Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЛОГИСТИКА / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Арский А.А.

В исследовании обобщаются актуальные проблемы организации и эксплуатации логистических трансформационных центров, в экологическом аспекте с учетом урона окружающей среде и, как следствие, необходимости его профилактики и возмещения с повышающим коэффициентом для восстановления экологической структуры территории. Формируется вывод о необходимости государственного субсидирования или реализации государственно-частного партнерства при обеспечении повышения экологической безопасности промышленных производств, посредством внедрения передовых систем очистительных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL ASPECTS OF CONSTRUCTION AND OPERATION OF LOGISTICS TRANSFORMATION CENTERS

The study summarizes the current issues regarding the organization and operation of logistics transformation centers in terms of environmental impact and, hence, the need for its prevention and compensation with a multiplying factor in order to restore the ecological structure of an affected territory. A conclusion is made that there is a need for state subsidies or the implementation of public-private partnerships while ensuring higher environmental safety of industrial production through the introduction of advanced systems of treatment facilities.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ»

УДК 69.003; 504.75; 627.3 doi:10.52210/2224669X_2022_2_12

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ

А.А. Арский

Аннотация. В исследовании обобщаются актуальные проблемы организации и эксплуатации логистических трансформационных центров, в экологическом аспекте с учетом урона окружающей среде и, как следствие, необходимости его профилактики и возмещения с повышающим коэффициентом для восстановления экологической структуры территории. Формируется вывод о необходимости государственного субсидирования или реализации государственно-частного партнерства при обеспечении повышения экологической безопасности промышленных производств, посредством внедрения передовых систем очистительных сооружений.

Ключевые слова: экология, логистика, трансформационный центр

ENVIRONMENTAL ASPECTS OF CONSTRUCTION

AND OPERATION OF LOGISTICS TRANSFORMATION CENTERS

A.A. Arskiy

Abstract. The study summarizes the current issues regarding the organization and operation of logistics transformation centers in terms of environmental impact and, hence, the need for its prevention and compensation with a multiplying factor in order to restore the ecological structure of an affected territory. A conclusion is made that there is a need for state subsidies or the implementation of public-private partnerships while ensuring higher environmental safety of industrial production through the introduction of advanced systems of treatment facilities.

Keywords: ecology, logistics, transformation center.

Термин «экология» был введён в научный оборот немецким испытателем Э. Геккелем в 1866 г. Экология в переводе с греческого - «наука о доме или домоводстве». На протяжении прошлого века, до 1960-1970 гг., экология рассматривалась как часть науки биологии. Человек и его промышленная и урбанистическая деятельность в этих системах не рассматривалась. Предполагалось, что его взаимодействие с окружающей средой подчинялось не биологическим, а социальным законам. Общество потребления стремится к производству все большего числа номенклатур товаров, и при этом все в больших объемах. Установлено, что для производства 1 тонны полезных товаров перерабатывается около 20 тонн различных ресурсов: таким образом, около 95 % ресурсов, являются в лучшем случае вторичным сырьем, а в худшем - пополняют свалки бытовых и промышленных отходов.

В этой связи усилия научного сообщества должны быть сосредоточены на профилактике и снижении урона окружающей среде на этапе генерации товаров и услуг, используемых социумом. Строительные нормы и правила - СНиП, регулируют порядок строительства и эксплуатации промышленных сооружений, к которым относятся и логистические трансформационные центры.

Логистический трансформационный центр - это объект транспортной инфраструктуры, интегрированный с комплексом складских сооружений различных типов. Трансформацион-

ный центр служит для обработки грузов посредством их перегрузки с одного транспортного средства на другое, разукрупнения товарных партий (разбивка товарной партии на несколько мелких товарных партий) или консолидации грузов (объединение нескольких мелких товарных партий в одну крупную).

По своей сути трансформационные центры в цепи поставок играют роль перехода с одного вида транспорта на другой в мультимодальных перевозках, а в аспекте региональных логистических сетей - оптового и мелкооптового распределения товарных партий среди участников рынка. Как правило, крупные логистические трансформационные центры организуются вблизи от таможенной границы России (ЕАЭС) с целью более качественного использования транспортов международной перевозки и в непосредственной близости от крупных мегаполисов для обеспечения оптово-розничных торговых операций.

Примером полноценного трансформационного логистического центра, может служить проект «Усть-Луга» (рисунок 1), который сочетает в себе использование для мультимодаль-ной трансформации трех видов транспорта: морского, железнодорожного и автомобильного.

В части строительства и применения логистических технологий, современные трансформационные логистические центры ориентированы на максимальную экономическую эффективность и реализацию торгового и транзитного потенциала региона, однако должны учитывать и те негативные эффекты, которые несут региону в аспекте экологии. Естественно, что задачей государства и общества является защита природы, ее ресурсов, обителей фауны, - и в этом аспекте, существует ряд постоянных и динамически меняющихся проблем.

