Научная статья на тему 'Экологическая устойчивость городов (на примере Москвы и Амстердама)'

Экологическая устойчивость городов (на примере Москвы и Амстердама) Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
489
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ГОРОДОВ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Авраменко А.А., Железникова А.Д.

По индикаторам Индекса экологической устойчивости Индекса процветания городов ООН-Хабитат, были проанализированы и систематизированы мероприятия, которые проводят власти Москвы и Амстердама для обеспечения экологической устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Авраменко А.А., Железникова А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL SUSTAINABILITY OF CITIES (TAKEN AS EXAMPLES MOSCOW AND AMSTERDAM)

The activities of Moscow and Amsterdam authorities to enhance environmental sustainability were analyzed and systematized on the basis of the indicators of the Environmental Sustainability of the UN-Habitat's City Prosperity Index

Текст научной работы на тему «Экологическая устойчивость городов (на примере Москвы и Амстердама)»

EARTH SCIENCES

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ И АМСТЕРДАМА)

Авраменко А.А.

Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, доцент, канд.экон.наук

Железникова А.Д.

Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, студентка 4 курса

Москва

ENVIRONMENTAL SUSTAINABILITY OF CITIES (TAKEN AS EXAMPLES MOSCOW AND AMSTERDAM)

Avramenko A.A.

MGIMO University, Senior Lecturer Zheleznikova A.D.

MGIMO University, 4th year student

Moscow

АННОТАЦИЯ

По индикаторам Индекса экологической устойчивости Индекса процветания городов ООН-Хабитат, были проанализированы и систематизированы мероприятия, которые проводят власти Москвы и Амстердама для обеспечения экологической устойчивости.

ABSTRACT

The activities of Moscow and Amsterdam authorities to enhance environmental sustainability were analyzed and systematized on the basis of the indicators of the Environmental Sustainability of the UN-Habitat's City Prosperity Index

Ключевые слова: устойчивое развитие; экологическая устойчивость городов; загрязнение атмосферы; твердые коммунальные отходы; энергосбережение; очистка сточных вод; возобновляемые источники энергии.

Keywords: sustainable development, environmental sustainability of cities; air pollution; municipal solid waste; energy conservation; sewage water treatment; renewable energy sources.

Согласно определению, предложенному Инициативой процветания городов (ИПГ) ООН-Хабитат, под экологической устойчивостью понимают достижения городов в обеспечении защиты городской среды и ее природных активов [1]. Обеспечение экологической устойчивости городов является одним из элементов достижения Целей устойчивого развития человечества, а именно 11-й цели: «обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов». Одним из наиболее авторитетных подходов к оценке экологической устойчивости городов является Индекс экологической устойчивости ИПГ ООН-Хабитат. На данный момент ООН-Хабитат сотрудничает с 50 городами с целью измерения их индексов процветания, которые в дальнейшем помогают городским властям в разработке необходимых мер и потенциальных направления действий для процветания. Существуют также и другие индексы, например, Global Cities Index, Global Cities Outlook, Sustainable Cities Mobility Index, однако, в данной статье за основу взят ИПГ ООН-

Хабитат. В рамках Инициативы было разработано несколько вариантов ИПГ, что дает возможность муниципалитетам самим выбирать подходящий индекс для имеющихся в наличии данных. ИПГ представляет собой сводный индекс, в его состав входят пять отдельных индексов: производительность, инфраструктура, качество жизни, социальная интеграция и равенство, экологическая устойчивость. Данный сводный индекс, также как и отдельные вышеперечисленные индексы, измеряется по 100-балльной шкале. Расширенный ИПГ состоит из 66 индикаторов, из которых только 9 индикаторов связаны с состоянием окружающей среды (также есть и другие версии ИПГ с меньшим количеством учитываемых индикаторов). Среди этих девяти индикаторов семь входят в состав индекса экологической устойчивости, а другие два индикатора входят в состав индекса качества жизни (озеленённые территории и доступ к общественным пространствам) [2].

Составляющие Индекса экологической устойчивости представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1

Индекс экологической устойчивости инициативы процветания городов ООН-Хабитат_

Суб-индекс Индикатор Измерение

Качество воздуха 1. Автоматические станции контроля загрязнения атмосферы Количество действующих стационарных станций автоматического контроля загрязнения атмосферы на территории города

2.Концентрация мелкодисперсных частиц класса PM2,5 Ежегодное среднее значение концентрации мелкодисперсных частиц класса PM2,5

3. Выбросы ТО2 Выбросы ТО2 в год на душу населения

Обращение с отходами 1.Сбор твердых коммунальных отходов Процент твердых утилизируемых коммунальных отходов от общего количества отходов, образующихся в городе

2.Очистка сточных вод Процент очищенных сточных вод

З.Доля переработанных твердых коммунальных отходов Доля переработанных городских твердых коммунальных отходов от общего объема всех твёрдых коммунальных отходов

Устойчивое энергоснабжение 1.Доля возобновляемых источников энергии Процент электроэнергии из возобновляемых источников от общего объёма производства электроэнергии (ГВт)

Источник: Diego Manya Gutierrez «Is the City Prosperity Index appropriate to monitor the environmental SDGs in urban areas?». URL: http://datadriven.yale.edu/big-data-2/is-the-city-prosperity-index-appropriate-to-moni-tor-the-environmental-sdgs-in-urban-areas/ (дата обращения: 28.02.2017) [3]

Согласно данным, представленным в таблице 2, индекс экологической устойчивости г. Москва составляет 90,8 (очень высокий по сто бальной оценке ИНГ), в то время как «весь» ИПГ Москвы -

79,3 (высокий по сто бальной оценке ИПГ). В таблице 2 данные приведены за 2013 год, т.к. за последующие года данные по г. Москва отсутствуют, город не участвовал в составлении рейтинга.

