Научная статья на тему 'Экологически ориентированное воспитание личности'

Экологически ориентированное воспитание личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛЫ / ПРИДАВАЕМЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ РЕАЛЬНОСТИ ПРИРОДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНАЯ СУЩНОСТЬ ПРИРОДЫ / ECOLOGICAL EDUCATION OF THE PERSON / INTEGRATION OF ENVIRONMENTAL EDUCATION / TRAINING AND EDUCATION / CORRECTION-DEVELOPING APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярулов Александр Анатольевич

Показаны: теоретико-методологическая роль научной школы феноменологии бытия и развития личности В.С. Мухиной в воспитании личности экологоцентрического типа в условиях общеобразовательных организаций; значение воспитания отношения к природе как к субъекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярулов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmentally oriented education of a person

The theoretical and methodological role of the school of the phenomenology of being and development of personality V.S. Mukhina in the education of the person of the ecocentric type in conditions of general education organizations is shown.

Текст научной работы на тему «Экологически ориентированное воспитание личности»

Время требует развития

экологического

сознания

Александр Ярулов

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Показаны: теоретико-методологическая роль научной школы феноменологии бытия и развития личности В.С. Мухиной в воспитании личности экологоцентрического типа в условиях общеобразовательных организаций; значение воспитания отношения к природе как к субъекту.

Ключевые слова: значения и смыслы, придаваемые человечеством реальности природы; экологическое воспитание личности; интеграция экологического просвещения, обучения и воспитания; коррекционно-раз-вивающий подход; субъектная сущность природы.

Abstract. The theoretical and methodological role of the school of the phenomenology of being and development of personality V.S. Mukhina in the education of the person of the ecocentric type in conditions of general education organizations is shown.

Keywords: ecological education of the person; integration of environmental education, training and education; correction-developing approach.

Эра антропоцена В 2016 году было официально объявлено о начале

новой геологической и исторической эры — антропоцена* , века человечества, отличительной чертой которой является безусловное признание того факта, что кол-

* На 35-й сессии Международного геологического конгресса, проводившейся с 27 августа по 4 сентября 2016 года, рабочей группой были представлены доказательства начала новой геологической эпохи. Делегаты проголосовали за то, чтобы рекомендовать антропоцен в качестве новой эпохи, начавшейся в 1950-е годы. Если рекомендация будет одобрена Международной комиссией по стратиграфии и ратифицирована Международным союзом геологических наук, то данная эпоха будет официально принята. — Ред.

Природа как результат эволюции

Качественное

улучшение

состояния природы

возможно в условиях

преодоления

экологического

кризиса

Необходимость в разработке стратегии экологического образования

Особая миссия

природной

реальности

лективные действия человечества доминируют в работе всех экологических механизмов планеты.

В пользу данного утверждения выдвигается большое количество аргументов, свидетельствующих о том, что в настоящее время обострились отношения между Природой, Обществом и Человеком.

Природа — все сущее в бесконечном многообразии возможных проявлений, результат эволюционных процессов.

Происходящие в мире природно-техногенные и антропогенные катаклизмы приводят к тому, что в общественном и научном сознании сформировалось устойчивое убеждение, что никакие технические новшества не могут улучшить состояние природы, если общество, государство и сами люди не будут сознательно стремиться соблюдать экологические требования и принимать деятельное участие в практическом разрешении проблем экологической направленности.

Отмечается, что качественное улучшение состояния природы возможно только в рамках гуманитарно-гуманистической стратегии преодоления экологического кризиса через организацию процессов воспитания экологического самосознания и поведения человека.

Подчеркивается, что проникновение экологических идей, знаний и императивов в жизнь общества, государств и каждого человека во многом зависит от конкретных программных действий, предпринимаемых институтами образования, призванными содействовать формированию личности экологоцентрического типа.

С этой целью автором предлагается разработать стратегическую линию экологизации образования и продуктивную программу ее осуществления, что определяет поиск теоретико-методологических и прикладных основ разрешения проблем экологизации образования.

