского района. Несмотря на то, что на территории района располагается лесопарк «Лебяжье» с уникальным комплексом озер, он до последнего времени находился в крайне запущенном состоянии [4]. Уже к 2014 году озера Сухое, Светлое и Большое Лебяжье практически полностью пересохли, а озеро Малое Лебяжье сократилось до 6 га. И только в 2017 году были начаты работы по спасению озер, направленные на возвращение рекреационной ценности данной территории. Если обратиться к аспектам, отражающим развитие городской
инфраструктуры, то в данном отношении в Казани наблюдается ситуация, схожая со многими городами-миллионниками. Здесь выделяется центр, относительно развитые районы и периферийные территории. К благоприятным транспортным аспектам относится строительство и функционирование метрополитена [5]. Так, население в целом высказывает высокую удовлетворенность состоянием, доступностью, равномерностью сети общественного транспорта. Наибольшее количество жителей, дающих высокую оценку, при этом проживают в центральном Вахитовском районе (83%), а вот в периферийных районах наблюдается наименьшая доля горожан, дающих такую оценку - в Кировском (58%) и в Авиастроительном (60%). Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении состояния транспортной сети (наличие развязок, качество дорожного покрытия). Наиболее высокая доля опрошенных, дающих высокую оценку, приходится на Вахитовский район (74%), наименьшая - на Кировский (47%) и Авиастроительный (34%).
Кировский Советский Авиастроительный Вахитовский Ново-Савиновский Московский Приволжский
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
□Есть доступные благоустроенные места отдыха Есть доступные места для отдыха, но они в плохом состоянии
Рисунок 1. - Оценка доступности мест отдыха
Основные проблемы, связанные с использование транспорта, обусловлены сложностями с парковками. Так, низкую оценку количеству организованных автостоянок дают 73% опрошенных жителей Авиастроительного района; 66% Ново-Савиновского района; 63% Московского. Такая же ситуация и в отношении количества парковочных мест во дворах - низкую оценку дают 79% опрошенных жителей Авиастроительного района; 72% Ново-Савиновского района; 64% Московского; 63% Советского.
В целом на хорошем уровне развита инфраструктура города, связанная с торговлей. От 69 до 85% опрошенных жителей склонны давать высокую оценку количеству магазинов повседневного обслуживания в районе своего проживания. Доля дающих высокую оценку количеству крупных торговых центров - 63 - 77%, за исключением Авиастроительного и Кировского районов, где она составляет лишь 22 и 35% соответственно. Практически не наблюдается проблем с наличием аптек, высокую оценку по данному параметру дают 78-91% опрошенных. Достаточно высоко оценивают жители Казани и количество учреждений общественного питания (кафе, баров, ресторанов и т.д.). Эту точку зрения разделяют 66 - 75% жителей обследованных районов, за исключением Авиастроительного и Кировского, где доли дающих высокую оценку лишь
50 и 55% соответственно. Аналогичное мнение и в отношении количества учреждений бытового обслуживания, которое удовлетворяет 58 - 77% опрошенных жителей в зависимости от района проживания.
Нуждается во внимании руководства города инфраструктура, связанная с досугом. Так, в большинстве районов города доля удовлетворенных количеством детских площадок составляет 45 - 58%, за исключением Авиастроительного района, где доля удовлетворенных лишь 34%. На недостаток спортивных площадок во дворах указывают жители Авиастроительного (71%) и Кировского (59%) районов. Аналогичная ситуация и с количеством досуговых центров для детей и молодежи. В целом им удовлетворены от 47 до 63% жителей, за исключением Авиастроительного и Кировского районов, где доли удовлетворенных лишь 24 и 38% соответственно.
Анализ экологических и социальных аспектов качества городской среды Казани, основанный на социологическом опросе горожан, позволил выявить актуальные для каждого конкретного района экологические и инфраструктурные проблемы. Разработка соответствующих проектных мероприятий, направленных на решение указанных жителями недостатков городской среды, позволит повысить ее качество.
Литература:
1. Официальный портал органов местного самоуправления города Казани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kzn.ru
2. Федорова В.А., Сафина Г.Р. Совершенствование транспортной структуры города как фактор улучшения состояния атмосферного воздуха (на примере г. Казань) / В.А. Федорова, Г.Р. Сафина // География: развитие науки и образования. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - С. 432-436.
3. Алексеев С.А., Сафина Г.Р., Федорова В.А. Влияние предприятий химического комплекса на формирование и развитие городских агломераций в Республике Татарстан / С.А. Алексеев, Г.Р. Сафина,
В.А. Федорова // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 17. - С. 277-280.
4. Куржанова А.А., Сафина Г.Р., Кисляков А.В. Антропогенная нагрузка как фактор деградации озер Приказанского региона: Сборник научных трудов регионального научного семинара / А.А. Куржанова, Г.Р. Сафина, А.В. Кисляков // Геоэкологические проблемы Среднего Поволжья. - Ульяновск: УлГУ, 2008. - С. 102-105.
5. Сафина Г.Р., Федорова В.А. Освоение подземного пространства городов: проблемы и перспективы / Г.Р. Сафина, В.А. Федорова // География в школе. - 2012. - № 5. - С. 9-14.
Сведения об авторах:
Сафина Гузель Рашитовна (г. Казань, Россия), кандидат географических наук, доцент кафедры ландшафтной экологии Казанского федерального университета, e-mail: [email protected]
Федорова Виктория Алексеевна (г. Казань, Россия), кандидат географических наук, доцент кафедры ландшафтной экологии Казанского федерального университета, e-mail: [email protected]
Алексеев Сергей Анатольевич (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и социологии Казанского национальный исследовательский технологический университет, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
G. Safina (Kazan, Russia), candidate of geographical sciences, associate professor of the Department of Landscape Ecology of Kazan Federal University, e-mail: [email protected]
V. Fedorova (Kazan, Russia), candidate of geographical sciences, associate professor of the Department of Landscape Ecology, Kazan Federal University, e-mail: [email protected]
S. Alekseev (Kazan, Russia), Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of State, Municipal Management and Sociology, Kazan National Research Technological University, e-mail: alekseyev75@mail .ru