Таблица 2

Индекс процветания городов за 2013 год

№ Страна Город ИПГ Про из в однтел ьноегь Качест во денэни Инфрас трукгу ра Экологи ческая устойчк кость Социальн ая интеграи ня и равенство

1 Австрия Вена 92.5 93.9 88.2 99.6 93.2 88,3

2 Норвелм Осло 92.4 87.0 91.4 99.7 93.9 90.3

3 Финляндия Хельсинки 92.4 $9,0 90.5 99.7 94,4 89,0

4 Дакия Копенгаген 91.3 85.5 87.1 99.7 92.8 92.2

5 Ирландия Дублин 91.3 90.1 86.7 99.6 95,8 85,0

б Япония Токио 90. ï 85.0 93Л 98.9 93,6 82.8

7 Велнкобрита вня Лондон 90,4 92,3 89,8 99,7 92,0 79,3

8 Австралия Мельбурн 90,3 S6.7 № со 99.6 96,7 82,0

9 Швеция Стокгольм 89.8 89.6 92.5 99.5 92,1 76.7

10 Франция Париж S9.7 89.5 92,5 99,6 89,5 78,8

11 Нидерланды Амстердам 89.5 86.6 87.2 99,5 93.3 81,8

... ... ... ... ... ...

30 Россия Москва 79,3 80.6 81,3 96,0 90,8 55,0

68 Либерия Монровия 31,3 04,8 38,1 41,1 SS.0 45,7

Источник: United Nations Human Settlements Programme (UN-HABITAT), State of the World's Cities Report 2012/2013: Prosperity of aties.-C122-123. [4]

Индикаторы индекса экологической устойчивости являются инструментом для визуализации, измерения и обсуждения важных проблем развития. Они формируют количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют оценить ситуацию, отметить ее изменение в положительную или отрицательную сторону.

Индикативное планирование позволяет осуществлять мониторинг, измерение, оценку и анализ темпов и эффективности движения по направлению к достижению 11 ЦУР и, в случае необходимости, позволяет изменять общую городскую политику, обеспечивая экологическую устойчивость городов.

Для сравнения российского и зарубежного опыта повышения экологической устойчивости городов, по выбранному нами ориентиру - индексу экологической устойчивости, были взяты г. Москва

и г. Амстердам. В таблице 3 представлены показатели, характеризующие данные города и обосновывающие возможность рассмотрения в качестве примеров именно Москвы и Амстердама.

Таблица 3

Критерии выбора городов

Критерий Москва Амстердам

Доля ВВП Составляет 21 % от ВВП Составляет 19 % от ВВП

страны [5] страны [6]

Доля ландшафтно-рекреационных 14,26 м2/чел [7] 17,62 м2/чел [8]

территорий

Плотность населения 4834,3 чел/км2[9] 4908чел./км2 [10]

Природная зона Смешанные и широколиствен- Смешанные и широколиствен-

ные леса ные леса

Климатический пояс Умеренный пояс Умеренный пояс

Источник: составлено авторами

Индекс экологической устойчивости г. Амстердам - в 2013 году составлял 93,3, т.е. на 2,5 пункта выше, чем у Москвы. Ниже приводятся результаты анализа мероприятий, проводимых в этих городах и направленных на улучшение данных по семи индикаторам индекса экологической устойчивости.

Мероприятия, направленные на повышение уровня экологической устойчивости в г. Москвы

1. Выбросы СО2

Наибольшее количество выбросов СО2 (не менее 90%) приходится на энергетику и транспорт. В связи с этим, Правительством Москвы для снижения выбросов СО2 в атмосферу, в большей степени делается упор на «экологизацию» этих отраслей.

Так, для снижения выбросов от работы электростанций и котельных основное внимание уделяется повышению эффективности генерации энергии. Кроме того, реализуются мероприятия по снижению энергоемкости, что достигается путем ограничения потребления (повышается эффективность использования энергии при производстве работ, услуг, продукции, а также совершенствуется культура потребления в быту). К данным мерам можно отнести сокращение использования мазута на ТЭЦ города, повышение КПД ТЭЦ. Решением этой проблемы, в том числе является курс на использование альтернативных источников энергии.

Особое внимание уделяется экологизации транспорта, поскольку по состоянию на апрель 2017 года в г. Москва было зарегистрировано 4,88 млн. легковых машин, которые в среднем выбрасывают в день до 9 кг С02 [11]. Из всего автомобильного парка 90,4% составляли легковые автомобили, 8,5 % - грузовые автомобили, 1,1% - автобусы. Для снижения поступления углекислого газа в Москве проводятся следующие мероприятия: внедрение эффективных механизмов обновления транспортного парка, в том числе и общественного (например, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.07.2014 № 354-ПП «О мерах по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух автомобильным транспортом» автобусы, которые въезжают в город (в пределах МКАД и на МКАД), должны соответствовать как минимум экологическому классу 3) с улучшенными экологическими характеристиками (учитывая переход на последние редакции международных экологических стандартов - ЕВРО-4 и выше, см. рисунок ниже); внедрение электробусов; увеличение количества выделенных полос для общественного транспорта; контроль качества моторного топлива на АЗС; ограничение скорости движения автотранспортных средств; строительство и реконструкция улично-дорожной сети.

Рисунок - Динамика обновления автопарка города Москвы в 2015 г. Источник: Доклад «О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2016 году»,-С. 39. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/files/2074/bez_nazvaniya_9_.pdf (сайт: Департамент природопользования города Москвы, дата обращения 30.04.2018) [7]

Кроме того, в Москве с 2012 года осуществляется парковочная политика, которая основана на обустройстве парковочных мест и введении дифференцированной платы за единицу времени парковки. Так, за период с мая 2013 года по декабрь 2016 года было создано более 81 тыс. платных пар-ковочных мест.

Вокруг Москвы реализуется программа «Зеленый щит», направленная на снижение концентрации С02: ограничиваются вырубки лесов вокруг Москвы и в Подмосковье в пределах 70 километров от МКАД.