Основу поиска, по нашему стойкому убеждению, составляет концептуально-методологическая система феноменологии бытия и развития личности В.С. Мухиной, в которой структурно и содержательно заложены мощные психолого-педагогические ориентиры воспитания личности экологоцентрического типа.

В.С. Мухина, обосновывая реалии человеческого бытия и их взаимовлияющую роль в развитии личности, с холистических позиций подчеркивает особую миссию природной реальности, выступающей синтезирующим фактором, условием, а самое главное, источником жизни и жизнедеятельности человека и человечества. По мнению ученого, природа — всё сущее в бесконечном

грандиозной деятельности человечества

многообразии возможных проявлений материального мира. Анализируя взаимодействие природной реальности с реальностями предметного мира, образно-знаковых систем и социально-нормативного пространства, В.С. Мухина в контексте своего концептуального видения исключительности названных реалий, созданных человечеством в его истории, отмечает: «Натуралистически-предметное бытие вещи стало не только знаком перехода человека с уровня эволюционного развития на уровень исторического развития, но и особым психическим орудием, преобразующим природу и самого человека...» [1, с. 49].

Эта мысль как некое откровение ученого не только неизменно переходит из самого первого издания монографии (2007) во все последующие [Там же, с. 2], но и получила жизнь в учебнике для студентов учреждений высшего образования «Возрастная психология. Феноменология развития» [2, с. 16], выдержавшем на сегодняшний день 15 изданий. Результаты В.С. Мухина, основоположник школы «Феномено-

сущностно значимой логия развития и бытия личности», представив науке феномены исторически сложившихся внешних реалий, которые создало человечество во времени всей своей истории, по сути, опознала и назвала результаты сущ-ностно значимой, грандиозной деятельности человечества, изменившей эволюционное развитие всего живого на планете Земля и создавшей условия для возникновения нового этапа исторического развития.

Нельзя не согласиться с тем, что предложенная В.С. Мухиной классификация внешних реалий, созданных человечеством в его истории, «позволяет рассматривать условия развития и бытия человека через значимые, объективно существующие и реально воздействующие факторы, позволяет рассматривать названные условия как возможность к развитию человека как личности.» [1, с. 48]. Ученый исходит из того, что выявленные им реальности в каждый исторический момент имеют свои метаморфозы, поэтому психологию людей определенной эпохи следует рассматривать в рамках значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.

Обращаясь к значениям и смыслам, придаваемым человечеством реальности природы, В.С. Мухина отмечает, что они, заполняя пространство образно-знаковых систем, придают сознанию возможности принципиально нового видения и понимания значения природы. Особое место в данном пространстве принадлежит

Значения и смыслы, придаваемые человечеством реальности природы

Отношение к природе как к «значимому другому» имеет принципиальное значение для развития

человеческого духа

Отношение к природе как к субъекту — основание для идентификации

Опасные тенденции отчуждения человека от природы

науке. Являясь важнейшим элементом духовной культуры, именно наука призвана «систематизировать факты, устанавливать закономерности развития материи природы, классифицировать природу» и выступать системой «понятий о явлениях и законах природы, а также человеческого бытия» [1].

Обсуждая феномены образно-знаковых реалий нашего человеческого сознания и самосознания, В.С. Мухина подчеркивает необходимость отношения человека к природе как к «значимому другому», что имеет принципиальное значение для развития человеческого самосознания. Ученый пишет: «Оставаясь один на один с природой, созерцая ее, растворяясь в ней, человек испытывает совершенно особое чувство. Он идентифицируется с ней и познаёт ее во всем многообразии придаваемых ей смыслов. <.. .> Но для идентификации с природой необходимо в ней видеть не только объект, но и субъект». При этом В.С. Мухина полагает: «Реально субъектное отношение человека к предметам природы бытует в пространстве и времени Великого идеополя» [1, с. 153].

