5. Яворский Б.Л. Исполнительские термины // ГЦММК им. М.И. Глинки. Ф. 146. 1920.
6. Перецман Л.С. Становление и развитие немецкой музыкальной терминологии и ее экспрессивно-стилистические функции: дис. ... канд. филол. наук. 10.02.19 - теория языка. Ташкент, 1978. 222 с.
7. Ефимов А.И. Стилистика русского языка. М., 1958.
8. Затаевич А.В. 1000 песен казахского народа. М., 1963.
9. Затаевич А.В. 500 казахских песен и кюев. Алма-Ата, 1931.
10. Джансеитова С.С. Коммуникативная рекурентность терминоидальных ремарок и их актуализация в муыковедческих текстах. Вестник. Серия «Филологические науки». КГПУ имени Абая. Алматы. №3 (45), 2013.
References
1. RazhnikovV.G. Rezervy muzykal'noj pedagogiki [Reserves of musical pedagogy]. Moskow, 1980.
2. Blagoj D.To the pianist's understanding of the author's text: notes on articulatory, dynamic and tempo notations // Voprosy fortepiannogo ispolnitel'stva. Moskow, 1973. № 3.
3. Javorskij B.L. The terms // GCMMK im. M.I. Glinki. F. 146. 1944.
4. Javorskij B.L. Musical terms in the works of A.N. Scriabin // GCMMK im. M.I. Glinki. F. 146. 1912.
5. Javorskij B.L. Performance terms//GCMMK im. M.I. Glinki. F. 146. 1920.
6. Peretsman L.S. Formation and development of German musical terminology and its expressive-stylistic functions: synopsis of the thesis (philol. sciences.): 10.02.19 - theory of language. Tashkent, 1978. 222 p.
7. EfimovA.I. Stilistika russkogo jazyka [Stylistics of the Russian language]. Moskow, 1958.
8. Zataevich A.V. 1000 pesen kazahskogo naroda [1000 songs of the Kazakh people]. Moskow, 1963. 476 p.
9. Zataevich A. V. 500 kazahskih pesen i kjuev [500 Kazakh songs and kyuws]. Alma-Ata, 1931.
10. Dzhanseitova S.S. Communicative recurrence of terminoid remarks and their actualization in mujic texts. Herald. Series "Philological Sciences." KGBU named after Abay. Almaty. No. 3 (45), 2013.
УДК 398
Л.Х. ШАУЦУКОВА, Н.В. ГАЛИМОВА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ФОЛЬКЛОРА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
Шауцукова Людмила Хажсетовна, кандидат культурологии, доцент, заведующая кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского государственного института искусств (Нальчик, пр. Ленина, 1), [email protected]
Галимова Наиля Вагизовна, аспирант кафедры культурологии Северо-Кавказского государственного института искусств (Нальчик, пр. Ленина, 1), [email protected]
Аннотация. Главной проблемой исследования является культура традиционного фольклора, основанного на национальном понимании этнографической действительности, которая предполагает рассмотрение экологических черт художественной деятельности кабардинцев и балкарцев как наиболее адекватных синкретичной природе народного творчества в русле синергетической теории. Ключевые слова: этнокультура, фольклор кабардинцев и балкарцев, культурологическое значение, экологические черты, традиционная культура.
UDK 398
L.H. SHAUTSUKOVA, N.V. GALIMOVA
ENVIRONMENTAL FEATURES OF THE FOLK CULTURE OF THE KABARDIANS AND BALKARS
Shautsukova Ludmila Hashsetovna, PhD (culturology), associate professor, head of department of general humanitarian and socio-economic disciplines at the North Caucasian state institute of arts (Nalchik, Lenin Ave, 1), [email protected]
Galimova Naila Vagizovna, graduate of department of cultural studies at the North Caucasus state institute of arts (Nalchik, Lenin ave., 1), [email protected]
Abstract. The main research problem is the culture of the traditional folk-based national understanding of ethnographic reality, which involves considering the ecological traits of the artistic activities of Kabardians and Balkarians, as the most appropriate syncretic nature of folk art in line with the synergistic theory.
