Монгол орны физик газарзYЙ / Ред. Е. Батчулуун. Улан-Батор, 2020.
cym, хийдийн салбарын танилцуулга-2019. Yндэсний статистикийн хороо. Улан-Батор, 2020.
Huntington S. P. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs. Council on Foreign Relations, 1993. Vol. 72, № 3. P. 22-49.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Гантуяа Магсаржавын, Sc.D, профессор, научный сотрудник отдел религиоведения Института Философии Академии наук Монголии. Улан-Батор, Монголия. Электронный адрес: gantuyam@yahoo.com
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Gantuyaa Magsarzhavyn, Sc.D, Professor, Researcher, Department of Religious Studies, Institute of Philosophy, Academy of Sciences of Mongolia. Ulan Bator, Mongolia. Email address: gantuyam@yahoo.com
УДК 294.321 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-108-111
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТЛАСА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Доржигушаева О. В.
Аннотация. Тибетская медицина является образцом традиционной антропной экологии. Исходя из целостности и взаимозависимости мира, врачеватели предлагают восстановить утраченный экологический баланс между миром и человеком. Изучая Атлас тибетской медицины, мы видим какое большое значение имеет экологическая чистота природы для оздоровления человека, для изготовления лекарств, для поддержания здорового образа жизни.
Ключевые слова: тибетская медицина, экология, здоровый образ жизни, буддизм.
ENVIRONMENTAL ASPECTS OF THE ATLAS OF TIBETAN MEDICINE
Dorzhigushaeva O. V.
Annotation. Tibetan medicine is an example of traditional anthropic ecology. Based on the integrity and interdependence of the world, doctors suggest restoring the lost ecological balance between the world and man. Studying the Atlas of Tibetan Medicine, we see how important the ecological purity of nature is for human health, for the manufacture of medicines, for maintaining a healthy lifestyle.
Keywords: Tibetan medicine, ecology, healthy lifestyle, Buddhism
В июне 2021 г. в Национальном музее Республика Тыва в г. Кызыле открылась выставка уникального памятника «Атлас тибетской медицины. Древние секреты долголетия» из фондов музея Национального музея Бурятии. Атлас тибетской медицины, хранящийся в фондах Национального музея Республики Бурятия, имеет высокую религиозную, историческую и методическую ценность, является полной копией тибетского подлинника XVII в. В 76 картинах - иллюстрациях к трактату «Вайдурья Онбо» содержатся рисунки, визуально раскрывающие содержание предмета тибетской медицины — теорию и основы клинической медицины, методы лечения,
сведения об этике врача, подготовке врачебных кадров и т.д. Трактат XVII в. «Вайдурья Онбо» является комментарием к главному учебнику тибетской медицины "Чжуд ши". Атлас был привезен в Забайкалье в конце XIX в. из тибетского медицинского монастыря для студентов и врачевателей созданной на тот момент медицинской школы при Цугольском дацане. С 1936 г. он хранится в музее в Улан-Удэ. Атлас является не только реликвией, но и учебным материалом по тибетской медицине. Тибетская медицина известна прежде всего особыми методами диагностики и лечения болезней. Большое значение придается коррекции образа жизни, специальным диетам, рекомендациям по поддержанию духовного и физического здоровья. Особое значение тибетская медицина приобретает сейчас, во время пандемии Соу1ё-19.
Начало возникновения тибетской медицины относят к восьмому веку, когда переводчик Вайрочана с Ютогпа-старшим перевели учебник медицины «Чжуд-Ши» с санскрита на тибетский язык. Второе дыхание эта медицинская история получает четыре столетия спустя, когда перерожденец Ютогпы-старшего Ютогпа младший переработал «Чжуд-ши», приспособив его к условиям Тибета. Особое географическое положение Тибета позволило объединить методы индийской и китайской медицины с медицинскими познаниями тибетцев. В комментарии к «Чжуд-ши» трактате «Вайдурья Онбо» написанном в семнадцатом веке его автор, ученый монах Деси Сангье Гьяцо, регент У-го Далай-Ламы «стремился связать многовековое культурное наследие Индии и Тибета с буддийским учением о мировом порядке, содержании и назначении человеческого бытия» [Атлас тибетской медицины, 1994: 37].