«Благодаря наукам, — продолжает свою мысль ученый, — человек долгое время строил свои отношения с природой как субъект с объектом. Он закрепил себя в качестве субъекта, а природу — в качестве объекта. Сохранение способности относиться к предметам природы как к "значимому другому", как к субъекту принципиально важно для развития человеческого духа» [Там же].

И далее, биолог по первому образованию, психолог, педагог и философ В.С. Мухина пишет: «Находясь один на один с природой, человек может испытывать особое чувство единения с ней. .Идентифицируясь с природой через ее созерцание, через растворение в ней, он способен воспринять ее в ореоле разнообразных смыслов...» [Там же, с. 158].

Отмечая роль науки в раскрытии сущности явлений природы, познания их законов и предвидения на их основе новых явлений, В.С. Мухина с позиций современного научного знания настойчиво предлагает осуществлять не только теоретическое, но и практико-ори-ентированное осмысление природы. И прежде всего, путем отказа от неверной установки обыденного сознания человека, связанной с пресловутой идеей господства человечества над силами природы, вследствие чего человек по отношению к природе стал источником агрессии, развивая в себе принципы эксплуатирующего

Содержательная основа сфер Великого идеополя

Идеи

В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

Идеи о том, что экологические постулаты должны проникнуть во все сферы общественной жизни

Основные идеи «русского космизма»

Экософские позиции

социальных

философов

Идеи философской антропологии

Доминирующий принцип экологизации образования

отношения к природе демонстрирующие механизм полного отчуждения от природы.

По мнению В.С. Мухиной, необходимо через поиск новой этики отношения осуществить переход к новому психологическому мышлению, источником формирования которого является Великое идеополе общественного самосознания — «пространство идей, концептов, знаний, знаковых систем, понятий, образов, которые отражают путь достижений и заблуждений человеческого познания и обусловливают дальнейшее развитие новых идей, в свою очередь, определяющих достижения науки, культуры, морали, техники и политики» [3, с. 10].

Обращенность к Великому идеополю общественного самосознания позволила установить, что в нем содержатся:

— ноосферные идеи В.И. Вернадского о том, что для решения проблем экологии нужна не просто образованность населения, необходимо осознанное поведение каждого жителя планеты, априори исключающее любую деятельность, не согласующуюся с законами функционирования биосферы [4];

— идеи Н.Ф. Реймерса о том, что экологические нормы и правила должны проникнуть во все сферы общественной жизни [5];

— идеи Н.Н. Моисеева о том, что только по-настоящему образованное общество способно реализовать программу коэволюции природы и общества [6];

— основные положения «русского космизма» о духовной ценности природы, о возвращении человека к его нравственным истокам, ориентирующим на гармонизацию отношений между человеком и природой, на обучение грамотному взаимодействию с окружающей природной средой;

— экософские позиции социальных философов, состоящие в том, что необходимо развивать систему представлений и способов поведения человека в окружающей среде в соответствии с моральным императивом «не навреди», который формирует экологическую культуру общества и человека во взаимоотношениях с природой;

— идеи философской антропологии о развитии внутренних потенциалов личности, гармонизирующих на ценностных основаниях взаимоотношения человека с миром внешней и внутренней природы.

Особое место в Великом идеополе общественного самосознания занимают точки зрения, идеи и положения психологов и педагогов, связанные со смысловым определением и структурно-содержательным наполне-

Образование по своей сути является основой экологии человека

Экологическая культура

Разнообразие экологических идей должно позволить создать новую модель экологического воспитания

Теоретическая основа модели экологического воспитания

Экологическая культура личности

Двуединый механизм идентификации-обособления

нием доминирующего принципа экологизации образования, который базируется на принципах природосооб-разности, культуросообразности и законосообразности организации образовательных взаимодействий.

