Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1112
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпыг Т. Н.

экологические акции - это одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации деятельности детей и взрослых, стимулируя высокий уровень интереса к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

важную роль в обучении.

Воображение можно тренировать и развивать. Делать это можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Но в соответствии с педагогическими принципами надо не насиловать воображение ребенка, а увлекать его. Здесь большое значение имеет включение школьника в работу творческих кружков (по рисованию, литературе и т.д.). Важна здесь роль специальных методических приемов - рассказы и сочинения по картинкам, мысленное путешествие по географической карте с наглядным описанием природы и ландшафтов тех местностей и стран, куда направляется школьник, путешествие в прошлое с наглядным представлением той эпохи.

Из всего сказанного следует вывод, что развитие воображения процесс управляемый. Следовательно, любой педагог при желании имеет возможность способствовать более интенсивному развитию воображения ребенка.

Список литературы

1. Белюченко О.П., Ждамирова И.В. Особенности воображения младших школьников // Проблемы науки, 2016. № 9 (10). С. 37-39.

2. Белюченко О.П., Ждамирова И.В., Котова Е.И. Возможности мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС // Проблемы педагогики, 2021. №5 (56). С. 8-10.

3. Белюченко О.П., Ждамирова И.В., Котова Е.И. Основы педагогической системы К.Д. Ушинского в современной школе // Вопросы науки и образования, 2019. №8 (54). С. 40-43.

4. Белюченко О.П., Винтер Л.И. Краеведение на уроках изобразительного искусства // Вопросы науки и образования, 2017. №6 (7). С. 139-140.

5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1959. 190 с.

6. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология // Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1973. 288 с.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Шпыг Т.Н.

Шпыг Татьяна Николаевна - воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: экологические акции — это одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации деятельности детей и взрослых, стимулируя высокий уровень интереса к природе.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая акция.

Реальностью взрослого мира являются экологические и природоохранные акции -дети видят, как значимые для них взрослые принимают в них участие, выражают к ним определенное отношение, уважают себя за участие и гражданскую позицию. Природоохранная деятельность и акции в частности - это элемент современной культуры, в том числе экологической культуры. И организация участия ребенка в такой деятельности - это и есть приобщение его к культурной практике.

24

Участие в экологических акциях помогает детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности. Проведение экологических акций способствует закреплению знаний о природных явлениях, обеспечивает высокую степень активности и самостоятельности воспитанников в экологической деятельности, развивает в детях такие нравственные качества, как ответственность, сопереживание, заботливость, доброжелательность и стремление помочь, формирует бережного природопользователя.

Экологические и природоохранные акции как экологическая культурная практика активно применяются в детском саду. Акции - это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении с привлечением всех участников педагогического процесса. В переводе на русский язык «акция» - означает действие. Привлекает эта форма работы прежде всего тем, что она охватывает абсолютно все виды детской деятельности, побуждает воспитателей постоянно повышать свой образовательный, интеллектуальный уровень, объединяет всех специалистов и сотрудников детского сада, позволяет активно подключать к деятельности ДОО родителей. Создание экологических акций способствует закреплению знаний о природных явлениях, дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность по оказанию помощи животным, по сохранению воздуха и водоемов чистыми, а также они помогают узнать об этом детям других групп детского сада, своим родителям. Экологические акции обеспечивают высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Подобные мероприятия развивают в детях такие нравственные качества, как самостоятельность, ответственность, сопереживание, заботливость, доброжелательность, инициативность.

Слово «акция» сейчас на слуху и кажется, что организовать её очень легко - дай объявление, что, например, собирается корм для животных. Однако для того, чтобы акция выступила в истинном своем значении, для того, чтобы стала культурным событием в жизни ребенка и семьи, решила одновременно две задачи: - закрепила экологические знания и представления, - способствовала формированию культуры отношений и деятельности в сфере экологии, необходимо вывести использование акции на уровень технологии.

Понятие экологической технологии воспитания дошкольников можно встретить у С.Н. Николаевой. Она называет экологической технологией систему экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных, подробно описанных мероприятий спланированных на весь учебный год. В результате применения этой стройной системы повышается уровень экологической воспитанности детей.

Если рассмотреть виды экологических акций, реализуемых в условиях современного ДОО, то можно выделить следующие формы их существования:

• С точки зрения количества участников акции, можно выделить: индивидуальную, групповую, коллективную и общественную.

• С точки зрения преобладающего вида детской деятельности, экологические акции могут быть: коммуникативные, прикладные (практические), исследовательские, комбинированные.

• С точки зрения объектов экологических акций можно выделить: сезонные экологические акции, тематические, проблемные.

• С точки зрения «наполненности» акции событиями и мероприятиями, можно выделить: простые и многособытийные акции.

Таким образом, наиболее общей целью экологической акции можно назвать формирование экологической культуры и субкультуры, экологического сознания у детей и взрослых, чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины». Экологическая акция всегда представляет собой форму

практического содействия решению конкретных экологических проблем страны или региона.

Список литературы

1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М., 2010.

ЭКО-ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Шпыг Т.Н.

Шпыг Татьяна Николаевна - воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: экологические игры — это одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации игровой деятельности детей, стимулируя высокий уровень интереса к природе. Ключевые слова: экологическое воспитание, игра.

Природа и человек - тема довольно животрепещущая в современном мире, потому что жизнедеятельность людей гибельно воздействует на находящуюся вокруг животную и растительную среду. К огромному огорчению, участились истории, граничащие с экологическими авариями.

Воспитание экологической культуры, бережному отношению к природе и ее объектам необходимо начинать с самого раннего детства, учитывая, что ведущим видом деятельности детей является игра. Беря во внимание возрастные особенности дошкольников, экологическое образование ребят в ДОО основывается на игровой базе с большущим подключением различных видов игр. Экологические игры не только знакомят малыша с миром находящимся вокруг, еще они помогают образовывать систему общественных ценностей, нацеленных на аккуратное, осторожное отношение к природе.

Каков же смысл экологических игр?

Немалое воздействие экологические игры оказывают на интеллектуальное становление детей. Малыши обучаются наблюдать и обобщать, рассуждать и делать несложные умозаключения и выводы. В процессе экологических игр формируется и расширяется лексикографический запас: дети запоминают названия обитателей животного мира, растительной фауны и т.д., формируют знания об их внешнем виде, свойственных особенностях.

Эко-игры содействуют развитию математическому мышления. Малыши, используя природный материал, отсчитывают нужное количество (игра «Собери листочки (орехи, желуди) в корзинку»), ассоциирует их по величине и форме, улучшается ориентировка во времени (игра «Что в начале, что потом?»).

Также в процессе исследования объектов природы у детей развивается наблюдательность (игра «Найди такой же камушек»).

Экологические игры содействуют и физиологическому развитию ребят. Имитация, подражание поведению животных, перемещению воды или порывов ветра развивают у детей ловкость, координацию движений, стремительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.