Научная статья на тему 'Экологические и эксплуатационные свойства синтетических моторных топлив'

Экологические и эксплуатационные свойства синтетических моторных топлив Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОМЕРИЗАТ / АЛКИЛАТ / РИФОРМАТ / БЕНЗИН КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА / ОКСИГЕНАТЫ ТИПА МТБЭ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Абдурахмонов Шахзод Махмудович, Мирзаев Санжар Саиджонович

В данной статье изучены экологические и эксплуатационные свойства синтетических моторных топлив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические и эксплуатационные свойства синтетических моторных топлив»

Экологические и эксплуатационные свойства синтетических моторных топлив Абдурахмонов Ш. М.1, Мирзаев С. С.2

'Абдурахмонов Шахзод Махмудович /ЛЪСитактопоу ЗкакгоСМактийотсН — студент;

Мирзаев Санжар Саиджонович /Мгпауеу Запуаг Багфопоугск - старший преподаватель, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье изучены экологические и эксплуатационные свойства синтетических моторных топлив.

Ключевые слова: изомеризат, алкилат, риформат, бензин каталитического крекинга, оксигенаты типа МТБЭ.

Важной задачей, решение которой позволит снизить токсичность выхлопных газов бензиновых двигателей, является отказ от свинцовых антидетонаторов при обеспечении необходимого октанового числа товарного бензина с помощью углеводородного состава. В развитых странах мира применение бензинов, содержащих свинец, запрещено. В частности, в Японии использование свинцовых антидетонаторов запрещено с 1986 г., в США полностью прекращено потребление таких бензинов с начала 90-х годов. У нас до сих пор разрешается введение свинца в бензин А-76 в количестве 0,24 г/кг. В настоящее время около 23 % вырабатываемых бензинов содержат свинец.

Отказ от применения свинцовых антидетонаторов и переход на выпуск высокооктановых бензинов АИ-91, АИ-93 и АИ-95 (вместо А-76), требует обоснованного и экономичного способа решения этой проблемы. Реформулированные бензины, состоящие из отдельных композитов, получаемых в разных процессах нефтепереработки, (изомеризат, алкилат, риформат, бензин каталитического крекинга, оксигенаты типа МТБЭ) и содержащие минимум ароматических соединений, удовлетворяют этим требованиям. В таблице 1 представлен состав (формула) традиционного и реформулированного автомобильного бензинов [1].

Таблица 1. Состав традиционного и реформулированного бензина

Состав бензинов Концентрация компонента, об. %

Традиционным Реформатированный

Бензин каталитического риформинга 29,6 26,9

Бензин прямой гонки 4,1 3,7

Бензин процесса изомеризации 4,0 3,6

Бензин каталитического крекинга 41,4 28,4

Бензин процесса коксования 0.7 0,6

Бензин процесса гидрокрекинга 2,7 2.5

Бензин процесса олигомеризации 0,3 0

Бензин процесса димеризации 0,2 0

Бензин процесса алкилирования 13,3 20,7

Бутановые углеводороды 3,7 2,5

МТБЭ 0 11,0

Итого: 100,0 100,0

Что касается качества наших бензинов, то содержание ароматических углеводородов в бензинах достигает 50 масс. %, в том числе бензола - 5 масс. %.

Хотя выбросы диоксида серы при использовании неэтилированного бензина обуславливают при допускаемом сейчас содержании серы (<0,1 масс. %) всего 3 % токсичных выбросов, снижение содержания серы в топливе желательно.

Таким образом, по важности и эффективности задачи улучшения экологических свойств бензинов располагаются последовательно:

- отказ от свинцовых антидетонаторов;

- снижение содержания бензола и суммы ароматических углеводородов;

- снижение содержания серы.

Выбросы диоксида серы при содержании серы в дизельном топливе 0,2 и 0,5 масс. % обуславливают от 10 до 20 % токсичных выбросов в пересчете на оксид углерода. Снижение допустимого содержания серы в топливе до 0,05 масс. %, которое установлено в настоящее время в развитых странах, уменьшает выбросы токсичных веществ в эквиваленте оксида углерода на 6 и 18 %, соответственно, для дизельных топлив с содержанием серы 0,2 и 0,5 масс. %. Таким образом, в перспективе перед нефтеперерабатывающими компаниями стоит задача полностью прекратить выпуск дизельного топлива, содержащего серу >0,2 масс. %, и наладить производство экологически чистого топлива ЭЧТ (содержание серы <0,05 и <0,035 масс. %) [2].

Следует отметить, что дизельные фракции, получаемые при гидрокрекинге вакуумного газойля, содержат серы <0,05 масс. % серы и ароматических углеводородов <15масс. %, имеют цетановое число > 50. По экологическим и эксплуатационным характеристикам это на сегодняшний день лучшее, но и самое дорогое нефтяное дизельное топливо.

Безусловно, экологические характеристики моторных топлив могут быть кардинально улучшены, если в качестве исходного сырья для их производства рассматривать не нефтяное сырье, а природный газ, который не содержит сернистых компонентов, ароматических соединений и тяжелых металлов.

Литература

1. Гурвич А. Я. Химия и технология продуктов нефтехимического и основного органического синтеза.

М.: Химия. 1992. С. 272.

2. Магарил Е. Р. Экологические свойства моторных топлив. - Тюмень: ТюмГН-ТУ. 2000. С. 171.

Изменение линейных размеров материалов при замачивании, влажно-тепловой обработке и стирке Гиясова Д. Р.1, Насриев А. Н.2

'Гиясова Дилфуза Раджабовна / Giyasova Dilfuza Radjabovna — старший преподаватель;

2Насриев Амириддин Нуриддинович /Nasriyev Amiriddin Nuriddinovich — студент, кафедра оборудования и технологии легкой промышленности, факультет инженерной техники, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассмотрены изменения линейных размеров материалов при замачивании, влажно-тепловой обработке и стирке.

Ключевые слова: отрицательная усадка, линейный размер, мокрая и тепловая обработка, швейные издeлия, химичeская чистка, стирка, мoющий рaствoр, рeлaксaциoнный прoцесс.

Материалы для одежды после мокрых и тепловых обработок изменяют линейные размеры. Чаще всего происходит уменьшение линейных размеров; это явление называют усадкой. Значительно реже размеры материалов увеличиваются, это явление называют отрицательной усадкой.

Уменьшение линейных размеров одежных материалов после мокрых обработок происходит в результате сложного комплекса взаимосвязанных явлений, прежде всего релаксационного процесса обусловленного исчезновением медленно обратимой деформации, полученной материалами при их растяжении в процессе производства набухания волокон приводящего к увеличению поперечных размеров нитей [1].

Уменьшение линейных размеров материалов после мокрых и тепловых обработок отрицательно влияет на качество швейных изделий и кроме того приводит к увеличению материалоемкости изделий в результате увеличения припуска на усадку. Весьма неблагоприятно на качестве швейного изделия сказывается разная усадка комплектующих материалов (основных, прокладочных, скрепляющих и т.д.).

В зависимости от сырьевого состава структуры и способа получения материалов а также условий изготовления из них швейных изделий величина усадки может быть различной. Наибольшее влияние усадки тканей трикотажных и нетканых полотен оказывают процессы отделки, когда материалы растягиваются в продольном направлении и полученные напражения фиксируются при каландровании и прессовании. В процессе производства одежды, а также при ее эксплуатации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.