К первой проблеме можно отнести изменение состава почв, состава грунтовых вод и изменение состава окружающего воздуха. Проблема обусловлена физическим изменением ландшафта при строительстве и эксплуатации объекта, умышленном или неумышленном сбросе сточных вод, изменении уровня грунтовых вод, выбросов в атмосферу продуктов испарения и горения, обусловленных разливом химических веществ, выброса отработанных моторных газов, а также выбросов газов объектов генерации тепловой энергии (автономное отопление). Данные типы загрязнений определены как постоянные и переменные. К постоянным изменениям экологического баланса, возможно, следует отнести эксплуатацию инженерных объектов, а к переменным - работу транспорта и складского комплекса объекта.

Рисунок 1. Трансформационный логистический центр «Усть-Луга»

(фото: eadaily.com)

Данная проблема может быть решена способом возмещения ущерба природе посредством генерации на близлежащих территориях интенсивного восполнения природных ресурсов (высадка деревьев, очистка пойм рек, озер), убывающих при эксплуатации объекта, а также при повышении качества очистки сточных вод и вредных выбросов. Реализация данных мероприятий, в отдельных случаях прямо регламентирована, так например за вырубку леса установлено возмещение 1:1, то есть за один гектар вырубленного леса, необходимо высадить гектар саженцев, того же вида, что и вырубленный лес. Однако при старательстве крупных объектов очевидно, что данное возмещение способно покрыть лишь часть ущерба, причиненного природному комплексу, это очевидно в виду взаимосвязи флоры с фауной региона и подземными и грунтовыми водами. При определении зон высадки возмещающей флоры необходимо учитывать баланс существующей экосистемы. Рационально производить такую высадку на почвах, засоленных в результате земледелия или ведения животноводческого хозяйства. При этом генерация такой флоры может быть реализована по принципу кратности, то есть высадке 10 гектаров флоры взамен 1 гектара занятого под строительство и обслуживание объекта. Купирование негативного эффекта может быть реализовано как совместно с органами исполнительной власти, курирующими соблюдение экологического законодательства, так и с общественными объединениями, у которых в большинстве своем и возникают вопросы в области экологической безопасности региона [1].

Второй проблемой можно считать необходимость более качественного обеспечения фильтрации вредных выбросов в атмосферу, почву и воды при функционировании промышленных предприятий. Естественно, что возрастание уровня издержек на принятие дополнительных мер по профилактике сброса отходов в окружающую среду, может быть реализовано при поддержке государственного бюджета, на основе субсидирования или государственно-частного партнерства, когда требования по достижению высокого уровня экологической безопасности являются непременным условием инвестиционного плана развития проекта. Решение в этой области можно связать с регулированием экологического законодательства России как на федеральном, так и на региональном уровне, а также предусмотреть выделение соответствующих сумм из государственного бюджета в соответствующих Федеральных целевых программах, в том числе с учетом корректировки уже действующих программ [2].

В контексте данного исследования предлагается сформировать базовые требования к принимаемым мерам в области профилактики негативного воздействия на экологию при эксплуатации логистических трансформационных центров с выражением их рациональных и иррациональных значений (таблица 1).

Таблица 1

Коэффициенты оценки экономической эффективности капитальных и переменных вложений в экологическую безопасность логистических трансформационных центров

№ Параметр экономической эффективности Рациональное значение коэффициента Иррациональное значение коэффициента

1 Показатель уровня «экологических» издержек деятельности логистического трансформационного центра после внедрения дополнительных мер (Р) Р нов _ 1 'Р баз при Р ^ тах Р нов > 1 ^ рб

2 Показатель объема «экологических» штрафов в том числе по решениям суда б НОв < 1 ббаз S нов > 1 ^баз

Параметр экономической эффективности № 1 отражает отсутствие негативного влияния издержек, которые несет субъект при принятии дополнительных мер в области экологической безопасности. Параметр экономической эффективности № 2 отражает снижение претензий со стороны контролирующих органов и граждан, выраженных в снижении объемов финансовых взысканий в виде штрафов и сумм исковых судебных требований.

Научная новизна данного исследования состоит в обобщении подходов к формированию повышенного уровня экологической безопасности логистических трансформационных центров при использовании мер государственной поддержки [1; 2].

Экологические аспекты функционирования логистических трансформационных центров, учтенные на начальном этапе, позволят сэкономить на локализации возможных экологических и техногенных катастроф.

Библиографический список

1. Арский А.А. Сущность и понятие модернизации в теории управления логистическими системами пищевой промышленности // Маркетинг и логистика. 2020. № 3 (29).

2. Арский А.А. Сущность и понятие экономической эффективности в теории управления логистическими системами // Маркетинг и логистика. 2021. № 4 (36).

А.А. Арский

кандидат экономических наук, доцент доцент Департамента логистики и маркетинга

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва Е-mail: arskiy@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.