2. Концентрация мелкодисперсных частиц класса РМ 2,5

Главным антропогенным источником выбросов частиц класса РМ 2,5 является транспорт. 17 ноября 2014 г. в Восточном административном округе (АО) был введен пилотный проект «грузового каркаса», в его состав входило 86 улиц. С 1 декабря 2016 г. ограничено движение грузовиков и в Северо-Восточном АО - 107 улиц, а также в Северном АО - 81 [12], т.е. передвижение грузовых автомобилей осуществляется только по отведенным для них улицам в объезд жилой застройки. В рамках данного мероприятия улицы были разделены на две зоны: «грузовой каркас» и «жилая застройка». По улицам «грузового каркаса» разрешено движение грузового транспорта, а в жилых зонах может осуществлять движение грузовой транспорт с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонн только в целях обслуживания предприятий или жителей внутри района.

Кроме того, власти города запретили движение грузового транспорта грузоподъемностью более 12 тонн и ниже экологического класса 2 в пределах МКАД и на МКАД, а также грузового транспорта грузоподъемностью более 1 тонны и ниже экологического класса 3 в пределах Третьего транспортного кольца.

В 2015 году в столице началось развитие системы краткосрочной аренды автомобилей, которая является альтернативой личному транспорту - кар-шеринг. Считается, что одна машина совместного пользования может заменить до десяти машин личного транспорта. По состоянию на март 2018 года парк автомобилей каршеринга составляет 6,5 тыс. автомобилей. Аудитория, которая пользуется их услугами, достигает 500 тыс. чел.

В рамках соглашений о сотрудничестве между Правительством Москвы с ПАО «Мосэнерго» и ПАО «Российские сети» по расширению использования электромобилей реализуется пилотный проект по вводу в эксплуатацию 150 зарядных станций для электромобилей на объектах парковочного пространства города. 6 октября 2015 г. была открыта первая электрозаправка по адресу: ул. Бахрушина, д. 20. К началу 2016 г. в Москве было 220 электромобилей. Согласно постановлению Правительства Москвы от 17.05.2013 № 289-ПП для стимулирования приобретения электромобилей оно предоставляет владельцам таких машин право на бесплатную парковку на платных городских парковках.

Городские власти уделяют серьезное внимание развитию велотранспорта. В настоящее время оборудовано более 250 км велосипедных дорожек, развернуты 2208 велосипедных парковок, с 2013 года в городе функционирует система велопроката, в которую входит 330 станций на 3200 велосипедов. К 2020 г. планируется завершить крупнейший вело-проект «Зеленое кольцо». Длина маршрута составит 75 километров и объединит 15 крупных парков и лесопарков, обеспечит доступ к ним для велосипедистов из прилегающих зон и создаст безопасные велосипедные маршруты между зелеными зонами и районами города.

3. Автоматические станции контроля загрязнения атмосферы (АСКЗА)

АСКЗА начали создаваться в Москве с 1993 года для мониторинга качества атмосферного воздуха. В настоящее время мониторинг осуществлялся на 52 АСКЗА (стационарные), которые в режиме реального времени круглосуточно измеряют содержание в атмосферном воздухе 16 загрязняющих веществ (оксид углерода, аммиак, нафталин, диоксид серы, оксид азота, толуол, сероводород, диоксид азота, бензол, стирол, фенол, формальдегид, приземный озон, метан, взвешенные частицы РМ2,5 5 и РМю). Кроме того, контроль за загрязнением воздуха производят четыре мобильные автоматические станции, три специализированных метеорологических комплекса, три передвижные лаборатории и аналитическая лаборатория.

Ежегодно проводится корректировка сети автоматических станций мониторинга, расширяется перечень контролируемых загрязняющих веществ и метеорологических параметров, которые влияют на загрязнение воздуха.

АСКЗА располагаются во всех округах Москвы, у них разное удаление от центра города и охват различных функциональных зон. Станции мониторинга размещают на территориях вблизи автомагистралей, в том числе на Третьем транспортном кольце, в жилых районах, на территориях, где наблюдается влияние смешанных антропогенных источников загрязнений.

Автоматические станции контроля загрязнения атмосферы в непрерывном режиме измеряют средние двадцатиминутные концентрации шестнадцати химических веществ и метеорологические параметры, которые определяют условия рассеивания примесей в атмосфере (скорость и направление ветра, температура, давление, влажность, вертикальная компонента скорости ветра).

Данные относительно профиля температуры и ветра до высоты 503 м, а также давления, влажности и температуры «точки росы» на приземном уровне поступают с Останкинской телебашни (высотный пост). В Москве можно наблюдать функционирование двух температурных профилемеров МТП-5, у которых в режиме реального времени происходит измерение профиля температуры и ветра и имеется возможность определения интенсивности вертикального перемешивания воздуха и высоты слоя перемешивания, а также автоматических осадкомеров. Результаты данных измерений

нужны для того, чтобы проводить анализ данных мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и развития методик прогноза загрязнения атмосферы [13]. Данные о загрязнении атмосферного воздуха и о метеорологических параметрах, полученные на АСКЗА поступают в Единый городской фонд данных экологического мониторинга, где происходит обработка, хранение и анализ данных мониторинга.

4. Сбор твердых коммунальных отходов.

На территории Москвы функционируют 14 объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных отходов [14].

На основании ФЗ №89 нужно полностью производить сортировку всего мусора и извлекать из него все возможные полезные элементы.

Сортировка может производиться и на первичных производителях ТКО - т.е. как жителями, так и специальными сортировочными станциями.

На территории Москвы два объекта (и один в Подмосковье) занимаются термическим обезвреживанием (мусоросжигательные заводы). пять объектов занимаются сортировкой мусора и шесть -перегрузкой мусора. Из них два предприятия занимаются как сортировкой, так и перегрузкой.

На территории столицы действуют два мусоросжигательных завода: спецзавод № 4 ГУП «Эко-техпром» (ВАО, ул. Пехорская, владение 1А) был открыт в 2003 г., проектная мусорная мощность составляет более 750 тыс. тонн в год; завод ООО «ЕФН - Экотехпром МСЗ 3» был открыт в 1983 г., проектная мусорная мощность составляет более 200 тыс. тонн в год (ЮАО, ул. Подольских Курсантов, 22А). Таким образом, эти заводы способны перерабатывать более 1 млн. тонн отходов в год. Спецзавод № 2 завода ГУП «Экотехпром» (СВАО, Алтуфьевское шоссе, 33а) и Мусоросжигательный завод «Эколог» были закрыты.