Учеными предлагалось:

• начинать с воспитания нравственно-экологической ответственности человека (Б.Т. Лихачев) [7];

• достигать не столько глубоких знаний и умений, сколько формировать у школьников экологически грамотные поведенческие умения и способности (А.Н. За-хлебный) [8];

• добиваться, чтобы экологические знания естественным путем включались в содержание всех предметных областей, изучаемых школьниками (С.В. Алексеев, Ю.П. Пивоваров) [9];

• в качестве действенной линии экологизации образования рассматривать процесс формирования экологической культуры личности, качественно меняющей личность и определяющей отношение человека к себе и окружающему миру на ценностных основаниях (С.Н. Глазачев) [10];

• отдавать приоритет развивающим личность технологиям, которые обеспечивают воспитание экологического сознания поведения, способствующего формированию у обучающихся жизненно важного умения быть субъектом экологического развития (И.В. Панов) [11].

Плодотворное разнообразие идей, концептов и подходов, содержащихся в Великом идеополе общественного самосознания, позволяет осуществить переход на качественно новую модель экологически ориентированного воспитания личности в условиях образовательных организаций.

Теоретико-методологическую основу модели экологического воспитания составляют позиции научной школы В.С. Мухиной, ориентирующие образовательные институты:

• на формирование экологической культуры внутреннего мира личности посредством изменения условий психолого-педагогического взаимодействия с реалиями человеческого бытия и комплексно, а не фрагментарно решающей задачи внутреннего оформления и обогащения духовно-нравственного, социально-нормативного, предметно-вещного, образно-знакового и психологического пространства личности;

• на применение в практической деятельности двуединого механизма идентификации и обособления в развитии личности, позволяющего обеспечить систем-

Жить в согласии с миром внешней и внутренней природы

Сущностные основы личности

экологического типа

Уровни управления образованием

ные средства для идентификации с лучшими образцами, обособления данных образцов в личностных программах жизнедеятельности и отчуждения как крайней формы обособления от неконструктивных форм и способов взаимодействия с многогранным миром природы;

• на конструирование способов и технологий, содержащих в себе средства, стимулирующие процессы развития у обучающихся ключевых способностей жить в согласии с миром внешней и внутренней природы, включающих в себя владение системой ЗУН (знания, умения и навыки) для преобразования и развития своей внутренней природы, ради сохранения и обогащения окружающей человека природы. Данные, отобранные по целям и задачам, психолого-педагогические средства должны выступать инструментами внутреннего развития в человеке индивидуального пространства личности (самосознания и мировоззрения), определяющих с экологических оснований внутреннюю позицию личности;

• на использование сквозных критериев организации и оценивания воспитывающей деятельности, содержащих в себе нормы поведения личности экологоцен-трического типа, а именно всегда и во всем:

— руководствоваться в своей жизни истинными ценностями (добро, истина, красота, «другой человек») и постоянно помнить, что человек является не собственником природы, а неотъемлемой частью единого сообщества «Человек и Природа»;

— соблюдать жизненно важный принцип «Не навреди!», системно овладевая знаниями, умениями и навыками плодотворного взаимодействия с внешней и внутренней природой;

— уметь идентифицироваться с миром природы, присваивая лучшие образцы взаимодействия, обособлять их, следуя данным образцам в программах собственной жизнедеятельности, и уметь отчуждаться от непродуктивных образцов взаимодействия с миром природы;

— совершенствоваться в собственном морально-нравственном воспитании, соблюдать баланс в своем умственном и физическом развитии, личностном благополучии и благополучии окружающей природы.

Я выражаю уверенность, что введение данного идеологического компонента воспитания личности эколого-центрического типа, сформулированного и обоснованного В.С. Мухиной, позволит:

• на уровне управления образовательной организацией со смысловых позиций определить стратегические

Уровень управления процессами собственного развития

Тактическая линия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организации

воспитания

Подходы к воспитанию личности экоцентрического типа

цели и задачи воспитания личности экологоцентриче-ского типа;

• на уровне педагогического управления обеспечить систему действенных условий социализации, обучения и воспитания в целях содействия процессам развития личности экологоцентрического типа;

• на уровне самоуправления процессами собственного развития путем постоянного сравнения «Я-реаль-ного» с «Я-идеальным» выстраивать программы самостоятельного развития, позволяющие вводить в персональную культуру взаимодействия с миром природы нормы и правила, задающие ориентиры «огранки» личности экологической направленности.