Исследователи отмечают, что «тибетская медицина играла и важную роль в распространении буддизма» [Суворов, 2016: 120]. В основе тибетской медицины, лежит идея существования взаимосвязи всех явлений и вещей в материальном мире и используя знание этих взаимосвязей можно излечивать болезни людей. Основной идеей буддийской философии является нерасчлененность субъекта и объекта, человека и природы, материи и духа. Буддисты рассматривают мир и человека как динамическую психофизическую целостность. Характер и направленность этой динамической психофизической целостности, которую называют «потоком» (сантана), задает принцип абсолютной изменчивости (анитьята). «Человек - часть природы, и поэтому он испытывает влияние всех сил неба и земли: космоса, движения светил, смены дня и ночи, сезонов года, климата и ландшафта, гор, вод, земли, растений и животных» [Атлас тибетской медицины, 1994: 37]. Тибетская медицина рассматривает все, что окружает человека в виде возможного лекарства или источника опасности в зависимости от дозы, уместности, сезонов, возраста и прочих факторов.
Атлас содержит советы по нормам поведения здорового человека, следуя которым он обеспечивает себе благополучие и продолжительную жизнь. На двадцатом листе мы видим сначала виды нежелательного образа жизни, к которым относятся совершение грехов телом, речью и умом, подвержение себя риску, например, садиться в ненадежную лодку, ездить на лошади с плохим нравом, путешествие по местам, где грабят и убивают, взбираться на скалы и вершины деревьев. Далее идут советы о важности для здоровья хороших условий для сна, отмечается что дневной сон полагается только ослабленным и пожилым людям, для здоровых взрослых людей дневной сон противопоказан. На этой же странице мы видим рекомендации по регулярной половой жизни и предостережение, что если не следовать этому, то слабеют органы чувств и возникают болезненные явления, ведущие к преждевременной смерти. Далее говорится о полезности омовений, которые укрепляют организм, улучшают вид кожи, улучшают пищеварение и общий тонус. К наставлениям морально-этического плана, соблюдение которых благоприятно сказывается на сохранении здоровья можно отнести следующие. «Так человек должен быть беспристрастен, твердо держать слово, отвращаться от дурных дел, говорить обдуманно, не принимать все на веру, почитать старших, заботиться о близких, жить в согласии с родственниками, друзьями, соседями и прочими
нужными людьми, старательно заниматься своим делом, не унижать низших и не завидовать высшим, не полагаться на плохих людей» [Атлас тибетской медицины, 1994: 162].
Атлас содержит подробные инструкции по питанию. На двадцать первом листе дается подробный разбор продуктов питания, типологизация, характеристики и влияние на организм человека. Указывается, что «переедание, недоедание, неправильное питание порождают болезни и укорачивают жизнь» [Атлас тибетской медицины, 1994: 168]. Двадцать второй лист посвящен питью, в частности большое внимание уделяется качеству воды. Наилучшей водой считается дождевая вода. «Она хорошо утоляет жажду, прохладительна, легка и мягка, подобно живительному нектару избавляет от болезней и проясняет ум» [Атлас тибетской медицины, 1994: 174]. Также хороша вода, сбегающая со снежных гор. Следующая по полезности вода, текущая по чистой и сухой местности. Воды, соприкасающиеся с грязью, водорослями, корнями и листьями растений порождают болезни. Также причиной заболеваний являются соленая вода и вода, загрязненная испражнениями, поэтому воду рекомендуется кипятить. Кипяченая вода содействует пищеварению, помогает при одышке и пучении живота.