В девяти административных округах в 2016 г. было установлено 75 стационарных пунктов для всех видов отходов (в 2015 г. их было 14), 488 отдельных контейнеров для пластика и 14 — для стекла (в 2015 г. их вообще не было). Кроме того на территории города действуют 57 мобильных пунктов приема отходов и четыре пункта, которые работают по расписанию. Способы организации раздельного сбора ТКО:

- сбор ТКО в многоквартирных домах, однако, необходимо наличие мусоропроводов и мусоро-приемных камер;

- сбор отходов в контейнеры на контейнерных площадках;

- сбор крупногабаритных отходов на специальных площадках для сбора крупногабаритных отходов;

- сбор отходов в пакеты или другие предназначенные для сбора ТКО емкости мусоровозами непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного сбора с установленных договором на оказание услуг по обращению с ТКО мест сбора и накопления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- прием отходов в пунктах приема вторичного сырья.

В 2017 году в Москве появился региональный оператор по обращению с ТКО, с которым должны будут заключить договоры все организации, являющиеся источником образования отходов. От многоквартирных домов договоры будут заключать управляющие организации или ТСЖ (ЖСК, ЖК). Региональный оператор будет действовать только в Южном административном округе и в Новой Москве, поскольку в остальных административных округах были уже заключены госконтракты с другими организациями на ближайшие 15 лет.

5. Очистка сточных вод

На Курьяновское, Люберецкое, Южнобутовское и Зеленоградское очистные сооружения (аэра-ционные станции) поступают все хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды, которые попадают в городскую систему канализации Москвы. На этих сооружениях сточные воды проходят полный цикл очистки, что позволяет исключить сброс неочищенных сточных вод в природные водоемы. Каждый день очистные сооружения принимают более 3 млн. м3 канализационных сточных вод [15].

Станциями аэрации очищаются и сбрасываются сточные воды в приёмники - в расположенные рядом водоемы (р. Москва и др. реки).

Снижение массы загрязняющих веществ, которые сбрасываются в водные объекты, достигается путем высокой степени очистки городских стоков.

Очистные сооружения применяют современные методы обработки осадка: осадок сгущается на ленточных сгустителях, сбраживание в метантен-ках, уплотняется и обезвоживается на центрифугах (декантерах). Диспетчерские службы города контролируют все стадии очистки вод. В специальных лабораториях станции проверяют степень очистки воды.

После получения обезвоженного осадка сторонние организации вывозят его за пределы территории очистных сооружений. Это делается для того, чтобы обезвредить/утилизировать и/или использовать для производства готовой продукции.

Очистные сооружения в г. Зеленоград имеют производительность 140 тыс.м3 в сутки; очистные сооружения «Южное Бутово» - 80 тыс.м3 в сутки; Курьяновские очистные сооружения (КОС) - 2,2 млн.м3 в сутки; Люберецкие очистные сооружения (ЛОС) - 3 млн.м3 в сутки [16].

С 2006 по 2007 гг. на Люберецких очистных сооружениях была запущена система биологической очистки воды с глубоким удалением азота и фосфора. Кроме того, было введено в использование ультрафиолетовое обеззараживание очищенных сточных вод мощностью 1 млн. м3 в сутки. В 2012 г. на Курьяновских очистных сооружениях была построена крупнейшая в мире система ультрафиолетового обеззараживания мощностью 3 млн. м3 в сутки. На одном блоке, мощность которого равна 600 тыс. м3 в сутки, была внедрена технология биологической очистки воды с глубоким удалением биогенных элементов. К 2025 году 80 % всех

очистных сооружений будут работать по новым технологиям [15].

6. Переработка твердых коммунальных отходов

Переработкой вторичного сырья в Москве занимается большое количество предприятий.

Однако следует отметить, что существующие компании по переработке не полностью используют свои мощности из-за недостатка сырья. Основная причина недостатка сырья для перерабатывающих предприятий заключается в том, что в Москве не сформирована система раздельного сбора отходов, которая позволяет отделить вторичное сырье от органических отходов для дальнейшей отправки на переработку. На сегодняшний момент на территории города прием вторсырья (макулатуры, стеклотары и пластика) осуществляется в 752 пунктах.

Основные предприятия по переработке:

- макулатуры: «Пролетарий-Вторресурсы», SFT Group, ЗАО «Ступинская фабрика по переработке вторичных ресурсов», ООО «ЭсСиЭй Хай-джин Продактс Раша»;

- стекла: ООО «Норвитт»;

- пластика: ООО «Поли-Про», «Сайклоп»;

- металла: «Росавиатехника», «Твердосплав», «Ферротек», «Хорошевское», «Экофото»;

- резины, шин: ОАО «ТМЗ», ЗАО «Комбинат Экологического Обслуживания», «Шиноэколо-гия», «ЭкоРезина»;

- ветоши, текстиля: «Пресня», «Эковторресурс XXI»;

- опасных отходов, бытовой техники: «Экотром».

В некоторых административных округах Москвы наблюдается положительная динамика внедрения стационарных пунктов сбора вторсырья. Например, в ЮВАО и ЗелАО оператор - «МСК-НТ»), в ЦАО - «ЭкоЛайн», в СЗАО - «Спецтранс». Активно устанавливает контейнеры для ПЭТ-тары в СВАО и ВАО оператор «Хартия».

В 2012 году в Москве была запущена программа по раздельному сбору отходов. Она рассчитана на 15 лет, общий бюджет составляет 143 млрд. рублей [17]. Предполагалось, что за прошедшие шесть лет крупнейшие частные операторы создадут необходимую инфраструктуру - новые сортировочные центры и центры по глубокой переработке, но на деле этого не произошло. Поскольку юридически в Москве запрещено захоранивать отходы, они вывозятся в Московскую область, у полигонов Московской области уже не хватает мощностей. Кроме того, началось закрытие полигонов. Например, закрыт полигон «Кучино», на который поставлялось около 90% отходов из Москвы.