Keywords: ethnic culture, folklore Kabardians and Balkars, cultural significance, ecological characteristics, traditional culture.
Как известно, культура - это сложная многоступенчатая мегасистема, созданная формой человеческого существования, которая санкционировала развитие не только материальных потребностей, но и обрядово-фольклорных традиций. Благодаря этому воспроизводимая народным фольклором этнографическая действительность является единством, обеспечивающим экологическую аккумуляцию познавательной и художественной деятельности. Оттого понятия, с одной стороны, профессиональной, с другой - фольклорно-народ-ной и традиционной духовной культуры в какой-то степени совпадают, а в ряде случаев идентичны. Вместе с тем необходимо отметить, что развитие экологической культуры, экологического инстинкта этноса порождает интерес к фольклору. И это закономерно, так как в экологическом сознании узловой проблемой является неконфликтное взаимодействие социума и природы, и всегда превалирующую роль в культуре на ранних стадиях становления общества играет этнокультурное сознание. Экологический кризис в обществе, находящемся в состоянии экологического мира и равновесия с природой, в этнокультурном сознании не отображается.
Фольклор как традиционная народная культура выполняет важнейшую историческую миссию сбережения культурообразующего устройства бытия - наследственности, разрушаемой в наше время процессами глобализации и потребительской позиции в отношении культуры. Здесь необходимо вспомнить, что визуально-жанровое разнообразие современных видов искусств, по сути, возникло из всевозможных форм «непрофессионального», народного искусства. Вследствие чего произошел процесс «разложения» первоначального синкретизма и развитие обособления специализированных видов художественного творчества [1]. Обобщить вышеизложенное можно высказыванием Д.С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать» [2, с. 175].
В этой связи необходимо отметить, что по теории М.С. Когана, этнокультурная сфера бытия создает идеи и ценности, определяющие деятельность человека, которые в свою очередь формируют художественно-эстетическое познание на основе творческого процесса восприятия и отражения мира [3]. Процесс научного постижения экологических проблем культурной и исторической самобытности народа стал сегодняшней реальностью общественной жизни и расширяет грани изучения и поиска новых ракурсов, обусловливающих их развитие. Данный эмпирический метод исследования позволил включить в научную методологическую основу и актуализировать такие представления, как синергетическая парадигма гуманитарных знаний, используемая для создания фундамента народной художественной культуры.
Интерес к фольклору кабардинцев и балкарцев как явлению возникает в начале XIX столетия. Известно, что в 60-е годы в России вопросы изучения народного мировоззрения, уклада народной жизни и особенно народной поэзии приобретают неслыханную популярность. Собиранием произведений фольклора занимались представители передовой части русской интеллигенции, работавшей на Кавказе. Они привлекали к этому занятию немногочисленных тогда представителей национальной интеллигенции. Весь накопленный материал публиковался в центральных периодических изданиях: «Русский вестник», «Библиотека для чтения»; в специально учрежденных кавказских изданиях - «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Сборник сведений о кавказских горцах», «Терский сборник», «Кавказский сборник», газетах «Кавказ», «Терские ведомости» [4, с. 16].
Культурологическое исследование проблемы показало, что эти публикации представляют интерес во многих аспектах, и прежде всего как начальный исторический этап кабардинской и балкарской фольклористики.
Представление об устно-поэтическом творчестве этнических народов было бы неполным без учета записей Ш.Б. Ногмова, К.М. Атажукина, Л.Г. Лопатинского, Султана Хан-Гирея, П.И. Тамбиева, Улап Мустафы Махира, Тохчук Уфук Тавкула, А.Г. Кешева (Каламбия), А.И. Алиевой, А.М. Гутова и др. Большую работу по собиранию и публикации фольклора Северного Кавказа провел Е. Баранов.