Врач тибетской медицины действует в соответствии с буддистской этикой и вытекающим из нее состраданием и милосердием ко всем живым существам. Здорового человека тибетская медицина определяет как человека, в котором сбалансированы три начала - флегма, пневма и желчь. Современные тибетские врачи предпочитают называть их слизь, ветер и желчь. Если из-за неблагоприятных условий или неправильного образа жизни возникает дисбаланс этих начал, тогда человек заболевает. Врач должен распознать причины заболевания и лечить больного, применяя различные схемы лечения. Атлас тибетской медицины указывает на четыре вида лечения - образ жизни, правильное питание, лекарства, лечебные процедуры, такие как прижигание, кровопускание и ванны. В Атласе тибетской медицины эти четыре вида лечения представлены как четыре ствола, отходящих от основания дерева. На четвертом листе Атласа тибетской медицины мы видим древо средств врачевания, на котором схематично изображены все виды лечения. Например, ствол лечебного питания имеет шесть ветвей, в котором рекомендации по питанию сгруппированы в зависимости от характера дисбаланса трех начал. Ствол образа жизни имеет три ветви, на которых даются рекомендации, например, в случае расстройства «пневмы» - пребывать в тепле и общаться с приятным человеком, в случае расстройства «желчи» - пребывать в прохладном и спокойном месте, в случае расстройства «флегмы» - больше двигаться и пребывать в теплом месте. Ствол лекарств обладает наибольшим количеством ветвей, их пятнадцать, разделенные по вкусам, и их природе (происхождению). Состав лекарств подбирается так, чтобы предупредить побочные эффекты. Лекарственный состав готовят не только для лечения одного заболевания, но и для того, чтобы восстановить здоровье всего организма. При составлении лекарственных сборов берут во внимание что, лекарство должно вылечить болезнь и восстановить весь организм, лекарство не должно иметь вредные побочные эффекты, кроме того, лекарство должно обладать пролонгированным профилактическим эффектом. Очистительные процедуры, такие как клизма, промывания и рвотное, расположены на стволе лекарств. Ствол лечебных процедур, имеющий три ветви, включает в себя массажи, в том числе и тепловые, кровопускание, компрессы и прижигания [Атласа тибетской медицины, 1994: 76-77].
Большое значение для растений предназначенных для изготовления лекарств имеет экологическая чистота места произрастания. Атлас тибетской медицины указывает на то, что растения, предназначенные для приготовления лекарств, должны произрастать в правильном месте, например, растения с прохладным свойством должны расти на северной стороне, растения с теплым свойством, должны расти на солнце, на южной и сухой стороне. Желательно чтобы лекарственные растения произрастали на недоступном для людей или животных местах. Растения должны произрастать в чистом
и просторном месте, не иметь никаких повреждений, должны иметь хороший наружный вид, цвет, вкус, сильные корни и быть собраны в нужное время. Корни, стебли и стволовые части собирают в конце осени, когда они начинают сохнуть и увядать. Листья, сок растения и стебли собирают летом, когда они находятся в полном цвете. Цветы и тычинки собирают в конце лета. Плоды и семена собирают в середине осени. Кору, кожуру и смолы, хорошо собирать весной, когда растения наполняются соком. Обычно врачи тибетской медицины контролируют все этапы приготовления лекарств начиная от сбора лекарственных средств заканчивая смешиванием.
Подводя итог, мы можем сказать, что тибетская медицина является образцом традиционной антропной экологии. Исходя из целостности и взаимозависимости мира, врачеватели предлагают восстановить утраченный экологический баланс между миром и человеком. Изучая Атлас тибетской медицины, мы видим какое большое значение имеет экологическое состояние природы для оздоровления человека, для изготовления лекарств, для поддержания здорового образа жизни.
Список литературы:
Атлас тибетской медицины: Свод ил. к тибет. мед. трактату XVII в. "Голубой берилл" : [Альбом] / Бурят. науч. центр СО РАН, Ин-т биологии СО РАН и др.; Науч. ред. [и сост. пояснит. текста] Ю. М. Парфионович; [Вступ. статьи Н. Д. Болсохоевой и др., с. 5-52]. - М. : Галактика : Галарт, 1994. - 587 с.
Суворов В. В. Отношение к тибетской медицине в российском обществе на рубеже XIX-XX веков / В. В. Суворов // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т. 6. - № 1. - С. 120-122.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Доржигушаева Оюна Владимировна, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Улан-Удэ, Россия. Электронный адрес: oyuna79@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Dorzhigushaeva Oyuna Vladimirovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Senior Researcher of the East Siberian State University of Technology and Management. Ulan-Ude, Russia. E-mai: oyuna79@mail.ru