Стоит также отметить, что культура раздельного сбора отходов у москвичей практически не развита. Специальные контейнеры для пищевых отходов, бумаги и стекла подавляющим большинством жителей города попросту игнорируются.

7. Возобновляемые источники энергии

На сегодняшний день на территории Москвы функционирует мини-ТЭС на биогазе на Курьяновских очистных сооружениях мощностью в 9,7 МВт, которая позволяет обеспечить 50% потребностей в тепловой энергии. Благодаря функционированию такой мини-ТЭС очистка сточных вод возможна в условиях риска отключения внешних источников энергоснабжения. Мини-ТЭС способствует снижению потребления электроэнергии из распределительной сети города, тем самым выбросы СО2 в каждый год сокращаются на 6,5 т. Биогаз образуется в метантенках очистных сооружений в результате очистки сточных вод. Аналогичная мини-ТЭС построена и на Люберецких очистных сооружениях мощностью 10,9 МВт.

Суммарная доля генерации с использованием ВИЭ в Москве в 2010 году составила 0,75% по установленной мощности.

В Москве также используются в небольшом объеме солнечные батареи. Так, с помощью солнечных модулей производится освещение подъездов и дворов нескольких домов Леонтьевского переулка и Мичуринского проспекта, что позволяет экономить практически 25% расходов на оплату освещения в домах. В северо-западном районе Москвы (Тимирязевская улица) на крыше автобусной остановки установлены солнечные батареи. При использовании энергии солнца обеспечивается работа справочно-информационной транспортной системы и модуля беспроводной связи Wi-Fi [18]. Практически все паркоматы и пункты проката велосипедов получают питание от солнечных модулей. Кроме того, увеличивается число пешеходных переходов, которые оснащены сигнальными и осветительными фонарями, питающимися от солнечных батарей.

Многие парки Москвы имеют на своей территории Wi-Fi-модули и системы освещения, которые работают на солнечной энергии («Измайлово», «Царицыно», «Сокольники», «Долина реки Сетунь», «Кузьминки-Люблино», Бирюлевский денд-ропарк, «Северное Тушино»). Власти г. Москва в скором времени планируют установить солнечные батареи на фасадах и крышах подведомственных учреждений, экспериментально оснастить общественный транспорт гибридными двигателями.

Мероприятия, направленные на повышение уровня экологической устойчивости в г. Амстердам

1. Выбросы CO2

Хотя Амстердам является одним из самых зеленых городов в мире, власти города по-прежнему настроены на сокращение выбросов углекислого газа. Так, в 2007 году мэр и палата старейшин приняли решение покупать для нужд города транспортные средства с маркировкой А или В:

- знак А свидетельствует о 20 % снижении выбросов CO2;

- знак В свидетельствует о снижении выбросов CO2 от 10 до 20 %.

Амстердам является городом с самой развитой велосипедной инфраструктурой. В общей сложно-

сти проложено более 400 км велодорожек и приблизительно 40 % всех поездок в день осуществляется посредством велосипедов. В Амстердаме около 225 тыс. парковочных мест [19].

В рамках перехода на низкоуглеродный транспорт в аэропорту Амстердама (Схипхол) сорок наземных транспортных средств используют в качестве топлива биодизель, который на 100 % состоит из отработанного растительного масла. В парке такси аэропорта в настоящее время насчитывается более ста электромобилей.

В целях снижения на 30% углеродного следа энергетического сектора города власти муниципалитета летом 2017 года начали внедрять «Концепцию виртуальной электростанции». В рамках данного проекта в 50 домашних хозяйствах в округе Новый Запад были установлены солнечные панели, которые потом подключили к интеллектуальной энергосистеме. Солнечные панели вырабатывает электроэнергию для нужд владельца, а лишнюю накопленную электроэнергию, которая вырабатывается солнечными установками, можно будет продавать в общую энергосеть города или района.

По данным Международной ассоциации зеленых кровель в Амстердаме насчитывается около 200 зеленых крыш с общей площадью около 120 тыс м2. Поставив перед собой цель по сокращению выбросов СО2 на 40% к 2025 году по сравнению с 1990 годом, в 2009 году власти города запустили программу по стимулированию создания зеленых крыш путем предоставления прямых субсидий владельцам зданий для установки зеленой крыши. В рамках программы предлагается покрытие 50% затрат на установку с минимальной стоимостью кровли до 25 евро/м2 и максимальной стоимостью до 50 евро/м2. Так, например, за первые два года из городского бюджета было использовано 500 тыс евро для продвижения зеленых крыш и зеленых стен.

2. Концентрация мелкодисперсных частиц класса РМ 2,5

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Амстердаме является автотранспорт. В 2008 году для снижения концентрации мелкодисперсных частиц класса РМ 2,5 в центральном районе Амстердама внедрена зона пониженных выбросов (ЗПВ). ЗПВ ограничена рекой Эй и кольцевой автомагистралью А10. Грузовой транспорт грузоподъемностью более 3,5 тонн и экологического класса 0, 1 и 2 не допускается в ЗПВ. Штраф за въезд такого средства в ЗПВ

составляет 230 евро [20]. Ранее такая система была введена в Хертогенбосе, Бреда, Гааге, Эйндховене, Роттердаме, Тилбурге, Утрехте. Амстердам с 1 января 2017 года закрыл въезд ЗПВ грузовому транспорту 3 экологического класса [21]. С 1 января 2018 года требования ЗПВ будут также применяться к такси и туристическим автобусам, мопедам и скутерам.

По состоянию на конец 2017 года, в городе было установлено 4000 станций зарядки электромобилей. К 2025 году ожидается, что в Нидерландах будет более 1 млн. электромобилей. Поэтому в качестве пилотного проекта в марте 2013 года в округе Новый Запад Амстердама была запущена концепция Vehicle-to-grid, т.е., в случае необходимости подзарядки электромобиля происходит его подключение в общую энергосеть, и если после использования автомобиля осталась лишняя электроэнергия, то ее можно вернуть обратно в электросеть. Владельцы автомобилей, которые используют концепцию V2G, имеют возможность продавать электроэнергию в часы, когда машина не используется, и заряжать автомобиль в часы, когда электроэнергия дешевле. Также существует возможность подключать электромобили к собственному дому и использовать их в качестве бесперебойного источника питания для дома или офиса. В настоящее время данная концепция была внедрена на всей территории города.