В процессе исследования творчества просветителей обнаружилось многообразное использование фольклора: он являлся для них и основным источником при изучении и воссоздании истории родного народа, и главным источником их художественного творчества. Кроме того, просветители сделали первые шаги в деле творческого осмысления художественно-эстетического опыта народов, этнопоэтических принципов отображения действительности, позднее ставшие предтечами возникновения современной фольклористики. Однако само содержание понятия «фольклор» как явления культуры остается до сего времени объектом бесчисленных диспутов, отображающих главную «болезнь» современного гуманитарного познания - отсутствие нужной практической и методологической согласованности между его различными отраслями в области исследования того или иного феномена [5].
Подводя итоги нашего исследования, необходимо отметить следующее. Несмотря на то, что важнейшим фактором формирования экологических черт фольклора является устремление к воссоединению разных художественных форм и духовных составляющих, фольклористика сегодня демонстрирует свою инфантильность в интеграции различных подходов и ракурсов исследований и четко распадается на видовые малосвязанные между собой отрасли. Между тем в настоящее время фольклор необходимо рассматривать как многогранную систему, образованную из знаковых художественных форм: устного поэтического творчества, музыкальной фольклористики, народной хореографии и народного изобразительного искусства. Все эти знаковые формы соединены, взаимодействуют между собой, и потому формирование экологических черт фольклора может быть осуществлено посредством искусства на основе духовно-нравственных ценностей и бережного отношения к природе.
Литература
1. Галимова Н.В. Этнокультурные ценности КБР как предмет междисциплинарного исследования // Материалы научно-практической конференции СКГИИ. Нальчик, 2016 г.
2. Лихачев Д.С. Экология культуры. Прошлое - будущему. М., 1985.
3. Каган М.С. Морфология искусства: историко-теоретические исследования внутреннего строения мира искусства. Л., 1972
4. Алиева А.И. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX - начала ХХ века. Нальчик, 1979.
5. Набок И.Л. Фольклор как предмет междисциплинарного исследования // Арто-сфера: перспективы развития и инновации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. в Институте дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования. 2015. СПб.: Астерион, 2016. 189 с.
Referenses
1. Galimova N.V. Ethno-cultural values of the Kabardino-Balkar Republic as a subject of interdisciplinary researches // Materials of scientific-practical conference of the North Caucasian state Institute of arts. Nalchik, 2016.
2. Likhachev D.S. Ekologija kul'tury. Proshloe - budushhemu [The Ecology of culture. Past to future]. Moskow, 1985.
3. Kagan M.S. Morfologija iskusstva: istoriko-teoreticheskie issledovanija vnutrennego stroenija mira iskusstva [The Morphology of art historical and theoretical studies of the internal structure of the art world]. Leningrad, 1972.
4. Aliyeva A.I. Fol'klor adygov v zapisjah i publikacijah XIX - nachala XX veka [The Folklore of the Circassians in the records and publications of the XIX - early XX century]. Nalchik, 1979.
5. Nabok I.L. Folklore as an object of interdisciplinary research // Artosfera: prospects for development and innovation: materials of the international scientific-practical conference at the Institute of design, applied art and humanitarian education, Saint Petersburg, 2015. Asterion, 2016. 189 p.
УДК 745/749
А.Х. БАЙРАМУКОВА
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОЙЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ)
Байрамукова Аминат Хасановна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается войлочное искусство карачаевцев и балкарцев на современном этапе. В основу статьи легли полевые исследования автора. Данный материал впервые вводится в научный оборот. В работе описывается традиционная технология изготовления и функциональные особенности войлочных изделий, анализируются формы бытования изделий из войлока на современном этапе.
Ключевые слова: карачаевцы и балкарцы, традиционная культура, декоративно-прикладное искусство, войлочное искусство.
UDC 745/749
A.H. BAYRAMUKOVA
DECORATIVE AND APPLIED ART OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS AT THE PRESENT STAGE (ON THE EXAMPLE OF FELT GOODS OF KARACHAIS AND BALKARIANS)
Bayramukova Aminat Hasanovna, graduate of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abctract. In the article is considered the felt art of Karachais and Balkarians at the present stage. The article was based on field research of the author. This material is first introduced into scientific circulation.