Научная статья на тему 'Экологические и социально-экономические проблемы Приаралья и вопросы координации донорской поддержки региона'

Экологические и социально-экономические проблемы Приаралья и вопросы координации донорской поддержки региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
264
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ф. Шамсиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL, SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF TRANSARAL SEA TERRITORY AND COORDINATION OF DONOR SUPPORT OF THE REGION

An ecological and socioeconomic problem in CentralAsian Region derived from the situation associated with the drying up of the Aral Sea was characterized. Despite the donor support of International Funds and measures undertaken by govern ments the problem is solved inefficiently, projects are poorly coordinated, and local specialists are insufficiently involved in their carrying out.

Текст научной работы на тему «Экологические и социально-экономические проблемы Приаралья и вопросы координации донорской поддержки региона»

Si

(S.

$

£*

a

J

1

с

3S

I

I

S.

2

ж

is

S'

£

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИАРАЛЬЯ И ВОПРОСЫ КООРДИНАЦИИ ДОНОРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНА

Ф. Шамсиев

Центр социально-экономических исследований, г. Ташкент, Республика Узбекистан, е-mail: fshamsiyev@mail.ru

В течение 20-25 лет мы являемся свидетелями исчезновения одного из крупнейших замкнутых водоемов в мире. Еще не было случая, чтобы на глазах одного поколения гибло целое море.

За последние 40-45 лет уровень Аральского моря понизился на 22 м, площадь акватории уменьшилась более чем в 3,8 раза, объем воды снизился с 1064до 115 куб. км, соленость воды достигла порядка 70 г/л. Аральское море практически превратилось в «мертвое» море. Площадь высохшего дна составила 4,2 млн.га и превратилась в источник выноса на прилегающие территории песчано-солевых аэрозолей. Шлейфы пыли достигают 400 км в длину и 40 км в ширину, а радиус действия пыльных бурь - до 300 км. Ежегодно в атмосферу здесь поднимается от 15 до 75 млн. тонн пыли. С начала 80-х годов такие бури наблюдались здесь по 90 дней в году. Одновременно растут темпы деградации земель и опустынивания в дельтах Амударьи и Сырдарьи.

В связи с усыханием Аральского моря сформировался сложный комплекс социально-экономических проблем, имеющих по происхождению и уровню последствий международный характер. «Аральский кризис - одна из самых крупных экологических катастроф в истории человечества под воздействием которой, оказалось около 35 млн. человек, проживающих в бассейне моря».

Центральная Азия (ЦА) является единой экосистемой. Отсутствие целенаправленной совместной экологической политики и взаимодействия между странами региона неизбежно ведет к деградации этой системы. Отсутствие единой научной, правовой, финансовой и технологической базы для решения первоочередных региональных экологических проблем является на сегодняшний день главной угрозой экологической безопасности Узбекистана и сопредельных государств. Критическая экологическая ситуация в Приаралье оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье населения всего региона. Высокий уровень заболеваемости населения Приаралья в значительной мере связан с загрязнением воздуха солями и вредными веществами, переносимыми пыльными бурями с высохшего дна Аральского моря, а также недостаточной обеспеченностью качественной питьевой водой. По состоянию на 1 января 2005 года обеспеченность водопроводной водой городского населения по этому региону составила около 76,0%, что меньше среднего показателя по республике (89%), а сельского - 32%.

После распада СССР государства ЦА, несмотря на экономические трудности, прилагают значительные усилия по преодолению последствий аральского кризиса. С 1991 года в ЦА происходят изменения в политико-экономической ситуации. С обретением независимости Узбекистан выступил инициатором создания единой системы управления и охраны водных ресурсов бассейна Аральского моря. С этой целью была создана Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК), которой передано управление водами бассейна Аральского моря, включая реки Амударья и Сырдарья, а также возвратными водами. Вновь образованные пять независимых государств начали свой путь к рыночной экономике, что в условиях нестабильной экологической ситуации в отдельных частях региона требовало пересмотра подходов к вопросам управления и использования водных ресурсов.

По данным ученых, поднимающиеся ежегодно с осушаемого дна Аральского моря миллионы тонн песка, пыли, ядовитых аэрозолей выпадают на орошаемые поля, пастбища, сады, снижают их продуктивность, выводят из сель-хозоборота, ухудшают экологическую ситуацию, оказывают отрицательное влияние на здоровье населения и т.д. Поэтому одним из предложений специалистов для борьбы с соле-пылепереносом, локализации отрицательного воздействия этого явления на окружающую среду стало создание лесозащитных полос с использованием местных растений (саксаул, черкез, тамарикс), способных произрастать в данных природных условиях без дополнительного увлажнения корнеобитаемого слоя почвы за счет выпадающих осадков. Они призваны стать основным климаторегулирующим звеном и поддержать экологическое равновесие природной среды.

Наряду со многими проектами, реализованными в регионе при поддержке мирового сообщества, разработаны проекты, направленные на уменьшение ветровой эрозии, закрепление движущихся песков, дефляции, выноса соли и пыли с защищаемой территории. Намеченные меры позволяют оздоровить экологическую обстановку с помощью древесно-кустарниковой растительности, выделяющей кислород, поглощающей углекислоту и аккумулирующей пыль, резко уменьшить заболеваемость местного населения, вовлечь в хозяйственный оборот осушенные территории путем развития животноводства и выращивания солеустойчивых растений.