3. Автоматические станции контроля загрязнения атмосферы

В 1970-х годах Государственная служба общественного здравоохранения создала сеть мониторинга качества воздуха. В Амстердаме АСКЗА подразделяются на следующие категории: уличные и расположенные вблизи автомагистралей. Амстердамская сеть мониторинга качества воздуха соответствует критериям международного стандарта ИСО 17025:2005 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

На данный момент мониторинг загрязнения атмосферы осуществлялся на 11 АСКЗА (пять уличных и шесть расположенных вблизи автомагистралей), которые в режиме реального времени круглосуточно измеряют содержание в атмосферном воздухе девяти загрязняющих веществ: диоксида азота, оксида азота, озона, оксида углерода, взвешенных частицы PM25 и PMi0, диоксида серы, сажи, бензола (см. таблицу 4).

Таблица 4

Загрязняющие вещества, которые измеряются на АСКЗА г. Амстердам_

Название станции Тип станции NO NO2 CO O3 SO2 PM10 PM2,5 Сажа CeHe

Haarlemmerweg уличная Q Q

Nieuwendammerdijk расположена вблизи автомагистралей Q Q Q Q

Einsteinweg A10 west уличная Q Q Q Q Q Q

Van Diemenstraat уличная Q Q Q Q Q Q Q

Vondelpark расположена вблизи автомагистралей Q Q Q Q Q Q Q

Westerpark расположена вблизи автомагистралей Q Q Q

Stadhouderskade уличная Q Q Q Q Q Q

Oude Schans расположена вблизи автомагистралей Q Q

Jan van Galenstraat уличная Q Q Q Q

Kantershof расположена вблизи автомагистралей Q Q

Sportpark Ookmeer расположена вблизи автомагистралей Q Q

Источник: GGD Amsterdam, Luchtverontreiniging Amsterdam 2016. -С.12. [22]

0 вещество входит в систему мониторинга

- соответствие критериям международного стандарта ИСО 17025: 2005 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

4. Сбор твердых коммунальных отходов

Амстердам подразделяется на один промышленный округ и семь жилых округов. У каждого округа есть свой собственный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который отвечает за организацию и график сбора мусора. Однако ответственным за дальнейшую утилизацию отходов является «Амстердамская компания по мусору и энергии».

На сегодняшний день в городе установлено 226 контейнеров для пластика, 3000 - для стекла, 3000 - для бумаги и картона, 170 - для одежды.

В 2017 году объем раздельно собранных ТКО составил 56 кг на душу населения или 14% от общего объема всех образовавшихся ТКО. Из них 44% пришлось на бумагу и картон, 35% - на стекло, на пластик - 2%, на биологические отходы - 1%, на

другие фракции (например, отработанное электротехническое и электронное оборудование) пришлось 18% [23].

Также введена инновационная система по сбору ТКО Optibag. Местные жители могут получить в городском совете цветные пакеты для мусора. Например, зеленый пакет можно использовать для органических отходов, красный для бумаги и желтый для картона. Для всех видов отходов используется только один общий контейнер. Вывоз осуществляется раз в две недели, благодаря чему происходит сокращение выбросов СО2. Все собранные отходы поставляются на завод Optibag, где оптические сепараторы, работа которых основана на использовании возможностей спектрального анализа, разделяют пакеты по цветам с точность до 98%.

Кроме того, в общий муниципальный налог входит налог на сбор ТКО. В 2018 году для человека, который проживает один, налог составляет 235 евро и 313 евро для семьи (два или более человек, включая детей) [24].

5. Очистка сточных вод

На сегодняшний день в Амстердаме функционирует три станции очистки сточных вод: в Восточном округе на острове Zeeburger, в Южном округе в промышленной зоне Амстел и в Вестпорте в порту.

Власти города стараются развивать систему промышленного метаболизма. Отличным примером служат взаимоотношения очистных сооружений в порту Вестпорте и «Амстердамской компании по мусору и энергии» (AEB Amsterdam). В процессе биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях образуется шлам, который в объеме 90000 тонн/год поставляется на мусоро-сжигающий завод «Амстердамской компании по мусору и энергии». В процессе сжигания полученная электроэнергия покрывает 40% энергоспроса (20000 МВт) очистных сооружений. Кроме того, в условиях анаэробной ферментации происходит выделение биогаза на очистных сооружениях (10 Мм3/год), который мусоросжигательный завод использует в качестве источника энергии.

В Амстердаме в течение нескольких лет практикуется инновационная система очистки и повторного использования сточных вод для обогрева домов. В установку по очистке сточных вод попадает все, что оказывается в городской канализации. Образующийся в метантенках биогаз собирается, и затем газ под давлением уходит по трубам в дома. Благодаря такой системе светом и теплом снабжается около 25 тыс. домов [25]. Такая система называется экостилер - система для обогрева жилищ и производства электроэнергии.

В Амстердаме развита система сбора налогов для поддержки очистных сооружений. Все налоговые сборы направляются в бюджет муниципалитета. Например, владельцы недвижимости, плавучих домов и служебных помещений платят ежегодный налог с фиксированной ставкой за использование канализационной системы в том случае, если годовой объем использованной воды превышает 300 м3. Налог рассчитывается в зависимости от количества воды, которую они используют. Такой вид налогообложения был введен с 1 января 2017 года [26]:

- от 301 м3 до 1000 м3 в год: 368,79 евро;

- от 1001 м3 до 5000 мз в год: 1395,56 евро;

- от 5001 мз до 10000 мз в год: 4618,62 евро;

- от 10001 мз до 50000 мз в год: 11682,62 евро;

- от 50001 мз до 100000 мз в год: 47959,98 евро;

- от 100001 мз до 500000 мз в год: 89 281,33 евро;

- более 500 001 мз в год: 117600 евро.