Тактической сквозной линией организации воспитания, как показал полученный мной продуктивный опыт экспериментальной и инновационной деятельности, становится интеграционная линия, объединяющая по значениям и смыслам цели, задачи, формы и методы экологического просвещения, обучения и воспитания. Я глубоко убежден, что не следует продолжать дробление и умножение количества мероприятий экологической направленности, решающих задачи либо просвещения, либо обучения, либо воспитания, в силу того что в основ -ном сам человек дифференцированно определяет, выбирает, применяет и обогащает (либо обедняет) программу собственного взаимодействия с окружающим его миром и самим собой [12].

В качестве инструментального компонента воспитания личности экоцентрического типа я предлагаю использовать сконструированный и обоснованный В.С. Мухиной коррекционно-развивающий подход. Сутью данного подхода выступает инициация системы условий, при действии которых взрослеющий человек сам ^ благодаря другим людям (посредникам) ^ в специально созданном психолого-педагогическом пространстве образования его личности ^ проявляет свою активность (деятельное отношение) ^ выявляет (диагностирует) ^ рефлексирует ^ корректирует (устраняет, исправляет) ^ развивает (улучшает) ^ и обогащает персональную экологически ориентированную программу взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Таким образом происходит непрерывный процесс покорения малых акме (вершин), когда трудное (не имеющееся в опыте) становится привычным (приобретенным), а актуальное, в свою очередь, оказывается полезным для последующего этапа в совместном воспитании собственной личности.

Интегративная

технология

экологизации

образовательных

программ

Ресурсные центры

экологического

воспитания

Экологические практикумы

Экокультура самоорганизации

Программным средством воспитания личности эко-логоцентрического типа выступает экспериментально апробированная программа согласованных по целям и задачам форм и методов, в совокупности представляющих собой интегративную технологию экологизации образовательной деятельности по экологическому просвещению, обучению и воспитанию субъектов взаимодействия. В качестве примеров приведем несколько программ, позволяющих общеобразовательным организациям в пространстве управленческих влияний выстроить стройную систему экологического образования.

Единый распределенный экоресурсный центр образовательного учреждения предусматривает создание на базе учебных кабинетов профильных ресурсных центров экологической направленности, таких как «Экология русского языка», «Экологическая физика», «Экология здоровья» и т.д., осуществляющих свою деятельность по согласованным направлениям, включающим в себя:

• экологическое просвещение, предусматривающее овладение обучающимися системой экологических знаний, умений и навыков организации совместного поведения во взаимодействии с внешней и внутренней природой, — ориентация молодого поколения на отношение к природе как к субъекту;

• проектную деятельность, реализуемую через создание временных творческих объединений по проведению исследований экологической направленности;

• практическую деятельность, предусматриваю -щую непосредственное участие в экологических акциях и мероприятиях.

Экологические практикумы предусматривают деятельность предметных объединений (кружков и секций) с учетом выполнения обучающимися теоретических и практических заданий экологической направленности. По итогам освоения материала школьники получают удостоверение о прохождении программы определенного уровня.

Экологически ориентированная образовательная вертикаль предполагает обязательное включение в учебные программы каждого учебного курса вопросов экологической направленности, а также организацию специальных курсов, психологических тренингов самопознания, способствующих формированию экологической культуры личности.

Экокультура самоорганизации. Для обучающихся вводятся цветовые табло оценивания успешности каждого прожитого дня. В качестве оценки используются цветовые маркеры: зеленый — отсутствие замечаний,

Экологизация

педагогического

труда

Безусловно-принципиальное значение отношения к природе как к субъекту

желтый — наличие небольших замечаний, красный — наличие серьезных замечаний. Вводится система поощрений высокого уровня культуры самоорганизации обучающихся: «сертификаты успешности», благодарственные письма, стипендии и т.д.