Эффективность данных проектов трудно переоценить. Помимо чисто экологической направленности проектов они имеют социальную составляющую, т.к. реабилитация экологической обстановки в Приаралье, восстановление биоразнообразия способствуют развитию рыбоводства и звероводства, рыболовства и охоты. Это заметно по наличию рыбы и дичи на рынках в городах северного Каракалпакстана, по доступным ценам на этот товар.

Следует отметить, что проектами, программами бассейна Аральского моря занимаются многие международные и национальные организации и учреждения. Во многих случаях между ними нет четкой системы взаимодействия, координации и согласованности в выполнении проектов, что приводит к дублированию в работе и принятии решений. Представляется целесообразным создание новой структуры управления и координации проектов и программ бассейна Аральского моря с учётом опыта работы существующих межгосударственных структур и с большим вовлечением в ее деятельность местных органов управления. Необходимо создать такую структуру, которая охватывала бы как можно больше секторов и была наделена определенными полномочиями, осуществлять как сотрудничество, так и вести переговоры. Созданные на сегодня органы, постоянно развиваясь и наращивая свой потенциал, убедительно доказали свою жизнеспособность и практическую ценность в решении повседневных вопросов управления, использования водного хозяйства в регионе, управления и координации проектов и программ. Необходимо также коренным образом пересмотреть вопросы улучшения информационной прозрачности, открытости осуществляемых проектов и программ, преодоления разногласий между интересами региона и центра, между правительством и международными донорами. Международные доноры постоянно оказывали и оказывают консультативную помощь региону Арала, используя опыт и знания международных специалистов. В то же время следует отметить, что необходимо увеличить доверие к местным национальным организациям в части выполнения проектов силами высококвалифицированных местных специалистов без преобладающего участия дорогостоящих зарубежных консультантов, это резко повысит эффективность использования ограниченных средств донорской помощи.

К большому сожалению, по некоторым проектам региона Аральского моря,

осуществленным за период 1995-2005 гг., трудно определить стоимость, реальные сроки и эффективность работ Надо отметить, что не все выделенные средства использовались по назначению, большие суммы, выделенные донорами на регион, уходили на оплату международных консультантов из тех же международных донорских организаций, на их переезды, на проведение конференций, семинаров и симпозиумов, и порой эти расходы во много раз превышали суммы, которые регион получал для улучшения экологической ситуации. Сложно было сделать в рамках представленного проекта анализ эффективности использования всех выделенных сумм, и задачи такой не ставилось. Правительства ЦА и население региона в целом остались не восприимчивы к результатам многих проектов.

Порой нарастало недоверие к проектам, инициированным международными организациями, где было в порядке вещей, что из одного проекта в другой переписывались прошлые ошибки, а реалистичных предложений для достижения интеграции не было. Игнорировался главный вопрос, почему после стольких проектов доверие

стран ЦА к проектам и донорам не возрастало, а наоборот, их присутствие § настораживало. Были и некоторые критические требования в отношении специалистов, которые формируют концепции для принятия и осуществления о,

региональных проектов. Вызывал также недоумение тот факт, что, несмотря на -q.

то, что цели некоторых проектов не были достигнуты, а исполнителями проек- С

тов проводились формальные презентации для общественности о якобы «ус- *

пешно реализованном» проекте, и что бюджет был использован по назначе- g

нию и в строго установленные сроки. Многие региональные проекты, осуще- S

ствляемые при поддержке и под руководством международных доноров, по- я

вторяли одни и те же цели и задачи, соответственно и рекомендации повто- |

рялись, отмечалось и некоторое дублирование проектов. Порой для участия в S.

проекты допускали специалистов только с теми позициями, которые соответ- |

ствовали концепциям доноров, формирующих свое видение проблемы, лю- ^

бое другое мнение не воспринималось и рассматривалось как консерватизм. o'

К сожалению, многие рекомендации проектов были нереалистичны и невы- *

полнимы в связи с тем, что они не снимали, а наоборот, создавали больше §

конфликтных ситуаций, в большинстве в основе рекомендаций отмечалось ^

отсутствие реалистичных аргументов, и они больше носили призывной харак- §■

тер. Следует отметить, что наиболее эффективны и результативны были программы, где основные объемы работ велись местными исполнителями, а доноры осуществляли функции контроля и мониторинга работ, нацеленные на конечный результат.

Все отмеченное указывает на отсутствие четкого координационного механизма как внутри сообщества доноров, так и между правительством и донорами. Программа бассейна Аральского моря не имела четких положений координации доноров между собой и между донорами и существующими структурами, и соответственно эффективность донорских программ была различна. Проведение семинаров, встреч и конференций это совсем не то, что требует кризис Аральского моря. Остаётся только надеяться, что ошибки, сделанные в прошлом, не повторятся в будущем, и что люди, проживающие в Приаралье, не останутся снова без внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.