Кроме того, домашние хозяйства платят налог

на водные ресурсы. Если дом подключен к городской канализационной системе, то платится налог на использование водных ресурсов. Сумма, которая

выплачивается, основана на количестве «единиц загрязнения» (ve). A ve - средний уровень загрязнения на одного человека в год. Плата за одну единицу загрязнения составляет 53,18 евро. Если человек проживает один, то он платит за 1 ve. Домохозяйство, в котором проживает два или более человек платит за 3 vе. То есть, в общей сложности выплачивается 159,54 евро. Налог также распространяется на детей в возрасте до 18 лет. Если дом не подключен к городской канализационной системе, то платится налог за загрязнение водных ресурсов. Этот сбор также основан на количестве «единиц загрязнения» (ve).

6. Переработка твердых коммунальных отходов

В Амстердаме активно развивается система раздельного сбора мусора. В отдельные контейнеры выбрасываются стекло (по разным цветам: белое, зеленое, коричневое), бумага, батарейки, пластик, консервные и алюминиевые банки, пищевой и растительный мусор. Активным участникам раздельного сбора муниципальные власти выдают купон экологической лояльности, по которому можно получить различные льготы при оплате жилья и коммунальных услуг.

Собранный мусор транспортируется на специальные шесть пунктов сбора отходов, которые расположены на периферии города. На этих пунктах организуется сбор более чем 20 видов отходов (резина, электронно-вычислительная техника, дерево, пластик, пенопласт, стекло и т.д.).

Все, что подлежит вторичному использованию, продается компаниям, которые занимаются переработкой ТКО. В среднем, согласно статистике, в Амстердаме перерабатывается и направляется во вторичное использование 27% отходов. Из них изготавливают джинсовую ткань, покрытие для велодорожек, стекло, блоки для строительства и другую продукцию.

То, что не подлежит переработке и вторичному использованию, например, бытовые несортированные отходы, направляется на мусоросжигательный завод, который, как и пункты раздельного сбора принадлежит «Амстердамской компании по мусору и энергии» (AEB Amsterdam). Отходы сюда привозят даже из других европейских стран - Германии и Великобритании. Сначала при помощи специального оборудования с применением инфракрасных лучей из мусора удаляются металлические элементы. Затем он сжигается при использовании высокотехнологичных фильтров. Ежегодного из отходов производится 1 млн. МВтч электроэнергии, которая идет на энергообеспечение 320 тыс. домашних хозяйств. Также выделяется до 600 000 ГДж тепла в год. Это тепло используется для централизованного теплоснабжения: подачи горячей воды и центрального отопления домов. 99% всех ТКО (14 млн. тонн) попадают на завод «Амстердамской компании по мусору и энергии».

Ежегодно на пунктах сбора сортируется около 1,5 млн. тонн мусора. При этом в результате переработки каждой тонны вырабатывается 900 кВт

электроэнергии и 91 кВт тепла, а также производятся 209 кг блоков для строительства, 16 кг железа, 3 кг других металлов и 4,5 кг гипса [27].

Система налогообложения и штрафов такова, что организациям и гражданам выгодно не захоранивать отходы, а направлять их на утилизацию и в переработку, поэтому на территории Голландии на сегодняшний день нет ни одного полигона ТКО.

7. Возобновляемые источники энергии

Для достижения поставленной цели по сокращению к 2025 году выбросов СО2 на 40% по сравнению с выбросами в 1990 году власти города взяли курс на развитие ВИЭ. Так, например, порт г. Амстердам в 2016 г. начал переход на освещение от возобновляемых источников энергии - солнца и ветра. Пока в рамках пилотного проекта в порту оборудовали велосипедную дорожку, освещаемую от солнечных панелей и ветряного электрогенератора. В систему входят плавучие солнечные панели и мини-ветрогенератор. Это оборудование заряжает батарею, от которой питаются 42 фонаря.

Кроме того, начиная с 1 января 2017 года, все электропоезда в Нидерландах работают на электроэнергии, вырабатываемой ветряными электростанциями. Таким образом, компания NS Dutch Railways, которая является оператором голландских железных дорог, стала первой в мире железнодорожной компанией, которая получает 100% электроэнергии из энергии ветра. Ежедневно услугами NS Dutch Railways пользуются около 600 тыс. человек. На протяжении года на железнодорожные перевозки в Нидерландах требуется около 1,2 млрд. кВтч электроэнергии. [28] Это примерно равно количеству энергии, потребляемой всеми домохозяй-ствами Амстердама за год. Половина необходимой электроэнергии будет поставляться с целого ряда новых ветряных электростанций в Бельгии и Скандинавии, с которыми специально были заключены контракты под данный проект.

В 2014 году власти города запустили проект «Энергетический атлас», в котором представлена информация о производстве солнечной энергии и энергии ветра. Открытость и доступность городских данных необходимы для обеспечения развития возобновляемых источников энергии в городе. Основная цель проекта - предоставить всем заинтересованным сторонам доступ к основным городским данным через интерактивные карты. Например, по карте солнечного потенциала можно определить пригодность зданий для установки на крыше солнечных батарей.

На 2017 г. установленная мощность солнечной энергетики составляла 24 МВт. Амстердам стремится увеличить установленную мощность до 160 МВт к 2020 г. и до 1000 МВт к 2040 г. А установленная мощность ветроэнергетики на 2017 г. составила 67 МВт, к 2020 г. планируется увеличить мощность до 85 МВт и до 405 МВт к 2040 году.

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, по индикаторам Индекса экологической устойчивости Индекса процветания городов ООН-Хабитат, были систематизированы ме-

роприятия, которые проводят власти Москвы и Амстердама для обеспечения экологической устойчивости. Индикативное планирование, основанное на Индексе экологической устойчивости, позволяет осуществлять мониторинг, измерение, оценку и анализ темпов и эффективности движения по направлению обеспечению благоприятной городской среды, к достижению 11 ЦУР и, в случае необходимости, позволяет изменять городскую политику, обеспечивая экологическую устойчивость городов. Мероприятия, реализуемые Москвой и Амстердамом могут быть интересны органам управления других городов, а также могут служить базой для проведения сравнительного анализа.