Дни экологических инициатив. Каждый класс совместно с родителями проводит экологические акции, в которых принимают участие коллективы других классов. По итогам учебного года определяются победители конкурса лучших экологических инициатив.

Экологизация педагогического труда. Реализация данной программы предусматривает:

• соблюдение психологических закономерностей, принципов и методов экологически организованного обучения и воспитания личности;

• введение в жизнь коллектива единых для всех правил экологически выверенного взаимодействия;

• отказ: от публичных порицаний; от коллективных форм наказания; от соревнования между классами по успеваемости, поведению, формальному присутствию на различного рода мероприятиях [13].

Сказанное выше дает основание прийти к заключению, что теоретико-методологическая позиция научной школы «Феноменология бытия и развития личности» В.С. Мухиной в условиях общеобразовательных организаций должна занимать определяющую роль, позволяющую образовательным организациям с ценностных позиций выстраивать стройную психолого-педагогическую систему воспитания личности экологоцентрического типа.

Автор полностью разделяет позицию В.С. Мухиной: «Отношение к природе как к объекту — основание для отчуждения от нее; отношение к природе как к субъекту — основание для идентификации с ней» [1, с. 158— 159].

В.С. Мухина настаивает на том, что Природа для человека должна быть как субъект, как Значимый Другой.

1. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2014.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. — 15-е изд. — М., 2015.

3. Мухина В.С. Великое идеополе общественного самосознания // Развитие личности. — 2006. — № 4. — С. 10-16.

4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 2009.

5. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику. — М., 1994.

6. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. — М., 1995.

7. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спецкурс, учеб. пособие. — М., 1995.

8. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. — М., 1981.

9. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека. — М., 2001.

10. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. — М., 1999.

11. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2006.

12. Ярулов А.А. Интегративное управление средой образования в школе. — М., 2008.

13. Ярулов А.А. Взаимодействующее управление как ключевой ресурс успешной реализации ФГОС. — М., 2014.

References

1. Muhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'-ternativnyj vzglyad. Sistemnyj podhod. Innovacion-nye aspekty). 4-e izd., ispr. i dop. Moscow, 2014. (in Russian)

2. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya. Fenome-nologiya razvitiya. 15-e izd. Moscow, 2015. (in Russian)

3. Muhina V.S. Velikoe ideopole obshchestvennogo samosoznaniya. In: Razvitie lichnosti. 2006. No. 4, pp. 10—16. (in Russian)

4. Vernadskij V.I. Biosfera i noosfera. Moscow, 2009. (in Russian)

5. Rejmers N.F. Ekologizaciya. Vvedenie v eko-logicheskuyu problematiku. Moscow, 1994. (in Russian)

6. Moiseev N.N. Sovremennyj racionalizm. Moscow, 1995. (in Russian)

7. Lihachev B.T. Filosofiya vospitaniya: speckurs, ucheb. posobie. Moscow, 1995. (in Russian)

8. Zahlebnyj A.N. Shkola i problemy ohrany prirody. Moscow, 1981. (in Russian)

9. Alekseev S.V., Pivovarov Yu.P. Ekologiya chelove-ka. Moscow, 2001. (in Russian)

10. Glazachev S.N. Ekologicheskaya kul'tura i obra-zovanie: ocherki social'noj ekologii. Moscow, 1999. (in Russian)

11. Panov V.I. Vvedenie v ekologicheskuyu psihologi-yu: ucheb. posobie. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow, 2006. (in Russian)

12. Yarulov A.A. Integrativnoe upravlenie sredoj obra-zovaniya v shkole. Moscow, 2008.

13. Yarulov A.A. Vzaimodejstvuyushchee upravlenie kak klyuchevoj resurs uspeshnoj realizacii FGOS. Moscow, 2014.

Ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.