Литература

1. «City Prosperity Initiative Dimensions of Prosperity». [Электронный ресурс] // City Prosperity Initiative.

URL : http ://citysvil.mesys.it/Public/Methodology (дата обращения: 21.02.18)

2. Авраменко А.А., Железникова А.Д. Подходы к оценке экологической устойчивости городов // Евразийский союз ученых. 2018. .№5-3 (50). С. 36 - 40

3. Diego Manya Gutierrez «Is the City Prosperity Index appropriate to monitor the environmental SDGs in urban areas?». URL: http://datadriven.yale.edu/big-data-2/is-the-city-prosperity-index-appropriate-to-monitor-the-environmental-sdgs-in-urban-areas/ (дата обращения: 28.02.2017)

4. United Nations Human Settlements Programme (UN-HABITAT), State of the World's Cities Report 2012/2013: Prosperity of Cities-C.122-123.

5. Сергей Собянин: Москва создает новую экономику [Электронный ресурс] // Официальный сайт мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/4429050/ (дата обращения: 25.04.18)

6. Metropolitan Region of the Future [Электронный ресурс] // Amsterdam economic board URL: https://www.amsterdameconom-icboard.com/metropolitan-region-the-future (дата обращения: 25.04.18)

7. Доклад «О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2016 году» / Под ред. А.О.Куль-бачевского. - М.: ДПиООС; НИиПИ ИГСП. -2017. -С. 182.

8. Amsterdam, the Netherlands [Электронный ресурс] // University of Copenhagen. -2015. -С. 3. URL: http://greensurge.eu/products/case-stud-ies/Case_Study_Portrait_Amsterdam.pdf (дата обращения 24.04.18)

9. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года: Статистический сборник. - М. : Рос-стат, 2017. -С.6

10. Amsterdam Population [Электронный ресурс] // World Population Review. URL: http://worldpopulationreview.com/world-cities/am-sterdam-population/ (дата обращения: 25.04.18)

11. Чем дышат москвичи? [Электронный ресурс] // +1. URL: http://plus-one.ru/blog/ecology/

chem-dyshat-moskvichi?_utl_t=tw (дата обраще-ния:28.04.18)

12. Грузовой каркас [Электронный ресурс] // Центр организации дорожного движения правительства Москвы. URL: http://www.gucodd.ru/index.php/2016-01-02-11-09-45/2016-01-15-09-49-07 (дата обращения: 17.04.18)

13. Система мониторинга атмосферного воздуха в Москве [Электронный ресурс] // Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. URL:http://www.dpioos.ru/eco/ru/air_condition/o_15 02 (дата обращения: 16.04.18)

14. Постановление Правительства Москвы от 9 августа 2016 г. № 492-ПП «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ML AW&n=172727#04474664186761472 (дата обращения 30.04.18)

15. Очистка сточных вод в системе канализации Москвы [Электронный ресурс] // Мосводока-нал. URL: http://www.mosvodokanal.ru/press/smi/7918 (дата обращения 29.04.18)

16. Очистные сооружения [Электронный ресурс] // Мосводоканал. URL: http://www. mosvodokanal.ru/sewerage/ sewagetreatmentplants/ (дата обращения: 30.04.18)

17. Александр Закондырин: экологический протест наверняка будет использован на губернаторских выборах. [Электронный ресурс] // «Клуб Регионов» URL: http://club-rf.ru/50 /interview/345 (дата обращения: 30.04.18)

18. В зоне переменного тока [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/ 2012/04/18/energiya.html (дата обращения: 30.04.18)

19. Amsterdam: one of the most sustainable cities of Europe [Электронный ресурс] // Amsterdam Smart

City URL: https://www.iamsterdam.com/media/fea-tures/en/press-features-sustainable-en.pdf?la=en (дата обращения: 01.05.18)

20. Jill Guijt Final report «The implementation and evaluation of healthrelevant air quality policy measures in Northwestern Europe» [Электронный ресурс] // Interreg NWE. -2015. -С.79. URL: http ://j oaquin. eu/03/MyDocu-ments/WP2A6_Final_Report_Def.pdf (дата обращения: 02.05.18)

21. Кириченко А. С., Серегин А. Н., Кириченко С. А., Бабаян П. Д. Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации // Молодой ученый. 2017. №14. - С. 77-80.

22. GGD Amsterdam, Luchtverontreiniging Amsterdam 2016. -С.12.

23. Capital factsheet on separate collection [Электронный ресурс] // Municipal waste Europe. -2015. -С. 1-2. URL: https://www.municipalwasteeu-rope.eu/sites/de-

fault/files/NL%20Amsterdam%20Capital%20factshee t.pdf (дата обращения: 07.05.18)

24. Waste collection charge (afValstoffenheffing) [Электронный ресурс] // The City of Amsterdam. URL: https://www. amsterdam. nl/en/taxes/waste -private/ (дата обращения: 05.05.18)

25. Панцхава Е. С. Биоэнергетика. Мир и Россия. Биогаз. Теория и практика: монография. - М.: Русайнс. -2014. -С.972.

26. Sewer charges (rioolheffing) [Электронный ресурс] // The City of Amsterdam. URL: https:// www.amsterdam.nl/en/taxes/sewer-charges/ (дата обращения: 05.05.18)

27. Амстердам в борьбе с мусором [Электронный ресурс] // ООО «Экологический правовой центр «БЕЛЛОНА». URL: http://bellona.ru/2017/11/07/amsterdam-waste/ (дата обращения: 01.05.18)

28. Электропоезда в Нидерландах полностью перешли на энергию ветра [Электронный ресурс] // ITC.ua. URL: https ://itc.ua/news/elektropoezda-v-niderlandah-polnostyu-pereshli-na-energiyu-vetra/ (дата обращения: 01.05.18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.